Музыкальный инструмент терменвокс: как работает, как звучит, принцип, история создания.

Автор статьи: Наталья Приймачук-Парсентьева

Уникальные люди создают уникальные вещи. В нашей современности мало кто знает о таком инструменте, как терменвокс. А когда-то он произвёл настоящий фурор не только на территории СССР, но и в Европе, Америке. Завораживающий звук представляет собой что-то среднее между высоким женским вокалом, звуком скрипки и электроникой. Еще более невероятным выглядит сам процесс игры на терменвоксе - музыка возникает буквально из воздуха - нет ни струн, ни клавиш, играющий вообще ни к чему не прикасается, напоминая скорее дирижера. 

Придумал терменвокс советский изобретатель Лев Термен. Он обладал обширными познаниями как в области музыки, так и в электромеханике, физике и акустике. Благодаря сочетанию, казалось бы, несочетаемых наук, Льву Сергеевичу удалось создать инструмент, аналогов которому нет в мире по сей день.

Терменвокс — это родоначальник электронной музыки, по сути, первый инструмент данного типа. Он не похож на все привычные музыкальные инструменты, ведь мелодия создаётся влиянием на электромагнитное поле. Звуки возникают без прямого касания, а взмахом руки.


«Он создает музыку из воздуха»

Так писал поражённый увиденным и услышанным журналист из Германии, впервые посетив концерт советского инженера. В 1927 году в газете New York Times с волнением обсуждали необыкновенную новинку, произведённую в СССР.

Как удалось обычному молодому человеку, родившемуся в Санкт-Петербурге (именно в Санкт-Петербурге, так как в 1896 году город ещё не был переименован в Ленинград), разработать потрясающий инструмент, изменивший ход истории музыкального искусства?

В интервью Оливии Маттис, Лев Сергеевич рассказал, что мысль создать терменвокс к нему пришла сразу после Октябрьской революции. В основу легла идея разработать инструмент, который будет работать не на механическом принципе, как у привычной скрипки или пианино, а без него. Термен мечтал создавать музыку по взмаху руки, как у дирижёра. Однако, дирижёр при этом не является создателем мелодии, он только управляет оркестром, который, опять же, воздействует на инструменты механически. В период становления советской власти — это было поистине новаторское решение, балансирующее на грани фантастики.

«Я не был удовлетворён существующими многочисленными механическими инструментами, которые построены на элементарных принципах и не очень совершенны с точки зрения физики." Лев Термен (цитата из интервью с Оливией Маттис, 1989 г.)

Воплотить мечту в реальность помогло увлечение физикой. Параллельно с изучением виолончели в Петербургской консерватории, Термен осваивал физико-математический факультет Петроградского университета. Начало работы с терменвоксом было заложено в 1919 году, когда Лев Сергеевич пришёл работать в Физико-технический институт. Молодому специалисту поставили задачу создать измерительную установку для разных температур и давления. Проводя испытания с явлениями интерференции токов, Термен заметил, что при изменении разностной частоты газов возникал определённый звуковой диапазон, который воспринимался слухом. Открытие подтолкнуло инженера к идее создания электронного музыкального инструмента. Подобрать мелодию из получаемых звуков не составило труда.

Схема терменвокса

Изначально изобретённый инструмент назвали этеротоном, но потом переименовали в честь изобретателя. Уже в 1920 году Термен дал первый концерт на заседании кружка механиков им. Кирпичёва, а в 1921 продемонстрировал открытие Ленину.

Реакция на новый музыкальный инструмент, который работает от влияния человеческого тела на радиоволны, была бурной. Все советские газеты и журналы писали о невиданной ранее технике. Такая неожиданная слава открыла для Термена все двери. После встречи с Владимиром Ильичом, он получил предписание пропагандировать музыкальный инструмент по всем городам, демонстрируя достижения советской электрификации. Работу терменвокса показали почти в 180 городах страны.

Афиша, декабрь 1922 г.

Термен дал концерты и во всех крупных городах Европы, собирая овации и восторженные высказывания. Мнение публики было однозначно — его считали чудотворцем и волшебником.

Большую популярность терменвокс завоевал в США. Музыкальный инструмент запатентовали и стали массово производить. Концерты приносили изобретателю немалый доход, а лично пожать руку Термену удалось Чарли Чаплину, Альберту Эйнштейну, Бернарду Шоу и многим другим известным личностям того времени.

Л.Термен, Париж, 1927 г.

Однако дальнейшая судьба музыкального инструмента была не такой многообещающей. Продажи стали падать, в том числе из-за мирового экономического кризиса. Великая депрессия добралась к Америке, позволить терменвокс мог себе не каждый. Сама рекламная кампания оказалась не очень удачной, она гласила что терменвокс — это инструмент, на котором может играть каждый. Однако, это не совсем так, играть на нём очень трудно. Последнюю точку в популяризации инструмента за рубежом поставили обвинения Термена в шпионской деятельности.

В последствии Лев Сергеевич ещё работал над инструментом, пытаясь его усовершенствовать, но кардинальных изменений не последовало.

«Это просто гений, который способен на все!»

Высказался Роберт Моуг, американский изобретатель и пионер электронной музыки, вдохновлённый изобретением Термена. В 1953 году он основал компанию, которая продавала терменвоксы в виде конструктора по типу «сделай сам». А в 1978 его компания «Big Briar» выпускала терменвоксы, но под другим названием — «Etherwave».

Терменвокс «Etherwave»

Терменвокс можно услышать в композициях Pixies «Velouria» (1990 г.), Beach Boys «Good Vibrations» (1966 г.), Аквариум «Под мостом, как Чкалов» (2000 г.). А также в фильмах «День, когда Земля остановилась» (1951), «Зачарованный» (1945), «Хеллбой: герой из пекла» (2004) и др.

Сейчас в России музыкальный инструмент «живёт» благодаря усилиям дочек и внуков Термина. Обучиться игре на терменвоксе можно в единственной школе «Russian Theremin School», которая работает под руководством правнука Льва Сергеевича. Филиалы есть в Москве и Санкт-Петербурге.

Нашлось применение для терменвокса и в современной музыке. Некий аналог появился в цифровом формате, в приложениях iPhone и iPad можно создавать мелодию двигая пальцами в воздухе.

При написании использовались следующие источники:

1.Ольга Гуреева. Идентификация Термена. Терменвокс
2.Интервью с Леоном Терменом и Оливии Мэттис
3.Лев Термен «Наука и образование»
4.О. Дрозд-Королева, А. Королев. Термен не мрет/Не более, не менее…

vkontakte telegram