Кого называли скоморохами в Древней Руси?
Кто такие скоморохи? Что означает это слово? С какими праздниками, обрядами и явлениями они связаны?
Дата обновления статьи: 07.01.2024
Кто такие скоморохи? Что означает это слово? С какими праздниками, обрядами и явлениями они связаны?
Дата обновления статьи: 07.01.2024
*На обложке фантазия нейросети Kandinsky
Скоморохи — одно из самых загадочных явлений в русской истории. В этом образе казалось бы переплелись в тугой клубок десятки часто взаимоисключающих понятий и характеристик: мудрость и глупость, веселье и смех — с одной стороны, грабежи и разбой — с другой, тема постоянного передвижения, музыки и некого протестного неповиновения существующим канонам. Попробуем рассмотреть явление скоморошества максимально всесторонне.
Иные названия скоморохов — глумцы, гусельники, игрецы, плясцы, весёлые люди. Есть версия (Максим Богданов, «Каста ведических жрецов»), что наиболее древнее слово для их обозначение — «мазыки», отсюда, возможно, впоследствии произошло и само слово «музыка».
Автор неизвестен
Скоморохов можно считать первыми организованными
Мы предлагаем взглянуть на скоморохов шире и понять, что именно за всем этим стояло и кем на самом деле они являлись, так как все вышеперечисленное — это лишь внешняя сторона явления.
Иллюстрация на тему «Скоромохи», О.Мир.
Начнем с того, что само слово «скоморох» до сих пор «не разгадано» этимологами и более того в некоторых словарях (М.Фасмер) даже идет с пометкой «трудное».
По звучанию оно кажется русскоязычному человеку довольно близким и
Автор неизвестен
Взять даже само окончание на -ох: в русском языке много подобных слов: ворох, горох, молох, переполох, однако нет ни одного одушевленного существительного кроме непосредственно скомороха. То есть это слово явно НЕ имеет окончания указывающего на род деятельности или некого одушевленного человека как в словах на -ин, -арь и -ец: крестьянин, дворянин, косарь, пахарь, кузнец, гонец…
Так может это слово иностранное, заимствованное? Мы не склонны к тому, чтобы любому русскому слову пытаться выискивать звуковые соответствия в соседних языках и сразу кричать о неких заимствованиях. Послушать трактовки слов, так все слова вокруг заимствованные — из тюркского, из финского, из греческого из латинского
Но реальность кричит об обратном. Люди вокруг нас придумывают новые слова каждый день — это делают ваши маленькие дети, когда учатся говорить, это часть постоянно обновляемого молодежного сленга, да в конце концов это просто забавно, поэтому в каждой семье есть
Автор неизвестен
Поэтому для полноты исследования мы приведем версии объясняющие слово «скоморох» с помощью других языков, но имея при этом в виду не заимствование, а скорее существование в древности некого
Вернемся теперь в русским трактовкам слова. Есть несколько объяснений применимых с условием перестановки ряда букв:
Медвежьи потехи. Гравюра Олеария
Наконец, наиболее убедительным нам кажется вариант русской трактовки слова без
Так, причастие РАЧЬШНН, в значении «шагающий», «идущий» зафиксировано в Словаре древнего славянского языка, составленного А. Старчевским по Остромирову Евангелию (
Что касается слова «ком», то оно, согласно целому ряду исследователей, неразрывно связано с медведем.
В былинные времена и вплоть до пиров Святослава Ярославича в XI веке скоморохи были в чести — их неизменно приглашали в том числе и на княжеские пиры, не говоря уж о народных гуляниях. Садко, Вещий Боян, Добрыня Никитич, Соловей Будимирович - все они были знаменитыми игрецами на гуслях или — как их именуют некоторые летописи — «гудцами». Ровно то же слово впоследствии используется для обозначения «скоморохов».
В.Васнецов, Боян
Но потом маятник качнулся в иную сторону и постепенно начинаются различные притеснения: сначала порицание «гудцов» и «русальных гуляний» встречается в различных церковных наставлениях, потом появляются запреты на скоморохов в отельных регионах и местностях. Вскоре доходит до прямых запретов со стороны церковных иерархов на участие «веселых людей» в свадебных гуляниях, появляются указы призывающие «бить кнутами», отбирать и ломать музыкальные инструменты.
Наконец, Алексей Михайлович, полностью ставит скоморохов вне закона. С его вступления на престол начинается целенаправленное преследование и искоренение этого явления с серьезными наказаниями для тех кто будет и впредь привечать скоморохов и участвовать в их играх: «бить батогами» и «ссылать въ украйные городы за опалу». Причем под запрет попадают не только гудцы и скоморохи, но их основной инструмент — гусли.
Но почему? Что же было в скоморошестве и гудении на гуслях такого страшного — повеселиться, попеть и поплясать? Или было что запрещать?
Фреска, Киевский собор
«Егда и г р, а ю т ь р у с, а л i я ли скомороси ли пьяницъ кличуть, или како сборище идольскихъ игръ, ты же въ тъ часъ пребуди дома». (толкование к апостолу Павлу (XIII в.)
«Не подобаетъ крестьяномъ (христианам) игръ бесовскихъ играти, еже есть плясанье, гуденье, песни м и р ь с к i я и жертвы идольския» («Слово Христолюбца»)
«А скоморохомъ у нихъ въ волости силно не играти; а кто у нихъ учнеть в волости играти силно, а старосты и волостные люди вышлютъ ихъ изъ волости вонь, а пени имъ въ томъ нетъ». (Уставная Онежская грамота 1536 г.)
«Къ вьнчашю ко святымъ церквамъ скоморохомъ и глумцомъ предъ
свад-бою не ходити и о томь священникамъ такимъ запрещати съ великимъ запрещениемъ, чтобы таковое безчиние никогда же не именовалося». (Постановление Столгава)
«Такъ какъ стали злоупотреблять музыкой, распъвая подъ музыку въ кабакахъ, корчмахъ и вездъ на улицахъ срамныя песни, то нынъшний патриархъ, два года тому назадъ, сперва строго воспретилъ существоваше такихъ кабачьихъ музыкантовъ, и инструменты ихъ, каше попадутся на улицахъ, приказывалъ туть же разбивать и уничтожать, а потомъ и вообще запретилъ Русскимъ в с я к, а г о рода инструментальную музыку, приказавъ въ
до-махъ вездъ отобрать музыкальные инструменты, которые и вывезены были, по такому приказанию, на пяти возахъ за Москву ръку, и тамъ сожжены» (свидетельства Олеария).
И, вот, апофеоз гонений на скоморохов, гудцов и веселых людей (да и в целом на исконную русскую/славянскую культуру) — та самая царская грамота Алексея Михайловича 1648 года, живописующая веселые славянские празденства с вечерними играми в полях, песнями, качанием на качелях, вождением медведей, различными играми (включая шахматы!), кулачными боями, гаданиями, сказыванием сказок — сверкающий искрами радости, яркий, многогранный и свободный мир наших предков, который с этого момента объявлен «богомерзким», «сатанинским» и ПОЛНОСТЬЮ ЗАПРЕЩЕН.
Автор неизвестен
Вот выдержки из сего документа:
«Ведомо нам учинилось, что в Белгороде и в иных городех и в уездех мирские всяких чинов люди, и жены их, и дети в воскресные и в господские дни и великих святых во время святаго пения к церквам Божиим не ходят, и умножилось в людех во всяких пьянство, и всякое мятежное бесовское действо, глумление и скоморошество со всякими бесовскими играми. И от тех сатанинских учеников в православных крестьянех учинилось многое неистовств: и многие люди, забыв Бога и православную крестьянскую веру, тем прелесником и скоморохом последствуют, на безчинное их прелщение сходятся по вечером, и во всенощных позорищах на улицах и на полях, и богомерских скверных песней, и всяких бесовских игр слушают, мужесково и женсково полу и до сущих младенцев, и на кулашных боях меж собою драку делают, и на качелях колышутся вкруг, и на веревках; а иные прелесники мужесково и женсково в городех и в уездех бывают со многим чародейством и волхованием, и многих людей тем своим чародейством прельщают; а иные люди тех чародеев и волхвов и богомерских
баб-вдов себе призывают и к малым детям, и те волхвы над болными и над младенцы чинят всякое бесовское волхвование и от правоверия православных крестьян отлучают.Да в городех же и в уездех от прелесников и от малоумных людей делается бесовское сонмище: сходятся многие люди мужесково и женсково полу по зорям, и в ночи чародействуют, с солничнаго всхода перваго дни луны смотрят, и в громное громление на реках и в озерах куплются, чают себе от того здравия, и с серебра умываются, и медведи водят, и с собаками пляшут, зернью и карты и шахмоты, и лодыгами играют, и безчинное скакание и плесание, и поют бесовския песни; и на Святой неделе жонки и девки на досках скачут; а об Рождестве Христове и до Богоявденьева дни сходятся мужсково и женсково полу многие люди в бесовское сонмище по дьяволской прелести, многое бесовское действо играют во всякии бесовския игры; а в навечери Рождества Христова и Васильева дни и Богоявления Господня клички бесовские кличут — коледу, и таусен, и плугу, и многие человецы неразумием веруют в сон, и встречу, и в полаз, и во птичий грай, и загадки загадывают, и сказки сказывают небылные, и празнословие с смехотворением и кощунанием, и души свои губят такими помраченными и беззаконными делами, и накладывают на себя личины и платье скоморошеское, и меж себя нарядя бесовскую кобылу водят… Да в городских же и в уездных людех у многих бывают на свадьбах всякие безчинники, и сквернословцы, и скоморохи со всякими бесовскими игры; и уклоняются православные крестьяне к бесовским прелестем и ко пьянству, а отцов духовных и по приходом попов и учителных людей наказанья не слушают…
И мы, великий государь, желея о православных крестьянех, велел о тех богомерзких делех заказ учинить, чтоб православные крестьяне от такова от бесовскаго действа отстали…и скоморохов з домрами, и с гусли, и с волынками, и со всякими игры, и ворожей, мужиков и баб, к болным и ко младенцом в дом к себе не призывали, и в первый день луны и в гром на водах не купывались, и с серебра по домам не умывались, и олова и воску не лили, и зернью, и карты, и шахмоты, и лодыгами не играли, и медведей и с сучками не плясали, и никаких бесовских див не творили, и на браках песней бесовских не пели, и никаких срамных слов не говорили, и по ночам на улицах и на полях богомерских и скверных песен не пели, и сами не плясали, и в ладоши не били, и всяких бесовских игр не слушали, и кулашных боев меж себя не делали, и на качелях ни на каких не качались, и на досках мужесково и женсково полу не скакали, и личин на себя не накладывали, и кобылок бесовских и на свадьбах безчинства и сквернословия не делали.
А где объявятся домры, и сурны, и гудки, и гусли, и хари, и всякие гуденные бесовские сосуды, и тыб те бесовские велел вынимать и, изломав те бесовские игры, велел жечь. А которые люди от того ото всего богомерского дела не отстанут и учнут впредь такова богомерскаго дела держатся, и по нашему указу тем людем велено делать наказанье: где такое безчиние объявится, или то на кого такое безчиние скажут, и выб тех велели бить батоги; а которые люди от такого безчинья не отстанут, а вымут такие богомерские игры в другие, и выб тех ослушников велели бить в батоги; а которые люди от того не отстанут, в объявятся в такой вине в третие и в четвертые, и тех, по нашему указу, велено ссылать в Украйные городы за опалу…»
Итак, из вышеприведенной грамоты ясно видно кем являлись скоморохи, какой мир, культуру и традиции они представляли, являясь его неотъемлемой частью. Очевидно и запретители прошлых веков отлично понимали с чем они имеют дело и что / кто стоит за скоморохами. Хотя скоморохов издревле звали и на знатные пиры и на свадьбы, но наиболее тесна их связь с различными дохристианскими праздниками, символами и обрядами. Самые массовые и разгульные праздники с участием скоморохов — что мы можем увидеть по разгневанным упоминанием в летописях — происходили на Коляду (зимний солнцеворот) и в Русалью неделю (летний солнцеворот). Важной частью этих празднеств было символическое вождение различных животных (козы, медведя, кобылы), именуемое в церковных документах «козлогласовая ходити», «козлогласования
Лубок «Медведь и коза»
Нередко слово «русальи» применяется к дохристианским гуляниям в целом, в том числе и зимним — то есть не связано именно с Русальной неделей. Слова «скоморошьи» — «русальи» — «бесовские» как бы слились в один смысловой ряд.
(Бесы в образе человеческом), «овы бьяху въ бубны, друзии же въ козиць и въ сопьли сопяху, иши же, возложивши на лица скураты (=маски), идяху на глумленье человеком и мнопе, оставивши церковь, на позорь (=зрелище) течаху инарекоша те игры Русальи». (Пролог XV века)
«Русали о Ивановь дни, и въ навечернш Рождества Христова, и крещения сходятся мужи, и жены, и дъвицы на нощное плещевание
и т. д. ». (Стоглав)
Вернемся теперь к сути запрета на подобные гулянья. Думается, что дело не только в связи с древней традицией, символами и песнями. Смех сам по себе является сильнейшим оружием. Вы можете переформатировать человека, внушить ему иные ценности, заставить
Недаром мудрец и учитель высочайшего уровня часто изображается в преданиях разных народов НЕ как строгий аскет, читающий проповеди, а как добродушный весельчак, всегда готовый подшутить над своими излишне серьезными учениками.
В веселье самом по себе есть мудрость. При этом глубинная мудрость легко может скрыться за ширмой веселья в те времена, когда запрещено озвучивать прежние истины в открытую. Именно поэтому многие считают скоморохов бывшим дохристианским/ языческим/ ведическим жречеством, надевшим на себя маски в прямом и переносном смысле, но продолжавшим нести свет своих знаний по свету, постоянно перемещаясь.
Вернемся к трактовке слова скоморох как «ходящий с медведем». Почему именно этот признак стал ключевым и даже дал название явлению скоморошества?
А.Васнецов, Медведчики
Медведь испокон веков считался священным животным на Руси. В древности он был неразрывно связан с культом одного из ключевых богов — Велеса, олицетворявшего вселенскую мудрость и силы природы, непознанного, подсознательно, магического, тайного. Велес или Волос — это
По словам Александра Пыжикова (доктор исторических наук, профессор, зам.министра образования РФ
Кроме того, бытовало устойчивое представление, что только через медведя и общение с ним можно получить информацию из потустороннего мира о самочувствии родителей и других предков, чтобы было необычайно важно в жизни русских крестьян и именно вокруг этой связи живых и мертвых построена значительная часть всех праздников и обрядов. Соответственно люди водившие медведей (они же — скоморохи) были в огромном почете, их зазывали на ночлег в каждый дом, считая это честью для семьи.
Таким образом, сами скоморохи в народной культуре по сути близки к понятию святых — «вышел из лесу с медведем». Священные звери ходят с ними рядом, чувствуя своей душой их особую ауру, не выказывая агрессии и даже напротив — расположение и дружбу. «Ходящий с медведем» это уже равноценно тому, чтобы считаться «ходящим между мирами» — такое подвластно только ведающему человеку, волхву и мудрецу.
Еще одними из наиболее часто встречающихся в летописях слов для названия скоморохов являются «гудцы» и «гусельники». Разберем теперь этот аспект.
Сам слог «ГУ» в русском языке соответствует понятию направленного звука: гудеть, гусли, гул, гудок, гумно (место где обмолачивают зерно, довольно шумное), гусь (птица, издающая громкие звуки), губы (орган формирующий звуки). Таким образом, «гудцы» — это люди, управляющие звуком. А за этим понятием кроется очень многое: звук — волна — это один из базовых элементов мироздания и сильнейший элемент воздействия на мир.
Создавая волну мы создаем мироздание как таковое, заставляем инфополе колебаться на определенных частотах, которые рождают определенные образы, чувства и энергии. Таким образом, гусляр — это ни много ни мало Творец, некто управляющий реальностью посредством звука.
Тут стоит вспомнить библейское предание об иерихонских трубах, которые разрушили толстые стены города или о том, как Садко, играя на гуслях у Морского царя, стал причиной того, что море разбушевалось и стало топить корабли:
Ай как начал играть Садко во гусли во яровчаты,
А как начал плясать царь морской теперь в синем мори:
А от него сколебалося все сине море…
А сходилась волна да на синем мори,
Ай как стали они разбивать много черных кораблей
Да на синем мори;
Ай как много стало тонуть народу да на синем море…
Другой пример — Боян Вещий. Именно с описания его таланта начинается «Слова о полку Игореве», повествующее о походе Игоря Святославича на половцев:
Боян бо вещий, аще кому хотяше песнь творити, то растекашется мыслию по древу, серым вълком по земли, шизым орлом под облакы. Помняшеть бо речь първых времен усобице; тогда пущашеть ĩ соколовь на стадо лебедей, который дотечаше, та преди песь пояше, старому Ярослову, храброму Мстиславу, иже зареза Редедю пред пълкы Касожьскыми, красному Романови Святъславличю. Боян же, братие, не ĩ соколовь на стадо лебедей пущаше, а своя вещиа пръсты на живая струны въскладаше; они же сами Князем славу рокотаху.
Виктор Корольков. Баян.
Здесь ясно видно, что Боян — не просто певец, а носитель мудрости, способный предсказывать события и мысленно переноситься (вместе со своими слушателями)
Еще один
Вяйнямёйнен. Автор картины неизвестен
Итак, скоморохи — это люди в совершенстве владеющие искусством звука и способные с помощью звука оказывать сильнейшее воздействие на своих слушателей и мир, близкое к магическому. Впрочем, любая технология является магией в глазах тех, кто не понимает принципов ее действия…
На первый взгляд кажется, что между каликами и скоморохами существует огромная разница. Первые — это
Автор неизвестен
Кстати, калики — это далеко не всегда немощные калЕки, которыми их чаще всего рисует наше воображение сегодня. Для кого-то это может стать удивительным открытием, но часто они были одеты в богатые и разноцветные одежды (прямо как скоморохи), «шубы соболиные», «гуни сорочинские», «лапотки семи шелков, с вплетенным в носке камешком самоцветным», с сумками «из рыжего бархата» и головными уборами «из земли греческой», да клюки «из дорогого рыбья зуба» (моржовые клыки?).
Посмотрим опять же чем именно и как они занимались — калики собирались в группы и безостановочно передвигались по всей стране. Иногда и вовсе они совершали длительные паломничества — вплоть до Иерусалима. Способны ли на такие перемещения немощные юродивые? Тут подразумевается отменная физическая форма, крепкое здоровье и чаще всего…молодость. Вспомним здесь об акробатических номерах скоморохов, которые часто запечатлены на различных картинах и в лубках: например,
«Уж вы здравствуйте, удалые добры молодцы,
Уж как все ли калики перехожие!» — обращается к каликам Владимир Красно Солношко в обдной из былин.
Скричат калики зычным голосом,
Дрогнет матушка сыра земля,
С древ вершины попадают. (Из песни)
Автор неизвестен
Отдельного внимания заслуживает былина «Сорок калик со каликой», которая и была наиболее популярной в репертуаре ходячих певцов. Начинается она во всех своих вариантах со сборов калик в дорогу, выбора «молодого атамана Касьяна» и зарока — в пути не красть, не лгать и не пускаться в блуд. Есть ли такие соблазны у немощных и слепых юродивых, просящих милостыню?
Начинали калики наряжатися
Ко святому граду Иерусалиму —
Сорок калик их со каликою.
Становилися во единый круг,
Они думали думушку единую,
А едину думушку крепкую:
Выбирали большего атамана,
Молоды Касьяна сына Михайлыча.
А и молоды Касьян сын Михайлович
Кладёт он заповедь великую
На всех тех дородных молодцев:
«А идтить нам, братцы, дорога
неближняя,
Идти будет ко городу Иерусалиму,
Святой Святыне помолитися,
Господню Гробу приложитися,
Во
Ердань-реке искупатися,Нетленною ризой утеретися;
Идти сёлами и деревнями,
Городами теми с пригородками.
А в
том-то ведь заповедь положена:Кто украдёт, или кто солжёт,
Али кто пустится на женский блуд,
Не скажет большему атаману,
Атаман про то дело проведает —
Едина оставить во чистом поле
И окопать по плеча во сыру землю».
И в
том-то заповедь подписана…
В итоге каличий атаман Касьян будет оклеветан княгиней Апраксией, за что ее постигнет болезнь, но он же и придет ей на помощь, чтобы избавить ее от мучений. Очевидно, Касьян оказался не только человеком высочайшей моральной нравственности, но и «ведающим», реально способным вылечить человека, когда никто другой не смог.
Другой ярчайший пример способностей калик перехожих — это эпизод из былины об Илье Муромце, когда старцы приходят к юноше 33 года лежавшему на печи, и буквально за пару минут ставят его на ноги, причем без
Как приходили две калики перехожие
Под тое окошечко косявчето.
Говорят калики таковы слова:
«Ай же ты Илья Муромец,
крестьянский сын!
Отворяй каликам ворота широкие,
Пусти-ка калик к себе в дом».Ответ держит Илья Муромец:
«Ай же вы, калики перехожие!
Не могу отворить ворот широкиих,
Сиднем сижу цело тридцать лет,
Не владаю ни рукамы, ни ногамы».
«
Выставай-ка , Илья, на резвы ноги,
Отворяй-ка ворота широкие,
Пускай-то калик к себе в дом».Выставал Илья на резвы ноги,
Отворял ворота широкие
И пускал калик к себе в дом.
Само слово калики также очень любопытно: так, калиГи — это кожаные подвязываемые сандалии — то есть обувь странников. Заметьте — не лапти, а практически современная модель обуви, удобнейшая и отличающаяся отменной долговечностью… А калюки — это травяные дудки, изготовленные из стеблей растений… иными словами — «ходили и гудели».
Рисунок летописи
Складывается впечатление, что калики — это все те же скоморохи, только более поздних времен: они стали выглядеть «поспокойнее», и помимо былин и старых песен включили в свой репертуар среди прочего и духовные стихи (дабы внешне соблюсти приличия и не быть окончательно изгнанными)... А, может быть, вновь одели маски - но в этот раз немощных стариков-богомольцев?
Эта негативная сторона также достаточно прочно связана с образом скоморохов. Но как она вяжется со всем остальным вышесказанным?
Тут всплывает образ атамана Кудеяра и былинные песни о Каликах, которые зарекались разбойничать.
Лубок Атаман Кудеяр
Рассмотрим наконец облик скоморохов, который также способен сказать о многом. Основные его признаки:
Автор неизвестен
Начнем с колпаков — интересную версию предложил музыкант Максим Богданов (видео «Каста ведических жрецов») — он полагает, что «рожки» колпака указывают на просветленного человека, у которого открыто несколько каналов восприятия информации, причем эти потоки
В качестве примера и доказательства автор данной версии приводит некоторые специфические иконы, где святые окружены не только нимбами, но и исходящими от головы лучами.
Яркие одежды указывают на многомерность и фрактальность мира и пространства. Это также маркер, показывающий, что облаченный в такие наряды человек условно «способен путешествовать между мирами/скользить по ткани мироздания».
В одной из своих видео лекций упомянутый выше доктор исторических наук Александр Пыжиков говорил, что вся Древняя Русь пребывала в постоянном движении. Вплоть до закрепощения постоянные круглогодичные перемещения всех и вся были совершенно естественным состоянием для наших предков —
Здесь стоит вспомнить еще и то, что вплоть до начала XX века скифы «официально» считались предками славян и русов, что зафиксировано в многочисленных книгах, учебниках и источниках . В двуязычном
Что до скоморохов, то можно предположить, что они являются «поздним» осколком того самого древнего мира — «вечно движущейся Руси». Именно туда уходят истоки праздников, традиций и музыки, которую продолжали являть миру странствующие музыканты (или замаскированные волхвы?).
____________
Скоморох
В статье использовались материалы:
1) Александр Чашев, «О происхождении слова скоморох»;
2) Видео «Скоморохи — каста ведических жрецов» (интервью с Максимом Богадановым);
3)