Русские города на гербах которых изображены животные

Медведь, рысь, барс, лось, олень, соболь, конь, лиса, единорог, мамонт, верблюд в русской геральдике.

Изображение животных на гербах многих российских городов — это не случайность или декоративный элемент, такая геральдика имеет глубокие исторические и символические корни. Первоначально она была связана с представлениями о дикой природе, которая окружала населенные пункты. Люди верили, что образ сильного и храброго зверя, поможет укрепить защиту от внешних врагов.

Вероятно, такие представления идут еще из древних времен, когда животные считались тотемами-защитниками и у каждого рода, семьи или даже человека был свой тотем. Аналогичные представления о животных-тотемах существовали практически во всех культурах мира на всех континентах и тесно связаны с шаманскими практиками. Их суть заключается в том, что каждому животному или птице присущ набор определенных качеств («сил»), способностей и, научившись перевоплощаться в этого зверя, человек получает возможность усиливать эти качества и в себе.

Наиболее полного перевоплощения может достичь только шаман (надевая маски, шкуры, рога, а также подражая походке зверя, имитируя его голос и проч., что как раз и составляет суть многих шаманских танцев), а простые люди получают силу тотемного зверя в меньшей степени благодаря тому, что просто окружают себя соответствующими украшениями (перья, клыки) и/или наносят на себя соответствующие рисунки (боевой окрас и проч.). Очень вероятно, что древнейшие гербы— это перешедшие на боевые знамена изображения тотемных зверей, характерных для данной местности.


Фантазия нейросети Kandinsky

Впоследствии, при создании новых гербов уже в новые — в основном екатерининские времена, когда они появлялись и утверждались во множестве по всей России — в них вкладывался уже иной смысл. Так, часто на герб попадало то животное, которое просто в большом количестве встречается в той или иной местности или составляет главное ее богатство — отсюда, например, идут многочисленные уральские и сибирские гербы с соболями и куницами.

Рассмотрим некоторых наиболее часто встречающихся в русской городской геральдике зверей и смыслы, которое они несут, подробнее.

Медведь на гербах

Медведь — один из наиболее распространенных и любимых геральдических символов России, своеобразный неофициальный символ страны, который в представлении многих людей гораздо точнее соответствует национальному характеру, нежели, скажем, орел.

Но почему именно медведь? Объяснений может быть много, и все они, наверное, по-своему верны. Так, наиболее простой ответ заключается в том, что медведь — это в принципе крайне распространенный в России зверь, при этом он же — крупнейший хищник наших широт. Он воплощает в себе силу, мощь, непреклонность, но при этом также мудрость и спокойствие. При этом в народных представлениях медведь очень близок человеку — можно сказать, что он даже не совсем «зверь». Его следы, строение пальцев, мышц, и даже эмоции очень похожи на человеческие. Охотники рассказывают, что на медведя и человека собаки лают одинаково, в отличие от других зверей. Именно поэтому при охоте на медведей существовало множество табу и предписаний.

В народном фольклоре есть немало сказок о «медвежьих детях» — то ли выращенных медведями в лесу, то ли вовсе наполовину людях, наполовину — медведях (например, «Иван медвежье ушко»), что также указывает на максимальную близость — ни одно другое животное наших лесов не может иметь общих с человеком детей даже в сказках.

Неудивительно, что у одного из главных богов славянского пантеона — Велеса, который одновременно является хранителем леса, всех животных, Хозяином (ночи, зимы, всего магического, непроявленного) а также покровителем земледельцев, волхвов, ремесленников и торговцев, главная животная ипостась — это медведь. Возможно, поэтому медведь на Руси считался священным животным, а настоящее его имя табуировано и заменено указанием «мед-ведь» («ведающий где мед»). Кстати, и сам Велес является именно ведающим богом, Мудрецом, в то время как его главный антагонист — Перун-громовержец, это побеждающий бог-Воин.

Владислав Дзалба, Велес

В более поздние времена — по наблюдениям доктора исторических наук Александр Пыжикова — в народе существовало представление о том, что подлинной святости достиг только тот, «кто вышел из лесу с медведем», то есть смог наладить контакт с Хозяином леса и понять его. Это нашло отражение в биографиях Сергия Радонежского, Серафима Саровского, Кирилла Белозерского. Также это крайне тесно перекликается с темой скоморохов («с-комом-рох» = «с комом (медведем) ходящий»), которые изначально воспринимались скорее ведающими хранителями знаний и древних традиций, нежели певцами-весельчаками. Читайте подробное исследование про скоморохов и то, кем они были.

Н. К. Рерих. Святой Сергий

Согласитесь — немало причин для того, чтобы на герб того или иного города попал медведь. При этом создатели герба могли и не закладывать в него перечисленные дохристианские смыслы, но они рождаются сами по себе, исходя из нашей древней истории и, скорее всего, именно так воспринимались в народе.

Ярославль

Один из старейших гербов русских городов, который впервые был опубликован еще в Царском Титулярнике 1672 г. — на нем изображён медведь с секирой на плече. Появление этого изображения связано с преданием о Ярославе Мудром, который проезжая по местным непроходимым лесам одолел в борьбе огромного свирепого медведя. Причем, согласно сохранившимся историческим документам, на месте Ярославля когда-то располагалось поселение Медвежий Угол с важным древним святилищем (очевидно — бога Велеса, с которым связан медведь). Таким образом, победу Ярослава над медведем можно трактовать как символическую победу христианства над дохристианскими культами.

Герб Ярославля 1778 года, 1993 года и современный вариант

«И это было селище, называемое Медвежий угол, а населяли его люди поганой веры — язычники, злые ужасно. И очень страшное место это, потому что те люди живут вольно и много ограблений и кровопролитий над христианами творят» («Сказание о построении града Ярославля»)

Но почему же на гербе мы видим НЕ секиру или побежденного медведя, а мощного медведя, который сам несет секиру и который, будучи согласно преданию персонажем как бы враждебным — в итоге то и стал символом как города, так и области?

Одно из объяснений гласит, что фактически, новый город стал настоящей крепостью христианства, а медведь с оружием на плече является символом уважения к прежнему языческому культу.

Пермь

Также как и герб Ярославля — является одним из древнейших на Руси в входил в Царский Титулярник 1672 г., где изображен в виде медведя на спине у которого Евангелие с крестом. Считается, что это изображение также символизирует историческую преемственность и взаимоуважение разных мировоззрений — от древнего язычества до христианства.

Пермский герб из Царского титулярника 1672 г., современный герб Перми

Так, коми — коренной народ пермского региона издревле почитал медведя как сильное животное и поклонялся ему как представителю высшей силы. То, что этот тотемический зверь на изображении несёт на спине Евангелие, как бы подтверждает то, что обе эти религиозные культуры давно и тесно переплетены.

«Использование старого герба символизирует преемственность поколений, уважение к историческому прошлому города. Пермяки издавна утверждали культ медведя. Это ярко выражено в древнем искусстве городов Прикамья»

(Меликаева В. И. и Сержана В. В. «Каталог современных гербов городов, поселков и сел СССР»)

Интересно, что на Пермском гербе медведь по какой-то причине поменял свое направление — так, на изначальной версии в Царском Титулярнике он смотрит на восток, а на современном — на запад. Такое же отзеркаливание произошло и с огромным количеством других древних городов. Может быть, речь идет о своеобразном «развороте на Запад» в петровско-екатерининские времена, ведь в геральдике нет ничего случайного?

Другой интересный момент — согласно официальной истории Пермь именно как город был основан лишь в 1780 г. при Екатерине. Откуда же ему взяться в Царском Титулярнике 1672 г.? Согласно официальной версии, там речь идет НЕ о городе, а о регионе, но согласитесь, что если есть регион — обширный, важный и имеющий даже собственный герб, то очевидно в нем должны существовать и города — как минимум для торговли, решения каких-то административных вопросов и проч. Так, может быть, и город Пермь гораздо старше, чем принято считать? Старые карты до 1780 г. однозначно говорят о том, что все именно так и есть — ведь еще начиная с 1528 г. Пермь Великая обозначена на ВСЕХ картах тех мест, именно с пометкой города. Возникает вопрос — по какой причине более чем 200 лет ее истории оказались стерты и почему город с таким названием как минимум трижды переезжал по разным местам?

Карта А.Вида 1544 г.

Норильск

На гербе города изображён, стоящий на задних лапах, белый медведь. Это и не удивительно, ведь Норильск по праву считается северной столицей России. Гордый мишка поднимает над головой ключ с буквой «Н» (Норильск) в основании и тремя кольцами на конце. Эти кольца символизируют: кобальт, никель и медь — основу природных ресурсов региона.

Так как герб относительно молодой (официально утверждён в 1972 году), то геральдическое изображение не несёт какого-то исторического наследия. Однако его яркий запоминающийся дизайн и вполне понятная символика надолго врезается в память гостям города.

Новгород

А вот еще один из старейших гербов России — герб Великого Новгорода. Очень любопытно, что по факту он представляет собой отзеркаленный и удвоенный герб Ярославля — то есть если там один медведь с секирой на плече, то в Новгороде — два точно таких же медведя с секирами, смотрящих друг на друга, только к ним еще добавляется царский трон увенчанный подсвечником с тремя горящими свечами. В ногах у медведей — две рыбы.

Герб Новгородский из Царского титулярника 1672 г., современная версия герба, печать наместника Великого Новгорода 1565 г.

Интересно, что прообраз этого герба взят с печати наместника Великого Новгорода. Но в оригинальной печати было не два медведя, а медведь и рысь (или какая-то другая кошка). Так что давайте теперь как раз и перейдем к этом животному тотему и рассмотрим, что он обозначает в геральдике.


Гербы городов с медведем

Рысь, лев и барс на гербах

Из всех перечисленных больше всего хотелось бы остановиться на рыси — дело в том, что на изначальных изображениях старых гербов часто вовсе непонятно о какой хищной кошке идет речь, а в описаниях используется формулировка «лютый зверь». Впоследствии, при перерисовке гербов многие из них стали львами и барсами (как, например, барс на гербе Пскова), при том что этих животных вовсе не водится в наших краях, а «лютый зверь» — как показывает практика — может со временем превратиться по сути в любую крупную кошку.

Но из всех перечисленных только рысь — распространенный повсеместно и наиболее традиционный хищник семейства кошачьих для российских широт. Более того, «рысь» — это одно из немногих названий животный, которые относят по происхождению к исконно-славянским. Считается, что оно происходит от прилагательного rysъ («рыжий») и дано этому зверю из-за его характерного окраса. Кстати, вполне возможно само слово «рысь» не фигурировало в описаниях гербов по причине того, что имя этого зверя священно и табуировано — точно также как «настоящее» имя медведя («бер»? или «берн»?). Именно поэтому использовалась иносказательная формула «лютый зверь».

Согласно некоторым теориям слова Русь и Рысь — вовсе взаимозаменяемы и родственны, то есть, возможно, название нашей страны в древности трактовалось как «земля рысичей», а рысь являлась главным тотемным животным страны. Так, есть некоторые свидетельства, что русские князья очень любили использовать образ рыси в своих гербах. В этом контексте иной смысл приобретает и символика красного княжеского плаща — возможно, это некая отсылка к образу рыси — ведь другого «красно-рыжего» животного в наших лесах просто нет.

Существуют и летописные свидетельства о целом культе рыси у славян. Так, некоторые летописи XII–XIII прямо указывают на то, что славяне поклонялись рыси, выделяя именно ее из перечня всех других животных:

«…кои (=язычники) рыси и прочему зверям да древесам жряху и за богов их чтяше».

Также существует теория, согласно которой многочисленные характерной формы русские обереги-коньки, коих в великом множестве находят археологи, это на самом деле вовсе не «кони», а «рыси» — обратите внимание не отверстия, которые легко принять за пятна на шкуре.

Если же углубиться в мифологию и образы древних богов, то оказывается, что рысь тесно связана как с главной женской богиней Макошью (женская храбрость, самоотверженность при защите семьи и проч. понятия), так и с главным богом-воином Перуном и его супругой Додолой. Кстати, в скандинавских странах — рысь также является спутницей богини Фрейи, которая покровительствует любви, войне, плодородию и деторождению одновременно. Именно рыси запряжены в ее небесную повозку. Читать подробнее про образ рыси в русской культуре.

В геральдике рысь, лев и барс традиционно считаются символами мужества, силы и величия:

  • Рысь, известная своей быстротой и грациозностью, часто представлена в положении бега. На гербе она воспринимается как символ быстроты мысли и действий, а также символизирует осторожность и деликатность при принятии решений. Нередко с геральдическими рысями связаны такие ассоциации как зоркость, внимательность, прозорливость.
  • Лев — могучий царь зверей. Величественный хищник часто изображается в положении стоя или сидя, символизируя силу, мощь и власть. Лев также привносит атрибуты героизма и мужества. Этот символ отражает смелость, решимость и защиту.
  • Барс — сила и мощь. Он считается одним из самых сильных и грозных животных. Его присутствие на гербе демонстрирует бесстрашие, могущество, решительность и стойкость.

Реж

Город расположен почти в центре Урала (Свердловская область), а рысь на гербе является символом внимательности местных жителей, которые открыли в регионе месторождения никеля, меди и железа. Так же на это указывают и три разноцветных камня, на которых стоит дикая кошка.

Герб города Реж

«В лазоревом поле под вершиной опрокинуто-беличьего меха — золотисто — горностаевая стоящая рысь настороже с червлеными глазами и пастью, черными когтями и кисточками на ушах, сопровождаемая в оконечности тремя окаймленными серебром камнями в пояс: зеленым, черным и лазоревым» (Текст решения о гербе)

Бородино

Современный герб города Красноярского края Бородино построен на образе льва и угля. Город славен своими месторождениями, а как бы охраняющий их лев является символом богатства и процветания региона.

Герб города Бородино

Псков

На современном гербе города изображён барс, однако, это именно тот случай, когда старый герб, включенный еще в Царский Титулярник 1672 г. и даже еще ранее в Большую печать Ивана Грозного изображал просто некую неустановленную хищную кошку — вполне возможно, именно рысь, о которой писалось выше.

Первое документальное упоминание об этом гербе датировано 1626 годом в «Росписи всем Государевым печатям», где было сказано: «Печать Псковская: барс, под барсом земля». Однако, уже в указе царя Алексея Михайловича, от 1666 года, написано: «Печать псковская, на ней рысь бежащая».

Разные гербы Пскова

Другой важной деталью псковского герба является длань выходящая из облака. И с ней — как и с кошкой — происходили множественные метаморфозы. Так ранние версии гербов изображают раскрытую ладонь со слегка разведенными пальцами, но с 1856 года и на протяжении 50 лет существовал герб с явным двоеперстием (!), которое, как известно, являлось одним из символов и причин церковного раскола 1650-х гг. Как же оно могло появится на гербе в 1856 году с учетом того, что этому даже не было никаких исторических предпосылок? Эту загадку еще предстоит решить.

Владимир

Один из самых известных (и старых) русских гербов со львом — это герб Владимирской земли — это коронованный лев на задних лапах с крестом. Именно в таком виде он присутствует в Царском титулярнике. Интересно, что название города на данном гербе изначально пишется через букву Е — ВладимЕрский.

Герб Владимерский, Царский Титулярник 1672 г.

Считается, что лев как геральдический символ появился во Владимире еще во времена Андрея Боголюбского, который избрал его своей родовой эмблемой — то есть эмблемой Владимиро-Суздальских князей. И действительно, даже на барельефах Георгиевского собора в Юрьеве-Польском 1230—1234 гг. мы можем увидеть княжеских дружинников со львами на щитах. На стенах Дмитриевского собора львы также (хоть и в несколько ином сюжетном исполнении) встречаются в изобилии.

Барельеф со львом на щите, Георгиевский собор

Вполне возможно, что в данном случае у этой эмблемы сугубо религиозный смысл, так как Андрей Боголюбский являлся ревностным христианином, способствовавшим строительству многочисленных церквей, а в христианской традиции лев нередко ассоциируются с Иисусом Христом.

Гербы разных российских городов с рысью

Гербы городов со львами, тиграми, барсами

Олень и лось на гербах

Олень и лось — два животных, тесно связанных с архаичной мифологией России, фольклором разных наших народов и историческим контекстом.
В геральдике они олицетворяют силу, красоту и грацию, присущие Природе как таковой, а также благородство и мужество жителей региона, умение переживать трудности и стремление к достижению высоких целей:

  • Олень — грациозное, могучее животное, его изображение на гербе свидетельствует о гордости, быстроте и силе. Олени часто ассоциируются с дикой природой и богатством русских земель. Рога оленя — символ юности, свободы и красоты, олицетворяющий энергию и оптимизм.
  • Лось — величественный и мощный зверь, его изображение символизирует великолепие и силу, а также выдержку, мудрость и уверенность.

Любопытно, что олень является одним их наиболее архаичных сюжетов вышивок на Русском Севере, связанным по мнению ученых, еще с древним культом Матери. Так, об этом писал еще известный советский ученый и археолог Борис Рыбаков:

«В умах первобытных охотников весь круговорот природы сводился к тому, что где-то на небе, в непосредственном соседстве с солнцем, две рогатые богини полузвериного облика рождали источник благосостояния людей. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой, первое созвездие на Руси носило имя Лось».

Архаичные северные вышивки с оленями

В доказательство он приводит неолитические изображения рожающих женщин (с раскинутыми руками и ногами), окруженных маленькими оленями/лосятами, которые практически повторяются в некоторых сюжетах северных вышивок (особенно свадебных). С течением времени они трансформируются в изображения рогатых богинь, опускающих на землю новорожденных оленят — затем в запутанный вензель и, наконец, в женщину-птицу, где крылья указывают на ее небесное происхождение.

В культуре многих северных и финно-угорских народов олени и лоси вообще занимают центральное место, считаясь первопредками, символами мужества и выносливости.

Также в различных фольклорных традициях часто наблюдается сюжет, связанный с тем, что лось/олень на своих рогах несет по небосводу солнечный диск — в таком случае он выступает символом света, каждого нового дня (победившего ночь) и каждой новой весны (победившей зиму), то есть в конечном итоге — неким символом пробуждения и возрождения жизни.

Фантазия нейросети Kandinsky

При этом любопытно, что лося как такового вообще нет в русских народных сказках. Это тем более удивительно в связи с тем, что на небосводе он присутствует — практически во всех регионах России исконное русское название созвездия Большой Медведицы — это Лось. Почему так — попытались разобраться в отдельной статье, посвященной лось в фольклоре.

Возвращаясь к геральдике, вот какие города выбрали своими символами лося и оленя:

Ростов Великий

Старейший русский герб с изображением оленя (из Царского Титулярника 1672 г.) — ростовский.

«В червленном поле серебрянный олень, рога, грива и копыта золотыя».

Его появление на гербе города краеведы связывают с культом оленя, характерным для данных мест. Так, олень действительно, занимает почетное место в местном фольклоре, а неподалеку от Ростова есть даже деревня Оленино, которая согласно преданию из «Хлебниковского летописца» получила такое название в связи с тем, что князь Владимир Святославич убил здесь оленя, после чего поручил отразить его на печати, данной ростовским купцам для свободной торговли по всем русских городам.

Как видим, сюжет в целом повторяет сюжет с ярославским медведем и вызывает тот же вопрос — почему на герб попадает «побежденное существо», а не воин-победитель? И как языческий символ, будучи поверженным в предании, по факту на гербе же и прославляется?

Нижний Новгород

На гербе — красный олень на белом фоне. Это изображение утвердила императрица Екатерина II в. 1781 году, современный герб города создан на его основе. К изначальному указу прилагалось «Описание гербам Нижегородского наместничества», где было чётко прописано, как выглядит эмблема:

«В белом поле красный олень, рога и копыта черные»

Герб Нижнего Новгорода

С изображением оленя связана такая легенда. Якобы, Иван Грозный, после удачной охоты на лося (!) в данных местах, повелел изобразить это животное на гербе города. Но, иностранный художник, которому была поручена работа, просто не знал, как выглядит этот зверь и поэтому нарисовал оленя.

Йошкар-Ола

Неудивительно, что на гербе столицы Марий Эл изображён лось. Для жителей региона — он больше, чем просто животное. Это своеобразный сакральный символ единения и гармонии с природой. Именно поэтому изображение лося часто можно увидеть в орнаменте национальной марийской вышивки.

Герб Йошкар-Олы

Кроме того промысел этого зверя издревле считался основным для марийцев:

«Таковых зверей в окрестностях весьма изобильно, в ловле которых обыватели сих мест упражняются»

(Свод законов Российской Империи 1781 год)

Гербы городов с оленями и лосями

Лошадь на гербах

Лошадь в геральдике ассоциируется с силой, энергией, величием, выносливостью и скоростью, символизирует также решительность и боевой дух.

Томск

Лошадь, изображённая на гербе — символ коневодства, которое процветало в регионе практически с момента его основания. В 1785 году эта эмблема была присвоена городу официально, когда он вошёл в состав Тобольской губернии:

«В верхней части щита герб Тобольский. В нижней на зелёном поле серебряная лошадь в знак того, что лошади сей округи почитаются лучшими и что у близ живущих татар имеются конские заводы.»


Герб Томска

В последующие годы геральдическое изображение слегка изменилось — конь стал белым.

Гербы городов с конями и лошадями

Соболь на гербах

В геральдике соболь символизирует процветание, богатство и торговые связи, так как торговля соболиным мехом имела особую важность для развития многих российских городов, особенно на Урале и в Сибири. Именно там соболя в геральдике преобладают над другими животными символами. Соответственно, соболь на гербе чаще всего указывает на историю города и активный пушной промысел, но при этом, на первый взгляд, не несет каких-то мифологических смыслов.

С другой стороны, мифологию в принципе трудно или даже невозможно отделить от повседневной жизни наших предков, так как она существовала не оторвано, а как живой инструмент общения с потусторонними мирами, миром природы или предков.

Соответственно, места богатые соболем, естественным образом включают в себя и многочисленные культурно-философские осмысления образа этого животного. Чаще всего в народном сознании он обладает какими-то магическими свойствами, способностью к волшебству.

Верхотурье

Герб г. Верхотурье

Небольшой уральский городок издавна знаменит своим пушным промыслом. Изображение соболя на гербе явное тому подтверждение.

Основан он был еще в конце XVII в. как важный защитный форпост, который из-за удачного стратегического положения вскоре стал своеобразными «воротами в Сибирь», главное богатство которой — соболь.

Пушистый зверёк чёрного цвета стоит на задних лапах, а в передних держит опущенную вниз стрелу. Последняя, с одной стороны символизирует прогресс и развитие, а с другой — опущенная вниз острием, как бы уже не несет в себе никакого воинственного смысла, то есть говорит о мире и единстве. Бывший форпост стал мирным центром развития.

Пушные звери на гербах

Лиса на гербах

Образ лисы многогранен и многосторонен. Её изображение на гербе демонстрирует некую игру на противоположностях: с одной стороны, она является символом мудрости и сообразительности, с другой — может обозначать тайны и скрытность.

Чаще всего в геральдике ведущими являются такие ее качества как хитрость, ум, мастерство, выдумка, высокая культура, свободолюбие.

Саранск

На гербе столицы Мордовии изображена лиса и три стрелы, направленные на неё сверху. Нетрудно догадаться о значении такой эмблемы — промысел пушного зверя продолжительное время был основным занятием для региона.

Герб Саранска

Кстати, этот рыжий зверёк является неофициальным символом всей Мордовии. Жители любят этот образ и нередко используют его в оформлении или дизайне различных городских объектов. Так, к примеру, в 2009 году, в Саранске появился «Лисий мост» со скульптурой лисёнка, сидящего на его перилах, который согласно местным поверьям может исполнять желания.

Местные мастера часто используют образ лисы в своём творчестве: скульптуре, живописи и вышивке. Поэты посвящают стихи:

«На редкость благородный зверь — лиса

Лесов мордовских гордость и краса!!!

И не случайно рыжая плутовка

На герб Саранска взгромоздилась ловко»

(Надпись под композицией лисьего семейства на улице Ленина, город Саранск)

Верблюд на гербах

Образ верблюда чаще всего характерен для городов, расположенных на торговых путях со Средней Азией. Он символизирует торговлю, караванные пути, связи с другими регионами и культурами.

Челябинск

Изображение верблюда присутствует на гербе этого уральского города уже более 300 лет, хотя здесь и не водятся эти животные. Историки до сих пор не пришли к единому мнению по поводу возникновения этой геральдической эмблемы.

Герб Челябинска

По одной версии — в 1740-е годы город стал приграничным центром торговли с Азией, откуда продавцы везли свой товар на верблюдах, по другой — кочевые племена киргиз-кайсаков останавливались в этом регионе для отдыха, а верблюды были их основным средством передвижения. Так или иначе, караваны с верблюдами, вероятно, проходили через эти места в большом количестве, что и стало причиной появления такого герба, где верблюд — это своеобразный символ богатства, процветания, связей и экономической жизни города.

Сегодня верблюд, как символ города, прочно обосновался в Челябинске, причём, не только на гербе. В городе можно встретить много различных скульптур этого животного.

Мамонт на гербах

Изображение мамонта на гербах российских городов — это не только символика, но и историческая справедливость, ведь именно в России были найдены первые останки мамонта в 1799 году. Кроме того суровые погодные условия некоторых регионов нашей страны — это то, что позволяет до сих пор сохранять кости и даже тела этих величественных животных. Так что нет ничего удивительного, что изображение мамонта встречается в символике северных российских городов.

Среднеколымск

Герб Среднеколымска

Мамонт на гербе Среднеколымска отражает его древнейшую историю, ведь эти места в прошлом были ими густо населены. С другой стороны, это дань уважения русским ученым, а точнее участникам научной экспедиции, которая обнаружила останки этого прекрасного животного в далеком 1900-м году:

«Летом 1900 года на р. Березовке в 300 км от Среднеколымска обнаружили труп мамонта. Об этой находке было сообщено в Санкт Петербург. Осенью 1901 г., в Среднеколымск прибыл старший зоолог зоологического музея Академии наук О. Ф. Герц. Мамонт находился под мерзлой наносной землей на глубине 8 м. Пришлось жечь костры, чтобы извлечь гиганта из вечной мерзлоты. Чтобы сохранить труп от порчи пришлось разделить тушу на отдельные части и погрузить на 22 нарты»

(HintFox «Мамонты на территории Якутии»)

Необычная находка стала отправной точкой для дальнейших исследований, доказав научному сообществу уникальность и значимость подобных сокровищ, хранящихся в этих землях.

Единорог на гербах

Единорог в геральдике обладает особой мифологической и символической значимостью. Он олицетворяет чистоту, благородство и силу духа. На гербе может указывать на мистические и магические качества, а также на связь города с искусством, фантазией и фантастическим миром. В христианской символике он также ассоциируется с Богом и добродетелью.

Лысьва

Единственный город в России, на гербе которого изображено мифическое животное — единорог. История этого геральдического символа берёт свое начало со времён графов Шуваловых, владельцев местных заводов. Клеймом с головой единорога маркировалась вся продукция Лысвенских предприятий. Единорог также был изображён на родовом гербе Шуваловых, что означало непреклонность перед любой угрозой.

Герб Лысьвы

В 1985 году герб Лысьвы изменился кардинально. Исчез образ мифического зверя, а вместо него появились объекты символизирующие процветание народного хозяйства региона: сталеразливочный ковш, шестерня и хлебные колосья (металлургия, машиностроение и сельское хозяйство). Однако в таком виде герб просуществовал недолго. Уже в 1998 году, единорог снова занял на нём своё почётное место.
____________

Но это далеко не все, что можно сказать про единорогов в России — в действительности в русской геральдике он является одним из самых загадочных и, возможно, значимых животных. Связано это с тем, что хотя сегодня он практически не присутствует в гербах каких бы то ни было русских городов (за исключением Лысьвы), зато раньше занимал центральное место на личной печати Ивана Грозного (!), наряду с двуглавым орлом.

Личная печать Ивана Грозного

При этом существовала так называемая Большая печать Ивана Грозного, где вокруг крупного центрального изображения двуглавого орла располагались маленькие изображения гербов/печатей разных регионов. Впоследствии многие из них легли в основу гербов соответствующих городов. Но, как можно понять, из представленных печатей — единорог был на порядок выше, значительнее и важнее в символическом плане, нежели любая из этих маленьких местных печатей.

Большая печать Ивана Грозного

По этой причине многие исследователи считают, что единорог в принципе является исконным геральдическим символом России в целом. Более того, на гербе современной Великобритании он также присутствует, наряду со львом… только прикованный цепью, подневольный.

Герб Великобритании

В конспирологическом ключе это можно трактовать так, что как минимум половина могущества Великобритании исходит из своеобразного «порабощения» России, которое произошло еще столетия тому назад — в Смутное время.

Существует гипотеза, что когда единорог вернется на главные русские гербы — вернется и былая слава и могущество, такие какие были присуще эпохе Ивана Грозного. Впрочем, с британского герба единорог уже «вырвался» — грузовик зацепил ворота Букингемского дворца и буквально выломал этот символ. Разорванная цепь лежит рядом.

vkontakte telegram