Самые старые гербы русских городов.
История герба Ярославля, Новгорода, Пскова, Владимира, Смоленска, Твери, Рязани, Ростова, Белозерска
Дата обновления статьи: 03.01.2024
История герба Ярославля, Новгорода, Пскова, Владимира, Смоленска, Твери, Рязани, Ростова, Белозерска
Дата обновления статьи: 03.01.2024
Первым русским гербовником de facto считается «Большая государева книга или Корень российских государей» (
Начальный лист титулярника 1672 г.
По разным версиям книга была создана или по прямому указу царя, или же в качестве подарка для него. Изготовлена она была в 3 или 4 экземплярах, 3 из которых дошли до наших дней и хранятся в Российском Государственном архиве древних актов, в Государственном Эрмитаже, и в Российской национальной библиотеке.
С момента создания по крайней мере один из экземпляров хранился в Посольском приказе и использовался как официальный справочник по титулам и гербам как русских дворян, так и иностранных государей — к нему прибегали в частности при осуществлении дипломатической переписки. Всего «Государева книга» содержит следующие портреты и гербы:
o 30 портретов русских великих князей и царей (от Рюрика до Алексея Михайловича);
o 11 портретов Вселенских и Московских патриархов;
o 22 портрета иностранных монархов, современников Алексея Михайловича;
o Гербы 33 русских земель;
o Гербы 16 иностранных государств.
Портрет царя Алексея Михайловича.
И пусть многие гербы не являются таковыми в полном смысле этого слова — если придерживаться современных правил геральдики, однако, именно эти
Рассмотрим детально некоторые приведенные в «Книге» гербы русских земель и попробуем разобраться почему тому или иному региону был присвоен именно такой «визуальный образ», а не
Примечательно, что по приказу царя были изготовлены также копии титулярника малого формата, кроме того, он дополнялся с течением времени по крайней мере три раза. Таким образом, по некоторым землям в разных версиях титулярника мы имеем версии с отличающимися или даже совершенно разными гербами.
Итак, в «Царском титулярнике» 1672 года представлено 33 герба русских земель. Почему именно 33 и почему именно эти? Ответ: это те самые державообразующие земли, названия которых использовались в полном официальном титуле государя Алексея Михайловича.
Традиционный герб Владимирской земли — это коронованный лев на задних лапах с крестом. Именно в таком виде он присутствует в Царском титулярнике. Интересно, что название города на данном гербе изначально пишется через букву Е — ВладимЕрский. в разных источниках корона на голове льва то появляется, то исчезает: так, на знаменах владимирских полков начала XVIII века лев изображен без короны, а вот в Знаменном гербовнике
Герб Владимерский, Царский титулярник 1672 г.
Но откуда столь необычный выбор гербового животного? Значительная часть исследователей сходится во мнении, что лев как геральдический символ появился еще во времена Андрея Боголюбского, который избрал его своей родовой эмблемой — то есть эмблемой
Барельеф со львом на щите, Георгиевский собор
Нельзя не признать, что Андрей Боголюбский действительно имел определенное моральное право избрать своей эмблемой этот символ царственной мощи, храбрости и великодушия — ведь он был одной из самых значимых фигур своего времени: именно он в 1168 году организовал победоносный поход на Киев, а в 1169 году утвердил на новгородском престоле своего ставленника. При нем
При этом, Андрей Боголюбский, по свидетельствам современников был крайне набожным человеком — так он выделял колоссальные средства на проведение религиозных праздников, заложил в своих землях знаменитый по сей день Дмитриевский собор и Собор Успения Богородицы, предпринимал попытки переноса во
Герб Владимирской губернии в издании 1880 г.
В 1856 году был утвержден герб Владимирского губернского края, отрисованный уже по правилам оформления губернских городов. Из изменений — по сравнению со львом в титулярнике — произошел разворот головы льва в другую сторону, исчез червленый язык, изменилась форма короны, а звериная морда льва приобрела ярко выраженные человеческие черты, которые еще более усилились в современной версии герба Владимирской области.
Современный герб города Владимир также практически идентичен гербу области.
Следующий герб, приведенный в титулярнике в числе первых — это Новгородский. Он представляет собой изображение двух медведей с перекрещенными крестом и скипетром на фоне царского трона, увенчанного подсвечником с тремя горящими свечами. В ногах у медведей — две рыбы.
Герб Новгородский, Царский титулярник 1672 г.
Прообраз этой сцены, скорее всего был создан еще Иваном Грозным в 1565 году в качестве изображения на печати новгородского наместника, которой планировалось скрепить договор о перемирии со шведами.
«…Иван Васильевич вея Русии велеел зделати печать нову в Великий Новград Ноугородским наместником печати грамоты перемирные с Свейским королем…. а на ней клейно: место, а на месте посох, а у м. на сторону медведь, а з другую сторону рысь, а под м. рыба.»
Печать наместника Великого Новгорода 1565 г.
Как видим, раньше в изображении присутствовали медведь и рысь, а не два медведя, что касается «места» историки спорят о том, что это могло означать. Видимо, впоследствии при создании титулярника это было трактовано как «престол» или «трон».
Интересно, что число рыб также постоянно менялось — в тексте Ивана Грозного речь, по всей видимости, идет об одной, в титулярнике их уже две, а в современном гербе Новгородской области и вовсе стало 4. Олицетворять они по разным трактовкам могут как богатую рыбой реку Волхов, так и известный аллегорический символ христианства.
Тройной подсвечник часто трактуется также в христианском ключе — как символ Троицы, триединства Отца, Сына и Святого Духа.
С медведями же все гораздо более запутанно — к христианству этот символ вряд ли имеет отношение, в то же время в русских гербах он крайне популярен, то есть должен объясняться
Современный герб Великого Новгорода
Примечательно, что на гербе Ярославля в титулярнике мы обнаруживаем практически полную копию левой половины герба Великого Новгорода — это совершенно идентичный медведь с ровно тем же самым посохом, который принято трактовать как «крест», хотя здесь он больше напоминает пику или «французскую лилию».
Герб Ярославский, Царский титулярник 1672 г.
Налицо определенное «побратимство» или тесная взаимосвязь двух городов. Но какая именно? И почему в геральдике она так подчеркнута? Опять же — какое из изображений стоит считать первичным и базовым — является ли половина ярославского медведя изначальной, а из нее впоследствии вывели новгородский символ, или же напротив — более сложный и древний образ новгородский, а лишив его половины (могущества, силы, глубины) создали ярославский, как бы уступающий ему в два раза?
Как бы то ни было все это дает определенную пищу для размышлений применительно к смелой версии альтернативных историков утверждающей, что «настоящий» летописный Новгород Великий — это не та довольно небольшая крепость на
Со временем
Герб Ярославля 1778 года, 1993 года и современный вариант
Интересно парадоксальное объяснение того откуда на гербе Ярославля вообще взялся медведь. Его появление связано с преданием о Ярославе Мудром, который проезжая по местным непроходимым лесам одолел в борьбе огромного свирепого медведя. Причем, согласно сохранившимся историческим документам, на месте Ярославля
Другой интереснейший древний герб с животным — это Псковский. Он представляет собой барса с благославляющей дланью над ним. Примечательно, что этот герб со временем также был развернут с востока на запад, кроме того, если в титулярнике благословляющая длань — это левая рука, то уже позднее и до сих пор — правая. Кроме того, впоследствии зверь стал изображаться с поднятой лапой, что символизирует его готовность встретить врагов и храбро отразить натиск неприятеля — именно таким щитом и являлась на протяжении практически всей своей истории Псковская область России.
Псковский герб, Царский титулярник 1672 г.
Впрочем, с самим зверем далеко не все понятно — как «барс» он был «зафиксирован» лишь при Екатерине II, которая в 1781 году утвердила Псковский герб в следующей формулировке:
«в голубом поле барс, и над ним из облака выходящая рука».
Но ранее он мог быть и рысью (что было бы логичнее исходя из распространенной вокруг Пскова фауны) или вовсе иным животным. Хищные кошки в принципе часто изображались на псковских монетах, эмблемах и печатях, причем меняется и направление их движения и сам вид хищника: на печати времен Ивана Грозного он бежит влево, затем — в 1626 году обращается вправо, псковская печать
Метаморфозы происходили и с самой дланью. Мы уже указали на смену рук, но есть и другие детали. Так с 1856 года и на протяжении 50 лет существовал герб с явным двоеперстием (!), которое, как известно, являлось одним из символов и причин церковного раскола
Псковская монета с характерным изображением «голова человеча»
Но что в принципе означает распростертая из облака длань и как она связана с барсом? Свет на этот вопрос может пролить исследование историка С.Белецкого, который установил, что еще до «лютого зверя» во псковских землях был распространен символ «головы человеча» — мужской головы с небольшими ручками, растущими как бы сразу из подбородка, в одной из которых — меч. Есть версия, что это аллегорическое изображение князя Довмонта, причисленного церковью к лику святых и почитаемых как святого покровителя Пскова. Найдены монеты на которых «голова» и «зверь» представлены одновременно — на разных сторонах монеты. Вероятно, со временем, они соединились в одно изображение, а от головы Довмонта осталась лишь одна рука — что продиктовано как соображениями визуальной лаконичности, так и более широким символическим рядом (защита, покровительство, принадлежность, длань Господа и проч.)
Изначальное изображение герба Смоленска как и многие другие полно загадок. Что мы видим в титулярнике 1672 года? Пушку… у которой вырывающийся вроде бы от выстрела столб пламени как бы «прикреплен» сверху над стволом, что противоречит всем законам физики и здравого смысла. Более того, этот сгусток пламени имеет некие черты лица, будто бы это живое существо. На самом деле это изображение «птицы Гамаюн на черной пушке с золотым лафетом». И что вы думаете впоследствии произошло с пушкой? Конечно — она развернулась зеркально с востока на запад!
Смоленский герб, Царский титулярник 1672 г.
Но давайте начнем с начала — у Смоленска крайне богатая геральдическая история, наполненная самыми разными символами. На древнейших княжеских печатях города, как правило, изображались святые и иногда — характерный лев с пригнутым к спине хвостом, который нередко встречается и в иностранных гербах со львами. В «Хрониках Констанцского собора
Что касается русских источников, то на большой печати Ивана Грозного печать княжества Смоленского представляет собой государев престол с лежащей на нем шапкой (Мономаха). Примечательно, что именно такой сюжет в титулярнике 1672 года стал символизировать уже Тверские земли и до сих пор сохраняется в Тверской геральдике. Ранее же — на большой печати Ивана Грозного — Твери соответствовал медведь, ставший потом «ярославским». Налицо существенная
С 1611 года — когда Смоленск оказался захвачен Речью Посполитой — ему был жалован герб с архангелом Михаилом, держащим в руку меч.
Подборка смоленских гербов разного времени
Наконец, со второй половины XVII века (в 1654 году город окончательно, после целого ряда осад и перехода из рук в руки, вернулся в состав России) за Смоленском и губернией закрепляется то самое изображение с пушкой и птицей. Последняя в геральдических источниках часто описывается как «райская птица», а согласно представлениям того времени она изображалась характерным образом — без ног, что и придает ей сходство с потоком пламени.
Что же означают эти символы? Что касается пушки, то ответ довольно однозначен — она символизирует пограничное положение Смоленска и его оборонительную мощь, что касается птицы то, по разным трактовкам она — как петушок в сказке
Впрочем, ряд историков указывает на куда большую древность символа — существуют некоторые сивдетельства, что изображение пушки с райской птицей уже применялось для обозначения смоленских полков в Грюнвальдской битве 1410 года, что отметает связанные с Польшей трактовки и открывает уже иное пространство смыслов.
В титулярнике 1672 года герб Твери — это царский трон без спинки с шапкой Мономаха. Именно это изображение впоследствии было утверждено Екатериной II и по сей день используется в концепции Тверской геральдики.
Тверской герб, Царский титулярник 1672 г.
Однако, повторим вышеозвученный любопытный факт — на большой печати Ивана Грозного Твери соответствовало изображение медведя, а вот трон с шапкой Мономаха соответствовал Смоленску! Подобная путаница до сих пор не получила внятного объяснения, поэтому обратимся сразу к самому сюжету — что означают трон и царский головной убор?
Большая Царская печать Ивана Грозного 1577 г.
Ряд исследователей видят в этом отражение реальных исторических событий — именно тверской князь Дмитрий Иванович (внук Ивана III) был первым из Рюриковичей венчан на царство, то есть получил право именоваться царем.
С другой стороны, есть сомнения, что во времена Алексея Михайловича — представителя уже иной династии Романовых — в качестве Тверского герба за основу брался бы образец, который был связан с царскими притязаниями прошлой династии Рюриковичей.
Куда вероятнее кажется религиозная трактовка символа — трон и корона это довольно редкий, но все же существующий сюжет эпохи раннего христианства, который обычно трактуют как символическое изображение Христа. Глубинный смысл сюжета — Христос на троне. Стоит отметить, что и в уже разобранном выше новгородском гербе присутствует похожая символика государева трона.
Современный герб Твери
На большой государственной печати Ивана Грозного герб Рязани — это конь, однако, по всей видимости, это единичное изображение, которое не встречается в иных источниках. Зато с 1626 года сохранилось описание «Печать Рязанская: человек, а у него в правой руке меч, да под ним земля», которое в целом соответствует изображению в титулярнике 1672 года. Впрочем, на изображении оружие скорее напоминает изогнутую саблю, нежели меч.
Печать Рязанская на Большой Царской печати Ивана Грозного 1577 г.
Резанский герб, Царский титулярник 1672 г.
В более поздних версиях герба приводится расширенное описание, согласно которому человек уже превращается в князя, фиксируется множество деталей его облачения. Так, из описания гербов полковых знамен 1729 года:
«Рязанский: по старому, князь в епанче и шапке, в руке правой меч, а в левой — ножны, епанча красная, платье, сапоги и шапка зеленые, шапка же соболевая, поле желтое.»
Местные краеведы считают, что на изображении не просто князь, а конкретное историческое лицо — князь Олег Иванович.
Примечательно, что в отличие от большого числа других гербов — этот не был отзеркален. На самом раннем изображении в титулярнике
Кроме того, любопытно то, что изображение
Современный герб Рязани
На самых ранних дошедших до нас монетах и эмблемах ростовских земель отражено множество сюжетов — распространены человеческая голова, голова в шапке с
На большой печати Ивана Грозного Ростову соответствует именно изображение птицы.
В титулярнике 1672 года и до сих пор используется другой символ — олень, который полностью сохранил свое изначальное направление и силуэт, но приобрел подробности, касающиеся цветов.
Ростовский герб, Царский титулярник 1672 г.
Так, в описании от 1778 года значится:
«В червленном поле серебрянный олень, рога, грива и копыта золотыя».
Его появление на эмблеме краеведы связывают с культом оленя, характерным для данных мест. Так, олень действительно, занимает почетное место в местном фольклоре, неподалеку от Ростова есть и деревня Оленино, которая согласно преданию из «Хлебниковского летописца» получила такое название в связи с тем, что князь Владимир Святославич убил здесь оленя, после чего поручил отразить его на печати, данной ростовским купцам для свободной торговли по всем русских городам.
Как видим, сюжет в целом повторяет сюжет с ярославским медведем и вызывает тот же вопрос — почему на герб попадает «побежденное существо», а не
Современный герб Ростова
Сегодня город Белозерск далеко не на слуху у значительной части современников,
Официальной датой основания Белоозера (будущего Белозерска) считается 862 год.
«…И избрались трое братьев со своими родами и взяли с собой всю русь, и пришли, и сел старший Рюрик в Новгороде, а другой Синеус на Белоозере, а третий Трувор — в Изборске… Через два же года умерли Синеус и брат его Трувор. И принял всю власть один Рюрик, и стал раздавать мужам своим города — тому Полоцк, этому Ростов, другому Белоозеро…»
Однако, 862 — это лишь летописное упоминание. Ясно, что Синеус пришел не в чистое поле, а в уже существующий крупный и укрепленный город, сопоставимый с Новгородом. И действительно — археологи находят многочисленные (!) стоянки еще эпохи неолита в окрестностях Белозерска. Кстати, сам город по меньшей мере трижды переезжал с места на место — в пределах береговой линии Белого озера.
В древности через Белое Озеро проходило множество важных торговых путей, в частности
Летописи XII века сохранили немало свидетельств о том, что тот или иной князь — при спорах с соседями — искал помощи именно белозерской дружины. Более того, непосредственно Куликовская битва была выиграна во многом благодаря самоотверженности белозерских князей и дружины, что отражено в памятнике русской словесности «Задонщине». Мало кто обращает на это внимание, что по тексту получается, что Мамаю противостояли в основном именно белозерские князья и дружина, причем 12 из них полегли на поле боя. В перечне погибших больше нет князей кроме этих «12 белозерских», далее перечисляются бояре из разных русских земель. Именно после этого город обезлюдел почти на столетие, но вновь возродился во времена Ивана III — тогда здесь был возведен невероятный кремль с крупнейшими на тот момент
Белозерский герб, а Большой Царской печати Ивана Грозного 1577 г.; Белозерский герб, Царский титулярник 1672 г.
Вернемся же к геральдической теме — в титулярнике 1672 года герб Белозерска имеет вид двух перекрещенных рыб над которыми крест заключенный в полумесяце. То же изображение было сохранено и при утверждении официального герба города в 1781 г. Его описание гласит:
«озеро, в нем две стерляди, над оными месяц с крестом».
Ранее город был помещен и на большую печать Ивана Грозного, где его символ — одна большая рыба.
Пожалуй, что касается рыб разночтений тут быть не может — в первую очередь они отражают изобильные воды Белого озера, благодаря которым столь удачное расположение и было выбрано для города: сейчас видовое разнообразие несколько сократилось, а вплоть до XIX века здесь действительно водились и стерляди, и осетры, и даже белуги. С другой стороны — как уже отмечалось выше — рыбы являются известным символом христианства, так что герб получает двойной глубокий смысл.
Что касается креста в полумесяце, его, как правило, трактуют как победу солнца над луной или как победу света христианского учения над темнотой невежества. Иногда он также рассматривается как якорь — тот же в свою очередь олицетворяет незыблемость веры.
_______________________
На этом закончим первую часть статьи, посвященную древнейшим русским гербам, в которой мы рассмотрели преимущественно центральные города Древней Руси. Как уже было упомянуто выше — всего в титулярнике 1672 года приведено 33 герба русских земель, среди которых также гербы Нижнего Новгорода, Подолья, Югры, Перми, Вятки, Удорского и Обдорского края, Конды, Сибири, Казани, Астрахани, Полоцка, Витебска, Мстиславля, Северной страны, Иверской земли, Карталии и Грузии, Кабарды, Черкассии, Киева, Волыни, Черниговы и Волжской Болгарии.
P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.