Юрьев день / Егорий Вешний: суть, традиции, обряды и обычаи славянского праздника

*Все ниженаписанное — это субъективные трактовки, взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные — просто делимся наблюдениями, возникшими после сбора и обработки информации из открытого доступа. Цель — обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.

**На обложке фантазия нейросети Kandinsky

Встречая весну наши предки отмечали целый ряд важным праздников, связанных с разными аспектами возрождения и пробуждения жизни. И в этом ряду даты 22 и 23-го апреля обладают особым смыслом — именно в эти дни, когда Весна, если так можно выразиться, «на пике своего расцвета», справлялись один за другим два важных парных праздника:

  • девичий Лельник, превратившийся впоследствии в Красную горку;
  • и мужской Ярилин день, обряды которого впоследствии перешли на день Егория Вешнего/Юрьев день. По новому стилю этот христианский праздник отмечаются 6 мая, по старому приходились на 23 апреля.

Купава. Лель. Борис Ольшанский

Вместе их обрядовость представляет собой гармоничное сочетание активного мужского начала (юношам следовало провести Ярилин день в работе) и пассивного женского (девушки на Лельник поют песни и водят хороводы). Завершались же они уже общими хороводами, песнями и играми во время которых незамужние искали себе пары и договаривались о женитьбе.

В самой сути праздника заложен важнейший дохристианский принцип подобия всего и во всем. Так, весна — это время «молодого солнца» в образе юноши, то есть Ярилы. На смену ему придет солнце-Купало в образе зрелого мужчины, затем стареющее осеннее солнце, и, наконец, с солнечным ребенком Колядой начнется новый цикл возрождения. Все эти периоды отражают процессы возрастания и убывания светового дня, а точки перехода связаны с днями солнцестояния и равноденствия. Таким же образом можно и человеческую жизнь разбить на 4 главных этапа: детство — юношество — зрелость и старость. Соответственно, все ключевые обряды весенних праздников, проходящих «под знаменем» Ярило, связаны с молодыми людьми, ведь именно юноши и девушки являются человеческими отражениями Весны — проживают период весны своей жизни, находятся в поиске пары для ее продолжения и перехода в новый этап (зрелость=лето=бог Купало).

Подробнее про девичий Лельник читайте здесь.

Сегодня же поговорим про Ярилин день. Другие его названия — Ярило Теплый, а позднее (в христианские времена) — Юрьев день, Егорий Вешний. Отмечается сегодня 6 мая по новому стилю (по старому стилю приходился на 23 апреля, что является более «верной» датой при расчете дохристианских праздников). Он крайне многослоен в плане смыслов, но все они сводятся к теме начала, зачинания, почина, созидательного возрождения и пробуждения всего и вся. Так, традиционно этот день знаменовал начало весенне-летних работ, когда земля была готова к посеву, поэтому наполнен различными обрядами связанными с землей и плодородием. Кроме того, это главный «скотоводческий праздник» года в календаре всех восточных славян — именно в этот день крестьяне совершали первый выгон скота на пастбища. Отсюда и многочисленные обряды направленные на обеспечение благополучия домашних животных во время летнего выпаса, и их защиту от нечистой силы, волков, назойливых насекомых и змеиных укусов.

Игорь Ожиганов, Ярило

Помимо этих важнейших символических действий и работ славяне традиционно — как и на многие другие крупные праздники — разводили костры, умывались «егорьевской» росой, устраивали ритуальные пиршества, танцевали, собирали целебные травы.

Примечательно, что в христианские времена крестьяне отмечали два Юрьевых дня в году, причем второй закрывал цикл. Этот второй Юрьев день (Осенний Юрий или Егорий Зимний) праздновался 26 ноября по старому стилю (9 декабря по новому) после завершения полевых работ. Поэтому люди говорили: «Егорий (Юрий) работы в поле начинает, Егорий их и заканчивает». Именно про эту дату сложилась поговорка «Вот тебе, бабушка, и Юрьев день» — дело в том, что до XVI в. безземельные крестьяне после завершения всех работ могли перейти к другому землевладельцу, впоследствии же эта практика была запрещена.

Откуда пошло название праздника

Как уже было указано — этот праздник своими корнями уходит в далекие столетия еще до прихода христианства, когда он был посвящен весеннему солнечному богу Яриле. Ярило — это Свет, победивший Тьму (солнце уже перешло точку весеннего равноденствия и набирает силу), он олицетворял собой саму весну, плодородие, пробуждение природы и возрождение жизни. Именно поэтому в главном его празднике ключевое место отводилось символическим действиям, связанным с началом посевных работ.

Виктор Корольков, Ярило

С приходом христианства неискоренимое празднование Ярилы было адаптировано к новой вере, и своеобразным «аналогом» стал святой Георгий, который как и древний солнечный бог является поборником злой силы, символизирует победу света над тьмой, вешнего солнышка над зимней стужей.

В результате эти образы в народных представлениях сильно переплелись, наложились друг на друга и сегодня подобное крестьянское двоеверие позволяет частично восстановить картину того во что изначально верили наши далекие предки. Так этнографами XIX в. зафиксировано, что Георгий Победоносец в народном представлении также выступал в роли небесного бога и Белбога, считался покровителем источников и рек, весеннего плодородия, воинов и земледельцев. Его именовали «волчьим пастырем» и защитником домашнего скота, а вместо Георгия чаще использовали имена Егория или Юрия — оба она по факту являются производными вариантами одного и того же имени.

Святой Георгий Великомученик (Прохоров В., литография, Россия, конец XIX века)

Примечательно, что именно святого Георгия Победоносца можно видеть на иконах в образе всадника на белом коне — а у древних славян именно белые кони посвящались Богу Солнца. Перекликается и змееборческий мотив — так, Святой Георгий пронзает копьем врага рода человеческого — дьявольского змия, а Ярило Вешний это не что иное как солнце победившее тьму в день весеннего равноденствия, что нередко в дохристианских преданиях также описывалось как победа Небесного воина (Ярилы, Перуна) над Змеем или Демоном Зимы.

Один из великорусских заговоров рисует святого Георгия во всем великолепии золотого блеска, подчеркивая солнечную природу святого:

«Сходит Егорий с небес по золотой лестнице,

Сносит триста стрел златоперых,

Триста луков и триста тетив златополосных».

К нему обращаются с молитвой о всякого рода помощи и защите при разных жизненных невзгодах.

Традиции и обряды мужского праздника

Ярилин день считается мужским праздником. К 23 апреля природа окончательно пробуждается от зимнего сна. Ярило отмыкает Землю своим ключом, чтобы оплодотворить ее и выпустить росу, способствующую росту буйной растительности. Именно представители сильного пола в этот день проводили целый ряд различных обрядов, направленных на обеспечение благополучия семьи на долгие месяцы вперед, как то:

Встреча солнца на заре

На заре мужчины уходили встречать Утреннего Ярилу на возвышенное заповедное место, называемое Ярилиной Горкой (девушки же накануне водили хороводы на Красной горке), чтобы очиститься от скверны, жизненных неурядиц, болезней, возможной порчи и сглаза. Приветствуя восход Солнца, мужчины обращались к нему с просьбами, давали зароки и купались в утренней росе. Этой же росой окропляли свои жилища и нивы с хлебом, отдавая их под защиту и милость бога. Считалось, что Юрьева роса действует целительно даже на безнадежно больных людей.

На Русском Севере в Егорьев день проводили водосвятный молебен с купанием лошадей.

Выбор пастухов и первый символический выгон скота

Из числа самых смелых и ответственных мужчин отбирали пастухов. С этого дня они не стриглись. А чтобы они все лето не дремали на выпасе, их окачивали водой. Перед первым выгоном скота пастухи просили благословения у святого Георгия и читали длинные заговоры на защиту домашней животины от болезни и смерти. Тексты этих заговоров хранились у пастухов и содержались в строгом секрете.

Лубок «Егорий Вешний»

Кормление/отпугивание волков и объезд полей с заговорами

Еще одним важным обрядом было «кормление» либо — наоборот — отпугивание волков. Последние, с одной стороны, считались мистическими животными, олицетворявшими неизведанные темные стороны бытия (а также бога зимы и ночи — Велеса в одном из его животных обличий), а с другой — представляли реальную объективную опасность для домашнего скота, который на Ярилу выгонялся на пастбища.

Поэтому в некоторых регионах их символически «задабривали», дабы те не приближались к скоту и жилищам и не мешали Яриле, а в других (например, в Прикамье) — «гоняли», для чего обходили прилегающие к окраинам деревни лесные опушки с шумом и трещотками.

Также на Ярилу Вешнего объезжали поля с заговорами от непогоды и лесных зверей.

Работа от зари до зари

После всех этих действий мужчины шли на поля работать и пахали до позднего вечера, поскольку в отличие от остальных славянских праздников Юрьев день нужно было провести в поте лица.

Обряды на увеличение плодородия земли и приплода скота

В главный скотоводческий праздник люди всячески старались повысить урожайность посевов, улучшить приплод у скота и увеличить надои молока. Например, для защиты злаков от града и засухи хозяева поля катались по посевам. С этой же целью в землю втыкали освященные ветви вербы, а также ненадолго выгоняли домашнюю скотину на молодые ростки злаковых культур, считая, что данный ритуал благоприятно повлияет на рост хлебов и количество молока у коров.

Вечерние хороводы, пиршества и состязания

Только вечером к мужчинам присоединялась женская часть населения для чествования Ярилы Вешнего. Празднование завершали хороводами с песнями, прославляющими матушку-Землю и Отца-Солнце, вкушением караваев, яичницы, сладких пирогов, пива и другой собранной в братчину пищи.

Алексей Саврасов, Хоровод на селе

На гулянья девушки и женщины надевали лучшие, часто яркие и богато украшенные сарафаны. Также они украшали себя венками из цветов и зеленых веток, что символизировало пробуждение и плодородие природы. Молодые парни могли наряжаться в образы, связанные с образом воина, что отражало победоносный образ как Ярилы, так и святого Георгия.

Молодежь ходила к домам супружеских пар, поженившихся год назад и «окликала» хозяев по имени-отчеству, напевая величальные песни в их честь и получая взамен подарки с угощением.
Во время веселья выбирали наиболее привлекательного и удалого юношу и сажали его на белого коня. Он выступал в образе Бога Солнца и помогал ему осматривать поля. Иногда на празднестве мужчины устраивали состязания, демонстрируя свою силу и ловкость, что также отражало мужской аспект праздника и готовность к летним трудам.

Чего нельзя было делать на Егория

Согласно народным поверьям, чтобы человеку весь год сопутствовало везение и благополучие, в Юрьев день не следовало:

  • злиться, ссориться и браниться, а то молния убьет;
  • лениться и всячески отлынивать от работы — так можно беду накликать;
  • долго спать и лежать в постели — голова будет весь год болеть;
  • брать и давать деньги в долг — привлечешь неудачу и материальные трудности.

Нельзя было ходить в лес, особенно в одиночку, и оставаться там после захода солнца. Считалось, что в это время вылезала нечистая сила, которая могла навредить человеку.

Поговорки про Егорьев день

Поскольку Егорий Вешний служил важной поворотной точкой в годовом цикле, крестьяне слагали множество поговорок и выражений, отражающих их взаимодействие с природой и важность даты в народном хозяйственном календаре.

Например:

  • На Юрьев день каждая птица строит гнездо — этот образ символизировал пробуждение природы и начало сельскохозяйственных работ;
  • Егорий луга зеленит, землю, пашню благословит -говорит о том, что праздник являлся символическим началом полевых работ;
  • На Егория день у земли волосы появляются — подразумевает, что в это время начинала зеленеть трава, появлялись первые всходы, что указывало на запуск нового жизненного цикла природы;
  • С Юрьева дня начинаем лето считать — для крестьян этот день был началом летнего периода, когда природа полностью просыпается после зимнего сна;
  • Егорий на коне, лето впереди — поговорка отражает ожидание теплого, активного летнего времени;
  • Всяк зверь у Егорья под рукой — выражение подчеркивает его роль как покровителя животных;
  • На Егория Вешнего и гусь травку узнает — то есть именно в это время природа окончательно пробуждается;
  • На Юрьев день береза в рукава лезет — природа начинает оживать, на деревьях появляются почки.
  • На Егорья выезжает ленивая соха — указывает на жизненную необходимость начинать полевые работы без промедлений.

Народные приметы

Также праздник был связан с разнообразными народными приметами и поверьями, отражающими связь человека с природой и важность наблюдения за ее изменениями для предсказания будущего. Люди внимательно прислушивались к знакам, которые природа подавала им в этот день:

  • Если в Юрьев день стоит хорошая теплая погода без осадков, то и весь год обещает быть удачным и благоприятным для урожая;
  • Появление первых молодых паучков предвещает наступление теплых погожих деньков;
  • Если паук сидит в углу, завернувшись в свою паутину, вероятно, еще будут ночные заморозки;
  • Возвращение перелетных птиц считается знаком начала настоящего тепла. Говорили, что если 23 апреля прилетели ласточки, то можно ждать раннего и теплого лета;
  • По уровню роста травы и распусканию почек на деревьях в Егорьев день судят об урожае. Например, если трава к этому времени выросла достаточно высоко, то и урожай хлеба ожидался хорошим;
  • Если на Юрьев день вода в реках и озерах уже прогрелась, то это предвещало быстрый приход лета и богатый урожай;
  • Спокойное и ясное утро с пением птиц к этому дню также обещало летние месяцы без ненастья;
  • Холодный ветер или неожиданные заморозки на Егория предупреждали о возможных трудностях в течение года, а теплый ветер сулил благосостояние;
  • Солнце в туманной дымке на Егория означало высокую урожайность злаковых;
  • Если птицы вьют гнезда на солнечной стороне, значит, лето будет холодное.

Наши предки верили, что сны, виденные в ночь перед Юрьевым днем, могут иметь особое значение и даже предсказывать будущее, ведь граница между миром земным и потусторонним становится тоньше, и сны могут нести важные знаки и предостережения.

  • Так, вода обычно символизировала чистоту и начало новой жизни. Если во сне человек видел чистую, прозрачную воду или купался в ней, это сулило ему очищение, благополучие, хорошее здоровье.
  • Затопление или грязная вода могли предвещать трудности.
  • Увиденная во сне плодородная земля или процесс пахоты обычно трактовался как благоприятный знак, говорящий о будущих успехах в делах и урожае.
  • Сон о цветении деревьев, появлении зелени, распускании цветов мог означать приближение радостных событий, новых начинаний и благосостояния.
  • Если во сне крестьянин собирал богатый урожай, это вещало изобилие в реальной жизни.
  • Сновидения о дороге или путешествии символизировали предстоящие изменения в жизни, начало нового этапа или важного жизненного пути.
  • Особенно благоприятным считалось видение святых или святого Георгия. Такой сон предвещал защиту и поддержку высших сил.

Когда отмечать праздник — 23 апреля или 6 мая?

Наконец, важный вопрос — когда же отмечать праздник? По старому (юлианскому календарю) или по новому (григорианскому)? Все зависит от того какие смыслы вы в него вкладываете:

  • Так, православная церковь сегодня чествует святого Георгия Победоносца 6 мая (при этом по старому стилю этот день во внутрицерковном обороте «называется 23-м апреля».) То есть дата по старому и новому стилю — это по факту один и тот же день, который различается только «названием». Праздновать день Георгия Победоносца в наше календарное 23-го апреля нет никакого смысла, так как сама церковь этого не делает. Правильный ответ: 6 мая.
  • С другой стороны, если важнее именно древняя составляющая праздника и обряды, связанные с Ярилой, то более «правильной» будет более ранняя дата (т. е. по старому стилю), но отмечается по текущему григорианскому календарю. Это правило верно для всех дохристианских праздников. Объясняется это тем, что в прошлые века, когда происходило наложение праздников друг на друга, христианские праздники фиксировались в точках максимально близких к тем, когда люди отмечали свои древние торжества. Последние же были привязаны к солнечным циклам и таким астрономическим точкам как солнцестояние и равноденствие. С течением времени все церковные праздники «ушли вперед» ввиду того, что юлианский календарь не совпадает с астрономическим годом. Однако, для дохристианских праздников такое перемещение ничем не оправдано, ведь там именно астрономическая точность остается в приоритете — как сотни лет назад, так и сегодня. Таким образом, отмечать Ярилу Вешнего стоит как раз 23 апреля.

Подробнее о разнице между юлианским и григорианским календарем и вообще системах летоисчисления.

Литература, использованная при написании статьи:
1. О. В. Котович, И. И. Крук «Злотые правила народной культуры», 2010 г.
2. В. К. Соколова «Весенне-летние календарные обряды русских, украинцев и белорусов XIX- начало XX в., 1979 г.
3. Г. Г. Шаповалова «Егорьевский цикл весенних календарных обрядов у славянских народов и связанный с ним фольклор», 1974 г.

vkontakte telegram