Ростов Великий - что посмотреть за один день.

Фото Кремля и основные достопримечательности с описаниями.

Дата обновления статьи: 06.01.2024

200 километров на северо-восток от Москвы и Вы попадаете в застывшую сказочную картинку — за лесистыми холмами стоит на берегу озера Неро огромный белокаменный Кремль Ростова Великого славного также и ростовской финифтью. Именно в этих стенах снимался фильм «Иван Васильевич меняет профессию». Мы приехали в город в начале октября, но попали в настоящую зиму — метель намела такие сугробы, что дети стали лепить снеговиков. А может, Ростов просто вне времени, поэтому и живет по собственным сезонам.

Ростовский Кремль

Изначально Ростовский Кремль служил резиденцией митрополита. Другое его название поэтому — Митрополичий двор. Считается, что его строительство приходится на XVII век и было призвано олицетворять рай на земле.

Кремль прекрасно сохранился в полном объеме со всеми стенами, башнями, храмами и прочими постройками, которые Вы видите на плане. Считается, что наиболее красив он в солнечный день на закате, когда в лучах заходящего солнца стены приобретают розовый оттенок и от этого начинают казаться совершенно нереальными.

Нам этого оценить не удалось в связи с погодными условиями и наглухо затянутым тучами небом. Зато посмотрели на розы под снегом — зрелище также довольно необычное, по-своему очень сочетающееся с романтичной сказочностью места.

Внутри церквей кремлевского комплекса можно увидеть яркие фрески уходящие вверх на целые этажи.

Внимательный созерцатель обнаружит там немало неожиданных сюжетов. Например, горделивых всадников верхом на семиглавых драконах. Возможно, знатоки Библии найдут какие-то объяснения таким рисункам… а, возможно, и нет, ведь далеко не все что видят наши глаза укладывается в рамки официальной истории или даже церковных книг.


Интересно устройство акустической системы внутри церковных помещений (ныне — музей) — круглые черные дыры в стене сделаны именно с этой целью. Смотритель уверила нас, что своими ушами слышала как качество акустики «протестировала» группа финских туристов с хорошими вокальными талантами. Было очень впечатляюще.

А вот по этим самым переходам между башнями бегали лже-Иван Грозный и князь Милославский в фильме «Иван Васильевич меняет профессию», спасаясь от заподозрившей неладное стражи.

Ни антенн, ни проводов, ни рекламы. Сегодня нашему глазу такие места кажутся удивительными и какими-то качественно другими. Здесь чувствуется какой-то особый старинный «русский дух», неуловимый в мегаполисах.

А на горизонте за архиерейскими садами виднеется озеро Неро. Долго крутили в голове такое непривычное для русского языка название. Историки уверяют, что изначально на этих землях обитало финно-угорское племя меря и, конечно, сошлются на них. Мы своими глазами мерян не видели, равно как и подлинных исторических документов касательно территорий их проживания и языка на котором они говорили несколько столетий назад. Огромное же количество предложений сушеной, вяленой и еще всякой-всякой рыбы на продажу у дороги навело на мысль, что город мог изначально называться каким-то «рыбным» словом, например — Нерестов. А потом озеру досталась первая часть, а городу — вторая.

За каждым поворотом по межбашенным переходам — новый ракурс. Только успевай щелкать затвором фотоаппарата. Здесь по правую руку от нас отлично просматривается озеро Неро, а по левую — вот этот вид на внутренний двор с комплексом соборов.

На территории также есть и несколько музеев, в которых собраны предметы мебели, иконы, церковная и повседневная утварь.

Узоры просто очаровывают. Заметьте — мастер по дереву, в отличие от того же художника, не имеет права ни на единую ошибку. А в результате его трудов оказывается, что даже такой тяжелый и громоздкий предмет мебели как комод может казаться невесомым.

В глаза сразу бросились деревянные серафимы — такими картинами раньше всегда оформляли иллюстрированные книги с русскими сказками и былинами. Птицы Сирин, Алконост, Гамаюн… По ощущениям в таком рисунке чувствуется больше языческого, чем христианского. Впрочем, не секрет, что и большинство церковных праздников вышли из трансформированных древних обрядов, отмечавшихся народом в те же даты календаря.


Элементы церковной утвари оставим без комментариев. Просто еще один образец невероятно тонкой резной работы — в этом случае по металлу. В залах выставлены крохи от былого величия, но и по ним Вы легко сможете представить уровень мастерства наших предков, а также и вообразить те сокровища, которые все еще хранятся в различных запасниках, собранные со всей страны после Октябрьской Революции. И со временем они неминуемо будут всплывать и возвращаться.

Наверное, каждый не раз слышал о лучине, но не все ее хорошо себе представляют. Выглядит она именно так — как огромная спичка закрепленная в кованой распорке. Сам зажим называется светец и часто он крепился прямо в стену, что создавало дополнительный риск возникновения пожара, так что рядом обязательно ставили и емкость с водой в качестве мере предосторожности.

Новый переход между башнями открывает нашему взору занятные флигели на башнях. Олень справа достаточно понятен — он присутствует и на гербе города Ростов. Лев со скипетром -довольно неожиданно. Оказалось, что это герб города Владимир, который, в общем-то, недалеко. Но возникает новый вопрос — какое отношение львы имеют собственно к Владимиру?

Низкое осенне-зимнее небо, безлюдье, скрипучий колодец, мелкие снежинки в воздухе…. Очень атмосферно.

Музей финифти

Будучи в Ростове Великом нельзя не посетить музей знаменитого местного промысла — ростовской финифти. Он находится здесь же на территории Кремля. Финифть — это, по сути, расписная разноцветная эмаль, а сложность и тонкость техники заключается в том, что после добавления в картину каждого нового цвета изделие необходимо заново обжигать. В мире такое делают только в Ростове и в Лиможе во Франции, где эта техника была изобретена. Впрочем, ростовские мастера существенно ее развили и облагородили — их работы отличаются романтичной дымкой и тонкими максимально выписанными рисунками, в то время как в Лиможе специализируются на более простых схематичных сюжетах.

Вот, например — князь Василько в плену у татар. Вопрос о существовании татаро-монгольского ига на Руси в принципе оставим открытым, но художественной ценности изображения он нисколько не умаляет.

А это панно с изображениями святых в привязке к каждому месяцу и дню. Каждая картинка размером не больше 2–3 сантиметров — можете представить какая это тонкая и сложная работа (напомним, каждый новый цвет — это еще один обжиг изделия).

Этот древний русский город однажды должен посетить каждый!

Для справки, наш маршрут был таким:

  • Выезд на автомобиле из Москвы по Ярославскому шоссе;
  • Путь до Ростова с учетом пробок на выезде и плохой погоды составил около 3,5–4 часов;
  • Обед в Ростове в ресторане Русское Подворье. Это лидер в городе согласно рейтингу Tripadvisor.
  • Осмотр территории Кремля и внутренний помещений — около 2 часов (если времени больше, то будет что посмотреть на полдня);
  • Минут 40 на Музей ростовской финифти;
  • Переезд на автомобиле в Кострому на ночлег для продолжения пути по городам Золотого Кольца. Около 2–3 часов.

Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!

vkontakte telegram