Славянский праздник Лельник: значение. Народный праздник Красная горка.

*Все ниженаписанное — это субъективные трактовки, взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные — просто делимся наблюдениями, возникшими после сбора и обработки информации из открытого доступа. Цель — обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.

**На обложке фантазия нейросети Kandinsky.

В дохристианские времена у восточных славян весной отмечался целый ряд праздников, посвященных встрече весны. Это и Громница (Сретенье — самая первая встреча Зимы и Весны друг с другом), и Масленица (проводы Зимы), и Сороки (заклички Весны), и еще множество других. В рамках каждого внимание уделялось каким-то определенным аспектам и обрядам, но глобально их общая суть — приветствие возрождения Природы (и Жизни) после полугодового зимнего сна (Смерти).

Когда Весна уже окончательно вступает в свои права и находится, если можно так выразиться — на пике, отмечался большой праздник девушек (отдельно) и юношей (отдельно): Лельник и Ярило Вешний. Это явственно демонстрирует нам дохристианский принцип подобия всего и во всем — ведь юноши и девушки являются человеческими отражениями весны — проживают период весны своей жизни, находятся в поиске пары для ее продолжения и перехода в новый этап (зрелость=лето=бог Купало).


Купава. Лель. Борис Ольшанский

Праздники эти проходили как чествование богов Ярилы (=солнце в образе молодого юноши) и Лели (богиня-девушка, покровительница весны) и следовали один за другим. В рамках каждого проводился ряд обрядов направленных на пробуждение /усиление женской или, соответственно, мужской сущности. А завершался он совместными гуляниями и нередко — заключением новым брачных союзов.

Со временем они трансформировались следующим образом:

  • женский Лельник превратился в Красную Горку (и стал плавающим, привязанным к христианской Пасхе; сегодня считается «народным названием первого воскресенья после Пасхи).
  • мужской Ярило Вешний стал Юрьевым днем, отмечаемым 23 апреля по старому стилю или 6 мая по новому. Из этого мы можем заключить, что в древности Лельник — который всегда на день предшествует Яриле, отмечался 22 апреля по старому стилю (или 5 мая по новому).

Применительно к дохристианским праздникам более «ранняя» дата по старому стилю (когда расхождение юлианского календаря с астрономическим циклом была меньше) будет ближе к той реальной точке года, когда наши предки славяне этот праздник отмечали.

Лельник — суть и смысл праздника

По сути Лельник (или Ляльник) — это некоторый славянский аналог 8 марта, день весны, любви, пробуждения к новой жизни. Девичий праздник, соответствующий процессам активного возрождения всего и вся в природе — возвращение перелетных птиц, первые дожди, появление первоцветов, гудение жуков и проч. Таким образом, он был связан с полноправным приходом весны, а по дате предшествовал Юрьеву дню (Яриле Вешнему) — первому выгону скота в поле или Паске.

Лельник отмечался девушками, которые водили хороводы, закликали весну, пели песни и плели венки на самом высоком (= самом близком к солнцу) холме неподалеку от деревни, который традиционно именовался Красная Горка (в значении самое высокое, а значит самое красивое место в окрестностях).

Н. К. Рерих. Весна священная

Считалось, что с приходом богини Весны (Лели) Мать Сыра Земля окончательно пробуждалась от зимнего сна и напитывалась вешним теплым солнышком. Сам Ярило (=молодое солнце) отворял ее чертоги, позволяя природе ожить и расцвести. Торжество сопровождалось обрядами зазываниями весны-девицы, песнями, прятками, кострами.

Есть версии, что позднее именно этот светлый праздник трансформировался в страшную картинку «шабаша ведьм», так как на празднование под строгим запретом не допускались мужчины. Запрет на присутствие мужчин на мистериях в древние времена вероятнее всего был связан с некоторыми чисто женскими таинствами — например, считалось, что только в этот день бездетная женщина может обрести силу к зачатию ребенка.

При соединении с христианством смысл праздника несколько изменился — акцент переместился с женских гуляний на ярмарки, смотрины невест и свадьбы. Произошло это потому, что первое воскресенье после Пасхи, то есть после окончания Великого поста — это первый день, когда церковь после длительного перерыва разрешает венчаться. Соответственно, именно тогда совершались многочисленные свадьбы, о которых договорились еще зимой.

Обычаи и традиции Лельника

К празднованию Красной Горки молодежь готовилась заранее. Девицы на выданье надевали лучшие наряды, вплетали в косы яркие ленты и повязывали на голову красочные платки. Они собирались на поляне возле самой стройной березы, украшали деревце ленточками и водили вокруг него хороводы.

Фантазия нейросети Kandinsky

Во время таинства выбирали девушку, которая станет живым олицетворением Лели на время праздника, облачали ее в светлые одежды и венок из свежих весенних цветов, после чего усаживали на заранее установленный «трон» из пластов дерна, символизировавший землю с начавшей прорастать на ней травой, сбоку ставили подношения (с одной стороны — каравай, с другой — кринку молока, кисломолочные продукты, масло и яйца), складывали к ногам венки и пели такие песни:

Ой, Леля, Лелечка!

Дай нам травки, да повыше.

Ой, Леля, Лелечка!

Дай нам милого, да покраше!

Во время пения исполнительница роли Лели бросала девушкам венки, а те ловили их на лету и хранили у себя до будущей весны. Затем ее тоже вводили в круг подруг для совместных плясок с шутками да весельем.

Яйца как символ новой жизни

По традиции «писанки» и обычные яйца были обязательным атрибутом многих сопутствующих Лельнику весенних обрядов — они выступали как символ новой жизни (здесь опять же явственно видно как с этим перекликаются крашеные яйца на Пасху, ставшие уже христианской традицией). К примеру:

  • их приносили в качестве основного угощения (наряду с пирогами и блинами) на Красную горку и использовали в девичьих гаданиях;
  • во время посевной их зарывали в землю для богатого урожая либо катали по засеянному житом полю;
  • перед пахотой сырое яйцо разбивали о голову запряженного коня или быка;
  • яйцо клали в ворота хлева или под копыта скотине при выгоне;
  • чтобы уберечь скот от болезней с яйцом в руке обходили все стадо и затем передавали его пастуху.

Фантазия нейросети Kandinsky

Также в Лельник было принято скатывать яйцо с пригорка. Считалось, что чем дольше оно спускалось вниз, тем более долгая жизнь ждала скатившего его человека.

Девичьи гадания на Лельник

На Красную горку девушки гадали на замужество, традиционно используя для этого крашеные яйца. Например, известен такой способ: поочередно раскручивали яйцо и смотрели, куда направлен острый конец «писанки». Если он замирал напротив куклы Лели, это означало скорое замужество. Также по тому, как далеко яйцо располагалось от куколки, судили о времени нахождения «в девках».

Для другого гадания девушки одновременно скатывали «крашенки» с места проведения праздника. Раньше остальных должна была выйти замуж та девица, чье яйцо укатывалось дальше остальных.

Считалось, что в этот день в вещих снах можно увидеть образ своего будущего мужа. А еще девушки тянули жребий с именем суженого.

Приметы и поверья на Лельник

На Лельник славяне украшали дома, домашнюю утварь и одежду изображениями птиц, посвященных богине Леле, ведь именно птицы по славянским поверьям «приносят на своих крыльях весну».

Для бездетных женщин он считался единственным днем в году, когда они могли получить детородную силу без помощи знахарок. Для этого нужно было встать до зари и к рассвету прийти на небольшую поляну в лесу, где от холодной утренней росы струился вешний пар, обладающий чудодейственными свойствами.

Также девушки обращались к Леле о содействии в удачном замужестве и взаимопонимании с возлюбленным. Брачный союз, заключенный в Лельник, считался вечным и счастливым. А вот отсиживаться дома «девкам» считалось плохой приметой: либо они вовсе не выйдут замуж, либо найдут неказистого мужа, поскольку всех видных парней успеют расхватать другие.

Александр Угланов. Девы

Также в этот праздник люди заботились об очищении своей души и просили прощения у родных за причиненные обиды.

Если на Красную горку шел дождь, им умывались. Эта «небесная водица» по древним поверьям приносила счастье, сохраняла красоту и продлевала молодость.

По погоде судили о будущем урожае, предстоящем лете и зиме:

  • громкие раскаты грома предвещали дождливое лето;
  • безветренный и туманный день обещал богатый урожай зерновых, а непродолжительный дождик — обилие грибов;
  • радуга на небе означала хорошую погоду;
  • ясный погожий денек говорил о теплом солнечном лете, а осадки в виде дождя или мокрого снега — о прохладном и дождливом;
  • небольшое количество яиц в птичьих гнездах сулило неурожайный год;
  • успевшие распуститься к 22 апреля первые листочки на деревьях указывали на короткую и мягкую зиму, их отсутствие — долгую и холодную.

******************

С вечером празднования не заканчиваются, ведь уже на следующий день грядет Ярило Вешний, в рамках которого основные обряды будут связаны уже с юношами (первый выгон скота, зачинание различных сельскохозяйственных дел и проч.). И если девичий праздник в бОльшей степени наполнен песнями и хороводами, то праздник юношей — это день, который по приметам следовало провести в работе. В этом также отражается дохристианская концепция об активном созидательном мужском и пассивном охраняющем женском начале.
Завершаются же праздники уже общими хороводами, песнями и играми во время которых незамужние ищут себе пары и договариваются о женитьбе.

Литература, использованная при написании статьи:
1. В. Г. Власов «Формирование календаря славян. Ранний период», 1993 г.
2. Л. В. Беловинский «Красная Горка. Энциклопедический словарь российской жизни и истории», 2003 г.
3. М. М. Громыко «Мир русской деревни», 1991 г.

vkontakte telegram