Геннадий Голобоковов: картины, стихи, биография художника-фантаста
История жизни советского художника Геннадия Григорьевича Голобокова. Основоположник жанра «психологической фантастики» в живописи.
Дата обновления статьи: 02.01.2024
История жизни советского художника Геннадия Григорьевича Голобокова. Основоположник жанра «психологической фантастики» в живописи.
Дата обновления статьи: 02.01.2024
*На обложке картина Геннадия Голобокова "Труженики космоса".
Самодеятельный художник Геннадий Григорьевич Голобоков был хорошо известен любителям фантастики во второй половине прошлого века, благодаря публикациям его работ в советских журналах, а позже — демонстрациям на выставках. За четверть века он создал более двухсот полотен, множество рисунков и набросков, а еще — написал цикл проникновенных и глубоких по содержанию стихотворений. Но Голобоков — не просто художник и поэт. Это человек невероятной воли и мужества, в течение 26 лет совершавший ежедневный подвиг. Парализованный, прикованный к кровати он работал до изнеможения, чтобы полностью реализовать свои обширные творческие замыслы.
Геннадий Голобоков родился в 1935 году в Саратовской области, в селе Малая Быковка Балаковского района. Он был с детства влюблен в небо и звезды, играл на скрипке и гармошке, писал стихи. Товарищам подросток часто говорил, что непременно станет астрономом. И еще — он постоянно рисовал: на уроках, переменах, после школы. Его рисунки, на которых были изображены товарищи, Волга, местные пейзажи, часто посылали на городские выставки.
Обычную жизнь прервал несчастный случай —
Страшный диагноз привел сначала юношу в отчаяние, но затем пробудил в нем огромное желание жить и работать. Геннадий Голобоков решил учиться. Но его стремление поступить в Московский заочный университет искусств наткнулось на бюрократические препятствие: требование лично присутствовать на вступительных экзаменах было обязательным для всех без исключений. Решить проблему помогла отправка нескольких рисунков
Выход из анабиоза
Процесс рисования для Геннадия Голобокова был одновременно счастьем и физической пыткой. Художник писал лежа на спине, подрамник размещался на его груди. Он не мог пользоваться обычным ластиком и твердым карандашом, поскольку сильный нажим был ему недоступен. Кисть приходилось брать сначала губами и только потом — пальцами. Руки быстро уставали, приходилось часто отдыхать. Геннадий мог дотянуться кистью только до середины холста, поэтому верхнюю часть получалось писать только на полотне, перевернутом вверх ногами. Он научился воспринимать композицию полотна с любой точки и объяснял это тем, что «космонавт в невесомости умеет работать хоть вниз головой».
Покоряющий трехмерье
Ранний период творчества Голобокова посвящен важным историческим моментам и природе. Сюжеты о войне сменяются полотнами о событиях, происходящих в родном городе и других местах необъятного Советского Союза. Балаков
Континентальный шельф
Несмотря на живой интерес к событиям, происходящим в Балакове, художник все больше уделяет внимания
Сеятель
В работах Геннадия Голобокова мало фантастических пейзажей и машин, что существенно отличает их от творческого наследия
Танец с шаровой молнией
Собственное несчастье научило Геннадия Голобокова ценить торжество жизни и способность человека мужественно переносить тяжелые испытания. Теме одиночества и преодоления жизненных трудностей посвящены полотна «Один», «Чужое сердце», «Река времени», «На краю бесконечности».
Улетающая на столетия
С 1958 года Геннадий Голобоков посылает свои работы на Всесоюзные выставки непрофессиональных художников. В 1968 году жюри Всесоюзного фестиваля присвоило ему звание лауреата, не имея никакого представления о его судьбе.
«О себе писать не буду, так как художественная ценность моих картин и стихов от этого не возрастает».
Возвращение
Художник запрещал распространять подробности его жизни, и особенно не любил фразу «прикован к постели».
Контакт
В 1974 году к художнику пришло всесоюзное и всемирное признание. Его работы демонстрировались на выставках в Москве и еще 20 городах Советского Союза, а также за рубежом — в Праге, Братиславе, Будапеште,
Парадокс времени. Отец и дочь
На картины Голобокова обратили внимание космонавты Л.Леонов, В.Севостьянов, П.Беляев, П. Попович и другие. Со многими из них у художника сложились дружеские отношения. А.Ленов писал:
«Его картины на космическую тематику, жизнеутверждающие, отличающиеся глубоким психологизмом, выполненные на хорошем профессиональном уровне, являются, на мой взгляд, заметным явлением в новом, „космическом“, направлении изобразительного искусства».
Освоение
Два художественных полотна, подаренные американским астронавтам, хранятся в Хьюстоне, в космическом центре США.
Геннадий Голобоков — не только талантливый художник, но и поэт, пишущий глубокие проникновенные стихи. Поэтический цикл «Братья по разуму» дополняет
НИИ генетики
***
Тихий говор. Газеты. Рация.
Панорам круговой обзор.
Информация, информация —
Водопад с великанских гор.
И вот в этой волне стремительной
Как события в ярких снах,
Понимаешь, что мир растительный
Остро чувствует боль и страх.
Человече! Венец материи!
Снизойдя как к живым живой,
Ты прислушайся к думам дерева,
Научись говорить с травой.
И пускай под вселенским пологом,
Где простор для любой мечты,
И напалм,
И руки онкологов
Позабудут навек цветы.
И пускай за земным селением,
Одолев не один парсек,
Он утонет в восторге зелени —
Счастьем плачущий человек.
И, прижавшись к живой акации,
Улыбнется седая мать…
Информация, информация,
Человека ль тебе пугать?
Чаша с солнцем.
***
Плюс и минус. Два вечных полюса.
Два всего лишь. Почти пустяк.
Но из них вырастают, борются
Ложь и истина. Свет и мрак.
Ликование, страха гиканье,
Злая ненависть и, как бой,
Обнимающая вселенную
Человеческая любовь!
Плюс и минус.
От жизни к смерти.
Крестик маленький и черта.
Но без них и душа и сердце —
Абсолютная пустота…
***
Прыжок. Удар. И в вихре света
Распался сумерек покров.
— Ну, здравствуй,
Здравствуй, гость планеты
— Дитя заоблачных миров!
Не прячь антенн: познаний — бездна!
Скорей, скорее дай ответ,
Ужель в душе твоей железной,
Как и в моей, покоя нет?
— Ну что ж, землянин, я отвечу:
В лучах, что льет твоя звезда,
Не робот ты, ты Человече,
И в этом вся твоя беда.
В бесстрастной чаше мирозданья
Ты смертной занят суетой,
Томишься ты тоской желанья,
Болеешь горечью чужой.
— Постой, постой, сверхумный Кибер!
Машинных мыслей не пружинь!
Бестрепетно встречать погибель?
Нет, даже в муках делать жизнь!
Бессмертны мы с тобою оба,
Но свой у каждого удел.
А вот о том, что я не робот,
Ни разу в жизни не жалел.
Вовек не променяю долю
И жизнь, и смерть до дна испить…
Ведь если жить своей лишь болью,
То есть ли смысл на свете жить?
Прощание
Шли годы и болезнь все больше подрывала организм художника. Приступы учащались и усиливались. Геннадий чувствовал, что его время на исходе, и работал при любой возможности, стараясь создать как можно больше художественных образов. Художник умер 17 мая 1978 года с карандашом в руках.
Итоги жизни этого мужественного человека кратко и емко подведены в журнале «Техника — молодежи»:
«Пожалуй, именно за Голобоковым можно признать приоритет зачинателя направления „психологической фантастики“ внаучно-фантастической живописи».
Памятник
За свою недолгую жизнь Геннадий Голобоков создал десятки художественных полотен — глубоких и ярких символов человеческого мужества, получил признание известных художников, космонавтов и рядовых любителей научной фантастики. Этого незаурядного человека до сих пор помнят на его малой родине, а в городе Балаково, в местном выставочном зале, периодически выставляются его картины.
Ожидание
В 2008 году именем художника «Golobokov» была названа одна из открытых учеными малых планет (2008 WQ96).
Автопортрет
Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!