Предложить пост
Таланты

Кузнецы-оружейники России: Демьян Громов

«Нужно быть твердым и упрямым человеком, чтобы ковать сталь самому и не давать ей, наоборот, «ковать тебя», — основатель мастерской традиционных ремесел «Северные Врата»1; Демьян Громов делится секретами изготовления булатной стали, развенчивает мифы и дает определение «хорошему мастеру».

Расскажите, как становятся кузнецами? Где этому можно научиться? Что движет людьми, которые хотят посвятить этому мастерству свою жизнь?

Первый нож я сделал из полотна мехпилы еще лет в 12, а ковать начал в 2008 г. в качестве хобби, когда учился в университете. Нужны были круглые стамески для резьбы по дереву, найти в продаже не получалось. Пришлось делать их самому. Получилось. Уже тогда я, изучая материаловедение, увлекся свойствами стали, было желание сделать самый острый, самый прочный инструмент.

В 2012 году я закончил физфак НГУ, в 2014 году мы с женой решили превратить семейное хобби в семейное дело. Подтянулись друзья — технари, появились первые заказы…

Чем лично Вас привлекает процесс ковки и кузнечное дело в целом?

Нужно понимать, что ремесло мастера-клиночника во многом отличается от профессии кузнеца-художника. Мы термомеханической обработкой не только образуем форму будущего изделия, но и формируем определенную кристаллическую структуру поковки; в горне и под молотом происходят механохимические превращения одних веществ в другие строго определенным образом.

Хороший мастер может сделать хороший клинок абсолютно из чего угодно, лишь бы оно содержало железо — достаточно иметь в неограниченном количестве древесный уголь, хорошие огнеупорные материалы, молоток и наковальню. Мы берем железную руду или окалину из-под молота и превращаем ее в красивую и очень прочную узорчатую булатную сталь или в сварной дамаск.

Фактически, за умение сделать острейший, сверкающий или матово поблескивающий клинок практически из куска грязи кузнеца в народной культуре и считали магом, шаманом… Ну представьте, живет поодаль ото всех угрюмый, бородатый дядька, круглый день что-то коптит, громыхает, ворожит чего-то… Что характерно, почти во всех дохристианских культах смертный кузнец так или иначе является помощником Бога Грома.

Представляете ли Вы всегда на начальном этапе работ как в точности должно выглядеть готовое изделие — или же все зависит от того «как оно себя поведет» в процессе? Правда ли, что на процесс ковки и свойства металла оказывают влияние самые разные факторы, включая погоду?

Процесс ковки для меня — не только создание изделия, но и начало начал, основа всего. Именно на наковальне мы закладываем механофизические свойства будущего изделия. Как физик и материаловед, могу сказать, что для любой стали, для любой задачи, которая ставится перед будущим инструментом, существует своя очень точная технологическая карта, в том числе и порядок действий при ковке.

Но даже в 21 веке, основным и самым точным прибором контроля, основным «диагностическим центром» являются личные ощущения мастера, а это — производная опыта. Поэтому, да, мифы о том, что существуют удачные и неудачные дни для ковки, более чем обоснованы. Кроме того, я добавил бы от себя, что инструментальная сталь — капризный материал, материал с очень непокладистым характером. Поэтому, нужно быть твердым и упрямым человеком, чтобы ковать сталь самому и не давать ей, наоборот, «ковать тебя».

С какими материалами и над какими изделиями Вам больше нравится работать?

Мои любимые материалы? Люблю цитировать президента Союза Кузнецов России, Леонида Борисовича Архангельского: «Главное легирующее вещество в стали — углерод». Больше всего я люблю классическую, древнюю как само мое ремесло, углеродистую сталь, углеродистый булат или рафинированную (сварную) сталь без лигатуры. Любимые материалы для рукоятей и композиций — карельская береза, ясень, кость оленя, бивень мамонта, серебро, латунь, бронза.

Вообще, я предпочитаю работать с традиционными, аутентичными материалами для ремесленников Северной Европы, получаю от этого удовольствие. Самое интересное заключается в том, что совершенно архаичными методиками мы до сих пор получаем образцы, отвечающие самым современным требованиям к режущему инструменту. Не пренебрегаем мы и лучшими марками инструментальной стали нашей эпохи, а также композитными материалами, но это уже — совсем другая история.

Есть ли другие мифы, которые стоит развенчать или — наоборот — интересные наблюдения, которыми Вы бы хотели поделиться?

У нас есть чудная подборка перлов от подписчиков — это и «рубка гвоздей» и «утраченный секрет сварного дамаска» и «зонная закалка», которая делается «на зоне» (на самом деле, зонная закалка — это неравномерная закалка клинка, когда режущая кромка и обух имеют разную твердость) и, конечно, сказки про «ртутные ножи спецназа». Вот с этими мифами мы сталкиваемся, практически, каждый день. Вообще, считаю необходимым выкладывать как можно больше полезной технической и просто популярной информации по ножеделанию и пользованию ножами, чтобы каждый заинтересованный человек мог легко разобраться, где правда, а где вымысел.


1 Официальная группа мастерской традиционных ремесел «Северные Врата» http://vk.com/northerngate


Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Также можно использовать свой аккаунт в социальных сетях:

Это придумали в России. Часть 2
Таланты
Это придумали в России. Часть 2

К началу Второй Мировой войны на Западе уже были изобретены антибиотики, но союзники отказались раскрыть формулу своим советским коллегам. Тогда советские ученые повторили открытие, добившись гораздо более внушительных результатов… О каких еще достижениях ученых из России должен знать каждый?


Кирилл Штыбин – баянист XXI века
Таланты
Кирилл Штыбин – баянист XXI века

Как звучит баян с виолончелью, чем поможет русская смекалка на конкурсе в Китае и как становятся баянистами — интервью с выдающимся молодым музыкантом.


Это придумали в России
Таланты
Это придумали в России

Россия всегда была богата выдающимися талантами, а такие изобретения как велосипед, подводная лодка и прототип автомобиля и вовсе были созданы народными умельцами из крестьянской среды. Многие идеи российских гениев были позднее запатентованы их более практичными коллегами из других стран, но это не дает нам права забывать их славные имена.


ШОК-оркестр «Русский Стиль»: мы делаем традиции современными
Таланты
ШОК-оркестр «Русский Стиль»: мы делаем традиции современными

Слышали ли Вы Rammstein на басовой домре? Или интерпретацию Nirvana с элементами «Калинки»? Шоу-оркестр «Русский Стиль» умеет и не такое! Эти музыкальные хулиганы с жалейками и балалайками уже зажгли залы по всему миру от Азии до Латинской Америки, отыграли концерт на борту самолета и готовятся покорять Байконур.