Предложить пост
Таланты

Николай Терентьев о полевой звукозаписи природных звуков

Знаете ли Вы как звучат поющие пески Северной Двины или Белое море, скованное льдами? Хотели бы Вы сейчас закрыть глаза и представить себя у зимнего костра или в сердце лесного шторма? Есть люди, которые находят эти звуки и записывают их для нас. Мастер полевой звукозаписи Николай Терентьев о музыке Природы, умении слушать и наслаждаться моментом.

Расскажите о Вашем проекте «Записки о мире звучащем». Как Вам пришла идея ведения такой «звуковой летописи»? Есть ли аналоги у Вашего проекта, что он значит для Вас лично? И в чем, на Ваш взгляд, его ценность для людей?

Если говорить о проекте как о блоге в интернете и группе Вконтакте1 — то он существует относительно недавно — с декабря 2015 года. Но активно записывать звуки природы я начал еще лет 5 назад. Когда пришло время, и я осознал, что мне есть что сказать — то появился блог «Записки о мире звучащем».

Если посмотреть на мою жизнь в перспективе, то выходит, что рано или поздно, я должен был прийти к чему-то подобному. Все векторы моих увлечений и устремлений сошлись в записи звуков дикой природы. Отец был охотником и лет с 5 брал меня в лес. С детства впитывая знания о жизни в лесу, я научился у отца главному — любви к природе. Затем, в подростковом возрасте, я увлёкся музыкой. Пришло серьёзное желание заниматься музыкой профессионально. Но внутренний голос настойчиво говорил мне что сцена — это не моё. И тогда я увидел возможность заниматься музыкой, но быть по другую сторону. Так я стал звукорежиссером. Параллельно появилась жажда путешествий и интерес к родному краю. И я стал путешествовать в одиночку — так оказалось проще быть в гармонии с природой. Занятия звукорежиссурой развивает привычку внимательно слушать всё вокруг. И оказавшись вдали от цивилизации, я не мог отказаться от привычки вслушиваться. А тут ещё мне на глаза попалось несколько статей о полевой звукозаписи… и понеслось!

Полевая звукозапись — это такое направления технического творчества, когда человек с микрофонами и аудиорекордерами записывают окружающие звуки. Необязательно это должны быть звуки дикой природы — в городе, к примеру, тоже полно интересных звуков. На мой взгляд, полевая звукозапись в принципе это занятие не менее увлекательное чем, к примеру, фотография.

Мне наиболее интересны звуки природы. Возиться с микрофонами, решать технические и творческие задачи в процессе записи… И одновременно иметь возможность отключиться от суеты и ощутить себя частью огромного бесконечного — того, что нельзя выразить словами. Собственно, это я и пытаюсь донести с помощью своего проекта. Помочь услышать, и посредством слушания полнее ощутить свою связь с природой.

Среди Ваших звукозаписей в основном преобладают звуки Севера. С чем это связано?

Я не ограничиваю себя именно Севером. Просто я здесь живу, и в данный момент активно путешествую именно по северу России, потому как считаю, что ехать за тридевять земель, не зная толком своей родной земли — не совсем правильно. Но однажды я надеюсь побывать с микрофонами и в других регионах нашей огромной страны. Например, мечтаю оказаться один ночью посреди степи, или в пустыне. Мне кажется, там можно услышать нечто совершенно невероятное.

Расскажите о каком-нибудь ярком эпизоде, произошедшим с Вами во время поездок в поисках звуков.

Сложно выделить что-то одно. Практически каждый раз на природе происходит что-то необычное. Например, однажды, путешествуя по Зимнему берегу Белого моря (Зимний берег — это географическое название, путешествие проходило летом), в районе Зимних гор, со мной произошел интересный случай. Зимние горы поднимаются над морем на 60–80 метров, а иногда и выше, высокой отвесной стеной. Море и эту стену разделяет лишь узкая полоска берега — и как раз по этой береговой полосе любят гулять медведи в поисках еды, так что весь берег истоптан косолапыми. Разумеется, встреча с медведем на таком узком пространстве не очень приятна. И вот в таких условиях мне пришлось поставить палатку и заночевать.

Психологически я себя чувствовал, мягко говоря, не совсем комфортно. Но мне всё же удалось заснуть. Утром я проснулся от необычного, периодически повторяющегося звука, напоминающего сопение. Надо сказать, что в палатке бывает очень сложно правильно определить направление, откуда идет звук и расстояние до источника. Мой полусонный мозг сразу же нарисовал картину, что это медведь, будто он стоит рядом с палаткой и сопит, выражая недовольство. Осторожно, стараясь сохранять холоднокровие, я расстегнул палатку и выглянул наружу. В этот момент, наверное, стук моего сердца раздавался в ушах громче непонятного сопения. Оглядевшись, я, впрочем, никого не обнаружил. И тут снова раздался этот звук. На этот раз, находясь снаружи, я уже смог четко услышать, что идёт он со стороны моря. Это оказалась белуха — полярный дельфин. Она проплывала в 100 метрах от берега и, периодически выныривая, выдыхала струю воздуха с водой, что производило такой эффект. Можете представить ту легкость, которую я испытал, когда понял природу этого звука. Я стоял на берегу, слушал, и меня так и подмывало броситься в палатку, схватить рекордер и микрофоны и попытаться зафиксировать этот момент. Но я понимал, что не успею, поэтому просто стоял и слушал, пытаясь как можно лучше его запомнить.

Сколько времени в среднем требуется, чтобы записать тот или иной объект? Много ли оборудования Вам нужно с собой и не мешает ли оно достичь «единения с природой»?

Сложно сказать, сколько времени уходит на запись. Иногда пришел, поставил микрофоны, включил запись и — всё, понимаешь, что лучше уже и не сделать. А иногда можно месяцами и даже годами гоняться за каким-то звуком, а он всё время будет ускользать от тебя. Количество оборудования также постоянно варьируется в зависимости от ситуации. Иногда достаточно маленького рекордера с миниатюрными микрофонами, а порой тащишь половину 100-литрового рюкзака, а в нужный момент понимаешь, что чего-то не хватает. В таких ситуациях нужно просто расслабиться и наслаждаться моментом. В конце концов, в этом ведь и смысл — через слух прийти к гармонии.

Всегда ли вы заранее знаете, что будете записывать и едете в экспедицию уже в поисках нужного звука, или напротив — просто отправляетесь в путь и ждете, что интересного он принесет?

Да, бывает, что идёшь специально за каким-то звуком. А порой, просто отправляешься в путь и ждешь — что он тебе принесёт. Но бывает и такое, что пошёл за чем-то специально, а в итоге пишешь что-то совершенно неожиданное.

Какое применение своим записям Вы видите — подходят ли они в качестве некого умиротворяющего фона, который городские жители могут включить, чтобы расслабиться и отдохнуть? Или же есть идеи каких-то совместных форм, например, на фото-выставках в качестве звукового сопровождения? Или, может, это всеобъемлющая звуковая летопись для сохранения неких исчезающих звуков для потомков?

Конечно, те звуки, которые появляются в моём блоге, можно слушать точно так же, как и любую другую музыку, и получать при этом эстетическое наслаждение. Почему нет? Я музыку написанную людьми воспринимаю как частный случай Всеобъемлющего Большого Звука. Иногда я тоже записываю и микширую музыку, написанную и сыгранную людьми, а в другой момент я отправляюсь в лес и пишу музыку, созданную самой природой. И последняя мне часто кажется более совершенной.

Различные выставки, перформансы и звуковые инсталляции мне тоже интересны. Но это скорее мимолётное развлечение — посуетиться, пошуметь. А смысла я в этом особого не вижу.

Хотелось бы, чтобы мои записи донесли до людей что-то действительно ценное, что-то чего они, быть может, никогда в жизни не слышали. И может в мире станет больше «слухачей». Может, тогда мы научимся лучше слушать друг друга. Глядишь, и войн меньше будет.

Какие у Вас дальнейшие творческие планы? Что бы хотели записать в ближайшее время?

Есть несколько идей в рамках общего проекта, связанного с полевой звукозаписью. Но пока сохраню тайну. Также в скором времени надеюсь запустить более-менее функциональный сайт. Ну и конечно — походы за звуком в лес. Например, скоро зима, буду опять «охотиться» за звуками Белого моря скованного льдами. Это как раз одни из тех звуков, которые постоянно от меня ускользают.


1 Блог и группа ВКонтакте «Записки о мире звучащем»

http://www.notes-on-sound.ru/

https://vk.com/notes_on_sound/


Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Также можно использовать свой аккаунт в социальных сетях:

Еда должна быть красивой!
Таланты
Еда должна быть красивой!

Интервью с Ириной Синюковой, удивительным кондитером из Архангельска, которая расписывает свои торты и козули традиционными северными росписями, создавая из них настоящее произведения искусства.


Это придумали в России. Часть 3
Таланты
Это придумали в России. Часть 3

Прообраз современного компьютера «интеллектор», «радиоглаз», сделавший возможным телевидение, единственный в мире бесконтактный синтезатор… Что еще привнесли в историю мировой электроники и информационных технологий изобретатели из России?


Время ковать!
Таланты
Время ковать!

«Нужно быть твердым и упрямым человеком, чтобы ковать сталь самому и не давать ей, наоборот, «ковать тебя», — основатель мастерской традиционных ремесел «Северные Врата» Демьян Громов делится секретами изготовления булатной стали, развенчивает мифы и дает определение «хорошему мастеру».


Это придумали в России. Часть 2
Таланты
Это придумали в России. Часть 2

К началу Второй Мировой войны на Западе уже были изобретены антибиотики, но союзники отказались раскрыть формулу своим советским коллегам. Тогда советские ученые повторили открытие, добившись гораздо более внушительных результатов… О каких еще достижениях ученых из России должен знать каждый?


Кирилл Штыбин – баянист XXI века
Таланты
Кирилл Штыбин – баянист XXI века

Как звучит баян с виолончелью, чем поможет русская смекалка на конкурсе в Китае и как становятся баянистами — интервью с выдающимся молодым музыкантом.


Это придумали в России
Таланты
Это придумали в России

Россия всегда была богата выдающимися талантами, а такие изобретения как велосипед, подводная лодка и прототип автомобиля и вовсе были созданы народными умельцами из крестьянской среды. Многие идеи российских гениев были позднее запатентованы их более практичными коллегами из других стран, но это не дает нам права забывать их славные имена.


ШОК-оркестр «Русский Стиль»: мы делаем традиции современными
Таланты
ШОК-оркестр «Русский Стиль»: мы делаем традиции современными

Слышали ли Вы Rammstein на басовой домре? Или интерпретацию Nirvana с элементами «Калинки»? Шоу-оркестр «Русский Стиль» умеет и не такое! Эти музыкальные хулиганы с жалейками и балалайками уже зажгли залы по всему миру от Азии до Латинской Америки, отыграли концерт на борту самолета и готовятся покорять Байконур.

Союз танца и кисти
Таланты
Союз танца и кисти

Известная художница-блогер Анастасия Вострецова делится своей историей — как найти любимую тему в творчестве, музу и вдохновение, в чем смысл работы художника и за что нужно благодарить жизнь.


Голливуд снимает на русские камеры
Таланты
Голливуд снимает на русские камеры

Россияне, получившие технический «Оскар» или «русская рука» в «Тёмном рыцаре», «Мстителях», «Человеке-пауке», «Форсаже», «Интерстелларе» и «Безумном Максе».


Кружево вологодской зимы
Таланты
Кружево вологодской зимы

Четыре месяца на отрисовку технического эскиза и 25 кружевниц для воплощения замысла в жизнь — удивительная история создания шедевра вологодского кружевоплетения скатерти «Снежинка».


До Сахалина и Заполярья – рукой подать!
Маршруты
До Сахалина и Заполярья – рукой подать!

Сергей Пищулов из команды путешественников «Градусы Открытий» рассказывает о том, как проехать нашу страну от края до края на машине, о том какие люди встречаются на пути и о том, почему внутренний туризм даже в самых удаленных регионах сегодня доступен каждому.

Средневековые бои – Путь длиною в жизнь
Таланты
Средневековые бои – Путь длиною в жизнь

Изнуряющие 5-дневные тренировки, концентрация и самодисциплина — и тогда Вы сможете выйти на ринг с настоящим мечом где-нибудь в захватывающих дух горах Кавказа, чтобы быть признанным настоящим Воином.