Наследие

Все о пермском зверином стиле: история, датировка, образы, значение, кто создал.

Дата обновления статьи: 01.04.2022

«Пермский звериный стиль» («шаманские изображения», «чудские образки», «культовое литьё») — собирательное название характеризующее стиль самобытных археологических находок из Верхнего Прикамья. Большая часть сюжетов и образов не имеет никаких аналогов в других культурах. Став своеобразной визитной карточкой Пермского края, пермский звериный стиль тем не менее практически не изучен — мы не знаем в точности ни кто именно отливал подобные фигурки, ни когда они были созданы, ни что они означают, а ниточки и косвенные свидетельства ведут к загадочному народу чудь, о котором также остались почти одни только легенды.

Попробуем собрать разные факты, мнения и гипотезы, связанные с пермским звериным стилем, чтобы хоть немного разобраться в одном из самых таинственных культурных феноменов нашей страны.


Что представляют собой артефакты пермского звериного стиля?

Большинство найденных предметов — это литые бронзовые пластины размером примерно с человеческую ладонь. Есть многочисленные свидетельства о фигурках из серебра и золота более высокого качества, которые массово переплавлялись или свозились ко двору Петра для дальнейшей отправки коллекционерам в Европу (подробности - далее). Выполнены методом плоского литья и, предположительно, женщинами — так как именно в женских захоронениях неоднократно находили формы для отливок.

Существует мнение, что это чисто культовые предметы, применявшиеся в неких ритуалах — в подтверждение этому приводится такой факт как отсутствие проушин и дырочек, которые позволяли бы носить их на себе. Однако само это наблюдение в корне неверно — как минимум половина найденных артефактов как раз имеет отверстия и проушины, в связи с чем другая часть исследователей определяет их как предметы быта (пряжки, бляшки, медальоны, подвески).

Пермский звериный стиль - предметы

Характерные предметы пермского звериного стиля

Нередко фигурка имеет своеобразную прямоугольную или трапецевидную рамку (окантовку), как бы обрамляющую центральный образ.

Скифский звериный стиль vs Пермский звериный стиль

Наиболее близкий аналог пермского звериного стиля — знаменитый скифский звериный стиль. Стилистика исполнения очень близкая, хотя в скифском стиле мы видим несколько большую плавность и закрученность линий, тяготение к спиралям, в то время как в пермском такого не наблюдется.

Пермский и скифский звериный стиль

Слева: пермский звериный стиль; справа - скифский звериный стиль

Что касается сюжетов — они в чем-то пересекаются, но «полного совпадения» мы отнюдь не наблюдем. Некая общность есть только в самых базовых сюжетах — например, птица, лось/олень или медведь, которые, конечно, встречаются в том или ином виде во всех мировых культурах. Но самые характерные образы, составляющие по всей видимости, некоторые краеугольные понятия, в скифском и пермском стиле различаются. Если в скифском стиле на переднем плане темы охоты, войны, борьбы и образы оленя и дикой кошки, то в пермском главный герой — это антропозооморфный человек-лось, а также птицы с человеческими лицами, личины и ящеры.

Пермский и скифский звериный стиль

Слева: пермский звериный стиль; справа - скифский звериный стиль

Некоторые исследователи дивятся и такому чисто художественному сходству — мол, как же так и на каком этапе могли пересечься культуры скифов и жителей Прикамья? Кто у кого позаимствовал художественные приемы? Кто перенес их на столь дальние расстояния? В действительности же, удивляться тут совершенно нечему — всем от древних греков до историков XIX века было прекрасно известно, что территория всей современной России в прошлом именовалось Скифией, древняя история Руси представлялась продолжением истории Скифии, а скифы (они же сарматы) именовались нашими прямыми предками. По сути скифы и русы были взаимозаменяемыми словами и об этом прямо писалось в учебниках по истории. Скифы Причерноморья, переселившиеся на север основали Словенск, ставший впоследствии Великим Новгородом — с этого момента они стали именоваться словянами.

«По мале же времени правнуцы Афетовы Скиф и Зардан отлучишася от братий своея и от рода своего, от западных стран, и коснушася полуденных стран и вселишася во Ексинопонте и живяху тамо многа лета, и от сих породишася сынове и внуцы, и умножишася зело, и прозвашася по имяни прадеда своего Скифа Скифия Великая. И бысть между ими распря и междоусобие, крамола многа тесноты ради места. Начальницы же тогда родители их княжаху единого отца дети, пяточислении кровницы, им же имена суть: 1) Словен, 2) Рус, 3) Болгар, 4) Коман, 5) Истер…» (Сказание о Словене и Русе)


«…И старейший Словен с родом своим и со всеми своими иже под рукою его, седе на реце зовомой тогда Мутная, последи Волховом проименовася, и поставиша град, поименоваша по имени князя своего Словенск великий, иже напоследи Новгород великий проименовася… И от того времяни новопришельцы Скифские начаху именоватися Словяне.» (Сказание о Словене и Русе)


«…историки того временим называют (их) сарматами и скифами, мы венедами, а сами они называют себя славянами». (Мавро Орбини со ссылкой на Иоганна Авентина)



Россия - Скифия, учебник Ф.Дильтея

Россия - Скифия, учебник Ф.Дильтея

Россия - Скифия, учебник Ф.Дильтея

Страницы из учебника Ф.Г.Дильтея 1763 года «Первые основания универсальной истории с сокращенной хронологиею в пользу обучающегося российского дворянства»

Это уже потом скифы были «отнесены» куда-то в среднеазиатские степи, и на полном серьезе стали вести диспуты о том куда же впоследствии исчез этот "загадочный" народ. Но правду сохранили и древние карты — так Северный Ледовитый Океан нередко обозначен как Скифское море, порой он также именуется Тартарским. Из всего вышеописанного следует единственный вывод — Скифия, Тартария и Русь — это территория расселения одного и того же — нашего — народа (состоящего из многих этносов), который жил и продолжает жить в Евразии повсеместно — от северного океана до южных степей.

Карта Московии Баттиста Агнезе 1525 г

Карта Московии Баттиста Агнезе 1525 г.

Карта Азии Даниэля Келлера 1590 г

Карта Азии Даниэля Келлера 1590 г. Фрагмент.

Карта России Меркатора 1595 г

Карта России Меркатора 1595 г. Фрагмент.

Возвращаясь к пермскому звериному стилю — совершенно очевидно, что Прикамье находится чуть ли не в самом центре Скифской державы, поэтому художественное сходство двух рассматриваемых стилей понятно и даже неизбежно. А вот отличия требуют изучений и прояснений — возможно, их причина разное время (столетия? тысячелетия?) создания. Подсознательно пермский звериный стиль воспринимается как более архаичный.

Где сделаны находки пермского звериного стиля и сколько их всего?

Все находки пермского звериного стиля сконцентрированы в следующих регионах: Верхнекамье, Чердынский район и Коми-пермяцкий округ. Большая часть находок (более 300 пластин) приходится именно на Верхнекамье.

Другие исследователи указывают более широкий район — от Камы и Вятки до верховьев Енисея (то есть это уже не только Урал, но и бОльшая часть территории Сибири). Подробная картографическая классификация находок с указанием точного места нахождения каждой до сих пор никем не сделана.

География находок артефактов пермского звериного стиля

Доктор исторических наук профессор Александр Владимирович Пыжиков (2003–2004 зам.министра образования РФ), который строил свои исследования на доскональной работе с архивами и документами, в своих видео говорил о том, что еще при Петре Первом с территории Урала и Сибири чуть ли не тоннами вывозились в Европу некие древности. Подтверждением тому может быть упоминание о подобных фигурках в книге Николаса Витсена 1692 года «Северная и Восточная Тартария», где он описывал свое путешествие по России, а также в документах Фридриха Вебера начала XVIII века, который прямо пишет о фигурках людей и животных из «золота и бронзы» находимых на Урале и в Сибири и свозимых ко двору Петра — то есть уже тогда о них было прекрасно известно даже иностранным путешественникам.

«Всех, кому приходилось проезжать по Чердынскому или Соликамскому уездам, прямо поражают рассказы крестьян о многочисленных находках этих памятников и легкость приобретения их. Например, в 1915 г. в селе Верх-Боровском Чердынского уезда крестьяне предлагали нам массу чудских находок по цене 5 руб. за ковш». (П.Богаевский)

Ровно о том же, но другими словами писал Александр Теплоухов (отец известного собирателя пермских древностей) — он указывал, что ежегодно в Вятку на переплавку свозилось до 30 пудов серебряных и 20 пудов золотых изделий (!) со всего региона (пуд = 16,38 кг, то есть годовой объем приближается к тонне). При этом «серебряные вещи, находимые в земле, — из хорошего серебра, лучше чем наше, оно лучше плавится и меньше чернеет на воздухе».

Можете представить себе масштаб этой «исчезнувшей цивилизации русского Урала и Сибири», если в год на переплавку отправлялось столько исторических ценностей? А наши историки продолжают убеждать общественность в том, что-де не найдено за Уралом ни городов, ни артефактов, и до XV здесь царила полнейшая дикость и беспросветное невежество.

То есть сегодня мы в действительности располагаем лишь крупицами той культуры и, возможно, далеко не самыми выдающимися — тем, что осталось «невостребованным» для переплавки и перепродажи. Именно поэтому большинство оставшихся артефактов бронзовые, а серебряные и золотые — большая редкость. Кстати, уровень изготовления серебряных и золотых предметов выше, так что можно предположить, что именно они были «изначальными», бронзовое же литье — это более поздние и простые копии с тех самых оригиналов.

находки пермского звериного стиля

Исследователи и собиратели пермского звериного стиля, знаменитые коллекции

Одним из первых коллекционеров предметов пермского звериного стиля был граф Сергей Строганов (1794—1882 гг.), который начал собирать пермские древности в 1846 году. Археологическими поисками в собственных владениях Пермского края он занимался всю жизнь и впоследствии даже по его инициативе было создана Императорская археологическая комиссия, которая занималась профессиональным изучением уральских артефактов.

Портрет графа Сергей Строганова, мецената

Граф Сергей Строганов

Ведущим систематизатором и исследователем пермского звериного стиля считается Федор Теплоухов (1845—1905 гг.). Изначально он был натуралистом и служил лесничим у того самого графа Сергея Строганова. В 1902 году совместно с сотрудником государственной археологической комиссии А.Спицыным он выпустил альбом «Древности камской чуди». Поздее А.Спицын выпустил еще один альбом — «Шаманские изображения».

Федор Теплоухов - собиратель пермских древностей

Федор Теплоухов

Следующим исследователем фигурок стал Алексей Шмидт, именно он в 20-х гг. XX века ввел в оборот определение «пермский звериный стиль», так как настаивал на невозможности объединения его с другими сибирскими художественными стилями.

Большой интерес к пермскому звериному стилю проявлял Н. К. Рерих. Он познакомился с ним во время своей поездки в Пермский край, где расписывал иконостасы. Параллельно он занялся поиском и зарисовкой сохранившихся предметов пермского звериного стиля. Всего он сделал более 20 зарисовок пластин с точным указанием размера.

Считается, что близкое знакомство с чудскими древностями оказало большое влияние на творчество Н. К. Рериха в целом — впоследствии он нередко использовал некоторые мотивы пермского звериного стиля в своих работах.

Наиболее явно и отчетливо они видны в предметах интерьера — это книжный шкаф и стул. Изображения и резьба на них полностью соответствуют «канонам» пермского звериного стиля: так, композиция шкафа разделена на три яруса с характерными небесным (птицы), земным (лоси) и подземным миром (ящеры), что по мнению ученых отражает концепцию мироздания создателей чудских образов.

Н.К.Рерих, пермский звериный стиль - шкаф и стул

Шкаф и стул выполненные в пермском зверином стиле по эскизам Н.К.Рериха

В росписи стула Н. К. Рерих представил свою интерпретацию силуэта птицы и маски. Резьба на ножках представляет собой стилизованные образы богов-хранителей.

В 2014 году коллекция предметов пермского звериного стиля, которую Рерих когда-то держал в руках, была восстановлена в металле по его же альбомным зарисовкам — на тот момент она была уже почти полностью утрачена.

Пермский звериный стиль - коллекция Н.К.Рериха

Коллекция восстановленная в металле в 2014 году по эскизам Н.К.Рериха

Сколько лет пермскому звериному стилю и кто его создатель?

Фигурки обычно относят к VII — XII  в. н. э. — такая точка зрения закрепилась в науке и не пересматривается несмотря на многочисленные новые исследования. Есть мнение, что их следует отнести вообще в эпоху палеолита.

Большинство исследователей приписывают фигурки к финно-угорской культуре, но вот какой же именно народ создал их не вполне понятно.
Например, коми или пермяки (финно-угорские народы, которые сегодня проживают на территории Пермского края) НЕ относят их к своей культуре и никак себя с ними не ассоциируют. Более того, для них подобные фигурки несут демонический смысл — в былые времена местные крестьяне, находившие такие фигурки, старались как можно быстрее избавиться от них, так как воспринимали их как некие черные метки приносящие несчастья. Некоторые коми-зыряне и пермяки считали, что эти, так называемые «черти», принадлежат вогульской культуре.

Чудь белоглазая

Картина Андрея Клименко

Основной претендент на то, чтобы именоваться создателем фигурок — загадочный народ чудь (белоглазая), который по некоторым данным занимал обширные северные территории от Финляндии до Сибири, в том числе и те, где были найдены фигурки. Кстати, все первые исследователи феномена пермского звериного стиля именовали фигурки «чудскими». Например, Дмитрий Анучин называл данные артефакты «чудскими образками», а первый альбом, посвященный пермскому звериному стилю (Ф.Тепляков, А.Спицын) именовался «Древности камской чуди».

Заведующий отделом археологии Пермского краеведческого музея Э.Чурилов считает, что мирный народ чудь, занимавшийся в основном охотой и различными промыслами, был оттеснен с обжитых ими земель на север с приходом более воинственных кочевых племен с юга. Им приходилось уходить в девственные таежные леса, где не было не поселений, ни родовых святилищ (современная территория Пермского края), в связи с чем и возник феномен пермского звериного стиля — создавая такие фигурки (богов), чудь имела возможность отправлять религиозные и культовые ритуалы без святилищ. Отсюда же, возможно, возникли и многочисленные легенды о том, что чудь «ушла под землю» или исчезла — на деле же она действительно ушла, но просто севернее.

Хотя, что случилось с ней потом — неизвестно. Основная загадка данного народа в том — что он действительно исчез, растворился где-то на дорогах истории, но при этом оставил за собой целый шлейф легенд и артефактов (помимо предметов пермского звериного стиля, это многочисленные «чудские городки» — остатки которых раскинуты по всей Уралу и Сибири, нередко их местоположение связано с какими-то пещерными туннелями). Считается, что остатки чуди были полностью ассимилированы коми, русскими и вепсами.

Н.К.Рерих. Чудь подземная

Н. К. Рерих. Чудь подземная

«Чудь существовала задолго до русской истории, и можно только удивляться высокой металлической культуре составлявших ее племен. Достаточно сказать одно то, что все наши уральские горные заводы выстроены на местах бывшей чудской работы — руду искали именно по этим чудским местам.» (Д.Мамин-Сибиряк).

Легенды о чуди довольно противоречивы — то чудь — богатыри-великаны, то, напротив — низкорослый народ, который может внезапно исчезать под землей. Часто они описываются как сильные и свирепые воины, или как мудрецы, владеющие многими знаниями, неведомыми другим — от этого и «чудь» — то есть «чудной», «странный», «вызывающий удивление». «Белоглазый», по всей видимости, указывает на светлую (голубую?) радужку глаз. Ассоциируют чудь и с другим легендарным народом — сиртя. Другие финно-угорские народы (коми-зыряне, пермяки) от чуди дистанцируются, (так же как и от артефактов пермского звериного стиля) и родственным народом ее не считают, а, например, Светлана Жарникова — знаменитый этнограф, лингвист и знаток Русского Севера, уверенно говорила о том, что чудь - это народ славянского корня.

Пермский звериный стиль

Существует также гипотеза, что «ушедшая под землю чудь» — это и вовсе не реальный народ, а собирательное название для старых богов, духов и домовых, которые с христианизацией края стали «нечистыми», «злыми» и «куда-то ушли». То есть те же коми-пермяки могли и быть создателями пермских фигурок в незапамятные времена, но перестали себя с ними ассоциировать — как и со своими старыми богами — в момент разрыва культурных связей и потери преданий о собственном прошлом. Как бы то ни было, внезапное и чуть ли не единомоментное прекращение изготовления фигурок — еще одна загадка пермского звериного стиля. Как правило, никакие традиции литья, росписи или иных художественных промыслов не исчезают так, а постепенно видоизменяются, трансформируются во что-то новое.

Основные образы и сюжеты пермского звериного стиля

Ключевые персонажи, которые есть практически на каждой фигурке одновременно или по отдельности — люди, птицы, лоси, ящеры. Характерной особенностью пермского звериного стиля является то, что эти образы смешаны и сплавлены в единые антропозооморфные формы. Наиболее распространены такие комбинации:

  • Птица с распростертыми крыльями и человеческим ликом на груди;
  • Человек с головой лося;
  • Человек с головой лося и крыльями птицы;
  • Человек / человек-лось верхом на ящере;
  • Птицеподобный человек-лось (с птичьим клювом и лосиной головой);
  • Медведи, в том числе часто в жертвенной позе;
  • Лики-маски;
  • "Богиня";
  • Богиня с божественным ребенком или "святое семейство";
  • Уточки.

Человек-лось, пермский звериный стиль

Люди-лоси верхом на ящере

Человек-лось является в некотором смысле «визитной карточкой» пермского стиля — так как именно он представлен на значительной части изображений, при этом такой образ не имеет абсолютно никаких аналогов в других художественных традициях.

Пермский звериный стиль, человек-лось

Довольно часто фигурки людей и зверо-людей заключены в некую внешнюю рамку, которая как бы окаймляет изображение.

Пермский звериный стиль

Отдельный пласт — медведь в так называемой жертвенной позе (именно такое расположение шкуры медведя с мордой между лап характерно для различных религиозных ритуалов, фиксируемых этнографами у близких народов) и различные личины (то есть фигурки в виде масок).

Пермский звериный стиль, медведь в жертвенной позе

Пермский звериный стиль, лики и личины

Есть немало человеческих изображений, которые условно считаются изображениями богинь и божественных детей. Утверждение довольно спорно — так называемые фигурки богинь не имеют абсолютно никаких характерных женских черт — никак не обозначены половые органы либо грудь, нет никакого намека на беременность (что обычно характерно для древних Венер), длинные волосы могут не быть таковыми, а представлять собой, например, головной убор (впрочем, мы не знаем носили ли чудские мужчины длинные или короткие волосы). Одним словом, с тем же успехом это может быть воин, человек, бог, первопредок, герой предания, дух того или иного мира и т. д.

Пермский звериный стиль, богини, люди

"Богини" - пермский звериный стиль

Значение и трактовка образов пермского звериного стиля

Так как традиция изготовления пластин прервалась где-то в XII  в. н. э., народ чуди исчез, а коми-зыряне и пермяки не ассоциируют себя с «чудскими пластинами» (и в принципе почти не сохранили никаких древних преданий) — узнать хотя бы приблизительное значение образов на пластинах совершенно не у кого. Остается только сопоставлять их с другими культурами и пытаться угадать, что хотел сказать древний мастер литья — именно этим и занимаются исследователи феномена пермского звериного стиля, предлагая каждый свою трактовку.

В целом же они обычно сводятся к привычной примитивизации образов — согласно которой все развитие цивилизации по какому-то установленному умолчанию идет без взлетов и падений, а как сплошное движение вверх, а наши предки заведомо менее разумные, искусные, сведущие и просветленные, чем мы. Академики обычно отказывают древним мастерам в том, что они могли прибегать к художественным стилизациям намеренно: если сегодняшнее современное искусство — это «плод напряженных трудов и поисков», а, например, обратная перспектива на иконах и специфическое изображение лиц — «канон», то древние просто «не умели рисовать/по-другому», «не понимали пропорций человеческого и животного тела» и т. д.

Пермский звериный стиль

Подчеркивается то, что не имея письменности, народ (чуди?) в данных фигурках излагал всю свою концепцию мироздания, суть которой — разделение мира на верхний, средний и нижний. А представленные антропозооморфные существа соответственно несут в себе черты сразу нескольких миров. Не отрицая тройственности показанных на пластинах миров, следует заметить, что это не объясняет всех других деталей и особенностей пермского звериного стиля. Более того, никто не может утверждать был ли народ чуди грамотным или нет. В пользу того, что это была крайне высокоразвитая культура говорит уже то, что впоследствии все горные заводы Урала ставились на бывших чудских рудниках, а чудское серебро было гораздо более высокого качества, чем серебряные изделия века XVIII-XIX.

Поэтому ничто не мешает выдвинуть и гораздо более смелые гипотезы, например — что характерные окаймляющие «рамки», в которые заключены образы, показывают наличие у человека и животных ауры, которая выходит за пределы физического тела.

Пермский звериный стиль

А, например, излюбленный образ человека-лося стоит проанализировать в астрономическом контексте — ведь ярчайшее созвездие небосвода Большая Медведица не случайно во многих регионах Россиии именовалось Лосем. В частности на Урале, в Пермской и Вятской губернии, а также в — Арханг., Владим., Вологод., Волхов и Ильмень, Калуж., Костр., Нижегород., Новг., Олон., Пене., Петерб., Пск., Свердл., Сиб., Тамб., Терск., Яросл.). Читать про названия созвездий на Руси.

Человек-лось, пермский звериный стиль

Человек-лось 

Отдельного внимания заслуживают и птице-люди — обычно изображение человеческого лика на груди птицы с распахнутыми крыльями трактуется как переход в загробный мир — так как у многих народов сохранились предания о том, что именно птицы переносят дух умершего в иные сферы. Однако, не может ли такая символика указывать, например, на перемещение по воздуху? Возможно, не случайно и расположение человеческого лика именно по центру туловища птицы — как у пилота в кабине самолета. Например, анализ аэродинамических показателей золотых птичек инков (или колумбийских самолетиков) дал в свое время поразительные результаты — оказалось, что эта форма идеально приспособлена для полета. Как же это стыкуется с «примитивностью» наших предшественников? Читать подробнее про образ девы-птицы на Руси.

Пермский звериный стиль

Пермский звериный стиль - птица с ликом человека на груди

Колумбийский самолетик

Колумбийский самолетик

Интересную аналогию можно провести и с другой южноамериканской коллекцией — камнями Ики, где люди и динозавры изображены так, будто они существовали одновременно. Здесь и множество бытовых сценок — например, игра детей с динозаврами и довольно четкое знание особенностей внешнего вида различных ящеров. Разумеется, официальная наука считает камни Ики подделкой, несмотря не все контрдоводы — хотя бы то, что их найдено более 50 тысяч экземпляров.

Камни Ики с людьми и динозаврами

Камни Ики

В предметах пермского звериного стиля также нередко встречается изображение ящера. Оно более схематично, чем на камнях Ики, а сам ящер нередко имеет «составной» вид (голова волка, тело щуки, хвост бобра), но сюжет катания/стояния верхом на ящере повторяется постоянно. Не может ли быть так, что мастер изображал то, о чем ему рассказывали, но делал это не вполне точно, а с подключением своей фантазии — так как лично не видел этого действа?

Пермский звериный стиль - человек верхом на ящере

Пермский звериный стиль - человек верхом на ящере 

Еще один вариант — на изображении не ящер, а крокодил. Поразительно, но свидетельства о крокодилах на Руси есть даже в Псковской летописи (30 й-том Полного Собрания Русских Летописей) 1582 года, когда по словам летописца их развелось так много, что они поели множество людей. Не нужно воспринимать это как фантастику — ведь есть множество указаний на то, что когда-то климат в наших землях был куда мягче, чем теперь, а к летописным крокодилам относился серьезно даже прославленный академик Рыбаков.

Кстати и немецкий ученый Сигизмунд Герберштейн (1486—1566 гг.) во время своего путешествия по России писал о том, что люди здесь держат у себя при домах каких-то ящеров с четырьмя лапами и кормят их как домашних животных. («Записки о Московитских делах»).

Пермский звериный стиль - человек верхом на ящере

Пермский звериный стиль - человек верхом на ящере 

Наконец, стоит остановится на еще одном характерном сюжете — медведь в так называемой жертвенной позе. Мы уже писали выше о том, что до XVIII века территория современной России без всякий сомнений отождествлялась с древней Скифией, между скифами-сарматами-русами и словенами стоял знак равенства и полной тождественности, а история Руси начиналась не иначе как со скифов. В своем учебнике для дворянства «Первые основания универсальной истории с сокращенной хронологиею в пользу обучающегося российского дворянства», 1763 г. Филипп Генри Дильтей писал и о том, каким богам поклонялись скифы:

Учебник Дильтея для русского дворянства - боги скифов

Дильтей называет Перуна (еще одно прямое указание на чисто славянскую культуру скифов), но мы знаем также и то, что его дуальная пара — это Велес. Еще греки писали, что русы в договорах клялись и Перуном и Велесом.

  • Перун — побеждающий бог, воин, громовержец, олицетворение активных энергий, солнца, ветра, света. Его время — светлая половина года, когда день длиннее ночи, с апогеем могущества на летнее солнцестояние — Купалу.
  • Велес же — бог ведающий, мудрец, дед, олицетворение пассивных непроявленных энергий, знания, магии, покровитель искусств и ремесел, зимы, льда и мороза, звезд. Его время — темная половина года, когда ночь длиннее дня, с апогеем на день зимнего солнцестояния — Карачун, сменяемой Колядой (рождением нового солнца). Его животное олицетворение — медведь.

Известно, что земледельцы больше выделяли Велеса, а воины-ратники (горожане, купцы и проч.) — Перуна. Таким образом можно предположить, что пермские создатели загадочных пластин, имеющие так много общего со скифским звериным стилем, жили в той же мировоззренческой парадигме, и так же, как и условные кривичи, поклонялись Велесу в образе медведя. Более того — Ящер также является проявлением Велеса — это он «глотает»/ «крадет» солнце в день летнего солнцестояния и уносит его в подземные чертоги на зиму, откуда весной Перун громовержец освобождает его ударами молний. Именно отсюда идет древний сюжет борьбы Воина со Змеем — как отражение вечного круговорота во Вселенной.

Где хранятся предметы пермского звериного стиля сегодня

  • Чердынский краеведческий музей;
  • Пермский краеведческий музей;
  • Государственный исторический музей им. А. С. Пушкина;
  • Эрмитаж;
  • Национальный музей Финляндии.

Пермский звериный стиль

_______________________

При подготовке статьи использовались материалы:
1. Сайт perm-animal-style.ru
2. Фильм на Алексея Комогорцева «Исчезнувшая цивилизация Русского Севера. Пермский звериный стиль».
3. Материалы сайта uraloved.ru
4. Материалы сайта nashural.ru
5. Фото изделий с сайта uralistica.com

Тайна крещенской воды
Наследие
Тайна крещенской воды

Ученые зафиксировали реальное ежегодное изменение свойств воды 18-19 января, делающее ее целебной и устойчивой к внешним воздействиям. Так что же происходит с водой на Крещение и как это можно объяснить с научной точки зрения?

Откуда пошел Старый Новый Год
Календарь
Откуда пошел Старый Новый Год

Почему праздник отмечается с 13 на 14 января? Откуда взялась разница в 13 дней с Новым Годом? Как именно это связано с юлианским и григорианским календарями? И в чем смысл сохранения старой традиции исчисления?

Народные приметы, традиции и обычаи января
Календарь
Народные приметы, традиции и обычаи января

Как по погоде января можно предсказать характер будущего лета? Почему рождественский сочельник на Руси встречали с кострами? Когда и где проводили смотрины? Какие сказки были самыми любимыми в зимние вечера?

Вятка – исторический центр Приуралья
Азбука городов
Вятка – исторический центр Приуралья

Вятка-Хлынов-Киров — неприступный город, основанный в Приуралье новгородскими поселенцами XII века в землях таинственной чуди белоглазой, который не был взят никем из многочисленных захватчиков на протяжении трех столетий. Какая тайна стоит за многократной сменой его названий? Был ли это один город — или несколько? Куда исчезла чудь белоглазая? С какими историческими событиями связано появление дымковской игрушки? И кто они — вятчане, захватившие ханский Сарай?

Северная Двина – Великий торговый путь
Маршруты
Северная Двина – Великий торговый путь

«Заповедник» Русского Севера, где искали вдохновения Билибин, Верещагин и Грабарь, калейдоскоп народных росписей, родина М. В. Ломоносова, новгородцы-ушкуйники, полярные сияния, холмогорская резьба по кости, атомный ледокольный флот России — все это Северная Двина и ее история, история Великого торгового пути, бывшего когда-то единственной связью между Россией и Европой по воде.

Народные приметы и традиция декабря
Календарь
Народные приметы и традиция декабря

Какой будет предстоящая зима, когда начинаются зимние гадания на суженого, откуда идет бессмертный миф о воине-змееборце, когда медведь ложится в берлогу, зачем "слушают воду", как Николай Чудотворец связан с солнечными циклами и как в древности отмечали главный праздник года - рождение нового солнца Коляды на день зимнего солнцестояния. 


Матерь мира
Матерь мира Н.К.Рерих
Древний Ругодив: Нарва или Ивангород?
Азбука городов
Древний Ругодив: Нарва или Ивангород?

Как название Ругодив связано со славянским племенем ругов, с возделыванием ржи и пеньки? Кто такие руги и какой след они оставили в истории? Что говорят о Ругодиве летописи? Почему Нарву и Ивангород разделяют всего 300 метров и кто из них является летописным Ругодивом?

Приметы ноября: поворот на зиму
Календарь
Приметы ноября: поворот на зиму

Как наши предки готовились к наступлению самого темного и холодного времени года? Родительская неделя, «льняные смотрины», прилет синичек, солнечные петухи Кузнеца Сварога, охота на зайцев, ледостав, угощение домового. Переломное время.

Юмна (Винета) - Атландита Балтики
Азбука городов
Юмна (Винета) - Атландита Балтики

Град славянский, созданный венедами за несколько столетий до Троянской войны (как полагал М. В. Ломоносов). Крупнейший город Европы, отделанный мрамором, алебастром, цветными витражами и позолоченной черепицей, ушедший под воду за три дня. Факт ее существования бесспорен и зафиксирован в десятках летописей, но где искать ее сегодня?