Таинственные, необычные и/или неоднозначные личности в истории России

Дата обновления статьи: 12.01.2024

*На обложке фантазия нейросети Kandinsky

Когда мы вглядываемся в историю России, перед нами предстает целая плеяда знаковых персонажей, среди которых князь Святослав, Александр Невский, Иван Грозный, Степан Разин, Михаил Ломоносов, Александр Пушкин и множество других. И хотя в биографии каждого из них остаются непонятные моменты, а оценки той или иной личности и ее значения в нашей истории разнятся, вызывая оживленные споры и дискуссии — все же о каждом из них написано очень много и их местоположение в исторической системе координат более-менее понятно.

Однако существуют и те, кто также играл значительную роль в тех или иных процессах нашего прошлого и также формировал историю (пусть и в меньшем масштабе, чем вышеперечисленные), но при этом оказался забыт или остался в тени, или вовсе превратился в некую загадку, а его цели, происхождение и мотивы обросли целым ворохом фантастических легенд. Предлагаем рассмотреть несколько подобных персоналий.

Оговоримся сразу, что среди рассматриваемых личностей есть как положительные, так и отрицательные, а также те, чей вклад в историю измерить крайне сложно. Мы НЕ станем давать им оценки, а тот факт, что мы упоминаем их в тексте никоим образом НЕ говорит о том, что авторы разделяют их взгляды (сами эти взгляды часто вообще не ясны). Также мы никоим образом НЕ сравниваем рассматриваемых персонажем между собой и НЕ ставим их в один ряд. Цель данной статьи — прикоснуться к некоторым загадочным и слабоосвещённым, но при этом значимым событиям нашей истории, а также через призму личности показать сколь сложные времена неоднократно переживала наша страна. Ведь каждый человек — это продукт своего времени, сгусток некоторых идей, мыслей и устремлений, которые в большем или меньшем масштабе циркулируют в обществе на момент его рождения и становления.

Пургас и Пургасова Русь - язычники Мордовии

Про Владимирскую, Суздальскую и Киевскую Русь все мы слышали… Также в обращении широко использовались и до сих пор используются названия:

  • Великая Русь (±центральная Россия, города «золотого кольца», Киев);
  • Белая Русь (Новгородско-Московская Русь/Подвинье и Поднепровье);
  • Малая Русь/Малороссия (Галицко-Волынское княжество);
  • Червонная/Красная Русь (запад Украины/юго-восток Польши);
  • Черная Русь (Полоцкое княжество/русские земли под властью Литовского княжества).

И, пожалуй, не вызывает сомнений, что все эти земли носили название Русь по понятной причине — все они были максимально близки в культурном плане и населены славянами/русами — то есть живущими «на Руси» («на белом свете» — как гласит одна из трактовок этого слова).

Тем удивительнее, что летописи сохранили упоминания еще об одной Руси — гораздо восточнее всех вышеперечисленных, причем в местах, где согласно официальной истории проживали финно-угорские народы эрзя и мокша. Речь о Пургасовой Руси.

Так, в Лаврентьевской летописи, сказано что в 1228 г. Муромский князь «Гюрги Давыдович» (Юрий Давыдович) напал на некую Пургасову волость:

«…вшед в землю Мордовсьскую, Пургасову волость пожгоша жита и потравиша, и скот избиша, полон послаша назад, а Мордва вбегоша в лесы своя в тверди, а кто не вбегл, тех избиша наехавше Гюргеви молодии».


Карта Россисйкой Федерации, фрагмент.

Волость эта, очевидно, была названа по имени своего князя/предводителя — Пургаса. По тексту летописи ясно, что именно под его предводительством через год (в 1229 г.) атакованные совершают ответное нападение на Нижний Новгород, которое, впрочем, оканчивается неудачей, а через некоторое время и вовсе — разгромом Пургасовой Руси уже от рук мокшанина Пуреша и его сыновей:

«…придоша Мордва с Пургасом к Новугороду [Нижнему], и отбишася их Новгородци, и зажегше монастырь Св. Богородици и церковь, иже бе вне града, того же дни и отъехаша прочь, поимав свое избъеныя болшия. Того же лета победи Пургаса Пурешев сын с Половци, изби Мордву и всю Русь Пургасову, а Пургас едва вмале утече».

Впрочем, имя Пургаса блеснет на страницах летописей еще раз в контексте татаро-монгольского нашествия. Венгерский монах, посетивший мордовские леса, в 1237 г. писал, что эрзянский князь «……с немногими людьми направился в весьма укреплённые места, чтобы защищаться, если хватит сил». А его извечный противник Пуреш — напротив — попытался договориться с Ордой, но в итоге был предан и убит в 1241 году.

В академической энциклопедии «Мордовия», Пургас (Пургаз) описывается как эрзянский князь, военный и политический лидером эрзян первой половине XIII века. Сегодня эрзя и мокша совместно проживают в основном на территории Республики Мордовии. Обе группы относятся к группе волжских финнов. В более древние времена они сосуществовали раздельно и, вероятно, имели свои государственные объединения. Пургаз по официальной истории был инязором (то есть правителем эрзян), в то время как мокшанами управлял каназор Пуреш. Как видно из приведенных летописных отрывков, они враждовали между собой, при этом союзниками мокшанского Пуреша были русские князья.

Павел Алешин, Инязор Пургаз

Но почему же используется слово «Русь»? Автор книги «Язычники крещеной Руси» Лев Прозоров предпринял попытку связать Пургаза с русской культурой. Так, он читает, что под названием «Пургасова Русь» скрывается довольно крупный и мощный в военном плане анклав некрещеных русов, находившийся в мордовских землях. Возможно, они и оказались там по причине того, что будучи преданными хранителями древней веры, с продвижением христианства вынуждены были уходить дальше на восток. Этим можно было бы объяснить и особую их нетерпимость к монастырям, которая отражена в Лаврентьевской летописи. Являлся ли при этом сам Пургас русом или же эрзянином, в подданстве которого находилось значительное количество русов не принявших новую веру — неизвестно.

Образ загадочного князя не раз освещался в литературе. Наиболее известное произведение — исторический роман «Пургаз» эрзянского писателя К. Г. Абрамова (1988 г.).

Князь Довмонт — литовец по происхождению и русский по духу

А вот и пример иного рода — любимый псковитянами князь Довмонт, являющийся символом города. Его вряд ли можно назвать неоднозначным персонажем — ведь вся история Пскова и его становление связано с этим князем и даже одна из стен кремля носит название Довмонтовой, так была построена при его правлении для укрепления города — но в нашу подборку он попал по иной причине: будучи потомком литовских князей он стал настоящим русским по духу и всю свою жизнь посвятил укреплению русских земель. При этом он даже неоднократно ходил с военными походами на Литву и одерживал громкие победы над войсками своих родственников. Кроме того участвовал в битве при Раковоре (совр. Эстония), а в 1268 г. новгородцы призвали Довмонта на помощь против ливонских рыцарей.

Довмонт, чье имя также может произноситься как Домант, родился в 1240 году в Литве. Считается, что он был сыном литовского князя Миндовга, а также братом будущего литовского князя Войшелка. Впрочем, существуют и другие версии его происхождения и семейных связей. Как бы то ни было, Довмонт был категорически не в ладу со своими родственниками, что по всей видимости, стало одной из причин его непримиримости к литовским войскам, сохраненной на протяжении всей жизни. В 1264 г. он вместе со своей семьей и родом бежал в Псков, а уже через 2 года занял там княжеский престол. Здесь он принял православную веру и был крещен под именем Тимофей. Впоследствии он женился повторно уже на русской княжне.

Борис Чориков. Князь Довмонт присягает Пскову

Княжение Довмонта выделялось не только героическими подвигами на поле брани, но и строительством, укреплением города. Именно он воздвиг южную стену псковского кремля, ставшую известной как Довмонтова. Под ее защитой тянулась территория, которую в итоге также стали называть одноименно — Довмонтовым городом.

Подвиги князя на военном и гражданском поприще были увековечены в «Сказании о Довмонте», созданном в Пскове во второй четверти XIV века. Считается, что это произведение основывалось на устных преданиях, в которых князь предстает в образе идеального защитника и покровителя города. Примечательно, что есть и реальные свидетельства того, что он был действительно любим в народе и пользовался широкой поддержкой псковитян — так, когда в 1270 г. великий князь Ярослав Ярославич посадил на место Довмонта другого князя, жители воспротивились этому указу и вновь возвели на престол Довмонта.

По некоторым версиям именно Довмонт был изображен на псковских монетах и печатях XIV–XV веков в образе человека с короной — «голова человече» — из которой отходят две руки, причем одна из них держит меч.

Лицевой летописный свод. Князь Довмонт в церкви Святой Троицы перед военным походом кладёт меч перед святым алтарем

Сегодня князь причислен Русской православной церковью в лику святых. Помимо этого он также продолжает считаться покровителем Пскова. На гербе и флаге Псковской области используется фразу «Потягнем за Отечество» из «Сказания» о нем, упомянутом выше.

Интересно, что Довмонт изображен на памятнике «1000-летие России» среди персонажей оказавших наибольший неоценимый вклад в становление России. 2016 год был официально объявлен годом Довмонта — отмечалось 750 лет с начала его княжения.

Всеслав Полоцкий — чародей и оборотень

Памятник Всеславу Чародею в Полоцке

Один из самых загадочных русских князей — полоцкий Всеслав Брячиславич известный также как Всеслав Вещий или Всеслав Чародей. По многим признакам он единственный в своем роде:

  • необычайно долгий срок правления — 55 лет в Полоцке;
  • единственный представитель полоцкой ветви Рюрикович на киевском престоле (1068—1069 гг.);
  • единственный князь, имя которого стойко ассоциируется с волшебством, язычеством, оборотничеством;
  • князь сыгравший значительную роль в истории Древней Руси, но в отличие от других — ни он, ни другие носители имени Всеслав никогда не были канонизированы церковью (по вышеназванным причинам). Таким образом, имя Всеслав — одно из немногих княжеских имен не вошедших в святцы.

Памятные монеты

Примечательно, что в «Повести временных лет» сказано, что даже родился он вследствие «волхования», кроме того был отмечен неким родимым пятном на голове, что согласно древним верованиям как и любая другая явная особенность/непропорциональность/отметина — считалось признаком чародея.

Известный носитель имени — Вячеслав Брячиславич, полоцкий князь фигурирующий в «Слове и полку Игореве», также известный как Всеслав Вещий или Всеслав Чародей, воин-волхв, богатырь, которому приписывались умения оборачиваться зверем. Имя Ростислав входит в число княжеских имен Рюриковичей. В отличие от большинства вышеозвученных имен так никогда и не было канонизировано церковью.

Его правление ознаменовано существенным расширением территорий подконтрольных Полоцку, строительством множества новых крепостей вдоль Западной Двины (включая Менск — предшественник Минска) и включением в данники ливов, латгалов, селов, северных дреговичей. Могущественный князь в 1065 г. осадил Псков, в 1067 занял Новгород и увез колокола с Софийского собора. При нем в Полоцке началось строительство одноименного Софийского собора, который по всей видимости должен был утвердить равнозначность города с Киевом и Новгородом (где уже были соборы с такими названиями). Сегодня — это древнейшее церковное сооружение в Беларуси.

Карта Руси

Ни одно крупное политическое событие того времени не обходилось без его участия. Удивительно, но князю удавалось не только выходить из самых безвыходных ситуаций, но и даже оборачивать их в свою пользу. Так, в 1067 он был атакован совместными войсками трех объединившихся против него князей Ярославичей — Изяславом Киевским, Святославом Черниговским и Всеволод Переяславским. Последние захватили и разграбили Менск и другие полоцкие земли, а затем обманом (обещанием мирных переговоров подкрепленных целование креста) заманили в ловушку чудом спасшегося Всеслава и все-таки захватили его в плен. Всеслав Чародей 14 месяцев сидел в порубе в Киеве пока к городу не подошли половцы. Горожане потребовали освободить Всеслава, так как считали, что только он способен возглавить войско и отбить атаку неприятеля, но Изяслав не соглашался. Дело закончилось народным восстанием, изгнанием Изяслава и возведением Всеслава уже на киевский престол.

Язеп Дроздович, Всеслав Полоцкий

Впоследствии в ходе княжеских междоусобиц он еще не раз — то терял Полоцк, но возвращал его вновь, то попадал плен, но чудом из него выходил, то сама погода способствовала спасению его войска, не позволяя нападавшим довершить разгром, когда, казалось, бы уже не было надежды. Все эти невероятные события, скорее всего, и стали причиной того, что народная молва наделила его некими колдовскими силами и отождествила с волком. А его приверженность древней вере только усиливала такие ассоциации. Оборотнические способности князя зафиксированы и автором «Слова о полку Игореве», где он, с одной стороны, осуждается как один из зачинщиков междоусобиц, но с другой стороны и восхваляется за свои способности и по сути ставится выше иных князей.

Из-за усобиц ведь пошло насилие

от земли Половецкой!

На седьмом веке Трояна

кинул Всеслав жребий

о девице ему милой.

Хитростью оперся на коней

и скакнул к городу Киеву,

и коснулся древком

золотого престола киевского.

Отскочил от них лютым зверем

в полночь из Белгорода,

объятый синей мглой, добыл удачу:

в три попытки отворил ворота Новгорода,

расшиб славу Ярославу,

скакнул волком

до Немиги с Дудуток…

Всеслав-князь людям суд правил,

князьям города рядил,

а сам ночью волком рыскал:

из Киева до петухов дорыскивал до Тмуторокани,

великому Хорсу волком путь перерыскивал.

(из «Слова о полку Игореве», перевод Д. С. Лихачева)

Былинный богатырь Волх Всеславьич, умевший оборачиваться волком, также скорее всего является художественно-поэтическим переосмыслением образа Всеслава Чародея. Сегодня имя князя увековечен в многочисленных романах и песнях.

Борис Ольшанский, Волх Всеславьевич

Принцесса Волдомир / княжна Тараканова — загадочная самозванка, кружившая голову сильным мира сего

В середине XVIII века в Европе объявилось некая девушка, объявившая себя княгиней Елизаветой Владимировной. Она выдавала себя за дочь императрицы Елизаветы Петровны и Алексея Разумовского (предание об их тайном браке на тот момент было широко распространено), более того — называла Емельяна Пугачева своим братом (сыном Алексея Разумовского), который, якобы, прилагал все усилия для того, чтобы возвести свою сестру на трон. В 1774 г. условная княжна публично заявила о своих притязаниях на российский престол. Всем этим она вызывала огромное раздражение у Екатерины II, писавшей о ней следующее:

…велите к тому прибавить, что никто ни малейшего не имеет сомнения о том, что она авантюрьерка, и для того вы ей советуйте, чтоб она тону убавила и чистосердечно призналась в том, кто её заставил играть сию роль, и откудова она родом, и давно ли плутни сии примышленны. (из письма Екатерины Голицыну).

Предполагаемый прижизненный портрет, мраморный барельеф

Кстати, настоящее имя девушки до сих пор неизвестно — сама она называла себя то Алиной, то Элеонорой, то Елизаветой, «княжной Волдомир», «Азовской княжной», «принцессой Али», «дочь Гали».

Примечательно, что еще до того, как она объявила себя русской княгиней, она долгое время поддерживала иную легенду, выдавая себя за персидскую принцессу Али-Эмете или «принцессу Али». Позднее эта история была вплетена в «новую биографию»: якобы, до 10 лет она проживала в России, а потом из-за угрозы ссылки в Сибирь была вывезена верными людьми в Персию, где воспитывалась у шаха и получила блестящее образование. Интересно, что аналогичная история с бегством в Персию ради спасения жизни записана в легенде об атамане Кудеяре, который по одной из версий являлся старшим братом Ивана Грозного.

С последним пунктом о блестящем образовании княжны поспорить трудно — все видевшие ее лично свидетельствовали о том, что девушка прекрасно разбиралась в искусстве, архитектуре, играла на арфе и знала несколько языков, что еще больше запутывает историю ее происхождения. То есть простолюдинкой-авантюристкой она точно не была. Быть может, незаконнорождённая дочь некого дворянина, но какого именно? По какой причине она оторвалась от своей настоящей семьи и кто дал ей образование?

…говорит хорошо по-французски, по-немецки, немного по-итальянски, разумеет по-английски: думать надобно, что и польский язык знает, только никак не отзывается: уверяет о себе, что она арабским и персидским языком очень хорошо говорит… (из писем А.Орлова в С-Петербург).

Наконец, княжна помимо прочего обладала и незаурядной внешностью (сказалась, что она темноволоса, темноглаза и похожа на итальянку), если не сказать ослепительной красотой, вследствие чего за ней буквально тянулся целый шлейф поклонников по всей Европе — которую она за время своей жизнь изъездила из конца в конец. Среди них были и очень влиятельные люди — члены знатных дворянских родов. Например, граф Фердинанд де Лимбург уладил все ее проблемы с кредиторами и всерьез собирался не только женится на девушке, но и переписать на нее графство Оберштейн в случае разрыва помолвки. Впоследствии она едва не довела его до полного банкротства. Другой именитый соратник княжны Карл Станислав Радзивилл — впрочем, их связь скорее была партнерской нежели романтической — планировал получить некоторые выгоды в случае ее восхождения на русский престол и помогал ей знакомиться с «нужными людьми».

К. Д. Флавицкий, Княжна Тараканова

В конце концов, в результате своей опасной политической игры и интриг условная княжна была по поручению Екатерины похищена графом Орловым прямо из Италии, Ливорно, где она на тот момент находилась, и доставлена в Петропавловскую крепость, где через год умерла от туберкулеза так никому и не раскрыв (даже на исповеди) своего истинного происхождения. В истории за ней закрепилось прозвание «княжна Тараканова», хотя сама она так никогда себя не называла.

Жизнь загадочной красавицы не раз освещалась в книгах и фильмах. Наиболее известный — роман Г. П. Данилевского «Княжна Тараканова».

Старец Федор Кузьмич — оставивший трон Александр I

Еще одна загадочная фигура в русской историй — сибирский старец-скиталец Федор Кузьмич, прославившийся как духовный подвижник, спобный творить настоящие чудеса. Еще при его жизни сформировалось предание о том, что он есть не кто иной как бывший российский император Александр I, который согласно этой легенде вовсе не умер в 1825 г., а инсценировал свою смерть в 47 лет для того, чтобы удалиться от светской жизни и посвятить себя религии и отшельничеству.

На первый взгляд эта версия кажется фантастической, но у нее довольно много доказательств «за» — в результате споры о том был ли старец Кузьмич в действительности российским императором на полном серьезе ведутся по сей день. Вот некоторые из доводов:

  • Александр I скончался скоропостижно в расцвете сил — как писал А. С. Пушкин: «всю жизнь свою провел в дороге, простыл и умер в Таганроге»; причем, по воспоминаниям современников на смертном одре совершенно не походил на себя самого при жизни;
  • На панихиде и траурных церемониях в Москве и Санкт-Петербурге отсутствовали как императрица Елизавета Алексеевна, так и ближайшие приближенные;
  • Спустя год после смерти Александра его жена императрица Елизавета Алексеевна также умерла при странных обстоятельствах, а буквально сразу после этого в окрестностях Тихвина появилась некая Вера Молчальница, которая аналогичным образом никогда не раскрывала своего происхождения, но получила известность в округе за характерные манеры, выдающие в ней женщину высшего света.

Вера Молчальница на смертном одре

  • Федор Кузьмич возникает буквально ниоткуда — о его рождении, детстве и юности нет вовсе никаких сведений. Первое зафиксированное свидетельство относится к 1836 году когда он был задержан за бродяжничество;
  • Множество людей, волею случая пересекавшихся в Сибири с Федором Кузьмичом признавали в нем покойного императора. Причем все они одновременно знали Александра I в. лицо. Так, например, об этом сообщал казак Березин, служивший в Петербурге и священник Иоанн Александровский, сосланный из столицы в Сибирь;

Келия старца Феодора Кузьмича в усадьбе купца С. Ф. Хромова на Монастырской улице

  • Местные крестьяне испытывали перед старцем подлинное благоговение, причем связанное не только с религиозной стороной его жизни. Они отмечали его особые аристократические манеры и неоднократно пытались расспросить подробнее о его происхождении, на что старец давал уклончивый ответ:

Я сейчас свободен, независим, покоен. Прежде нужно было заботиться о том, чтобы не вызывать зависти, скорбеть о том, что друзья меня обманывают, и о многом другом. Теперь же мне нечего терять, кроме того, что всегда останется при мне — кроме слова Бога моего и любви к Спасителю и ближним. Вы не понимаете, какое счастье в этой свободе духа.

  • Сохранились свидетельства о том, что старец вел довольно активную переписку с разными высокопоставленными лицами, включая Николая I (брата покойного Александра).
  • Местные жители указывают, что когда старца посетил Иркутский епископ Афанасий — беседа между нами велась на французском языке. В 1849 г. у него также гостил Лев Толстой, проведший целый день в беседе с отшельником.

Посмертный портрет Фёдора Кузьмича, написанный в Томске по заказу купца С. Хромова.

  • Старец умер в возрасте 80 лет, после его смерти, разбиравший личные вещи купец Хромов, у которого старец проживал последние годы, якобы, нашел документ о бракосочетании Александра I, цепь ордена Андрея Первозванного и ряд других вещей, которые вряд ли могли оказаться у простого отшельника.

  • Незадолго до смерти старец сообщил тому же Хромову о том, что его тайна хранится в мешочке, висящем над кроватью старца. Там нашли две записки туманного содержания, вероятно, зашифрованные неким кодом. Попытки их расшифровки ведутся по сей день, но две наиболее известные версии, предложенные В. В. Бартянским и И. С. Петровым так или иначе содержат некие тексты/послания связанные с именем государя Александра.

Примечательно, что Федор Кузьмич, вопреки ожидаемому, не был назван «самозванцем», а напротив — в 1984 г. был канонизирован Русской православной церковью за свое подвижничество.

Икона. Старец Фёдор Кузьмич Томский

Барон фон Унгерн — «желтый барон» и идеолог воинствующего буддизма

Наконец, завершим нашу подборку кратким обзором биографии барона Роберта фон Унгерна, которая кажется настолько невероятной, противоречивой и даже сюрреалистичной, что читая ее остается только удивляться — «бывает же такое!».

Подданный Российской Империи родившийся в 1886 году в семье немецко-балтийского дворянского рода, он стал одним из вождей Белого движения, но при этом кардинально отличался от других белых офицеров тем, что в его судьбе причудливым образом переплелись интересы, устремления и даже мифы Европы и Азии. Непримиримый борец против революций, сторонник монархии, он сначала мечтал о восстановлении монархии в России, а потом о «крестовом походе против Запада» и возрождении Империи Чингисхана на землях от Тибета и Монголии до Манчжурии (а, может и шире).

Создал «Орден военных буддистов», женился на китайской принцессе Цзи из свергнутой династии Цин, перешел в буддизм, не отрекаясь при этом и от христианства, при этом одновременно вошел в историю как необычайно жестокий командир, доходящий в своих наказаниях провинившихся до зверств и садизма. Сам барон представлял себя как члена древнего германского рода, и утверждал, что его родословная прослеживается до тевтонской знати.

Барон фон Унгерн в молодости

События Первой мировой войны привели Унгерна в Сибирь, где он вместе с атаманом Семеновым формировал отряды для борьбы с красными войсками. На каком то этапе его захватили уже иные мечты и цели, не связанные с Белым движением как таковым. Он проповедовал идеологию воинствующего буддизма, считая ее единственным способом очистить мир от западной скверны — в том виде в каком он это понимал. Примечательно, что Далай-Лама XIII назвал Унгерна борцом за веру.

«Он живет войной. Это не офицер в общепринятом значении этого слова, ибо он не только совершенно не знает самых элементарных уставов и основных правил службы, но сплошь и рядом грешит и против внешней дисциплины, и против воинского воспитания, — это тип партизана-любителя, охотника-следопыта из романов Майн Рида». (из характеристики Петра Врангеля 1917 г.)

В 1920 году он направил свои войска на юг, в Монголию, с целью противостоять большевикам и использовать страну в качестве базы для антибольшевистских операций. В результате монгольской эпопеи барона и после ряда побед, одержанных над китайскими войсками, эта страна по факту обрела свою независимость. Память об этом жива до сих пор — о бароне здесь вспоминают с благодарностью, в 2015 г. при непосредственном содействии Института истории и археологии Академии наук Монголии даже открыли посвященный ему Музей. Кстати, это единственный в мире музей, посвященный представителю Белого движения, который создан за рубежом при непосредственной поддержке местных властей. Идут дискуссии об установке ему памятника в Улан-Баторе.

Показателен сам его облик — традиционный азиатский халат с пришитыми на него военными погонами и орденами. Или же вид его личного штандарта — обшитое монгольским орнаментом знамя с изображением Спаса Нерукотворного и надписью «С нами бог», дополненное символом свастики.

Барон фон Унгерн

Разные авторы XX века давали ему самые разные оценки от черных до белых — он и кровавый маньяк, и военный преступник, и безумный фанатик, а с другой стороны — «белый рыцарь Тибета», «воин Шамбалы» и харизматичный «бог войны». До недавних пор преобладали резко негативные оценки, однако, в 90-е годы появились авторы указывающие на то, что он был намеренно очернен ввиду разного рода конфликтов внутри Белого движения и, возможно, даже не совершал приписываемых ему злодеяний.

Как бы то ни было, его казнь в 1921 г. в Новониколаевске (Новосибирске) стала концом не только жизни барона, но и целой эпохи. И, до сих пор не утихают дискуссии кем же он был — идеалистом с причудливой смесью взглядов, безумцем с некоторыми военными талантами или обыкновенным тираном со склонностью к насилию.

Сегодня насчитывается более 20 книг, фильмов, сериалов и песен в которых барон является главным либо второстепенным персонажем. Наиболее известны романы Фердинада Оссендовского «И звери, и люди, и боги» и Леонида Юзефовича «Самодержец пустыни», а также советский фильм 1942 г. «Его зовут Сухэ-Батор». Сегодня образ барона стал проникать даже в комиксы и массовую культуру, причем окутанный скорее не зловеще-демоническим, а романтично-мистическим ореолом.

Барон Унгерн в мультфильме «Корто Мальтез: Погоня за золотым поездом» (Франция, Италия, Люксембург, 2002 год).

Это лишь некоторые персонажи русской истории, окруженные шлейфом загадок, легенд, разнополярных мнений, версий и толков. Наверное, тем и интересна история, что в ней далеко не все ясно и понятно, а некоторые ее активные действующие лица настолько выбиваются из ряда своей необычностью, что невольно приковывают внимание, заставляя углубиться в изучение тех времен и контекста событий.

P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.

vkontakte telegram