Народные названия месяца мая — травник, травень (активно прорастает свежая трава), цветень, кветень (все расцветает), розоцвет, ярец (в честь славянского бога Ярилы, олицетворяющего весну, силу жизни, плодородия и солнца), святодень, птичий пересвист, соловьиный месяц. Разные названия месяца в разных регионах и губерниях были связаны, прежде всего, с разными климатическими поясами — где-то весна приходит раньше и уже все цветет, где-то только показывается новая трава. Так или иначе, наши предки каждому месяцу в году давали такое название, которое лучше всего соответствовало его сути, глубинным процессам, происходящим в природе.
Считается, что современные названия месяцев, включая «май», пришли на Русь с принятием христианства. Хотя в народе, еще на протяжении столетий после этого, продолжали использовать привычные названия месяцев. На латинском Maius — это «месяц богини Майи» (покровительница плодородия), отсюда и его название — в контексте русского языка и культуры оно не имеет смысла.
Мы же в рамках данной статьи рассмотрим именно русские народные обычаи, традиции и приметы мая. А начнем с народных поговорок, посвященных этому месяцу, общий их смысл — появление зелени, листьев, цветов, а также — целебные силы майской воды и прямая связь майской погоды с будущим урожаем:
Март с водой, апрель с травой, а май с цветами.
Май леса наряжает, лето в гости ожидает.
Майская травка и голодного кормит.
Одна майская роса коням лучше овса.
Малая птичка соловей, а знает май.
Соловей защелкал, значит, береза лист пустила.
Дождь в мае хлеба поднимает.
Коли в мае дождь, будет и рожь.
Май холодный — год хлебородный.
Майский мороз не выдавит слез.
Сколько в мае дожде, столько лет быть урожаю.
Первым весенним дождем смачивают голову, чтобы волосы росли так же быстро, как майская трава.
Павел Рыженко. Ослябя (Послушник)
Есть и свидетельства переменчивой погоды мая — долгожданный приход тепла может на время смениться даже снегом и морозами:
В рубахах пахать, в шубах сеять.
Когда цветет черемуха — всегда живет холод.
Черемуховые холода.
Особенно бывает холодно, когда дуб развернется.
О характере наступающего лета скажет порядок распускания листьев на разных породах деревьев:
Когда береза перед ольхой лист распустит, лето будет сухое; если ольха наперед — мокрое.
Почему в мае нельзя жениться?
Интересен целый ряд народный примет и выражений, указывающих на опасность и неблагоприятность мая для самых разных судьбоносных моментов, причем одними браками это не ограничивается:
Наш пономарь понадеялся на май, да и стал без коров.
Захотел ты в мае добра.
В мае жениться – век маяться.
Рад бы жениться — да май не велит.
В мае родиться — весь век промаяться.
Казалось бы — природа возрождается, все расцветает, жизнь побеждает смерть, а весна полностью вступает в свои права. Почему же в это светлое, радостное время не жениться? Здесь важно помнить одно — жизнь крестьянина максимально практична и находится в согласии с ритмами природы (то же самое в общем-то можно сказать и о всех языческих/ведических/исконных праздниках и обрядах). А май, в первую очередь — это, пора посевной, то есть своеобразный задел на весь год. Интенсивность майского труда прямо влияет на качество жизни всей семьи вплоть до следующего мая. Кто в мае не позаботился о своей пашне и будущем урожае (читай — гулял и веселился, как стрекоза в известной басне) — тому в обозримом будущем о радостной жизни говорить не приходится.
А.Г.Венецианов. На пашне. Весна.
Другой аспект — именно к маю (если не раньше) заканчиваются все запасы еды сделанные прошлым летом и осенью, люди буквально доедают последнее и ждут нового урожая. Так чем же в такой ситуации угощать гостей? А ведь свадьбы на Руси были важными масштабными и длительными праздниками — они могли отмечаться по несколько дней и непременно принято было приглашать всех родственников, друзей и соседей. Щедрое угощение некоторым образом ассоциировалась и с дальнейшей безбедной жизнью новой семьи, что никак нельзя было бы обеспечить на «майской» свадьбе, откуда гостям придется расходится голодными.
И третье — после «майских» свадеб логично ожидать рождения «февральско—мартовских» первенцев, что также не являлось удачным временем появления на свет для новых детей. Опять же — прошлогодние запасы подходят к концу (а они и так были не особо богатыми из-за «майских» свадебных выходных), а значит, витамины в рационе кормящей женщины практически отсутствуют.
Интересно, что негласный запрет на майские свадьбы был не только на Руси, но и в странах Европы. И это является самым значительным доказательством в пользу озвученной выше версии о происхождении разбираемой приметы. Ведь, Европа — это целый калейдоскоп разных культур, языков, религиозных верований, а вот земледельческий календарь для всех населяющих ее народов в силу географического положения, очевидно, един. Так что не следует искать причину майского свадебного запрета в созвучном слове «маяться» — скорее просто подходящее по смыслу слово удачно совпало с названием месяца, совершенно непонятным для слуха русского человека, что позволило закрепить изначальный посыл запоминающейся лингвистической конструкцией. Негативное же восприятие «майских» свадеб, разумеется, бытовало еще в те времена когда «май» именовался «травнем».
И.Е Репин. Пахарь Л.Н.Толстой на пашне.
И, вероятно, примерно те же причины привели к появлению аналогичного негативного прогноза для людей даже появившихся на свет в мае. В мире крестьянина мать родившегося в мае человека некоторое время была не вполне трудоспособна и занята первыми заботами о ребенке — то есть также не могла включиться в посевную с полной отдачей. Дальнейший смысловой ряд — сниженный урожай в комбинации с новым ртом в семье = голодный год.
Традиционная же пора свадеб на Руси — это всегда осень и зима — время, когда сезонные работы закончены, урожай убран и закрома полны. То есть, с одной стороны, для гуляний есть время и возможности, а с другой — дополнительный праздник в семье даже необходим, чтобы помочь людям психологически пережить самое холодное и темное время года. С приходом христианства допустимый для проведения свадеб промежуток несколько сузился, так как на земледельческий календарь дополнительно наложились церковные посты, во время которых свадьбы не проводят. Таким образом, в последние столетия нашей истории крестьяне устраивали свадьбы исключительно в Осенний Мясоед (28 августа — 28 ноября; от Успения до Рождественского поста) и Зимний Мясоед (середина января — конец февраля; от Рождества до Масленицы).
Рассмотрим теперь народные приметы, обычаи и праздники по отдельным дням мая.
1 мая — Кузьма
Первомай, как и большинство других майских дней, посвящены севу той или иной культуры, есть также различные напоминания о необходимости произвести посадки как можно скорее:
Сей морковку и свеклу на Козьму.
Днем раньше посеешь — неделей раньше уберешь.
В.П.Верещагин. Рыбак
Впрочем, в отдельных регионах (Тюменск., Воронежск., и другие) в связи с 1 мая зафиксирован и дополнительный ряд обрядов, связанных с водой и рыболовством. Так, в этот день было принято проводить «невотьбу» — то есть несколько человек (вплоть до 15) собирались в своеобразную трудовую артель для совместного изготовления невода. Каждый из участников вносил определенную долу — будь то тетива или некие приспособления наподобие грузов или поплавков.
Море — рыбачье поле.
Не накормит земля — накормит вода.
«Рыбные» обычаи и приметы плавно перетекают в земледельческие, что опять же совершенно логично для мировоззрения человека, который воспринимает Природу, Мир вообще и себя в нем — как единое целое. Так, считалось, что в районе 1 мая мечет плотву икра — за поведением рыб наблюдали и по тому держится ли стая вместе или расходится решали когда стоит начинать сев. Если плотва остается вместе только 4 дня и потом расходится — то сеять нужно раньше, а если остается вместе неделю и больше — то позже.
5 мая — Лука
На Луку высаживают на грядки лук.
Голо, голо, а луковка во щи есть.
Здесь уместно также вспомнить о пословицах, посвященных луку вообще. Их целое множество и все они подчеркивает целебную силу лука, который, по мнению наших предков, выступал лекарством от любых болезней:
Кто ест лук, избавлен будет от вечных мук.
Лук от семи недуг.
Лук семь недугов лечит, а чеснок семь недугов изводит.
Хрен да редька, лук да капуста лихого не допустят.
Лук да баня все правят.
7 мая — Евсей (Савва).
Пришел Евсей — овсы отсей.
Когда на дороге грязь, тогда овес — князь.
Землю согрело, не опоздай с посевом.
В землю не положишь — с земли не возьмешь.
Остается только в очередной раз поражаться тому, как имена святых, почитаемых в тот или иной день, созвучны названиям культур, которые положено в эти дни сеять.
Интересны и некоторые достаточно подробные народные наблюдения связанные с фазами луны. Так полнолуние НЕ является подходящим временем для посевов:
Овес должно сеять дня за два после или до наступления полнолуния и никогда во время затмения.
Кстати, в 2020 году ровно на 7 мая, то есть на Евсея, пришлось даже не обычное полнолуние, а суперлуние — то есть Луна ближе к Земле, крупнее примерно на 7% и ярче на примерно на 15%. Видимо, его стоит расценивать как категорический запрет на посадки в период с 5 по 9 мая. Это последнее из трех суперлуний 2020 года (два других были в марте и апреле).
8 мая — Марк-ключник
На Марко небо ярко, бабам в избе жарко.
Прилет певчих птиц стаями.
Считалось, что святой Марк обладает ключами, отворяющими дожди. На 8 мая святого было принято просить о ниспослании дождя для того, чтобы посевы поскорее проросли.
Виктор Корольков. Градивник.
Если выпадет в мае три дождя добрых, то и хлеба будет на три года полных.
Даст небо дождь, а земля — рожь.
Зашепчет дождь тихим голосом — поднимется рожь тучным колосом.
Чем зеленее радуга, тем больше будет дождь.
Функцию закликания дождя часто выполняли дети в форме веселей игры с песнями как бы дразнящими дождь:
Дождик, дождик, пуще,
Дам тебе гущи,
Выйду на крылечко,
Дам огуречка,
Дам и хлеба каравай,
Дождик, пуще поливай!
Дождик, пуще припусти,
На пшеницу, на гречи,
На горох, на ячмень —
Пливай весь долгий день!
А на просо и на ржь
Поливай сколько хошь!
Дождик, дождик, посильней,
Чтобы было веселей
Мои гуси дома,
Не боятся грома.
Дождик, дождик, лей, лей,
На меня и на людей
А на Бабу Ягу
Хоть, но тысячу ведру.
10 мая — Семен-ранопашец
Народные пословицы призывают относиться к пахоте ответственно, обстоятельно, надеяться только на свои силы и подчеркивают, что от нее зависит будущее благоденствие:
Святой боже пахать не поможет.
На пашне огрехи, в кармане прорехи.
Не ленись с плужком — будешь с пирожком.
Вскачь не напашешься.
За вешней пашней — шапка с головы свалится, не подыму.
Мужик умирать собирайся, а земельку паши.
И поедим, и спляшем, только пашню спашем.
И.К.Айвазовский. Пахота в Крыму
Также существовала примета, что пахать пора тогда, когда «гром гремит, лес в листву одевается, жаворонок запел, а водяные лягушки квакать начинают».
11 мая — Максим и Ясон
Начинается сбор березового сока, а наблюдения за погодой говорят следующее:
Теплая и звездная ночь — к урожаю, а ясный восход солнца — ведерное лето.
Теплый ветер на Иасона приносит здоровье.
14 мая — Еремей-запрягальник
Еремей-запрягальник, подыми сетева.
Коли на Еремея погоже, то и уборка хлеба пригожа.
На Еремея непогода — всю зиму промаешься.
Сей неделю после Егорья (Егорий Храбрый — 6 мая), да другую после Еремея.
На Еремея по ранней росе иди на посев.
Раннее яровое сей, когда сольет вода, а позднее, когда цвет калины будет в кругу.
Если еловые почки распускаются рано и скоро, то не должно медлить посевом, в противном случае — не спешить.
На Еремея и ленивая соха в поле выезжает.
Г.Г.Мясоедов. Сеятель
Интересны некоторые региональные особенности и приметы связанные с запретами во время сева. Так, в Тамбовской области считалось, что в день сева ни в коем случае нельзя давать ничего взаймы — ни денег, ни товара, ни единого зерна — иначе, год грозит обернуться неурожаем. В южных областях же воспрещалось пение песен рядом с незасеянными полями.
Непосредственно перед посевом было принято произносить некий заговор или молитву, а вот уже во время самого процесса сева положено было молчать. Суть же заговоров-молитв при их самой разной форме сводится к просьбе богатого урожая, которая часто подкрепляется перечислением всех, кого нужно накормить, включая птиц небесных, скот, воров и голодающих:
Народи, господи, с пол-осьмины три осьмины!
Народи, господи, на птиц небесных,
На всю нищую братию
И на всех православных (Твер.обл)
Дай бог, на всякую долю — мне и птицам (Сибирск.губ)
Пошли, господи, в поле хлеба,
На дворе живота,
На всех голодающих,
На воров, на немощных, на скот (Переславль-Залесский) Илья-пророк, хлебный бог, многомилостивый! Уроди нам хороший урожай! Уроди на всякого приходящего и заходящего! (Карелия)
Н.К.Рерих. Илья Пророк
Последний пример особенно примечателен тем, что сеятель обращается не к единому Богу вседержителю в христианском понимании, а к Илье-пророку, более того в словах заговора он сам именуется хлебным богом. Место Ильи-пророка в народных традициях, конечно, заслуживает отдельного рассмотрения — это вообще один из самых «любимых» и почитаемых на Руси святых — но важно отметить, что его «культ», очевидно, вобрал в себя многие атрибуты, функции и ролевые характеристики древнего славянского бога Перуна. Так, например, и Перун и Илья-пророк всегда стойко связываются с громом, плодородием, процветанием — и если Перун прямо именуется богом грома и молний, то про Илью говорят, что это «его колесница едет по небу», когда гремит гром.
15 мая — Борис и Глеб — сеятели, соловьиный праздник
Считалось, что на Бориса и Глеба начинают петь соловьи, потому и день назывался «соловьиным». Непосредственно с пением соловья также связано множество народных примет:
Соловей поет всю ночь — будет солнечный день.
Если соловья услышишь раньше кукушки счастливо проведёшь лето.
Если соловей запел на голые деревья, то неурожай на садовину.
Соловей запел — вода на убыль пошла, можно начинать посевную.
18 мая — Ирина (Арина) рассадница
В этот день полагалось высаживать в огороде рассаду, в частности капустную и иногда огуречную (в зависимости от географии). При том могли совершать некоторые обрядовые действия — например, чтобы вилки получились большие и тугие, примято было накрывать первый кочан большим горшком, а его — скатертью.
Существовали запреты на участие в посадке овощей мужчин:
Если посадит овощи мужик, то они зацветут, но не дадут плода.
Вообще же капуста, как один из ключевых элементов ежедневного рациона, в народе очень почиталась, ей посвящено множество пословиц, приписывающих этому овощу поистине чудодейственную силу:
Без капусты щи не густы.
Щи да каша — кормильцы наши.
Премудрость во щах — вся сила в капусте.
Щей поел — словно шуба надел.
Для чего огород городить, коли капусты не садить?
Владимир Стожаров. Квас
А один из наиболее популярных видов хоровода, во время которого людской ручеек то завивается, то развивается назывался «капусткой».
Уж мы вьем, вьем капустку,
Завиваем золотой кочешок,
Завиваем, приговариваем:
Кого я люблю, того я возьму,
Кого не люблю, того не возьму.
19 мая — Иов огуречник
Народные приметы позволяют по погоде на 19 мая судить о том, какой ожидается урожай огурцов, а ключевой момент в них занимает роса:
Иов росы распустил.
Большая роса — к урожаю огурцов.
Ясный день — обилие огурцов в этот год.
Иллюстрация к сказке «Петушок золотой гребешок и чудо-меленка».
Что касается посадок, то на Иова принято было сажать горох. На этот счет существовал целый ряд правил — как следует делать это правильно. Одно из самых важных касается того, чтобы сеять горох «при ущербе луны», то есть при убывающей луне. Здесь мы опять видим обращение народной мудрости к фазам лунного цикла — то есть многие новые начинания (а, возможно, и все вообще) совершались не «вдруг», когда захотелось, а в подходящее для этого время, согласованное с ритмами природы. Сегодня никто не станет отрицать, что луна влияет на эти ритмы очень ощутимо — взять хотя бы морские приливы и отливы, так что нет оснований считать подобные рекомендациями «суевериями», напротив — за ними стоит реальная народная «мудрость».
Горох должно сеять на закате солнца для того, чтобы воробьи — большие до него лакомки — того не видели.
Репу и горох не сей возле дорог.
Горох при северном ветре посеянный выходит всегда жесткий и не разваривается, а посеянный при западном и юго-западном бывает мягок.
21 мая — Иоанн Богослов. Иван-пшеничник.
На Ивана Богослова паши пашню под пшеницу.
Иван-пшеничник: загоняй кобылицу и паши землю под пшеницу.
Не сей пшеницу раньше дубового листа.
Пшеницу сей, когда черемуха зацветет.
Иллюстрация к сказке «Никита Кожемяка»
Можно заметить, что порой народные советы как бы противоречат друг другу — с одной стороны, определенный день календаря достаточно четко привязан к посадкам определенной культуры или некому обряду, и одновременно с этим — есть разные «дополнительные» указания, ограничения, оговорки связанные с погодой, луной, цветением других растений или пением птиц. А как быть, если Иван-пшеничник (21 мая) пришел, а листья на дубах еще не появились? Или если Иов-богослов (19 мая — день посадки гороха) пришелся на полнолуние, когда сеять горох не рекомендуется?
На самом деле здесь нет противоречия. Дни календаря, названные именами определенным святых, являются просто неким народным «метрономом» отмеряющим ход времени и напоминающим о том, какие действия обычно целесообразно проводить в тот или иной день. Однако, каждому крестьянину очевидно, что «год на год не приходится» — когда засушливый, когда дождливый, когда ранняя весна, когда поздняя. Разумный подход не терпит догматизма, поэтому с течением времени была выработана как бы некая параллельная система координат (приметы), связанная не с конкретным календарным днем, а с состоянием окружающего мира на момент времени. Обе эти системы органично друг друга дополняют, позволяя выбрать наилучший момент для совершения определенных из года в год повторяющихся действий. В этом и заключается пластичность и мудрость народного мышления, его взаимосвязь с природными ритмами и жизнью в данный конкретный момент времени.
23 мая — Симон Зилот
Основные посевные работы к этому времени уже завершаются, травы начинают активно расти, задел на будущий год создан и можно немного ослабить напряжение и передохнуть.
Во многих губерниях Российской Империи этот день почитали именинами земли, в связи с чем считали грехом пахать, рыть, боронить, а тем более вбивать в землю колья — все это «нарушает ее покой» (Тамбовск.). В других регионах такой памятной даты не было, как и запрета на работы, но, так или иначе, она идет уже довольно расслабленно, а все письменные источники фиксируют именно «досев», а не «посев» — при этом день даже иногда именуется днем «Симона-Гулимона, лентяя преподобного».
Интересно само происхождение и трактовка имени Зилот. Вообще Симон являлся одним из 12 апостолов — первых учеников Иисуса Христа. Чаще он значится под именем Симон Кананит — то есть «ревнитель» (др.евр), а вот происхождение именования Зилот не совсем понятно. Порой его трактуют как смысловую кальку с имени Кананит, порой указывают, что Симон был членом существовавшего в Иудее политико-религиозного движения зилотов (зелотов).
На Руси же «Зилот» воспринималось как нечто связанное с золотом, или такими словами как «зело», «зелье»:
Сей пшеницу на Симона Зилота — родится, аки злото.
На апостола Симона Зилота копают коренья на земле.
Кстати, на Украине даже сам день календаря именовался «Симонове зело», как раз в связи с тем, что в эту пору было принято собирать лекарственные травы.
Н.К.Рерих. Жар-цвет
Самый же интересный аспект «новой жизни» имени Зилот на Руси связан с кладами. Почему-то — вероятно, именно в связи с очевидным созвучием «Зилот-золото» — апостол Симон считался покровителем кладоискателей, а 23 мая считалось благоприятным днем для поиска сокровищ.
Касательно темы кладов вообще в народном фольклоре существует бесчисленное множество легенд, примет, историй. Часто поиски кладов были как-то связаны с именем легендарного Степана Разина — будто он зарыл где-то несметные сокровища. Порой же речь шла не о сокровищах Стеньки Разина как таковых, а о неких магических атрибутах принадлежавших ему, обладание которыми открывает все клады:
«За Волгой на Синих горах, при самой дороге, трубка Стенькина лежит. Кто тое трубку покурит, станет заговоренный, и клады все ему дадутся, и все: будет словно сам Стенька. Только такого смелого человека не выискивается до сей поры».
Последнее уточнение о смелости служит еще одним подтверждением того, что добыча кладов — это занятие крайне сложное, требующее немалой отваги. Это, в свою очередь, связано с тем, что клады в преданиях почти всегда «заговорены» или их берегут от разграбления определенные потусторонние силы, способные довести до безумия каждого искателя золота за исключением каких-то совершенно выдающихся сильных духом людей. Кстати, «заговор владельца клада» считался непобедимым.
Виктор Корольков. Перунов цвет
Еще один интересный пласт преданий связанный с кладами относится к тем из них, «которые дают деньги в долг». То есть считалось, что у клада или его караульщика можно взять взаймы, но уж если не возвратить вовремя — кара последует очень страшная. Вариации — должник, согласно заклятью, сам превратится в нового караульщика клада, или же сам «клад» придет к должнику требовать с него возврата. И, конечно, есть сказки, где смекалистый мужик находит способ обойти данную кладу страшную клятву.
24 мая — Мокий (Мокей) Мокрый
На Мокия мокро — вес лето мокрое.
Мокро на Мокея — жди лета еще мокрее.
Туман на Мокрея — к мокрому лету.
Согласно церковной традиции в этот день отмечалось обновление Царьграда, что по созвучию ассоциировалась у русских крестьян с неким сильным («царь») градом. В этой связи возникло поверье, что на обновление Царьграда сеять нельзя, иначе град может уничтожить посевы.
Игорь Машков. Паломничество новгородца Добрыни Ядрейковича в Константинополь, 1200 год.
26 мая Лукерия Комарница
Согласно народному календарю на Лукерьею происходит первый вылет комаров. По их количеству также делали некоторые прогнозы касательно будущего урожая:
Комаров мало — овсов и трав не будет.
Много комаров — готовь по ягоды коробов, много мошек — готовь по грибы лукошек.
28 мая Пахом-бокогрей
Считалось, что на Пахома наконец устанавливается тепло и происходит окончательный поворот с весны на лето. Резкие перемены погоды, ночные морозы и неожиданное выпадение снега остаются в прошлом — а впереди разнотравье, летнее тепло и самые длинные дни в году.
Пришел Пахом — запахло теплом.
На Пахома тепло — все лето теплое.
С Пахомия устанавливается совершенно летняя погода.
С Пахомия сеют поздние овес и пшеницу.
31 мая — Федот-овсянник. Семь дев
На Федота принято было сеять лен, приговаривая: «Вырасти, лен, выше лесу стоячего».
Подводя итог можно заметить, что практически каждый день мая посвящен каким-то сельскохозяйственным работам — пахоте, севу, посадке овоще. Неудивительно, что женится в мае было не принято — просто-напросто не до того.
_______________
В статье использовались некоторые материалы из книги «Круглый год, русский земледельческий календарь». Москва, издательство Правда, 1989 г.
Друзья, поделитесь материалом в социальных сетях: