Русские народные праздники, приметы и традиции на ноябрь месяц 2023.

Осенние приметы и праздники: 4, 8, 10, 12, 13, 14, 17, 20, 21, 22, 24, 27 ноября. Зимняя Казанская, Дмитровская родительская неделя, Параскева Пятница, Кузьма-Демьян, Кузьминки, Матрена Зимняя

Дата обновления статьи: 07.01.2024

Ноябрь в народе назывался листопад, листогной, грудень (груды смерзшейся земли), полузимник или перезимник (почти зима или преддверие зимы). Это время когда осень борется с зимой — ворота зимы, сумерки года. Временной отрезок когда листва с деревьев почти опала, а снег еще не выпал назывался чернотропом от слов «черные тропы» — и действительно, чуть только начнет смеркаться наступает непроглядная темень, даже более густая, чем в декабрьские дни, когда на улице кажется светлее из-за выпавшего снега.

Ноябрьские ночи до снега темны.

В ноябре рассвет с сумерками среди дня встречаются.

Ноябрь — ворота зимы.

Ноябрь — сентябрев внук, октябрев сын, зиме родной батюшка.

В ноябре зима с осенью борется.

Тепло в ноябре в ночи на горячей печи.

Кто в ноябре не мерзнет, тому и в крещенскую стужу не замерзнуть.

Однако, ноябрь это и месяц ожидания долгожданных перемен: дождливые и грустные дни уходящей осени сменяются первым снегом и первыми морозными днями, которые как правило бывают солнечными. Крестьяне окончательно пересаживаются с телег на сани, на реках встает лед.

Ноябрь — последний месяц живой воды, канун ледостава.

Ноябрь — месяц первого льда и санного перепутка.

Не сковать реку зиме без ноября-кузнеца.

Работы по сбору урожая и подготовке к зиме в основном закончены и приходит время посиделок, вечерок, рукоделия, играют свадьбы. Так что ноябрь не такой уж и грустный месяц, а скорее — переломный. К тому же именно по ноябрьской погоде судили и о будущей зиме, и — что взаимосвязано — о будущем урожае.

В ноябре снегу надует — хлеба прибудет.

Если снег ляжет на сырую землю и не растает, то весною рано и дружно зацветут подснежники.

Если выпадет снег на мерзлую землю, тогда наверное можно ожидать в будущем году хорошего урожая хлеба.

Коли лед на реке становится грудами — будут хлеба груды.

Какая погода в ноябре — такая и в апреле.

Ясная безоблачная погода в ноябре — признак скорого понижения температуры.

Продолжительные и сильные похолодания в ноябре — к суровой зиме.

Если в ноябре многие деревья не сбросили листья — к долгой зиме.

Лёд на реке не становится в полнолуние.

Наличие комаров в ноябре говорит о том, что в ближайшее время сохранится теплая погода, а зима будет преимущественно с плюсовыми температурами. Мягкую зиму также предвещает большое количество уток, остающихся на зимовку. Напротив, суровую зиму стоит ожидать, если в ноябре наблюдаются длительные похолодания.

Утки зимой на льду

Домашние любимцы также служат отличными погодными индикаторами: если кот сворачивается клубочком, стремится к теплу — печке, батарее — то не за горами приход морозов, а вот если он с интересом сидит на подоконнике и смотрит в окошко — то погода еще останется теплой в ближайшие дни.

Какие же интересные даты и праздники отмечаются в ноябре?

4 ноября — Зимняя Казанская

День считался одним из переломных — на порог приходит зима.

До Казанской не зима, с Казанской — не осень.

Матушка Казанская зиму ведет, морозцам дорожку кладет.

Как отмечает народный календарь, поворот с осени на зиму на Казанскую наступает буквально в течение дня — часто с утра идет дождь, а после обеда уже снег.

В день Казанской богоматери всегда идет дождь.

Дождь пойдет, все луночки зальет, а снег пойдет, все дороги заметет.

Бывает, что на Казанскую с утра дождь дождит, а ввечеру сугробами снег лежит.

Выезжаешь о Казанской на колесах, а полозья в телегу клади.

Коли на Казанскую небо заплачет, то следом за дождем и зима придет.

А.Пластов. Первый снег

А.Пластов. Первый снег

Зимняя казанская также являлась традиционным днем расчетов — к этому времени заканчиваются все строительные работы — землекопы, плотники и штукатуры получают расчет и возвращаются по своим деревням.

Потерпи, батрак, и у тебя на дворе Казанская будет.

На Казанскую и у воробья пиво (время расчетов).

И рад бы хозяин поприжать батрака, да Казанская на дворе: она, матушка, всей ряде голова!

Кто женился в этот день, тому приметы предвещали счастливую жизнь. Кстати, на тему свадеб (и не только осенних) в фольклоре очень много интересных присказок:

Кабы всякому по нраву невесту, так бы и царства небесного не надо.

Выбирай корову по рогам, а девку — по родам (по родителям).

Добрая жена да жирные щи — другого добра не ищи.

8 ноября — Дмитрий Солунский. Дмитриев день. Родительская, дедова неделя.

Дмитриевская неделя связана с почитанием и поминовением всех умерших родственников. Дмитровскую субботу проводили особенно торжественно — ходили на могилы предков, устраивали пышные панихиды и богатые угощения (тризны). Считалось, что «чем щедрее приношения и обильнее угощения, тем вернее доставляется загробной душе на том свете покой и отрада».

Коли отдохнут на дедовой неделе родители (случится оттепель), то и всей зимушке-зиме быть с мокрыми теплинами.

Покойнички на Русь Дмитриев день ведут, покойнички ведут, живых блюдут.

Отмечается, что начало этой традиции положил князь Дмитрий Донской после победы в Куликовской битве в 1380 г.: он повелел в эти дни совершать вселенскую панихиду по всем погибшим на поле битвы. Однако, вполне возможно, что корни этого обряда гораздо древнее и уходят еще к истокам индоевропейской пра-цивилизации, ведь различные обряды связанные с потусторонним миром и поминовением мертвых на границе октября и ноября распространены повсеместно: это и западный Хеллоуин (корни которого уходят в кельтский праздник урожая Самейн) и белорусская традиция поминовения предков на третью неделю после праздника Покрова в субботу (30 октября — 10 ноября), которая сохранилась в культуре по сей день и называется Деды (Дзяды).

Можно предположить, что истоки всех этих традиций связаны с тем, что в одном временном отрезке пересекаются такие явления как завершение уборки урожая (а значит — нужно поблагодарить богов и предков, разделить с ними радость), а также завершение годового цикла, проявляющееся также в том, что ночи становятся все длиннее, а дни короче (то есть истончается граница между мирами и потустороннее проявляется в явном мире).

Круговорот жизни, славянский обережный узор

10 ноября. Параскева Пятница. Ненила-льняница

На Ненилу и Параскеву девушки молились о женихах.

Матушка Прасковея! Пошли женишка поскорее!

Также женщины устраивают «льняные смотрины» — вытрепанный лен-первак показывали соседям, парням и будущим свекровям, демонстрируя свое мастерство. А вот различные повседневные женские домашние работы в этот день запрещены — не прядут и не золят белья (не моют золой и щелоком) — это по преданию вызовет гнев Параскевы на том свете. Впрочем, заниматься прядением возбранялось в день Параскевы всегда — то есть в пятницу каждой недели.

Интересно, что образ христианской великомученицы Параскевы в народном сознании слился воедино с остатками культа богини Макоши. Последняя как раз покровительствовала браку, родам, хорошему урожаю, прядению, различным женским занятиям, и ее днем считалась именно пятница. После принятия христианства пятый день недели — Пятница тоже связывался, как правило, со святыми женского пола. По старым обычаям Параскеве Пятнице (подумать только!) проносили в жертву пряжу, бросая ее в колодец (этот обряд носил название «мокрида»).

11 ноября. Анастасия-овчаница. Настасья-стригальница. Аврамий-овчар.

В северных регионах начиналась традиционная стрижка овец. В южных же степных районах, напротив, день знаменовал последний день стрижки.

Повсеместно по домам было принято угощать пастухов за то, что сберегли овец.

Овцы осенью на поле, туман

12 ноября. Зиновий-синичник. Синичкин праздник.

Прилетают на зиму птицы-зимники: синички, щеглы, снегири, сойки, чечетки и свиристели. Образ синички в народном фольклоре рисует нам маленькую, веселую птичку-хвастунишку, сестричку воробья.

Не велика птичка-синичка, и та свой праздник помнит.

Немного зинька ест-пьет, а весело живет.

Невелика синица, голосок востер.

Хвалилась синица хвостом море зажечь.

Наделала синица славы, а море не зажгла

Синичка — воробью сестричка.

В разных губерниях были популярны шуточные песни с перечислением разных видов птиц и того, что они умеют, чем славятся. По своей форме они напоминают структуру знаменитого стиха "Голубиной книги".

Синичка зимой у рябины

Орел-то у нас-да вот хозяин,

Сокол-то у нас-да наездник,

На всяку он птицу наезжает,

Грудью своей побивает.

Ворон-то у нас — игумен,

И все он живет возле гумен;

Зимой ворона по дорогам,

А летом ворона на зародах;

Дятел-то у нас плотник,

Во всякое дерево колотит,

И хочет он дом сработать;

И сова у нас толстоголова,

Некрасивы у ей-то ведь зоры,

Некрасивы у ей-то разговоры;

А голубь-то у нас — красавец,

И то-то хорошие зоры,

И то-то красивы разговоры;

Журав-то у нас долгоглотый,

И тот-то ведь долгая глотка,

И одето французское платье.

Сорока у нас — щеголиха,

Без калача есть не садится,

А без мила дружка спать не ложится.

А я-то бедна мала птица, птица-синица,

И сена я косить не умею,

Стадом ходить силы нету,

С голоду я бедна помираю

И всех червяков собираю.

(Заонежье)

13 ноября. Юровая.

Это день был праздником охотников, выезжающих на первый зимний промысел. Считалось, что необходимо во что бы то ни стало добыть хотя бы одного зайца, называвшегося «именинником», иначе весь год не видать удачи на охоте.

Коня положили — да зайца уходили.

В некоторых губерниях больше полагались на ловлю зайцев петлями и капканами. И тоже с этим днем связаны особые правила и приготовления: охотники старались выйти из деревни незамеченными, как на какое-то таинство, а членам семьи строго запрещалось упоминать в разговорах, что отец пошел на зайцев. Привезти добычу также нужно было незаметно для посторонних. 

«Сохрани бог, если зайца из петли украдут — после этого хоть ловлю бросай: и попадать зайцы не будут, и вороны будут клевать попавших.»

А вот встреча на охоте с волком в этот день была дурной приметой: 

«Коли на Юровую волки стаями ходят — будет голод, мор, либо война.»

Отмечали в этот день праздник и рыбаки. Интересно, что согласно народным присказкам их труд считался крайне рисковым и чуть ли не гиблым делом, что, вероятно, связано с образом Водяного, русалок и различных мифических Чудо-рыб — глубокая вода воспринималась как чужая, опасная стихия.

Чтобы рыбку съесть, надо в воду лезть.

Рыбу ловить — при смерти ходить.

Ловцы рыбные — люди гиблые.

Виктор Корольков. Водяной и новая жена

Виктор Корольков. Водяной и новая жена.

14 ноября. Кузьма-Демьян, рукомесленники, курятники. Кузьминки.

В народе Кузьма и Демьян считались кузнецами, это видно и в приметах дня, которые нередко говорят о том, как святые куют лед на реках:

Кузьминки — об осени одни поминки.

Кузьминки — встреча зимы.

Кузьма-Демьян — кузнец кует лед на земле и на водах.

Закует Кузьма-Демьян, до весны красной не расковать.

Не заковать реку зиме без Козмодемьяна.

Козьма-Демьян с гвоздем, Никола с мостом.

Другой характерной приметой дня являлись различные варианты обрядов, связанных с курами и (в меньшей степени) угощением кашами. Где-то в деревнях кур носили даже в церковь. В Курской губернии «наряду с кашей крестьяне считают необходимым бить трех куренков, чтобы птица водилась…» В Воронежской губ. к столу жарили петуха и курицу, служили молебны в курятниках и кропили их святой водой.

Ярко-красный петух зимой на снегу

На Кузьму и Демьяна — куриная смерть.

На Козмодемьяна — курицу на стол.

Бьют кур на продажу.

Наконец, Кузьминки традиционно считались женским праздником молодых незамужних девушек (кстати, существовали и летние Кузьминки 14 июля). В отдельных регионах девушка на выданье становилась на день хозяйкой дома: готовила кушанья для всей семьи, причем в качестве главного блюда выступала куриная лапша.

Другая распространенная традиция празднования заключалась в том, что на Кузьминки девушки деревни на три дня снимали какую-то избу, куда каждая приносила продукты в сыром виде (ссыпчина). Далее они все вместе готовили из них праздничные блюда и приглашали парней. Праздник с песнями и «поцелуйными» играми продолжался «до света», а молодые люди, после угощения, отправлялись… воровать соседских кур. В этот день это можно было сделать совершенно правомерно, без каких-либо серьезных обид со стороны соседей, так как это являлось частью обряда.

Нетрудно заметить, что во всех этих присказках, обрядах и традициях проявляется культ древнего славянского бога Сварога — творца мира. Начнем с того, что сами имена Кузьмы и Демьян в народной традиции нередко сливаются в одного персонажа — некого Козмодемьяна. Но, что гораздо более важно, именно Сварог — Первый кузнец и покровитель небесного огня. По той же причине он считается и покровителем брака («сковать свадебными узами» — то есть крепко-накрепко, навсегда) — поэтому женский праздник Кузьминки, когда выбирают женихов также логично совпадает с днем Сварога.

Максим Кулешов. Сварог

Максим Кулешов. Сварог

Другая параллель между Сварогом и «Козмодемьяном» — это тема змееборчества. Во многих народных преданиях (белор. Сказка «Иван Попялов», украинск. и южнорусски.сказки) кузнецы Кузьма и Демьян одолевают змея, иногда и вовсе запрягают его в плуг и пашут от моря до моря. Ровно те же сюжеты есть и в легендах о Свароге.

Примечательно, что в библейских сюжетах нет упоминаний о змееборчестве Кузьмы и Демьяна, более того — 14 июля и 14 ноября отмечаются дни памяти НЕ одних и тех же святых, а разных — первые мученически скончались в Риме, а вторые — в Аравии. При том обе пары братьев занимались искусством врачевания.

Андрей Клименко. Сварог

Андрей Клименко. Сварог

Наконец, петух — как предвестник зари, ассоциировался именно со Сварогом, а в торжествах посвященных ему (по свидетельствам этнографов) всегда использовались сытные мясные блюда, каши и блюда из жертвенных петухов. Предполагалось, что заряженная энергией Солнца и Сварога священная пища поможет людям пережить самое тяжелое темное и холодное время года в здравии и бодрости. День Сварога — 14 ноября (1 ноября по старому стилю) — это как последняя сверхъяркая вспышка перед Ночью, а ее света и тепла хватит как раз до рождения Нового Солнца (Коляда — 21 декабря на день зимнего солнцестояния). Именно поэтому день Сварога отмечался в такое время — тогда, когда людям больше всего необходима была поддержка Космического Создателя.

17 ноября. Еремей и Никандр

Ерема — сиди дома

В этот день выходить на улицу в принципе считалось опасным из-за разгула нечистой силы, которая пытается проникнуть в избы, стащить угли из избы. Поэтому на Ерему ни угля, ни огня не давали соседям — чтобы счастье из дома не ушло. Считалось, что в доме нечистая сила стремится к печи, к бане, к хлебам. Притягивают ее также овин и гумно.

На перекрестках же (место, где пересекаются разные планы реальности в разных измерениях) и подавно — ожидай встречи с чертом, межевиком, оборотнем, вихрем, встречником, пострелом. Поэтому если уж возникла неотложная необходимость куда-то пойти — обязательно полагалось на перекрестке перекреститься.

19 ноября — Павел и Варлаам

По приметам дня предсказывали погоду на зиму и богатство урожая:

Если день богат снегом, то зима будет снежная.

Если лед на реке к этому дню становится грудами, то и хлеба будут груды, а гладко — так и хлеба будет гладко.

20 ноября. Федот-ледостав

Реки и озера по приметам в этот день окончательно сковываются льдом до весны — считалось что с этого времени он уже достаточно крепок, чтобы проехать по нему на санях. Так что жители деревень с нетерпением ждали Федота — как появления возможности быстро и надежно передвигаться по замерзшей воде, что не в пример удобнее проезда по замерзшим грязным дорогам.

Если дорога бугром, то и хлеб должен быть бугром, т.е хорошим, набористым.

Мученик Федот лед ведет.

Считалось также, что поведение беременной в этот день отразится на ее ребенке. Если на Федота будет перекусывать на бегу — то дитя вырастет беспокойным, если много спать — то станет ленивым, а вот добрые мысли способствуют рождению здорового малыша.

21 ноября — Михаил. Михайловские оттепели.

Считалось, что на Михайлов день осень дает зиме последний бой — наступает оттепель, а в ночь с Михаила на Матрену происходил перелом, ударяют морозы и уже полностью в свою силу вступает зима.

Михайло приехал на белом коне (говорится если к этому дню выпадет снег).

Михайла с мостом (говорят, если с этого времени становится зимний путь).

22 ноября — Матрена зимняя

Приметы указывают на то, что с Матрены зима окончательно встает на ноги, налетают морозы. По характеру погоды, и особенно наличию инея на деревьях делают долгосрочные прогнозы:

Зима встает, которая была убита Михайловскими оттепелями.

Облачная, снежная погода предсказывает ненастный май, иней — урожай овса, дождь — пшеницы.

Иней на деревьях — к морозам, туман — к оттепелям.

Какой иней на деревьях, таков и цвет на хлебе.

В более давние времена приход зимы связывался с воцарением богини Зимы и Смерти Мораны (сравните корни слов — смерть, мор, марево, обморок и др.) Именно ее в образе злобной старухи сжигают весной на Масленицу (21 марта в день весеннего равноденствия), когда приходит черед править миром солнечному юноше Яриле. Женские энергии в этот день уступают мужским, а последние начинают пребывать все больше и больше по мере увеличения светового дня. Начало же господства женских энергий приходится на 21 сентября (день осеннего равноденствия), когда отмечались Оспожинки и праздники урожая. На тот момент эти силы предстают в образе Матери Сырой Земли, щедрой кормилицы.

То есть различные имена богов в славянском пантеоне отражают изменение характера различных энергий, и полностью укладываются в концепцию борьбы Света и Тьмы, Пробуждения и Засыпания. Считать, что наши предки исповедовали примитивное многобожие с десятками трудноразличимых божков, каждый их которых «покровительствует» какой-то малости — значит не видеть очевидного или намеренно искажать истину.

Игорь Ожиганов. Морана

Игорь Ожиганов. Морана

23 ноября. Эраст, Родион

С Эраста жди ледяного наста.

Ераст — крепкий наст.

Ераст на все горазд (на стужу, на метель, на холод, на голод).

24 ноября — Федор-студит

С Федора студеного начинает студить и морозить.

С Федора-студита зима сердита.

Со Студита станет холодно и сердито.

Федоровы ветры голодным волком воют.

Со Студита стужа, что ни день, то хуже.

Если день Федора-студита бывает тепел, то зима будет тепла, если же холоден, то вся зима холодна.

Иней на листе

27 ноября — Филипп

Филиппово заговенье — начало рождественского поста. Термин «заговенье» означает последний день перед началом поста, когда можно было употреблять пищу животного происхождения. В народных традициях в день заговения не забывают и хранителя дома — перед тем как семья садилась за праздничный ужин принято было позвать на трапезу домового с домовихой, чтобы они позаботились о домашней скотине зимой. На Смоленщине этнографы записали такой заговор и обряд:

«Хозяин с хозяйкой идут на двор, становятся у ворот и говорят:

-Царь домовой, царица домовая, с малыми детками, милости просим с нами заговлять.

При этом не крестясь, кланяются до земли на все четыре стороны и возвращаются в хату ужинать. Поужинав, оставляют на столе кушанье и посуду, покрывают все скатертью для того, чтобы домовому с домовихой было чем заговеть.»

На Филиппа (одновременно с началом поста) приходит конец и свадебных гуляньям. Начинается время тихих зимних посиделок за веретеном и прялкой.

И.С.Казаков. Пряхи

И. С. Казаков. Пряхи

_____________________________

*В заметке использовались материалы из книги «Круглый год, русский земледельческий календарь». Москва, издательство Правда, 1989 г.

vkontakte telegram