"Русская рука" - камера-кран, на которую снимают в Голливуде

Дата обновления статьи: 04.01.2024

На прошедшей недавно церемонии «Оскар» целых шесть(!) статуэток получил фильм «Безумный Макс: Дорога ярости». Картина действительно поразила атмосферой и визуальным рядом. Тем более приятно сознавать, что к созданию столь впечатляющей картинки непосредственно причастны и российские мастера.

Начало

В последние годы принято российский кинематограф ругать. Особенно часто обыватели напирают на отсутствие в наших лентах качественной картинки, «как в Голливуде». Мол, технически мы отстаём от запада лет на двадцать. Однако это совсем не так! Именно наши умельцы создали кран для камеры с амортизатором, на котором сегодня снимают практически все экшн-фильмы Голливуда без исключения. Аналогов ему просто нет — ведь это единственное ноу-хау, которое позволяет обеспечить четкую картинку без «дрожания» во время, например, погонь на автомобилях. Имя этому чуду-техники — «Русская рука» («Russian Arm»), а родиной идеи стала богатая на «Левшей» Тула.

Кандидат технических наук Лев Николаевич Евстратов родился именно там. Образование получал в Москве, в знаменитой «Бауманке». В 70-е на кафедре гироскопических приборов группа преподавателей и студентов (среди которых был и Евстратов) работала над созданием гидростабилизатора киноаппарта. Проще говоря, пытались сделать так, чтобы камера не тряслась при движении. Импульсом к развитию технологии послужили проводившиеся в Союзе Олимпийские игры. Телевизионщикам тяжело давалась стабильная картинка на некоторых соревнованиях, в частности, при съёмке с катера. Тут-то и пригодились наработки бауманцев.

«Русская рука»

С развитием кино возникла потребность в более сложной съёмке. А для фильмов жанра экшн и вовсе нельзя ограничиться постановкой в павильоне. Ведь современный зритель так любит погони, перестрелки и тому подобное. Но как удержать кадр, если камера установлена на автомобиль, несущийся по пустыне со скоростью больше ста километров? Поможет «Russian arm».


В 90-е бауманец Лев Евстратов оказался в США, где свой талант сумел применить на киностудии. Он предложил применять наши гидростаблизационные головки на специальном автомобильном кране, который держит камеру. Ноу-хау быстро доказало свою эффективность. Изобретение стали звать «русской рукой».

Со временем возникла потребность в большем количестве гидростабилизационной операторской техники. И Евстратов обратился в родную Тулу, город мастеров, где в 2002 году была основана компания «Лесков». Сегодня местные таланты вместе с научным руководителем Львом Евстратовым выпускают там сложнейшую технику, за которой именитые режиссеры стоят в очередь. Примечательно, что оборудование сдается кинокомпаниям в аренду только вместе с нашим обслуживающим персоналом — так профессиональные секреты будут сохраннее, да и не каждый новичок управится с чувствительной техникой. Здесь нужна настоящая команда профессионалов из трех человек — один (ассистент) управляет фокусом камеры, другой (оператор крана) — перемещением головки и камеры, а третий  — стабилизированной головкой.

Наши наработки в Голливуде

Мало кто знает, но в 2006 году Американская киноакадемия наградила компанию «Лесков» техническим Оскаром. Невероятно, да?! И это неспроста. Только вдумайтесь, такие блокбастеры, как: «Мистер и Миссис Смит», «Тёмный Рыцарь», «Мстители», «Человек-паук», «Форсаж», «Интерстеллар» и упомянутый выше «Безумный Макс» сняты с помощью нашего, российского оборудования. Даже джойстики российские — американские производители просто-напросто не взялись за заказ подобной сложности, увидев требуемые тех.характеристики.

Кстати, на официальном сайте «Лескова» отмечено, что «Русская рука» использовалось и при съёмках нового российского фильма «Бресткая крепость». Так что, возможно, не за горами тот день, когда настоящие таланты кинематографа получат заслуженное признание не только за границей, но и у себя на Родине.

Автор текста: Александр Олюнин
vkontakte telegram