Легенды, предания, сообщения об атамане Кудеяре. Его клады и сокровища, интересные факты и версии.
Дата обновления статьи: 02.01.2024
Дата обновления статьи: 02.01.2024
*На обложке фантазия нейросети Kandinsky
Было двенадцать разбойников,
Был Кудеяр — атаман,
Много разбойники пролили
Крови честных христиан,
Много богатства награбили,
Жили в дремучем лесу,
Вождь Кудеяр
из-под КиеваВывез
девицу-красу .(песня «Сказ о 12 разбойниках»)
Многим известна песня, исполнявшаяся еще Федором Шаляпиным и Иваном Ребровым, которая начинается со строк об атамане Кудеяре. Изначальный ее текст был написан еще в 1877 г.
Но кем он был изначально и почему имя его увековечено в песне, хотя последние хранят не так уж много личных имен? В действительности образ атамана Кудеяра буквально пронизывает русский народный фольклор и в этом смысле представляет собой еще малоизученный феномен. Превосходит его по популярности разве что Степан Разин. Других подобный примеров, пожалуй, и нет.
До начала XX в. легенды и предания о деяниях атамана Кудеяра рассказывались в России повсеместно, и буквально в каждой губернии находились места непосредственно с ним связанные — чаще всего речь шла о неких заговоренных кладах атамана Кудеяра, поиски которых велись с тем же усердием и рвением, что и поиски кладов Степана Разина. Также с именем Кудеяра связаны многие камни и монастыри, якобы им основанные.
«И в Калуге, и в Туле, и к Рязани приходил, и к Ельцу, и к Воронежу, и к Смоленску — везде свои станы расставлял и много кладов позарыл в землю, да все с проклятиями».
Гора Кудеярова
Сохранились и конкретные географические названия — так Кудеяровы горы есть сразу в Саратовской, Рязанской, Тульской и Воронежской областях… в Липецкой области есть огромный валун называемый
В Брянских лесах называли места, где скрыты клады, закопанные Кудеяром. Говорили, что над камнями, прикрывающими эти сокровища, вспыхивают огоньки, а два раза в неделю в 12 часов слышен жалобный плач ребёнка.
Но вот парадокс — если личность Степана Разина в целом не вызывает сомнений в своей реальности, то про Кудеяра сказать
По одной из версий, Кудеяр — это белевский боярин Кудеяр Прокофьевич Тишенков — изменник, который в 1571 году сговорился с крымским ханом
WILHELM VELTEN
По другой версии Кудеяр — это просто некий грозный разбойник, наводивший страх на окрестности. Так тульский воевода писал о нем письмо царю Алексею Михайловичу в 1640 г. :
«Сказывали давно старые люди, лет сорок назад, про атамана Кудеяра и его разбойников, которые грабили много и убивали».
Еще одна версия говорит о том, что он мог быть сыном Жигмонда Батория, князя Трансильвании. В этом случае он являлся внучатым племянником короля Стефана Батория и имел права на польский престол. Считается, что данный Кудеяр поссорившись со своим отцом бежал на Днепр, присоединился к казакам, а позднее перешел на службу к русскому царю и стал опричником Ивана Грозного. Затем — попал в немилость и превратился в разбойника. Настоящее имя этого персонажа
Михаил Авилов, Опричники в Новгороде
Персонаж под именем Кудеяр встречается также и в ханской генеалогии, где он является сыном алшина Алау (улус Джучи). Этой теме посвящены исследования Р. Темиргалиева.
Наконец, наиболее удивительная версия, гласит, что Кудеяр — это пропавший при загадочных обстоятельствах старший брат Ивана Грозного. Последний, опасаясь появления другого (и более законного) претендента на престол, якобы, искал его всю жизнь и чуть ли не это послужило истиной причиной создания опричнины. Кажется, фантастичным, но у этой версии много реальных доказательств, подтвержденных фактами.
Портрет с обложки романа Н.Костомарова «Кудеяр» (1882 г.)
Так, известно, что отец Ивана Грозного — Василий III был женат дважды: на Соломонии Сабуровой и на Елене Глинской. Последняя как раз и была матерью Ивана Грозного и его младшего (немощного? Слабоумного? Глухонемого?) брата Юрия. Считается, что Соломония Сабурова была бездетна в течение 20 лет брака,
Однако, сохранились свидетельства о том, что чуть ли не сразу после заточения в монастырь Соломония наконец родила долгожданного (но теперь уже как бы и ненужного) сына Георгия. По крайней мере она сделала такое заявление. Далее история становится еще более запутанной — Василий приказал продемонстрировать рожденного мальчика своим представителям, но Соломония этого не сделала и ее заставили признать, что ребенок умер (но, значит, он все же был рожден?)
«Во время нашего тогдашнего пребывания в Московии некоторые клятвенно утверждали, что Саломея родила сына по имени Георгий, но никому не желала показать ребёнка. Мало того, когда к ней были присланы некие лица для расследования истины, она, говорят, ответила им, что они недостойны видеть ребёнка, а когда он облечется в величие своё, то отомстит за обиду матери. Некоторые же упорно отрицали, что она родила. Итак, молва гласит об этом происшествии двояко».
(«Записки о Московии» Сигизмунда фон Герберштейна)
К.Маковский, Боярышня
Трактовки этого разнятся —
Более того, известно, что Василий III приказал заложить церковь Святого Георгия — что по времени как раз совпало с предполагаемым рождением сына Соломонии. Это было устоявшейся традицией в царской семье — аналогичным образом были заложены церкви посвященные соответствующим святым в честь рождения сыновей Елены Глинской. Сохранились также записи о том, что в церквях служились панихиды по
Ну, а куда же делся отосланный в леса ребенок? В 1919 г. около Саратова было записано предание о том, что он вместе со слугами, посланными его убить, бежал в Турцию, где принял ислам и получил новое имя Кудеяр. Далее остается только домысливать — вернулся ли он затем в России озлобленным чтобы мстить, либо попытаться
Дворянский род Волковых вел свою генеалогию от некого Кудеяра, которого в свою очередь считали потомком литовских дворян Григория Волка. Примечательно, что и тут время совпадает — Григорий Волк приехал из Великого княжества Литовского в начале XVI в., чтобы поступить на службу к Василию III — отцу Ивана Грозного. Интересно, что шляхетский род Волков в свою очередь возводит свою родословную к потомкам полоцкого князя Всеслава Вещего (Чародея). Данный князь, описанный еще в «Слове о полку Игореве» известен как искусный волшебник, чародей, умевший оборачиваться зверем и убежденный язычник (хранитель древней веры). Именно поэтому его имя — в отличие от имен многих других князей его времени — так никогда и не было канонизировано церковью.
Памятник Всеславу Брячиславовичу в Полоцке.
Это удивительным образом перекликается по смыслу с именем Кудеяр, которое по одной из версий значит ровно то же самое — «волшебник», «кудесник», «волхв», «чародей». Примечательно, что все эти волшебные ассоциации тянутся за искомым нами Кудеяром как шлейф — истории о зачарованных кладах, вокруг которых в особые ночи пляшут огоньки, приписываемое ему умение «повелевать чертями», знание особых заговоров, которые отвращают пули и не позволяют никакому войску его одолеть.
Напрашивается вывод, что Кудеяр в народной памяти — это, возможно, просто некий абстрактный кудесник, человек обладающий магическими способностями. Наверняка такие имелись чуть ли не в каждом селе — ведь мы знаем, что всевозможные знахари, заговоры, магические заклинания — это неотъемлемый атрибут народной культуры и даже быта. О самых известных и могущественных складывали местные легенды — а тема магии и волшебства как таковая — одна из самых любимых в плане народных сказок и преданий. В таком случае неудивительно, что в каждом регионе нашлись
А.Клименко
Отдельно следует рассмотреть вариант, что собирательный «Кудеяр» — это не столько сильный маг, но скорее даже волхв, хранитель неких знаний или даже вооруженный защитник древней веры. Удивительно, но Кудеяр был известен в фольклоре среде старообрядцев именно как «защитник веры» — казалось бы какая тут может быть связь с разбойничьим образом жизни, но в том то и дело, что спустя века мы не можем с точностью установить чем в действительности занимался Кудеяр, равно как и то — идет ли речь об одном персонаже или о целом ряде персонажей, игравших некую схожую роль. Может быть, Кудеяр (личность или собирательный образ) выражал некий протест против
Еще одна версия для собирательного образа — «сборщик податей». Некоторые считают, что это не имя, а слово, которое пришло из татарского и обозначает сборщика податей. А что если эти сборщики «кудеяры» ездили по всей Руси с конкретной задачей, но часто превышали свои полномочия настолько, что название их стало нарицательным именем для обозначения грабежа?
Наконец, еще одна версия гласит, что причиной возникновения и повсеместного распространения славы Кудеяра стала банальная хитрость местных чиновников, которые любые недостачи и пропажи списывали на некого «неуловимого разбойника».
Лубок Кудеяр
Можно также посмотреть на это с другой стороны — имя Кудеяр, как видно из различных приведенных выше источников, было в той или иной мере распространено на Руси. В татарских летописях также встречаются имена Худояр и Кудояр. Трактовок происхождения этого имени множество: тут и тема кудес и волшебства, и перс. «худайар» («либимый богом») — как бы то ни было, по
Пласт народного фольклора связанный с Кудеяром настолько обширен и разнообразен, что оброс целым рядом дополнительных имен, связанных с его соратниками, любимыми женщинами и дочерьми.
В разных регионах эти имена разнятся, но наиболее яркие — это Болдырь (главный соратник, побратим), Анна (спасенная людьми Кудеяра из реки, где она хотела утопиться и возглавившая его отряд после смерти атамана), жена Настасья и дочь от нее Любаша (Любушка). Имя последней связано с урочищем Чертово городище в Калужской области. По легенде к дочери великого атамана посватался сам черт, но она перехитрила его и избавилась от нежеланного жениха: согласилась на свадьбу если он до утра выстроит на горе каменный дворец, но не позволила черту закончить работу, разбудив петуха раньше рассвета. Огромные валуны разбросанные по всему Чертову городищу, видимо, являются остатками того самого недостроенного дворца.
Валуны Чертово городище
Примечательно, что во многих легендах связанных с Кудеяром явно звучит тема раскаяния или по крайней мере
По легенде
Николо-Стороженский монастырь
Также существует версия, что последние годы бывший атаман прожил в Соловецком монастыре приняв имя инок Питирим. Якобы, существовала даже надгробная плита на старом кладбище Соловков с надписью:
«Инок Питирим, бывший Кудеяр, похоронен здесь».
Видимо, это стало причиной включения имени инока Питирима в «Сказ о 12 разбойниках», переложенный позднее в песню.
Господу Богу помолимся,
Древнюю быль возвестим,
Мне в Соловках ее сказывал
Инок, отец Питирим.
Было двенадцать разбойников…
Впрочем, существует еще как минимум несколько мест, которые также считаются могилами Кудеяра. Так, по одной из них он был убит и покоится в Липецкой области, где стоит тот самый
Кем же был прославленный атаман Кудеяр? Вольным разудалым атаманом, разбойником, родным братом Ивана Грозного, мстившим за исковерканную судьбу,
Пересмотрев все доступные упоминания и источники, мы, пожалуй, так и не приблизились к истине, а лишь подняли новые вопросы. Главный из которых — почему же этот Кудеяр — кем бы он ни был — был настолько популярен и любим в простом народе, что его имя прочно вошло в фольклор чуть ли не ВСЕХ регионов России, причем скорее с положительной окраской и во многом сблизилось с образом другого любимого атамана — Степана Разина? Только эти два личных имени сияют как два ярких драгоценных камня во всем массиве народных заговоров, преданий и географических названий локальных объектов. А, значит — вывод напрашивается сам собой — не мог Кудеяр быть ни простым разбойником, ни