Что такое «живая» и «мертвая» вода в русских сказках?

Упоминания о живой и мертвой воде неоднократно встречаются в русских сказках, поверьях, заговорах. Складывается ощущение, что когда-то в прошлом это было чем-то хотя и редким, и таинственным, но одновременно — реальным, досягаемым и осязаемым… Так что же стоит за преданиями о живой и мертвой воде? Существовали ли объективно источники с такими особыми свойствами или это исключительно сказочная метафора? Попробуем разобраться.

*Все ниженаписанное — это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Они могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные — просто делимся наблюдениями, возникшими у нас после сбора и обработки информации из открытого доступа. Цель — обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.

Интересный факт: разделение воды на живую и мёртвую существует только в славянских сказках и легендах.

Итак, для начала вспомним о том какие образы и понятия соответствовали живой и мертвой воде в народном фольклоре:

  • Живая вода рассматривалась как благословенная и обладающая целительными, заживляющими или вовсе — магическими свойствами. Вера в ее способность принести здоровье, удачу и счастье была широко распространена среди русского народа. Источники, где вода считалась живой, становились особо почитаемыми священными (а потом — святыми) местами. Люди приносили к ним дары, загадывали желания и ожидали, что их молитвы будут услышаны. В поздние времена живую воду связывали с христианскими ритуалами Крещения и Богоявления.
  • Мертвая вода, напротив, не несла созидательную энергию, но при этом также могла быть крайне полезна в тех случаях, когда нужны были противоположные «силы». Так, в восприятии славян «смерть», «сон», «замирание», «замораживание», «остановка» — это всегда крайне близкие понятия и «мертвая вода» связана с ними со всеми одновременно. Считалось, что она могла подавить, то есть «убить» различные негативные процессы: например, остановить кровь или заражение. Именно поэтому в сказках традиционно убитый герой сначала окропляется мертвой водой, чтобы его раны залечились, а только потом — живой, которая поможет вновь вдохнуть в него жизнь (то есть лучше всего они работают в паре, в комплексе). С другой стороны, в иных случаях «мертвая вода» ассоциировалась с негативными силами и использовалась либо в темных заговорах, направленных против кого-либо, или — чтобы отвести чье-то негативное воздействие от себя. Такая вода по преданиям, как правило, была стоячей и/или болотной, то есть — НЕ ключевой.

Виктор Корольков, Живая и мертвая вода

Происхождение мифа о живой и мертвой воде

Современные учёные также разделяет воду на два вида. Однако научное определение живой и мёртвой воды имеет несколько иное основание, чем в сказках и мифах. Оно определяется по принципу ОВП (окислительно-восстановительный потенциал). Другими словами — процессом, связанным с передачей или присоединением электронов, обеспечивающими жизнедеятельность организма.

  • Кислотная вода — это вода с положительным ОВП и ярко выраженными кислотными показателями. Именно она и может быть сопоставлена с «мёртвой». Так, кислотность объясняет некоторые ее дезинфицирующие свойства, а в природе она как раз чаще всего встречается в поверхностных источниках.
  • Щелочная вода — это вода с отрицательным ОВП и повышенными щелочными показателями. Ее можно условно соотнести с «живой». Учёные отмечают восстановительные свойства этой воды, которые действительно благотворно воздействуют на организм. Интересно, что и многие специалисты в сфере здорового питания также рекомендуют увеличить потребление щелочных продуктов (овощи, ягоды, фрукты), которые оздоравливают организм, и минимизировать потребление кислотных (мясо, сахар, мука, газированные напитки и проч.), которые организм «закисляют». Источники щелочной воды в природе — это дождевая и талая вода, а также горные и подземные реки (то есть в том числе и ключи бьющие из-под земли).

Удивительно, но наши предки знали об этих свойствах воды задолго до появления научных подтверждений этой информации. Так, дождевая вода, и особенно самая первая — весенняя, издревле считалась целебной, омолаживающей, дающей силы и энергию. Ее собирали для умывания и различных сакральных обрядов. В дождевой воде купали детей и больных. Вероятно, именно эти традиции и знания впоследствии нашли свое отражение в мифе о некой «живой воде», сильной настолько, что может не только оздоровить, но даже воскресить умершего:

«Дожденосные облака издревле представлялись небесными колодцами и реками. Холодная зима, налагая на них свои оковы (точно так же, как налагает она льды на земные источники), напирала священные воды — и вместе с тем все кругом дряхлело, замирало, и земля одевалась в снежный саван. Весною могучий Перун разбивал эти крепкие оковы своим молотом и отверзал свободные пути дождевым потокам; омывая землю, они возвращали ей силу плодородия, убирали ее роскошною зеленью и цветами и как бы воскрешали от зимней смерти к новой счастливой жизни»

(А. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»)

Н. К. Рерих. Вода живая и мертвая

Мёртвая вода также согласно представлениям наших предков обладала чудесными свойствами, но иными. Наиболее ярко этот образ проявился в сказках — как уже отмечалось, погибших сказочных героев сначала окропляли мёртвой водой, а только потом давали выпить или омывали живой, которая возвращала к жизни:

«…И стал над рыцарем старик,

И вспрыснул мёртвою водою,

И раны засияли вмиг,

И труп чудесной красотою процвёл…»

(Пушкин «Руслан и Людмила»)

Следует отметить — мёртвая вода по преданиям обладала лишь затягивающими раны свойствами, делала тело целым, но не воскрешала и не омолаживала:

«…мёртвая или целящая вода заживляет нанесенные раны, сращивает вместе рассеченные члены мёртвого тела, но ещё не воскрешает его; она исцеляет труп, т. е. делает его целым, но оставляет бездыханным, мёртвым, пока окропление живою (или живучею) водою не возвратит ему жизни»

(А. Афанасьев «Поэтические воззрения славян на природу»)

«Серый волк спрыснул мёртвой водой раны Ивану — царевичу, раны зажили; спрыснул его живой водой — Иван — царевич ожил»

(Сказка «Иван-царевич и Серый волк»)

Живая и мёртвая вода в церковном понимании

В церковной традиции, особенно в христианстве, живая и мёртвая вода символизируют духовные состояния и обладают, в первую очередь, религиозными смыслами.

Под живой водой здесь подразумевается та вода, которая несет в себе Божью благодать. Так, в Библии имеются упоминания о различных чудесных источниках, которые появлялись по воле Бога или после просьбы к нему обращенной:

«И провёл через огромную и страшную пустыню, где ядовитые змеи и скорпионы, где земля сухая и нет воды. Господь дал вам воду из камня»

(Второзаконие 8:15)

Также в церковной традиции благословенная, освященная вода считается символом очищения, обновления и духовного возрождения. Именно поэтому освящение воды является важной частью многих христианских обрядов, самый значимый из которых — Крещение (с 18 на 19 января). Верующие полагают, что собранная на Крещение освященная вода имеет наибольшую чудодейственную силу и может храниться годами, не меняя своих свойств:

«Святая Богоявленская вода в продолжение многих лет остается нетленной, бывает свежа, чиста и приятна, как будто бы сию только минуту была почерпнута из живого источника. Вот чудо благодати Божией, которое и сейчас видит каждый!»

(Святитель Иоанн Златоуст)

«Освященная вода имеет силы к освящению душ и телес всех, пользующихся ею».

(Святитель Димитрий Херсонский)

Кстати, некоторые современные ученые подтверждают особые целительные свойства воды на Крещение, однако, связывают это не с религиозными ритуалами, а с объективными процессами происходящими к космосе и на Земле, а именно с нейтронными потоками, пик которых каждый год приходится на время с 18 по 19 января. В это время вода становится более мягкой и структурированной — причем, это касается абсолютно любой воды, и освященной и нет, и даже воды из-под крана.

«Число ион-радикалов в воде поползло вверх уже с 17 января. Вместе с этим вода становилась мягче, рос ее водородный показатель (уровень pH), что делало жидкость менее кислотной. Пика активности вода достигла, как и предполагалось, 18-го вечером.»

(НИИ экологии человека и гигиены окружающей среды им. Сысина РАМН)

Но вернемся к живой и мертвой воде в христианстве. Если об условно «живой» или благодатной воде упоминается довольно часто, то «мертвая» в церковном контексте почти никак не фигурирует. Единственный смысл с ней связанный — это вода, лишенная Божьей благодати, олицетворяющая состояние духовной пустоты. Разумеется, ни в каких церковных обрядах «мертвая» вода никоим образом не фигурирует, ее как бы и вовсе не существует.

Виктор Корольков, Царица-вода

В этой связи можно высказать любопытное наблюдение, касающееся того, что дохристианским верованиям в целом свойственна дуальность и гармония противоположностей, без деления их на «хорошие» и «плохие». Так, в мировоззрении славян равноценны и равнозначимы и День и Ночь, а соответственно — и солнечный (Перун) и лунный бог (Велес). Аналогично в русских народных сказках и «мертвая» и «живая» вода способны приносить пользу (и нужны одновременно). А уже в христианском мире многие из этих изначально парных «половинок» (темные, ночные, «мертвые», лунные) приобрели отрицательную эмоциональную окраску и оказались демонизированы, соотнесены с абсолютным «злом»; на их использование налагается некое табу. Соответственно, не может в церковной парадигме существовать ничего вроде «мертвой» воды, имеющей свойства противоположные «живой» — и получается, что древние знания о природе воды, возможно, были более полными.

Владислав Дзалба. Перун/ Велес.

Живая и мёртвая вода в обрядах и заговорах

Сегодня даже учёные не отрицают того факта, что обычная вода способна улавливать и хранить информацию. Удивительно, но наши предки знали об этих свойствах жидкости задолго до научных экспериментов и применяли их во всевозможных обрядах и заговорах.

Широкую известность сегодня приобрели эксперименты с водой японского ученого Масару Эмото, который доказал, что если воде «говорить» хорошие, красивые слова, хвалить ее, то они структурируется в красивейшие формы-кристаллы, видимые под микроскопом после специальной заморозки, и, напротив — вода, которой говорят злые, бранные слова имеет хаотичный, рваный и неприглядный вид. Аналогичные эффекты наблюдаются от проигрывания, скажем, классической музыки и напротив — тяжелого рока.

Но что есть древние заговоры и обряды с водой? — те же самые слова, которые точно так же определенным образом меняют ее структуру. Одни направлены на выздоровление, омоложение, привлечение любви и счастья, другие же (из разряда черной магии) могли служить целям, скажем, наведения порчи. В этой связи хотелось бы упомянуть крайне любопытное высказывание неизвестного автора на тему того что представляет собой истинная магия — это всего лишь технология принципы действия которой непонятны наблюдателю…

Однако если в русских сказках вода имела конкретные чудодейственные свойства (заживляла раны, омолаживала, воскрешала), то, в повседневной жизни, под понятием «живая и мёртвая» вода подразумевалось немного другое — по крайней мере, если говорить о тех знаниях, которые дошли до наших дней.

Всеволод Иванов. Купальская ночь

Живую воду набирали из источников, которые считались священными или собирали на праздник Ивана Купала. Древние славяне верили, что в Купальскую ночь вся вода обретала чудодейственные свойства: омолаживала и лечила, а так же добавляла сил. Кстати, купальские празднования всегда (как и любые другие) сопровождались песнями, исполняемыми большим количеством людей одновременно, что, исходя из вышесказанного, вероятно могло еще больше усиливать качества воды.

«Ходыли дивочки коло мареночки

Коло мою Вудыло Купала;

Гратыми сонечко на Йвана

Накупався Йван, та в воду впав.

Купала под Йвана»

(М. Забылин «Русский народ. Его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»)

Обязательным обрядом в эту ночь было купание. В воду заводили даже скот, чтобы уберечь его от болезней на целый год. Считалось, что в ночь на Ивана вся нечистая сила теряла свои магические способности, а, значит, не могла навредить людям.

Виктор Корольков, Ночное зеркало

С появлением на Руси христианства многие славянские обычаи, обряды и праздники тесно переплелись с православными и составили своеобразный симбиоз религии и древних верований. Впоследствии понятие «живая вода» стало синонимом «святая, освящённая». Считалось, что «Божья», «святая» или «живая» вода — это чудодейственная жидкость посланная людям Богом. Поэтому по новым представлениям особой силой обладала уже иная вода — набранная в церковный праздник — Крещение (что также не противоречит современным научным данным).

Что же касается воды мёртвой, то она полностью «теряет» свои положительные свойства. В церковных ритуалах она, разумеется, не используется вовсе, а в народной среде миф о ней остается, но трансформируется под церковным влиянием, приобретая исключительно зловещие свойства. Поэтому в поздние времена, по записям этнографов, ее используют в народе лишь для темных колдовских дел и приворотных заговоров, «готовя» на кладбищах, собирая дождевую воду со свежих могил, или из болот, где по преданиям обитала нечистая сила. Считалось, что ей можно было даже сгубить человека.

Источники живой и мёртвой воды

«И в той долине два ключа:

Один течёт волной живою,

По камням весело журча,

Тот льётся мёртвою водою»

(А. Пушкин «Руслан и Людмила»)

Ни в одном сказании, даже намёком, не упоминается местоположение источников живой и мёртвой воды. Обычно давалось какое-то неопределённое направление:

«Кто бы, ребятушки, выбрался из избранников, выбрался из охотников, съездил за тридевять земель, в тридесятое царство, привез бы молодильных яблок и живой воды кувшинец о двенадцати рылец?»

(Сказка о молодильных яблоках и живой воде)

Виктор Корольков, Легкокрылая ладья

То есть, если верить сказкам, всё, что мы знаем о месте с чудесной водой — это «за тридевять земель, в тридесятом царстве», то есть — очень далеко. Туда трудно и долго добираться и не «всякий богатырь возвращается». Иногда и вовсе никакой человек не имеет возможности достигнуть этих мест и воду для оживления умершего приносит ворон (подробнее про образ ворона в сказках и заговорах). Еще один вариант — воду герою дает (или указывает путь к ней) некое потустороннее существо — Баба-Яга, Кикимора, Леший. Исходя из этого можно предположить, что образ живой и мертвой воды все же мифический — ее нет в нашем мире, она недосягаема для смертных, а — значит, нет и реальных источников с ней. С другой же стороны, напротив — под условной Бабой-Ягой мог подразумеваться некий отшельник или знахарь, живущий обособленно в единении с природой (по заветам предков?) и за рамками «нового мира». Именно поэтому она кажется и опасной и мудрой одновременно, и несмотря на кажущуюся враждебность, все же нередко помогает дельным советом. Может быть, такие люди существовали и хранили реальные древние знания о том, где находятся источники живой и мертвой воды?

Так, действительно, буквально в каждом регионе найдется упоминание о каком-либо особом чудодейственном источнике (правда, уже без деления воды на живую и мертвую), где вода с древних времён считается целебной. К примеру, одно из таких мест расположено в деревне Брод (Псковская обл., Кипун-ключ). Этот родник связывали с именем местного святого проповедника Матвеюшки Болящего. Согласно народной молве вода из источника обладает целительной силой и особенно помогает при проблемах с глазами:

«Ихняя бабушка или прабабушка худо видела, вообще слепая. Тогда Матвей Болящей сказал… «Знаеш что сходи помойся там и там, есть такой колодец, ключок, и вымоисся. Только вить иди когда… до заката, перед закатом солнца, три разка сходи, помойся.« — И вот она сходила — и всё. Стала видеть как надо. — И все у нас так лечились…»

(Платонов Е.В. «Фольклорная топография Изборско-Мальской долины»)

Еще один известный источник в том же Псковском регионе близ Изборска — Словенские ключи. С ними, кстати, было связано предание о том, что когда они иссякнут, на Русь придет большая беда — и именно так и произошло накануне Великой отечественной войны.

Словенские ключи

Не секрет, что многие известные исторические личности всерьёз занимались поисками или созданием живой и мёртвой воды. Не обошёл этот интерес и русских царей. Так, к примеру, существует легенда о Якове Брюсе, реальном существовавшем приближённом Петра I, который, якобы, занимался оккультными науками. Он обещал царю приготовить живительный эликсир, который подарит тому бессмертие.

«…он знал все травы, этакие тайные, и камни чудесные, составы разные из них делал, воду даже живую произвел, то есть такую воду, что мертвого человека живым и молодым делает»

(В. Меньшов, Е. Филякова «Русские провидцы и предсказатели»)

По легенде, живительный напиток так и не был передан Петру. Он был настолько сложен в изготовлении, что Брюс решил приберечь его для себя, наказав слуге окропить им своё тело после смерти. Но неумелый помощник случайно разбил сосуд, и только малая часть живой воды попала на руку покойника. Когда могилу Якова Брюса вскрыли спустя несколько веков, то обнаружили эту руку нетленной.

Возможно, все это лишь выдумка, однако, дыма без огня все же не бывает. А, значит, мифы о живой и мёртвой воде, хоть и уходят корнями в далёкое прошлое, но всё-таки имеют под собой какое-то основание.

Н. К. Рерих. Ункрада

Подводя итог

Представление о живой и мертвой воде в русской культуре имеет сложную и интересную историю. Со временем оно трансформировалось, однако, и сейчас сквозь призму различных эпох, все еще можно уловить в нем отголоски древнейших верований, традиций и особого мироощущения, где человек являлся частью природы, частью того мира, в котором действительно можно найти цветок-папоротника в Купальскую ночь, открыть заговоренный клад разрыв-травой, убежать от погони верхом на волке или воочию встретить Хозяина леса.

vkontakte telegram