*На обложке картина "Урал".
Алексей Кузьмич
Для его работ характерен совершенно уникальный стиль с уральским колоритом и в духе национальных традиций. Произведения отличаются оригинальностью и глубоким пониманием красоты родной природы, что привлекает внимание ценителей искусства со всего мира — по уровню специалисты ставят его в один ряд со знаменитым ювелиром Фаберже.
Биография мастера
Алексей Кузьмич родился 6 февраля 1864 года в Екатеринбурге в семье потомственного камнереза из рода староверов Кузьмы Осиповича Денисова. (его отец, в свою очередь, также был знатоком уральских недр и камнерезом). Кузьма Денисов сам занимался созданием «наборных» картин и «насыпных» икон с использованием самоцветов и с малых лет стал передавать свои умения сыну. Помимо камнерезного дела юный Алексей увлекался живописью.
Он был приучен не просто работать за камнерезным станком, но и самостоятельно заниматься поиском камней, подолгу находясь в лесу. Несколько раз мальчику приходилось переживать ужас лесного пожара, который позже он запечатлел на своих полотнах.
А.Денисов-Уральский, Лесной пожар
В возрасте 20 лет Алексей удостоился от Ремесленной управы родного Екатеринбурга звания мастера рельефного искусства, а его работы стали завоевывать признание и награды на выставках разного уровня, нередко исполняя роль важных дипломатических подарков. Будучи художником и камнерезом самоучкой он неоднократно участвовал в столичных и международных выставках: в Москве в 1882, в Екатеринбурге в 1887, в Копенгагене в 1888 и в Париже в 1889 годах.
Уже прославившись и сформировавшись как художник, Денисов окончил Петербургскую Рисовальную школу при Императорском обществе поощрения художеств.
А.Денисов-Уральский, 1) Весна. Этюд 2) Пейзаж
На определенном этапе своей жизни Алексей близко сдружился с
А.Денисов-Уральский, Ветряной камень на Вишере
После успеха на Всемирной Парижской выставке в 1900 году он организовал свою первую индивидуальную выставку под названием «Урал в живописи», которая экспонировалась в Екатеринбурге, а затем — в Перми. Примечательно, что каждая картина выставки сопровождалась авторским комментарием, в котором рассказывалось чем интересно это место и приводились некоторые легенды и факты с ним связанные. Все комментарии были объединены в брошюру и это по сути стало первым путеводителем по Уралу. Впоследствии Денисов выпустил еще 6 подобных брошюр (по количеству проведенных персональных выставок).
А.Денисов-Уральский, Лесная чаща
После этого он вновь отправился «покорять» столицу и в 1903 г. обосновался в Петербурге, где открыл свое дело под названием «Горнопромышленное агентство по распространению полезных ископаемых России
А. Денисов-Уральский, Лесной пожар
Наконец, настоящим триумфом творчества Алексея Кузьмича стала его персональная выставка в Петербурге 1911 г. («Картины Урала и его богатства»), где ему удалось встретился лично с императором Николаем II. Мастер преподнёс последнему коллекцию ценных минералов для цесаревича, а императрице Марии Федоровне — ларец в древнерусском стиле. Помимо монаршей семьи выставку посетил весь цвет петербуржского общества, завязались деловые отношения с представителями фирмы Картье, а сама мастерская переехала на престижную Морскую улицу, где непосредственно соседствовала с Фаберже.
А.Денисов-Уральский 1) Река Тискос 2) Река Чусовая 3) Октябрь на Урале
В 1912 г.
Помимо мастерской
Творчество мастера: живопись и камнерезное дело
Важное место в творчестве Денисова занимали этюдные работы, написанные в результате ежегодных поездок живописца по Северному, Среднему и Южному Уралу: «Осенний пейзаж», «В лесу», «Осенний мотив в горах», «Горящая трава» и др. В ходе своих поездок, которое вполне можно назвать экспедициями, Алексей не раз сплавлялся по бурным рекам, взбирался на скалы, шагал узкими лесными тропами, рискуя столкнуться с дикими обитателями тайги. Вероятно, именно этот «полевой» опыт помог ему столь точно уловить и передать суровую первозданную красоту любимого края во всем его многообразии, включая геологические особенности, разнообразные природные явления, флору и фауну.
А.Денисов-Уральский 1) Убегающий луч 2) Уральский пейзаж 3) Вид с Троицкой горы (Чердынь)
Одновременно с живописью Алексей Кузьмич занимался резьбой по камню (яшма, аметист, сердолик и др.), изготовляя из самоцветов фигурки людей и животных, наборные картины, «панорамы», декоративные чернильницы, вазы, объемные «горки» в виде миниатюрных гротов и даже предметы мебели.
Наивысшую степень мастерства художник показал в серии искусно выполненных миниатюрных скульптурных
«по своей программности и масштабности эта работа не имеет себе аналогов в
декоративно-прикладном искусстве того времени. Это первое известное нам произведение из цветных камней, созданное на острейшую тему дня. В образах этой серии нашёл своё отражение язык газетной и плакатной графики того времени, не создавая прямых аналогов,Денисов-Уральский использует некоторые карикатурные черты, созданные художниками на страницах газет и журналов…»(
Л. А. Будрина , Страницы творчестваА. К. Денисова -Уральского)
А.Денисов-Уральский, "Аллегорические фигуры воюющих держав"
Всего было создано 15 композиций в сложной технике «объемной мозаики» (
- Россия (медведь)
- Союзники: аллегория Бельгии (лев — как на гербе страны), Великобритании (морской лев с рыбой в зубах, олицетворяющей Германию), Сербии (еж), Черногории (орел на вершине горы), Франции (фигура девушки Марианны опирающейся на шит с изображением петуха), Италии (капитолийская волчица), Японии (сокол).
- Противники: Турция (серая жаба с феской на голове), Болгария (вошь, пьющая кровь из человеческого сердца), Германия (кайзер Вильгельм верхом на свинье),
Австро-Венгрия (мартышка у разбитого корыта). - Композиции: Ангел мира, Апофеоз войны, Поражение Германии.
«Скульптуры, изображающие отдельные страны, объединяются в цельный комплекс благодаря соблюдению единого „сценария“: на обязательном
постаменте-подставке помещены скульптуры реального животного, человеческой фигуры или шаржированное изображение правителя той или иной страны в виде животного. Обязательным элементом является круглая пластина светлого камня с выгравированным изображением герба страны. Все сохранившиеся композиции, выполнены примерно в одном масштабе, за исключением „России“, размеры которой значительно превышают габариты остальных работ».(
Л. А. Будрина , Страницы творчестваА. К. Денисова -Уральского)
Последние годы жизни
Во время Октябрьской Революции 1917 года Алексей Кузьмич проживал на даче в финском поселке Уусикиркко, где пережидал смутное время и приходил в себя после кончины горячо любимой матушки и единственного сына.
Вынужденно пребывая в эмиграции, Денисов создал цикл картин, посвященных родному краю, а также работал над рельефной лепной картиной «Уральский хребет с птичьего полета». Весной
А.Денисов-Уральский, Набережная реки Камы зимой
Не дождавшись возвращения на любимую Родину, Денисов умер в 1926 году и был предан земле в православной части кладбища Ристимяки, уничтоженной во время Великой Отечественной войны. Следы его могилы затерялись, дом сгорел, а творчество оказалось забытым на долгие годы.
Сегодня произведения екатеринбургского мастера можно увидеть в музеях Москвы, Перми, Иркутска, Екатеринбурга, Музее Фаберже. Однако значительная часть его камнерезных работ утрачена — вероятнее всего они осели в частных коллекциях по всему миру как ценные экспонаты.
Интересные факты
Алексеем Денисов оставил неизгладимый след в истории русского искусства и камнерезного дела. Вот еще несколько интересных фактов из его биографии:
- во время обучения в Рисовальной школе Денисов испытывал материальные трудности и подрабатывал
художником-оформителем в училище технического рисования барона Штиглица, выполнял зарисовки для изданий периодики; - мастерская живописца на Покровском проспекте занимала половину его собственного одноэтажного дома, обставленного просто, но со вкусом;
- Денисов являлся серьезным конкурентом камнерезов, служивших у Карла Фаберже — их работы легко путали;
- Лучшие картины Денисова остались в США, не вернувшись с выставки в
Сент-Луисе из-за неправильно оформленных таможенных документов; - Знаменитый советский фантаст Иван Ефремов начинает своей роман «Лезвие бритвы» с пролога, где описывается открытие той самой выставки
Денисова-Уральского 1916 г. в Петербурге. Самого Денисова он описывает его как высокого, статного мужчину, с высоколобым лицом, огромной, густой шевелюрой черных вьющихся волос и клочковатой бородой.
В 2008 г. в северной Столице был учрежден Орден
Имя мастера носит Центр истории камнерезного дела в Екатеринбурге, созданный в 2021 г., где один из залов целиком посвящен его творчеству, а также один из бульваров города.
При написании статьи использовалась следующая литература:
1. Большая российская энциклопедия. Алексей Кузьмич
2.
3.
4.