Летоисчисление и история календаря на Руси.
Какие календари использовались на Руси? Старое летоисчисление от сотворения мира до Петра Первого. Отличие между юлианским и григорианским календарем.
Дата обновления статьи: 06.01.2024
Какие календари использовались на Руси? Старое летоисчисление от сотворения мира до Петра Первого. Отличие между юлианским и григорианским календарем.
Дата обновления статьи: 06.01.2024
Юлианский календарь, григорианский календарь... В чем их различия? Как так получилось, что календаря два? Какие даты — по новому или по старому стилю считать «правильными»? Зачем и кому нужно знать даты по «старому стилю»? Как пересчитывать даты из одного исчисления в другое? И что было с календарями на Руси до Петра - когда отсчет велся "от сотворения мира"? Рассмотрим часто встречающиеся вопросы касательно русских систем летоисчисления.
На сегодняшний день в России параллельно используется две системы календарного исчисления:
Юлианский календарь был создан еще в Александрии (вероятно, на базе некоторых систем египетских жрецов) и введен в использование в Римской республике при Юлии Цезаре (в честь которого и назван юлианским) в 45 году до н. э.
На момент введения данный календарь являлся гораздо более совершенным и точным, чем используемый в Риме. Последний был довольно хаотичен — по общему правилу в году было всего 355 дней, но каждый год добавлялся дополнительный месяц, продолжительность которого определялась и утверждалась понтификом заново применительно к каждому новому году. Юлианский календарь устранял неточность, неопределенность и накопившиеся отставания от астрономического года.
Средняя продолжительность юлианского года составила 365,25 суток. То есть в году всегда 365 дней, но раз в 4 года (в високосный год) добавляется +1 день.
Начало года отнесено на 1 января.
В России юлианский календарь был принят только при Петре Первом! Произошло это одновременно с изменением точки отсчета: от Рождества Христова вместо от Сотворения мира (то есть вместо 7208-го года от Сотворения мира указом Петра наступил 1700-й год от Рождества Христова). До этого момента использовался иной — византийский календарь. Подробнее о нем — ниже.
Продолжительность юлианского календаря (365,25 суток) оказалась недостаточно точной — а именно на 11 минут дольше продолжительности тропического года. Поэтому с течением времени юлианское время как бы ушло вперед от астрономических точек осеннего и весеннего равноденствия. Если быть точнее — каждые 128 лет в юлианской системе исчисления накапливался 1 лишний день.
Чтобы устранить накопившиеся в юлианском календаре неточности и сдвиги был разработан новый григорианский календарь, который максимально приближен к тропическому году за счет несколько усложненной системы счета високосных лет по сравнению с юлианским календарем. Високосный год теперь наступал не каждые четыре года — а реже.
Календарная реформа произошла в 1582 году и была инициирована папой Римским Григорием XIII — именно поэтому новая система исчисления получила название григорианской.
На момент перехода на григорианский календарь уже накопилось 10 «лишних» дней, поэтому декретом Папы Римского в 1582 году следующим днем после 4 октября был объявлен день 15 октября. Таким образом, за счет «пропуска» лишних дней удалось вернуться к исходным точкам осеннего и весеннего равноденствия.
В результате календарная продолжительность года григорианского календаря составила 365,2425 суток. Новый год, как и в юлианском календаре — приходится на 1 января.
Интересно, что переход на григорианский календарь в разных странах растянулся на века:
Основные доводы сохранения старой календарной системы — помимо исторической преемственности, сохранения традиций, духовной независимости и самобытности — следующие:
Прецессия земной оси - суть явления в том, что положение Земли в пространстве со временем меняется так, что уже НЕ Полярная звезда указывает на север. Когда-то точка севера находилась, например, в созвездии Дракона. Красная линия и очерченный ей круг обозначают диапазоны пространственных изменений.
Люди нередко задают такой вопрос, полагая, что раз церковь придерживается некого «старого» исконного стиля, то, возможно, им также следует при расчете/праздновании определенных дат ориентироваться на него и отмечать важные даты на 14 дней раньше (именно столько составляет разница между двумя календарями на сегодняшнее столетие).
В действительности такой вопрос НЕ имеет смысла, так как применительно к каждой дате по старому и новому стилю речь идет об ОДНОМ И ТОМ ЖЕ ДНЕ. При пересчете дат со старого стиля на новый меняется НЕ фактическая дата, а только условное "название" одного и того же дня. То есть день один и тот же! Но в разных календарных системах этот условный день носит как бы «разное название».
Проще всего понять это на примере Рождества. Православное Рождество отмечается с 6 на 7 января (по общегражданскому календарю), но по церковному (юлианскому) этот день «называется»
Католики же тоже отмечают Рождество
Кстати, именно поэтому и появился такой необычный праздник как Старый Новый год. По логике Рождество всегда отмечается "условного" 25-го декабря и всегда предшествует Новому году, но в России произошел некий пространственный казус, связанный с тем, что православное Рождество мы отмечаем по юлианскому календарю (этот день в пересчете с юлианского календаря соответствует 7 января), а Новый год - по григорианскому (1 января). Поэтому Новый год у нас приходит до Рождества. Соответственно, при желании можно повторно отметить наступление Нового Года уже по юлианскому календарю (юлианский Новый год в пересчете на современный календарь приходит 14 января).
Например, вы видите такую запись: 21 марта (8 марта по старому стилю) именины отмечают Лазарь, Иоанн, Ерм, Дометий, Владимир, Афанасий, Феодорит, Феофилакт.
Когда же вам отмечать их именины —
Если же вы «попытаетесь» отметить эту дату 8 марта, то окажетесь «в полном одиночестве». Так как 8 марта (
Ровно то же относится ко всем православным праздникам — отмечать их положено в указанный день «по новому стилю», то есть по общепринятому григорианскому календарю.
Посмотрим на это под другим углом — например, какую дату брать, если речь идет о праздновании некого народного, дохристианского праздника?
Календарь наших предков был солнечным и отталкивался от
Все эти важнейшие народные праздники были впоследствии приурочены к другим — уже христианским праздникам, в определенном смысле интегрированы в них. Получается, что значительная часть народных (дохристианских) праздников с течением времени неизбежно «уходит вперед», удаляется от соответствующих им астрономических точек. То есть их датировка "по новому стилю" уже НЕ отражает их изначальной сути, связи с солнцем, а значит теряется сам смысл многих традиций и ритуалов. Причем это происходит одновременно по двум причинам - потому что сами эти праздники:
а) были привязаны к церковным праздникам юлианского календаря, который НЕ является солярным и НЕ соответствует астрономическому году;
б) были зафиксированы этнографами в датах юлианского календаря, который на то время единственный и использовался в России.
Борис Ольшанский. Ночь на Ивана Купалу.
То есть когда мы имеем некую дату «по новому стилю» — это лишь привязка старой юлианской даты к новому общегражданскому календарю. Но сам смысловой факт 14-дневного отставания здесь никак не учтен и не пересчитан. Например, праздник Ивана Купалы несомненно связан с днем летнего солнцестояния (21 июня).
Тем же самым принципом можно руководствоваться при определении дат других народных праздников, связь которых с солнечным циклом не столь очевидна: более «ранняя» дата (по старому стилю — когда расхождение юлианского календаря с астрономическим циклом была меньше) будет ближе к той реальной точке года, когда наши предки славяне этот праздник отмечали, нежели ее «пересчет» на новый стиль. То есть из двух дат — по старому и новому стилю — нужно выбрать более раннюю дату (по юлианскому старому стилю), но отмечать ее уже в соответствующий день по современному (григорианскому) календарю. Такой парадокс!
Например, сегодня день памяти Марии Египетской православной церковью отмечается 14 апреля (что соответствует
С церковными и солярными дохристианскими праздниками все
Вопрос довольно сложный и спорный, при ответе на него может быть такая логика:
- если нам важна историческая преемственность (отметить событие в тот же день, когда его отмечали наши прапрадеды), то ориентироваться стоит на юлианский календарь, так как до 1918 года все даты записывались в нем, а следовательно и отмечались в циклах юлианского календаря. Чтобы продолжить этот цикл мы должны дату по старому стилю перевести в новый стиль (обычно это и есть всем известная дата, которая уже "пересчитана") — тогда и отмечать.
- если нам важен сам «сакральный» смысл даты, то есть ее «название» и нумерологическое содержание — то мы отталкиваемся от того как она была записана на момент события (скажем, условное «6 июня» — по старому стилю). В этом случае переводить ее в григорианскую датировку по новому стилю НЕ стоит — дата по новому стилю НЕ имеет
- если мы по
*Григорианский календарь был принят в 1582 году, когда единомоментно было исключено из счета 10 накопившихся «лишних» дней, поэтому сравнение отставания до XVI века НЕ совсем корректно (григорианского календаря тогда вовсе не существовало), но можно специально «продлить» таблицу вглубь веков, чтобы понять как накопились эти 10 дней и прийти к точке, когда юлианский календарь «совпадал» с точками астрономических солнцестояний и равноденствий (это было в III столетии
Важно, что мы берем за точку отсчета.
Виктор Васнецов. Нестор летописец.
До календарной реформы Петра в России использовался так называемый «Византийский календарь», который у нас также носил названия «Миротворный круг», «Церковный круг», «Великий индиктон». По продолжительности года он НЕ отличается от юлианского, однако Новый год в нем отсчитывается не от
Великий индиктон
Данный календарь предположительно был официально утвержден императором Византийской империи Василием II в. 988 году (удивительное совпадение с официальной датой Крещения Руси) и использовался там до падения данной империи — в 1453 году. Впрочем, считается, что он использовался в Византийской империи и до X века, возможно даже с 462 года.
Когда именно этот Византийский календарь пришел на Русь — доподлинно неизвестно. Однако, насколько можно судить по информации доступной в открытых источниках, некая календарная реформа была проведена в России при Иване Грозном, а, возможно - еще до него в 1492 году. Считается, что тогда дата празднования Нового года была перенесена на 1 сентября (=соответствие с Византийским календарём). До этого времени дата Нового года на Руси приходилась на 1 марта. Причем, видимо, на Руси одновременно существовали две системы, которые давали разночтение в 1 год, довольно часто встречающееся в летописях тех времен:
Путешествие Аввакума по Сибири.
Византийский календарь до сих пор используется русскими старообрядцами, то есть можно сказать, что это уже третья календарная система (в дополнение к юлианской и григорианской) существующая в современной России.
Когда были впервые введены мартовский и ультрамартовский стиль, а также какие системы летоисчисления им предшествовали - неизвестно. Таким образом, мы не имеем понятия как считались года при ранних Рюриковых. Следует добавить, что впоследствии писцы при копировании более древних летописей имели обыкновении вносить в них правки и самостоятельно пересчитывать даты на современный им лад, если это было необходимо, а так как оригиналов ранних документов до нашего времени не дошло - древнейшие системы летоисчисления на Руси - это тайна покрытая мраком.
Данная тема крайне запутана и точных ответов на нее пока никто не предоставил. Общеизвестными и документально подтвержденными фактами является то, что когда в России должен был наступить 7208 год от сотворения мира — вместо него по велению Петра наступил
Датировки от сотворения мира используются ВО ВСЕХ РУССКИХ ЛЕТОПИСЯХ и ПИСЬМЕННЫХ ДОКУМЕНТАХ до Петра. То есть если вы где-либо в русской летописи, на официальном документе или памятнике видите дату меньше чем 1700-й год (например, 1658 г.) - это явный маркер, того, что перед вами НЕ оригинал, а новодел, как минимум XVIII века. Но что это за «сотворение мира»? И какие тысячелетия оказались «за бортом истории»? Что происходило в эти 5508 лет?
Многие альтернативные историки по этому поводу пишут то, что отсчет пошел от даты заключения мирного договора (=«сотворение мира»), подразумевающей победное окончание некой древней масштабной войны между (прото) русами и аримами (+\- территория современного Китая и населяющих его народов). Однако, хотя эта трактовка и широко растиражирована, но
Художник:
«Официальная» же история гласит, что речь идет о том самом «Византийском календаре», который использовался (с подачи Византии) и в России, и в других православных странах как минимум со времен Ивана Грозного и до Петра. Под формулировкой «от сотворения мира» подразумевается датировка от библейского «сотворения мира». Причем, эта дата была высчитана церковными иерархами искусственным путем, на базе предания о шестидневном сотворении мира Господом и с учетом того, что у «Господа один день как тысяча лет», а Адам был сотворен в середине шестого дня. Соответственно, было «решено», что Иисус Христос пришел на Землю спустя 5500 лет от Сотворения мира. Однако, неизвестно когда именно и по чьему указу эту новую датировку приняли: то ли это произошло при императоре Константине в 353 году, то ли это было сделано на Шестом Вселенском Соборе в 680–681 году. Впрочем, никаких упоминаний о переходе на новую систему счисления лет «от сотворения мира» в документах этого Собора НЕ имеется.
Кстати, католическая церковь отвергла предложенную систему исчисления. Там использовалась собственная "ватиканская эра", которая при разных вариантах расчета составляла порядка 4700 или 4000 лет от сотворения мира (anno mundi). Более того, помимо ватиканской существовало еще не менее 200 разных (!) вариантов датировок "от сотворения мира". В этой связи крайне удивителен сам факт того, что все христианские церкви использовали точку НЕ от Рождества Христова, а от сотворения мира, которую, во-первых, было куда сложнее рассчитать (отсюда расхождения и споры), а во-вторых, сама эта точка относится к дням Ветхого Завета, в то время как ориентиром во всех сферах уже безоговорочно выступал Новый Завет.
Когда в точности этот календарь утвердился на Руси и что было до него — также никому не известно. Соответственно, получается, что эта официальная теория ничем НЕ лучше, чем альтернативная версия про заключение мирного договора между русами и аримами. А объяснение про «искусственный» вывод даты сотворения мира вполне может быть таким же «искусственным» объяснением, придуманным уже по факту существования подобного календаря.
Главный контрдовод против «официальной» теории — это русские же летописи. Ведь, согласно приведенному выше объяснению — первые 5500 лет календаря «от сотворения мира» НЕ должны содержать вовсе никаких событий, кроме
Всеволод Иванов. В городе Словенске.
Рассмотрим некоторые интересные даты из «Сказания о Словене и Русе»:
"От нашего величества честь, мир и милость вам и по вас храброму народу словенскому, славнейшему колену, руским князем и владельцом от моря Варяжскаго даже до моря Хвалынского, вепебным и милым моим, храброму Великосану, мудрому Асану, счастному Авесхану вечнѳ поздравляю, яко самѳх вас лицѳм к лицу, целую и сердечнѳ приемлю, яко други по сердцу моему. И сию милость даго вашему величеству: аще каковый народ вселится в пределѳх вашева княжества от моря Варяжскаго даже до моря Хвалынскаго, да будет вам и роду вашему подлежими... Во иныя же пределы отнють да не вступит нога ваша".
Предлагаем тех, кого заинтересовала тема продолжить чтение «Сказания о Словене и Русе» (в разных редакциях и вариантах - они отличаются) самостоятельно. На данный же момент остановимся на таком выводе: какая бы точка не подразумевалась под «сотворением» мира — прошедшие тысячелетия были насыщены событиями, причем
Подытожим все вышесказанное про календарные системы России и Руси некоторой обобщенной таблицей:
Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!