Народные праздники, приметы погоды и традиции на февраль 2024

Народные обычаи, приметы на 1, 4, 6, 10, 14, 15, 16, 17, 18, 20, 24, 28, 29 февраля

Дата обновления статьи: 04.01.2024

В старину у славян последний зимний месяц назывался лютый — из-за особо суровых февральских морозов. Другие наименования — снежень, крутень, вьюговей (сильные метели, вьюга и ветры), козоброд, кривые дороги (тропы становится извилистыми и труднопроходимыми из-за накопившегося снега, который уже постепенно начинает таять). Но есть и указания на скорый приход весны и долгожданного тепла — бокогрей (солнечные лучи начинают не только светить, но и греть — можно выгнать из стойла домашний скот «погреть бока»), зимобор (месяц забирает у зимы ее силу), сечень, межень (пограничное время между зимой и весной).

Николай Сверчков. Застигнутые бурей

Кроме того месяц называли свадебным — ведь именно в это относительно свободное от напряженной работы время совершались зимние свадьбы. По религиозным канонам этот период между Рождеством и Масленицей как раз приходится на мясоед — время между постами, во время которых венчаться было запрещено.


Поговорки про февраль также наглядно говорят нам о его сути:

У февраля два друга: метель да вьюга.
Вьюги и метели под февраль полетели.
Февраль — месяц лютый: спрашивает, как обутый.
Январю-батюшке — морозы, февралю — метели.
Февраль силен метелью, а март — капелью.
Февраль зиму выдувает, а март — ломает.
 

Во все времена людей особенно интересовали и погодные прогнозы на будущее — если сейчас это скорее праздный интерес или вопрос выбора правильной одежды и обуви, то раньше от капризов погоды непосредственно зависел урожай, а значит, и общее благосостояние семьи на целый год вперед. Так что приметы несли жизненно важную информацию и складывались далеко не на пустом месте — иначе они бы не сохранились в народной памяти вовсе:

Если февраль будет дождливый, то такими же можно ожидать весны и лета, а если погодливый, то предвещает засуху.   
Февраль холодный и сухой — август жаркий
Как в феврале аукнется — так осенью откликнется. 
Сильные морозы в феврале бывают только ночью. 
Февральская ростепель ничего не стоит. 
В феврале много инея на деревьях — будет много меда. 
Дует ветер, а инея нет — быть бурану. 
Снег прилипает к деревьям — тепло будет.

Согласно народному календарю каждый день имел собственное название, перечень необходимых дел или предостережений — в этих названиях и обрядах причудливым образом переплетаются древняя дохристианская и церковная традиции, складываясь в неразрывную нить славянской истории, которая уходит в бесконечную глубину веков… Макарьев день, Тимофей-полузимник, Аксинья-полухлебница, Николай студеный, Агафья-коровница, Вукола-телятник, Власий — скотий бог (явная аналогия с Велесом) и т. д. Остановимся на самых интересных днях февраля подробнее.

1 февраля — Макарьев день

По характеру погоды Макарьева дня делали долгосрочные прогнозы, в том числе и том рано ли в этом году придет весна:

Какова погода первого числа, таков и весь февраль.

Ясный, солнечный Макарьев день — ранняя весна.

Коли капель — в весну раннюю верь.

Если на Макарья метель — то на всю масленицу.

4 февраля — Тимофей-полузимник

После афанасьевских морозов (на 31 января) следующая волна стужи приходит именно 4 февраля. Эти первые февральские морозы назывались тимофеевскими, так как в церковной традиции это день памяти святого Тимофея, считающегося любимым учеником Павла.

Тимофеевские морозы — позимы.
Не диво, что Афанасий-ломонос морозит нос, подожди тимофеевских морозов.
Тимофеевский мороз ползимы с собой унес.

Считалось, что после тимофеевских морозов наступает вторая половина зимы.

Зима. Мороз

6 февраля — Аксинья (Ксения) — полузимница, полухлебница

Тема некого важного рубежа продолжается на день Аксиньи-полузимницы или полухлебницы. Присказка «полухлебница» указывает на то, что ровно половина срока осталась до получения урожая нового хлеба, «полузимница» — же говорит о том, что половина зимы позади (что по сути одно и то же).

Полузимница пополам, да не ровно делит зиму: к весне мужику тяжелее.

Озимое зерно пролежало в земле половину срока до всхода.

Со дня преподобной Ксении полагают, что до новых хлебов нужно столько же хлеба, сколько уже съедено. Она и называется полухлебницей.

Так как это поворотный день в календаре, то с ним связано множество примет, по которым делают долгосрочные прогнозы.

Какова Аксинья, такова и весна.

На полузимницу ведро — весна красна.

Метель на полузимницу — сметет корм.

Но центральная «тема» этого дня — это хлеб, запасы и урожай, поэтому традиционно на «полузимницу» по всей России гадали о том насколько обильным будут урожай будущего года и какими будут цены на хлеб. Так, в Тамбовской области брали печеный хлеб и взвешивали его дважды — вечером и поутру. Считалось, что если за ночь вес убавится — цена хлеба понизится и — наоборот. Если же изменений не будет, то и цены останутся на прежнем уровне.

Если на Аксинью- полухлебницу хлеб на рынке подешевеет — будет урожай и новый хлеб будет дешевый.

Если на полухлебницу цена хлебу низкая, то до нового хлеба не подымется (и наоборот).


10 февраля — Ефрем Сирин, запечник, прибаутник, сверчковый заступник. 

Согласно церковным канонам Ефрем Сирин - один из великих учителей церкви IV века, христианский богослов и поэт. Он автор множества христианских гимнов и один из известнейших сирийских поэтов.

Ефрем Сирин

В народной традиции на Руси этот день (как и сам образ святого) связан с домовым. На Ефремов день было принято задабривать домового, оставлять ему еду с присказками: 

«Хозяин-батюшка, побереги скотинку». 

«Домовишко-дедушка, всех пой, корми овечушек, ладь ладно, а гладь гладко и стели им мягко». 

«Дедушка-соседушка, люби мою скотинку».

«Хозяин-батюшка, хлеб-соль прими, скотинку води.»

Считалось, что «домовой в каждой избе есть», «без него и дом стоять не будет» — так, например, говорили воронежские и смоленские крестьяне. Живет он в хлеву либо сенниках, но гуляет по всему дому. Очевидцами он обычно описывался как маленький седой старичок с непокрытой головой в длинной белой рубахе, нередко он лохмат, сердит на вид, имеет длинные когти или даже покрыт шерстью. На Русском Севере считали, что он выглядит в точности как хозяин дома. В иных регионах полагали, что домовой мог также принимать и облик кошки или мыши. 

Всеволод Иванов. Домовой.

Согласно народным поверьям, если семья жила в ладу с домовым, содержала дом в чистоте и порядке, то он помогал им — кормил лошадей в хлеву, убирался пока хозяев не было. Интересны многочисленные свидетельства крестьян о том, как гривы лошадей в стойлах к утру были обнаружены заплетенными в косички — это однозначно списывалось на ночные труды домовых. Перед бедой он непременно предупреждал о ней хозяев протяжными стонами и плачем. Без домового дом пуст, неуютен, в нем не будет счастья, поэтому при переезде на новое место его обязательно звали с собой.

Домовой, домовой, не оставайся тут, и иди с нашей семьей.

Если же кто-то ленился и вел хозяйство плохо — то домовой начинал вредничать и пугать, чтобы проучить нерадивых хозяев. 


14 февраля — Трифон

Сегодня внимание на себя существенно перетягивает католический праздник всех влюбленных, чуждый нашей истории и культуре, и мало кто уже помнит про Трифона. А ведь у нас этот день был наполнен ожиданием любви, чуда, семейного счастья еще задолго до прихода новой моды на Валентина — согласно народным приметам на Трифона девушки как раз молились о женихах! Вероятно, это связано с тем, что февраль — традиционный месяц свадеб, а Трифон — это как раз середина февраля.

Константин Васильев. Ожидание

Константин Васильев. Ожидание.

Трифонов день в плане примет интересен еще заговорами на мышей — чтобы не портили скирды с хлебом, и гаданием по звездам:

На Трифона звездно — весна поздняя. 
Если на небе покажется много звезд, то зима еще долго продлится и весна будет поздняя.

15 февраля — Сретенье, Сустретьев день

В церковной традиции Сретенье — один из основных праздников, входящий в перечень двунадесятых. Слово же само по себе означает некую встречу, в церковном контексте — встречу Ветхого и Нового Завета, а именно встречу 300-летнего старца Симеона, переводившего Священное Писание на греческий, с младенцем Христом и его семьей. Этой встречи праведник Симеон ждал уже много лет, так как однажды ему явился Ангел и сообщил, что тот не умрет до тех пор пока своими глазами не узрит Младенца, рожденного Девой.

Симеон и Анна

В народной же традиции день знаменателем «сретеньем» или встречей другого характера — эта встреча Зимы и Лета. Именно поэтому день особенно важен в плане предсказания характера будущей весны, лета и урожая. На Сретенье значение имеет буквально каждая деталь, определяющая погоду и состояние природы в данные момент.

Сретенье — зима с летом встретились
На этот день зима борется с летом: кому идти вперед, кому назад.
Покров не лето. А Сретенье — не зима.
Какова погода на Сретенье — такова и весна будет.
На Сретеньев день снежок — весною дожжок.
На Сретенье утром снег — урожай ранних хлебов, если в полдень — средних, если к вечеру — поздних.
Если на Сретенье петух напьется воды — наберется пахарь беды (зима будет еще долгой).
В Сретенье капель предвещает урожай пшеницы, а ветер — плодородие фруктовых деревьев.

На Сретенье ближе к сумеркам деревенская молодежь и детвора собиралась за околицей на пригорке и проводила игровые обряды "закликания солнца", чтобы оно выглянуло "из-за горы" и показало, что зима действительно встретилась с весной. В средневолжских губерниях была записана следующая песня, связанная с этим обрядом:

«Солнышко-вёдрышко, / Выгляни, красное, / Изъ-за горъ-горы! / Выгляни, солнышко, / До вешней поры! / Видѣло-ль ты, вёдрышко, / Красную весну? / Встрѣтило-ли, красное, / Ты свою сестру? / Видѣло-ли, солнышко, / Старую ягу, / Бабу-ли ягу — / Вѣдьму зиму? / Какъ она, лютая, / Отъ весны ушла, / Отъ краснòй бѣгла, / Въ мѣшкѣ стужу несла, / Холодъ нà землю трясла, / Сама оступилась, / Подъ гору покатилась, / Встрѣтила весну — / Солнцеву сестру...» [А.А.Коринфский. Народная Русь. Издание 1901 г.].

16 февраля — Симеон и Анна — расчинай починки. 

Семен с Анной сбрую починяют.
В починки дед встает чуть свет — чинит сбрую летнюю до борону столетнюю.
Худая сбруя — несчастный выезд.

Как становится ясно из поговорок — на Семена и Анну чинят конскую сбрую и готовят инструменты к новому севу. Считалось также, что в этот день домовой может заездить лошадей — чтобы этого не случилось, полагалось привязать к лошади кнут, рукавицы и онучи.


17 февраля — Николай Студеный

Студеный день — шубу снова надень.
Никола студеный — волчий сват, маковый закат.
Наступает время звериных свадеб.

Вадим Горбатов. В горах Сихотэ-Алиня

Вадим Горбатов. В горах Сихотэ-Алиня

18 февраля — Агафья-коровница

Присказки и обряды дня посвящены теме защиты коров от болезней, так как считалось, что в это время по свету как раз ходит коровья смерть:

Агафья-коровница, береги коров.

Агафья коров оберегает от болезней.

Для предотвращения падежа во многих регионах Руси существовал обряд «опахивания деревни», то есть начертания своеобразного обережного круга, через который не пройдут болезни. Проводился он как великое таинство ночью, участвовали в нем только женщины, причем им полагалось быть одетыми только в рубахи и не заплетать волосы — налицо отсылки к древнему культу Матери-Земли, свободной, первозданной, естественной, мощной, не терпящей условностей. Женщины надевали хомуты, запрягались в соху и так обходили деревню, отгоняя коровью смерть (=анти-жизнь) криками.

Иллюстрация к сказке

О.Миронова. Иллюстрация к сказке «Крошечка-хаврошечка»

Корова — неотъемлемая часть хозяйства, благосостояние семьи. Интересно, что на Руси — как и в Индии — к корове относились с огромным уважением. Многочисленные поговорки и присказки указывают на необходимость доброго обращения с коровой, а в сказке «Крошечка-Хаврошечка» ее образ приобретает поистине сакральный смысл. Помощь коровы за доброе обращение продолжается даже после ее физической смерти, более того — ее сущность или душа не умирает, а перерождается, продолжаясь в данном случае в яблоне, выросшей на ее костях. Вероятно, в этой сказке мы видим иллюстрацию древних представлений славян о реинкарнациях, бессмертии души и взаимосвязанности всех живых существ во вселенной.

Корова в тепле - молоко на столе.

Корова на дворе - харч на столе.

Корову палкой бить - молока не пить.

Сметану любить - коровку кормить.

Крестьянин скотинкой жив.

Животину водить - не разиня рот ходить.

Была бы корова, найдем и подойник.

20 февраля — Лука

Пекут пирожки с луком.

На Луку полуденный ветер — к урожаю яровых.

21 февраля — Захарий-серповидец

Святцы называют Захария Серповидцем за то, что в одном из своих пророческих откровений он видел свиток, летевший по воздуху, который был изогнут в форме серпа. Крестьяне же переосмыслили название по-своему (или же, наоборот, к исконному крестьянскому обычаю добавили новый церковный смысл?) — на Захария-Серповидца они доставали серпы, осматривали их и готовили к работе.

22 февраля — Никифоры-Панкраты

На Никифора плетут лапти.

Зима убегает темными ночами.

24 февраля — Власий — сшиби рог с зимы. Власий — скотий бог.


Удивительнейшим образом в этом дне переплелись христианская и дохристианская традиции. Согласно учению церкви, священномученик Власий был епископом Севастийским в турецкой Каппадокии. В его житии мы встретим немало эпизодов, связанных с животными. Например, в то время когда он жил в уединении, к его пещере часто приходили лесные звери, которые кротко ждали окончания его молитв, чтобы получить благословение.

Власий Севастийский

Власий Севастийский

Другой эпизод говорит о вдове, которая пожаловалась Власию на то, что волк унес ее поросенка, на что тот успокоил ее, сказав, что потеря будет ей возвращена. И действительно — по легенде волк вернулся и принес свою добычу невредимой.

С другой стороны, в присказке «Власий — скотий бог» мы совершенно явственно можем узнать имя древнейшего славянского бога Велеса или Волоса, который в одной из своих ипостасей также почитался главным покровителем скота и животных вообще. Культ Велеса (Мудреца, бога-ведающего) известен еще со времен неолита, на землях славян же он был распространен повсеместно и почитался всеми без исключения племенами наряду с Перуном (Воином, Громоверждем богом-побеждающим). По сути они представляют собой ярчайшую дуальную пару славянского пантеона, где каждому отведена ровно половина года, а пиком могущества каждого является точка солнцестояния. При этом культ Велеса в некоторой степени был более близок крестьянам, а культ Перуна - воинам (и вероятнее всего всего принесен вместе с другими воинскими традициями из Арконы). Еще в византийских договорах со славянами зафиксировано, что они клялись и Волосом и Перуном - такие клятвы считались нерушимыми.

Андрей Гусельников. Велес

Андрей Гусельников. Велес

Велес — это одна из центральных фигур в дохристианской космогонии в принципе, и, пожалуй, самый многогранный бог славянского пантеона. Он олицетворяет и вселенскую мудрость и силы природы, непознанного, подсознательного, магического, защищает весь живой мир, земледельцев, волхвов, странников, хранит установленный порядок, покровительствует искусству, торговле, обостряет интуицию, повелевает домовыми, закаляет волю и помогает развить силу характера. Считалось, что медведь, волк, бык — все являются его живыми ипостасями.

Владислав Дзалба. Велес

Владислав Дзалба. Велес

В то же время он является повелителем вод, луны, звезд, ночи, и хранителем Калинового моста — то есть перехода в мир мертвых. Отождествлялся Велес и с морозом, которым только он и способен повелевать. Отсюда кстати и интересная версия, озвученная советским историком-этнографом В. В. Ивановым, по которой наш традиционный Дед Мороз — это никто иной как Велес. Кстати, сравните слова «мороз» и «смерть», «морена» — ведь по сути умереть равносильно понятию замерзнуть. Вспомним также, что наш «традиционный» Дед Мороз — каким он показан еще в старых детских сказках — облачен не в красную шубу, а в синюю, расписанную узорами наподобие тех что мороз рисует на окнах… Традиция же одаривания детей подарками — согласно некоторым версиям — идет от того, что волхвы Велеса в очередные дни его почитания, приходящиеся на конец декабря, ходили по домам и награждали хороших детей небольшими подарками…

Как бы то ни было — почитали ли крестьяне петровских времен больше Велеса или Власия — но все ритуалы и обычаи этого дня напрямую связаны с животными. Устраивались гуляния с освящением хлеба, который затем скармливали домашнему скоту, начинались скотские торги и базары, читались молитвы и заговоры об охране скота: 

«Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали».

Знаменателен день также и последними морозами, завершающими зиму — власьевскими.

Пришел Власьев день, пришли и власьевские морозы.

Власьевские морозы последние, завершающие зиму.

Власий сшибает рог с зимы.

С Власьева дня полоз санный покатится и корова бок греет.

25 февраля — Мелетий и Алексей

Начиная с Мелетия в течение трех дней выставляли на утренний мороз семена, предназначенные для посева, а также лен и пряжу. Считалось, что тронутые морозом они дадут лучший урожай и аккуратные ровные мотки нитей.

28 февраля — Онисим-овчар, овчарник

Присказки и обряды дня связаны с овцами, причем интересно, что последние часто ассоциируются со звездами, поэтому им также отводится немаловажная роль в обрядах дня. Подробнее о созвездиях, их названиях и значении на Руси.

Так, на Онисима овчары обращались к звездам со своеобразной молитвой-заговором — чтобы овцы хорошо ягнились. Вечером, как только появились звезды, хозяин выходил на околицу со всем стадом, клал по три поклона на все четыре стороны и становился на руно для произнесения таких слов (записано этнографами в Воронежской губернии):

Засветись, звезда ясная, по поднебесью, на радость миру крещеному. Загорись огнем негасимым на утеху православным. Ты заглянь, звезда, на двор рабу (имя). Ты освети, звезда ясная, огнем негасимым белояровых овец. Как по поднебесью звездам несть числа, так и у раба (имя) уродилось овец более того.

Примечательно, что хоть крестьянин и поминает крещеный мир, а себя именует рабом (Божьим), но однако же молитва направлена даже не к святому, а непосредственно к звездам, которые в ней одушевляются совершенно недвусмысленно. Ровно тот же «языческий» смысл угадывается в поклонах на четыре стороны в чистом поле — крестьянин как бы напрямую обращается к силам природы, выказывает уважение к окружающему миру, который для него наполнен жизнью и в общем-то неотделим от бога (или богов). Подробнее о творении мира из тела бога читайте в древнейшем духовном стихе "Голубиная книга".

Возвращаясь к звездам и овцам — эту стойкую связь можно увидеть во множестве загадок:

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат (небосвод, звезды и месяц).


Один пастух тысячи овец пасет (месяц и звезды).


Хозяин спит — овцы на выгоне,

Хозяин выглянет — овец не видно, 

хозяин спрячется — овцы опять обозначатся (солнце и звезды).


Бессмертная овечка черная вся в огне горит (звездная ночь).


Бежат, бежат овечки

По липовой дощечке;

Увидали зорю — пали в воду (звезды).

На Онисима же, помимо обращения к звездам, также было принято зарнить пряжу — то есть выставлять ее на утренний мороз.

Тема рогов/месяца продолжается в присказках, в которых именно на Онисима зима лишается рогов (то есть своей силы):

На Онисима-овчарника зима становится безрогой.

29 февраля — Касьян завистливый, злопамятный, скупой 

В этот день христианская церковь вспоминает Иоанна Кассиана Римлянина, монаха и богослова IV века, одного из основателей монашества в Галлии.

Святой Касьян

В народном же календаре этот выпадающий раз в четыре года день - зловещий, недобрый. Его именовали «глаз Касьяна» и считали, что он находился во власти злопамятного святого (не правда ли удивительное словосочетание?), поэтому люди даже предпочитали остановить все работы и вовсе не показываться из дома до восхода солнца следующего дня. Таким образом пережидалось «самое страшное и опасное время года».

С Касьяном связано и множество присказок, которые направлены на недоброжелательных, злых людей, вроде: «Экий ты Касьян! Видно в тебе и крови человеческой нет». В отдельных областях Касьян и вовсе не считался святым.

Касьян на что не взглянет — все вянет.
Касьян все косой косит.
Касьян на народ - народу тяжело;
Касьян на траву - трава сохнет;
Касьян на скот - скот дохнет.
Худ приплод в високосный год.

Одновременно с этим считалось, что в подчинении Касьяна находятся все ветра, которые он держит на двадцати цепях за двадцатью замками, и именно в его силах спустить их на землю.

*В заметке использовались материалы из книги «Круглый год, русский земледельческий календарь». Москва, издательство Правда, 1989 г.

vkontakte telegram