Предложить пост
Наследие Календарь

Народные приметы декабря

Современное название месяца декабрь происходит от римского порядкового обозначения месяца — «десятый». Славяне же традиционно давали ему более образные названия, связанные с погодными явлениями этого времени года: «хмурень» (то есть — пора ранних сумерек и короткого светового дня), «просинец» (от предзимней синевы в красках пейзажа или первой снежной крупы), но чаще всего использовались наименования месяца, связанные с холодом и стужей — «студень», «студный», «стужайло».

Декабрь год кончает — зиму начинает.

Декабрь и замостит, и загвоздит, и саням ход даст.

Декабрь-стужайло на всю зиму землю студит.

Декабрь глаз снегами тешит, да ухо морозом рвет.

В декабре зима стелет белые холсты, а мороз через реки наводит мосты.

В декабре семь погод на дворе: веет, дует, кружит, рвет и метет.

Декабрь — месяц больших волчьих стай.

Считалось, что много инея на деревьях, большие снежные сугробы и глубоко промерзшая земля в декабре сулят хороший урожай на будущий год. А вот, если снег заваливал заборы вплотную, без промежутков — то, напротив, ожидалось неурожайное лето. Сырой и теплый декабрь предвещает поздний приход весны.

Существовали для декабря и более краткосрочные приметы, по которым можно было узнать погоду на ближайшие дни или часы:

Если небо закрыто тучами — это к скорой метели, а, значит, не стоит собираться в дорогу.

Низкие облака — к приближению холодов.

Высокие и тусклые звезды в небе сулят потепление.

Запел снегирь, а сорока спряталась — к вьюге.

Громкое воронье карканье — к сильному морозу.

Воробьи забираются в хворост, а синица пищит с самого утра — к усилению холодов.

Всеволод Иванов. Русь Древнейшая Улица в посаде.

Всеволод Иванов. Русь Древнейшая. Улица в посаде.

Декабрь считался лучшим временем для заготовки дров — срубленная именно в эту пору, древесина была сухой и, следовательно, хранились дольше всего.

Какие же интересные народные праздники отмечались и отмечаются в декабре?

4 декабря — Введение 

Праздник этот церковный и ознаменует Введение во храм Богородицы. Однако, в народе осталось лишь первое слово, а сам смысл праздника стал соотносится скорее с понятием начала, ввода, то есть с приходом зимы как таковой. Соответствуют этим ассоциациям и народные поговорки:

Введенье пришло — зиму привело.

Введенские морозы зиму не ставят.

На Введенье затевались пробные выезды на санях перед основными гуляниями, на которые месяц богат как никакой другой. Право открывать декабрьское веселье на Введение отводилось молодоженам: подбирались нарядные расписные сани, женщина одевалась в лучшие свои одежды, мужчина подпоясывался ярким кушаком и, управляя санями, старался показать свою удаль. Введенский выезд так и назывался «казать молодую».

По городам открывались Введенские ярмарки и торги. Так, в Москве традиционно устраивали продажу саней, также были популярны рыбные ярмарки с сельдью, навагой и камбалой.

Н.С.Самокиш. Тройка на разгоне (1905)

Н.С.Самокиш. Тройка (на разгоне), 1905 г.

7 декабря — Екатерина-санница.

В эту пору устраивались гонки на санях среди юношей и мужчин. Как правило, всей деревней народ собирался на каком-нибудь возвышении откуда хорошо было видно происходящее, чтобы поболеть за своих и оценить лошадей.

Девушки на празднике начинали присматривать себе женихов, поэтому логично ближе к вечеру наступало время гаданий на суженого. Второй этап гаданий приходился на 13 декабря (Андрей Первозванный) — оба этих дня как бы предваряли самые важные святочные гадания.

Вечер под Екатерину — время ворожбы.

Без солнышка нельзя пробыть, без милого нельзя прожить.

Не спится, не лежится — все про милого грустится.

У невесты женихов сто один, а достанется один.

К.Маковский. Святочные гадания

К.Маковский. Святочные гадания.

9 декабря — Георгий-Победоносец, Егорий холодный, Юрьев день.

Георгий Победоносец, согласно христианскому преданию «Чудо о змие», одержал победу над Змеем или Драконом, что нашло отражение в бесчисленном количестве икон и даже на гербе Москвы. На Руси имя Георгия Победоносца трансформировалось в более привычного по звучанию Егория-Змееборца, которому приписывались способности отвращать змей от людей и домашних животных.

Существуют, правда, и другие версии, по которым именно Егорий первичен по отношению к Георгию, а сам сюжет победы некого витязя, героя или бога над змеем восходит еще к языческому Перуну. Так или иначе, эта легенда, как и ее герой, были очень популярны в народе, а на Егория в календаре приходились важные праздники и события.

<Борис Ольшанский. Иван - вдовий сын

Борис Ольшанский. Иван - вдовий сын.

Н.К.Рерих. Победа

Н.К.Рерих. Победа.

В год отмечали два Егория — холодного (9 декабря) и голодного (6 мая). На Егория Холодного ходили слушать воду в колодцах: если тихо и ничто не волнуется — то и зима будет теплой и спокойной, если же послышатся звуки — следовало ожидать вьюг и сильных морозов.

Считалось, что Егорий зимний является охранителем скота и повелителем волков, с этого дня волки обираются в большие стаи и начинают ходить за добычей, жмутся к людскому жилью. Медведь же, напротив, на Егория как раз ложится в берлогу и засыпает.

Всеволод Иванов. Волки пришли

Всеволод Иванов. Волки пришли.

В другой транскрипции Георгий закрепился в народном сознании как Юрий, отсюда происходит и название небезызвестного Юрьева дня. Так, до XVI века, безземельные крестьяне могли за неделю до и после Юрьева дня свободно переходить от одного землевладельца к другому.

На чью долю потянет поле, то скажет Юрьев день.

Мужик не тумак: знает, когда живет Юрьев день.

Позвал дьяк мужика судиться на Юрьев день, а мужик был таков.

Позднее право подобного перехода было крестьянам запрещено, что породило новый пласт поговорок и присказок:

Вот тебе, бабушка, и Юрьев день!

Дожидайся Юрьева дня, когда рак свистнет.

Тем не менее, в память о прошлом вплоть до конца XIX века, было принято именно в Юрьев день заключать крупные сделки, производить взаиморасчеты и наниматься на работу.

Георгий Победоносец

14 декабря — Наум-грамотник.

По заведенному обычаю именно с этого дня маленьких детей начинали учить грамоте. Во-первых, лучшего времени для учения, чем долгие зимние вечера, крестьянину просто не найти, ведь сезон с весны по осень занят заботами об урожае. А во-вторых, покровитель именно этого дня Наум считался связанным с учебой: Наум — как бы от слова «ум».

Б.М.Кустодиев. Земская школа в московской Руси

Пророк Наум наставит на ум.

Кто грамоте горазд — тому не пропасть.

Без муки нет науки.

Чему смолоду не научился — того и под старость не будешь знать.

19 декабря — Никола Чудотворец, Микола зимний, холодный.

Николай Чудотворец, или по-другому Никола (Микола) был в народе одним из самых любимых святых и считался вторым после Бога заступником, а также покровителем земледелия, скотоводства, хозяином подземных вод заступником от всех бед и несчастий.

Есть любопытная легенда о том, как в осеннюю пору мужик увяз со своим возом в дороге и просил проходящих мимо помочь ему выбраться из распутицы. Первым шел Касьян-угодник — от отмахнулся от мужика, не пожелав пачкать в грязи свои одежды. Вторым был Николай-угодник, который с готовностью взялся за дело и вызволил мужика из беды. Представ перед Богом, оба они рассказали почему поступили так, а не иначе, после чего тот постановил: «Ты, Касьян, не помог мужику. За то будут тебе через 3 года служить молебны. А тебе, Николай-угодник за то, что помог мужику воз вытащить, будут служить молебны 2 раза в год.»

Николай Чудотворец

Николай Чудотворец

Соответственно Касьян приходится на 29 февраля и отмечается только раз в 4 года, а у Николы два дня в году — зимний и летний.
Никола Зимний считался переходом от осенней к зимней путине — особенно в Поморье. К этому времени заканчивали лов семги, наваги и камбалы, а промышленники возвращались домой. Начинался морской зверобойный промысел.

К Николе Зимнему приурочивалась распродаже лишнего хлеба. Также в эти дни было принято справлять «никольщину» — когда старшие представители крупных семей, деревенские старосты и почитаемые главы родов собирались на веселье и охоту, оплачиваемую ими всеми вскладчину. Уклонявшихся от «никольщины» не любили и весь год сопровождали насмешками.

Также на Николин день начиналась и пора зимнего сватовства, а молодежь, в свою очередь начинала подготовку к святочным посиделкам — договаривались об откупе избы у какой-нибудь вдовы, заготавливали дрова, лучины, наряды, святочные маски и костюмы.

21 декабря — Коляда

Самым же широко отмечаемым в народе и значимым среди декабрьских праздников несомненно был день зимнего Солнцестояния. В самый короткий день и самую длинною ночь в году (с 21 на 22 декабря) наши предки отмечали Солнцеворот или Коляду. Колядень — это первый месяц зимы и нового года, первый день растущего солнца, которое называлось Коло. Именно в этот день, согласно народным преданиям, отмечали рождество Бога Коляды, который по сути представляет собой молодую ипостась центрального солнечного Бога славян Даждьбога.

Народные гуляния на Коляду

Очевидно, церковь не одобряла подобных гуляний, однако, как и в случае со многими другими праздниками и традициями — не имея возможности искоренить их, придала древним обрядам новый смысл и переменила названия. Неудивительно, что рождение христианского Иисуса Христа — один из важнейших праздников новой веры — приходится (в григорианском календаре) почти на то же самое время — в ночь с 24 на 25 декабря. Разница в три дня между двумя Рождествами также имеет объяснение: с 21 по 24-го световой день практически не увеличивается, солнце как бы стоит на месте, и только с 25-го начинается настоящий поворот к лету, свету и теплу, за счет прирастания светового дня.

Но вернемся, к исконному смыслу праздника Коляды. Растущее солнце олицетворяет собой ребенка, новый цикл жизни. Таким образом праздник знаменует собой сезонный поворот, уход всего старого, возвращение и усиление света, приход всего сильного и молодого.

Главным атрибутом праздника был костер, как бы олицетворявший и призывавший солнце. На Коляду готовили ритуальный новогодний круглый пирог — каравай — по форме также напоминающий солнце. А песни-колядки — это не что иное как пожелания благополучия дому и просьбы о взаимном обмене подарками — караваями и пирогами.

___________________________
*В заметке использовались материалы из книги «Круглый год, русский земледельческий календарь». Москва, издательство Правда, 1989 г.

**Дорогие читатели! Обращаем Ваше внимание на то, что информация в данной статье и на сайте в целом приведена исключительно для ознакомления с теми или иными культурными аспектами, ни к чему не призывает, не является незыблемой истиной и может содержать гипотезы, версии и субъективные мнения, являющиеся спорными.   

Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Также можно использовать свой аккаунт в социальных сетях:

Как создать схему семейного дерева. Часть 2: Создание макета семейного дерева для печати бесплатно своими руками.
Наследие
Как создать схему семейного дерева. Часть 2: Создание макета семейного дерева для печати бесплатно своими руками.

Какие программы использовать или НЕ использовать для подготовки финального макета Вашего семейного дерева? С чего начать создание макета? На что обратить внимание?

Как создать схему семейного дерева: практические рекомендации. Часть 1 - сбор и хранение информации.
Наследие
Как создать схему семейного дерева: практические рекомендации. Часть 1 - сбор и хранение информации.

С чего начать? В каких источниках искать информацию? Какие онлайн ресурсы пригодятся? Как хранить собранные данные?

Факты против мифа о татаро-монгольском иге
Наследие
Факты против мифа о татаро-монгольском иге

Перед Вами одна из многочисленных картин на тему битвы русских полков с татаро-монгольскими. Удивительно, но внешне обе сражающиеся стороны выглядят совершенно одинаково… А было ли вообще на Руси татаро-монгольское нашествие, или же эта «историческая конструкция» была придумана историками много позднее для объяснения совершенно других событий и процессов?


"Атака мертвецов"
Наследие
"Атака мертвецов"

Беспрецедентная контратака защитников крепости Осовец после применения противником удушающих газов во время Первой Мировой.