Октябрь — месяц когда листья с деревьев облетают полностью, земля оголяется и остывает, приходят затяжные холодные дожди и первый мокрый снег. Большая часть сельскохозяйственных работ в это время завершается, до подготовки к новому циклу сева еще много времени, а дороги размыты дождями — наступает время некоторого затишья, традиционная пора свадеб.
Октябрь у славян в разных регионах носил названия позимник, подзимник, зазимье (предвестник зимы), листопад, грязник (слякоть), кострычник (обработка льна у женщин), свадебник (свадебная пора). Современное название месяца происходит от латинского (octus — «восьмой»), так как был 8-м месяцем года в римском календаре.
Русские народные присказки посвященные октябрю прежде всего подчеркивают именно то, что это бездорожное время — телегам уже не проехать, а сани выкатывать еще рано:
Октябрь-грязник ни колеса, ни полоза не любит.
В октябре ни на колесах, ни на санях.
Всем бы октябрь взял, да мужику ходу нет.
Другие присказки говорят о быстрой перемены погоды (от дождя к снегу) и наступлении настоящих холодов. Октябрь в народном календаре — это пограничье между осенью и зимой:
В осеннее ненастье семь погод на дворе: сеет, веет, крутит, мутит, ревет, сверху льет и снизу метет.
Плачет октябрь холодными слезами.
В октябре на одном часу и дождь и снег.
К октябрю березы оголяются.
Ефим Волков. Октябрь, 1883
Октябрьские погодные приметы позволяют делать прогнозы о характере всей грядущей зимы:
Октябрьский гром — зима бесснежная.
Осенний иней — к сухой и солнечной погоде, к ведру, к теплу.
С какого числа в октябре пойдет година (ударят морозы/пойдет снег), с такого числа весна откроется в апреле.
Коли лист с дуба и березы упал чисто — легкий год, не чисто — к строгой, суровой зиме.
Если лист ложится на землю вверх изнанкой — к урожаю.
Ива рано инеем покрылась — к долгой зиме.
Если много орехов, а грибов нет — зима будет снежная и суровая.
Если кроты носят много соломы в свои норы — зима идет холодная.
Теплый октябрь — к морозной зиме.
В начале месяца подул восточный ветер — к скорой сухой погоде, западный — к мокрой, северный — к стуже.
В начале месяца подул восточный ветер — к скорой сухой погоде, западный — к мокрой, северный — к стуже.
Если октябрь запорошен снегом, весной снег долго не сойдет с полей.
Первый снег выпадает за сорок дней до настоящей зимы.
Деревья расцветают во второй раз — к теплой и долгой осени.
В октябре птицы летят ниже к земле — быть ранней и холодной зиме.
Если гуси и журавли не спешат покинуть родные места, стужа наступит нескоро и зима будет мягкой и короткой, а летят высоко, не спеша и «разговаривают» — значит, будет стоять хорошая осень.
1 октября — Арина — журавлиный лет
На Арину (или чуть раньше, или чуть позже) улетают журавли. Вслед улетающим журавлям принято было крикнуть «Колесом дорога!» — чтобы по весне они обязательно вернулись.
Если на Арину журавли полетят, то на Покров надо ждать первого мороза; а если их не видно в этот день — раньше Артемьева дня (2 ноября) не ударить ни одному морозу.
Собирают и сушат плоды шиповника.
2 октября — Зосима — заступник пчел, лакомый стол. Трофим.
Ульи ставят в омшаник, готовят к зиме. Собирают мед. В более южных районах ульи убирают позднее — на Савватия (10 октября).
Улья в погреб ставь, праздник меда правь.
Молодежь устраивает Трофимовские вечерки на которых девушки выбирают женихов, а те — невест. Поют соответствующие песни, играют внутри избы в танцевальные игры с выбором пары.
И шла Маша по дорожке,
Потеряла две сережки,
Два серебрянных кольца,
Выбирай-ка молодца.
Посмотрите-ка на нас,
Какая пара создалась,
Парочка прелестная,
Выбирай любезную…
Ты журавль длинноногий,
Не ходи ты по дороге,
А ходи по полосам,
Где боронят боронам.
Бороны железные,
Выбирай любезную.
И.Репин Вечерка
3 октября — Астафий
Приметы на Астафия посвящены ветрам (Астафьевские ветра), по ним судят о будущей погоде, кроме того собранный хлеб начинают сплавлять по рекам под парусами, стараясь успеть до ледостава.
На Астафья примечай ветер: северный — к стуже, южный к теплу, западный — к мокроте, восточный — к ведру.
Если в этот день будет ветер с юга, значит, будет хороший урожай озимого хлеба на будущий год.
В Черноземье южные ветры в назывались «сладимыми», считалось, что они несут плодородие.
Виктор Корольков. Слуги Стрибога (*Стрибог в верованиях славян повелевает ветрами)
4 октября — Кондрат, Игнат
Погода этого дня продержится без изменений четыре недели.
Кондрат с Игнатом помогают богатеть богатым.
5 октября — Фока, Иона
Если с березы лист не опал, снег ляжет поздно.
На Иону нельзя есть рыбу — вспоминают о пребывании пророка Ионы в брюхе кита.
Библейские источники гласят, что пророк Иона ослушался указания Господа и отправился не туда, куда ему было предписано. Чтобы вразумить Иону Господь поднимает на море бурю и корабельщики тянут жребий, чтобы выяснить кто виновен в ее возникновении. Иона, вытянув жребий, берет вину на себя и призывает бросить за борт его, после чего шторм немедленно стихает. Иону же проглатывает кит — три дня и три ночи проводит тот в его брюхе, но не теряет присутствия духа — молится и верит, что Господь простит его и позволит вновь увидеть белый свет, что в итоге и происходит — кит извергает его на берег.
Определенный аналогии здесь можно увидеть с мифическим созданием Руси: чудо-юдо рыба-кит.
7 октября — Фекла-заревница, запрядальная
На Феклу начинались замолотки — то есть молотьба хлеба в овинах. Овин натапливали и рано утром при огне начинали молотьбу.
Фекла-заревница — зарева от осенних огней.
Замолотки — начинают по утрам молотить с огнем.
Первый овин называют именинником.
Для именинного овина варят молотильщикам кашу.
Сложа руки снопа не обмолотишь.
В сырую осеннюю погоду овин невозможно было высушить без огня, но и огонь разводить было крайне опасно — каждый год из-за неосторожности овины горели «сплошь и рядом, везде и каждую осень». Народная молва обвиняла в этом овинника, некого аналога домового, но более чужого, отстраненного, а значит и трудного в нахождении с ним взаимопонимания.
Владимир Черников. Овинник
Овинника описывали так:
«Вот он сидит в нижней части строений, где разводят теплины и днем пекут деревенские ребята картошку, — сидит в самом углу подлаза днем и ночью… глаза горят калеными углями, как у котов, и сам похож на огромного кота, величиной с дворовую собаку, весь черный и лохматый. Умеет брехать по-собачьи и, когда удается ему напакостить мужикам, хлопает в ладоши и хохочет не хуже лешего. Сидеть...в ямине указано ему для того, чтобы смотреть за порядками кладки снопов, наблюдать за временем и сроками, когда и как затоплять овин, не позволять это делать под большие праздники, особенно в Воздвиженьев день и на Покров… на худой конец разгневается так, что закинет уголь между колосниками и даст всему овину заняться и сгореть.»
День же получил наименование «заревник» (Фекла-заревница), с одной стороны, по причине того, что молотьба начиналась рано поутру — с зарей, а с другой стороны — как раз из-за связанной с этим действием опасности пожаров.
Название же «запрядальница» (Фекла-запрядальная) связано с другой традицией — полагалось в этот день хотя бы немного попрясть, чтобы потом это дело шло легко и в охоту.
8 октября — Сергий Радонежский
В северных губерниях считалось, что на Сергия начинается, а с Матрены зимней (22 ноября) устанавливается зима. Кроме того, существовало (повсеместно) поверье, что от выпадения первого снега до окончательного приходя зимы — 40 дней.
С Сергия земля засерит (от снега).
Если первый снег на Сергия, то зима установится на Михайлов день (21 ноября).
Зимний путь устанавливается в четыре семины (седмицы) от Сергия.
Первый снег выпадает за сорок дней до зимы.
Рыженко Павел Викторович. Преподобный Сергий Радонежский. Центральная часть триптиха.
Сергий Радонежский (1314—1392 гг.), благословивший Дмитрия Донского перед Куликовской битвой, был одним из самых почитаемых святых старцев на Руси. Он считался хранителем Руси, выдающимся подвижником, человеком необычайной мудрости и высочайшей духовности. Интересно, что он в равной мере почитался и Русской православной церковью (канонизирован в лике преподобных в XV веке) и старообрядцами.
По версиям альтернативных историков Сергий Радонежский, возможно, являлся скорее носителем древней традиции и мудрости, нежели более позднего христианского учения (кстати, до нас не дошли его собственные письменные свидетельства, только житие написанное его учеником, которое не содержит ни единой даты, кроме кончины). В ряде гипотез он прямо именуется волхвом в смысле "мудрец", "просветленный старец". В иных трактовках его ключевой заслугой называют то, что он сумел примирить и определенным образом сблизить эти два мировоззрения. Не отсюда ли его повсеместное почитание среди народа, который продолжал придерживаться дохристианский верований, традиций и праздников как минимум до XVIII века…
Так, доктор исторических наук профессор Александр Владимирович Пыжиков (2003–2004 зам.министра образования РФ), указывает на то, что традиционно на Руси святым почитался человек который «из лесу вышел с медведем» — то есть смог стать товарищем дикому и могучему зверю, издревле являвшемуся символом России (а ранее — ипостасью бога мудрости Велеса). Подобный эпизод из жития Сергия Радонежского прекрасно известен и послужил источником вдохновения целому ряду художников: «каноническая» версия гласит, что однажды медведь пришел к его уединенному жилищу, но Сергий не испугался, так как понял, что тот не свиреп, а голоден — и поделился с ним хлебом, после чего зверь стал часто к нему приходит и превратился в ручного. Конечно, один этот эпизод ничего не доказывает, но желающие могут углубиться в эту тему и найти другие интересные аналогии. Кстати, ровно такой же эпизод с медведем есть в житии Серафима Саровского, который также считался в народе святым еще задолго до официальной канонизации.
Н. К. Рерих. Сергий-строитель.
10 октября — Савватий-пчельник
Во всех регионах России заканчивали укутывание на зиму ульев.
Работать в этот день считалось большим грехом, а с молитвами к Савватию — покровителю пчел просили обращаться в первую очередь детей, так как считалось, что пчелиный промысел был «одним из тех, которые требуют нравственной чистоты и праведной жизни перед богом», а все дети до 12 лет являются безгрешными.
13 октября — Григорий
На Григория полагалось заменить солому в постелях, сжечь старую и положить новую.
Также существовал обычай купания детей на пороге из решета для того, чтобы уберечь их от порчи и болезней. Этот обряд требовал соблюдения целого ряда условий на этапе подготовки, а также произнесения определенного заговора. Так для зачерпывания воды полагалось пойти на утренней или вечерней зорьке к месту, где встречаются три реки (или же озера/ ключа), идти следовало молча, не кланяясь, не отвечая на приветствия и не оглядываясь, а уже дома, трижды умывая ребенка водой собранной их трех источников, произносился следующий заговор:
«Во имя отца и сына и святого духа. Аминь. Встану, не благословясь; пойду, не перекрестясь; из избы не дверями, со двора не калиткой, не в чистое поле, не под светлый месяц, не под часты мелки звезды, не на утренней заре, не на вечерней. Пойду я, раб божий, с озера на озеро, с реки на реку, с ключа на ключ. В тех озерах и в реках и на ключах вода живая, текучая и палючая. Той водой обливаю и окропляю я, раб божий, пенья и колоды, сухие кочки и белые камни; смываю и снимаю всякую нечистоту и щерботу… Будьте вы, мои слова, крепки, в ключи и в замки, и во веки веков. Аминь." (из книги «Круглый год, русский земледельческий календарь». Москва, издательство Правда, 1989 г.)
Хотя в заговоре сопровождавшим данное действо и есть упоминания «отца и сына и святого духа», «раба божьего», а начинается и заканчивается он словами «аминь», но в остальном — это несомненно магический ритуал, обращенный к силам природы и пришедший из глубокой древности.
14 октября — Покров
Покров — один из центральных дней в кологодном календаре, наполненный глубоким символизмом. В таких днях как в неких точках перехода сходится великое множество самых разных процессов: одни действия заканчиваются, другие же — начинаются. Иными словами — это начало нового витка с определенными свойствами в ежегодном цикле рождения-умирания, пробуждения-засыпания и противостояния света тьме.
Так, на уровне предсказания погоды Покров считается первым днем зазимья. По погоде и направлению ветров в этот день делают долгосрочные прогнозы:
На Покров до обеда осень, а после обеда — зимушка-зима.
Откуда ветер на Покров, оттуда начнутся морозы.
Если на Покров подует ветер с востока, то зима будет холодна.
Если в Покров ветер дует с юга, то к теплой зиме, если с севера — то к холодной.
Отлет журавлей до Покрова — на раннюю, холодную зиму.
Коли белка в Покров чиста, то осень будет хороша.
Интересно само название праздника. В церковной традиции Покров подразумевает Покров Богородицы, то есть плат, который она сняла со своей головы и распростерла над головами верующих, собравшихся во Влахернском храме в Константинополе. Именно такое видение увидели в небе укрывшиеся там верующие, молящие о спасении от нападавших на город захватчиков. То есть покров (плат) Богородицы является символом защиты кого-либо, укрытия его от опасности.
Икона Покров Богородицы
Однако, в народном календаре этому слову придали совершенно иной смысл — это сугубо природное явление выпадения первого снега:
Покров землю покроет где листом, где снежком.
На Покров земля снегом покрывается, морозом одевается.
Интересно, что в народных присказках, часто встречаются слова «Батюшка Покров», свидетельствующие о том, что крестьяне воспринимали Покров вовсе не так, как это трактуется в религиозной традиции — здесь Покров уже не предмет, а личное имя того, к кому можно обратиться, причем мужское.
Всеволод Иванов. Летящая богиня над Арконой
Существует также мнение, что исконный смысл праздника связан с понятием астрономической полярной ночи — то есть наступления полной темноты. Так, на Северном полюсе полярная ночь начинается 25 сентября, а на широте 80 градусов (территория Арктики) — 21 октября. Искомая точка праздника Покрова находится примерно между ними и в рамках так называемой северной традиции (согласно которой исток пра-цивилизации находился на Севере, возможно, в мифической Гиперборее, оттуда же шли все волны заселения Евразии и знания о мироздании) вполне может указывать на день, когда полярная ночь опускалась на некие ключевые территории.
Что заканчивали на Покров?
- Последний сбор груздей и рыжиков;
- Починку избы: считалось, что если не успеть починить и проконопатить избу до Покрова, то сохранить в ней тепло не удастся.
- Прошлые рабочие договоры о найме на определенные работы. Отходники возвращались назад по домам.
Что начинали с Покрова?
- Первая растопка печей в жилых горницах и символичное выпекание блинов, именуемое «запекание углов». Топить печь в этот день полагалось яблоней — тогда всю зиму в доме будет тепло.Подробнее про яблоню в русских сказках, образы и магические свойства других деревьев на Руси.
- Закармливание домашней скотины последним собранным снопом. С этого дня ее держат дома и не выводят на выпас. При кормлении полагалось говорить: «Покров, Покров, покрой нашу избушку теплом, а хозяина животом».
- Нанимались на новую работу (отсчет велся от Покрова до Евдокеи, от Покрова до Егорья, от Покрова до Крещения). В том числе и потому, что дома для мужчин в это время года оставалось мало работы и можно было использовать время для заработка на стороне, без ущерба собственному хозяйству.
- Покровские ярмарки: начинались повсеместно по всей стране.
Приспевай, товарец, к Покрову, сдам на Покровской ярмарке.
Подожди до Покрова, весь долг выплачу.
Борис Кустодиев. Ярмарка.
- Покров — конец хороводам (на улице), начало посиделкам (в избах). Молодежь собиралась на посиделки или беседы либо поочередно в избах, где имелись молодые парни и девушки, либо на весь зимний период нанимали/отводили специальную «беседную избу». Девушки обычно собирались по понедельникам, средам и пятницам и пряли при лучинах до полуночи. К ним же в избу приходили парни, иногда тоже с работой — например, плели лапти, вили веревки. В это время выглядывали себе женихов и невест — некоторые слегка хитрили, так парни отдавали предпочтение умелым, сноровистым девушкам, но не все могли похвастаться полным веретеном пряжи спряденным за вечер, так что некоторые просто приносили полные веретенца из дома и незаметно их ставили.
Наконец, Покров считался у девушек днем, содействующим брачному союзу с любимым. По некоторым поверьям в этот день полагалось как можно раньше с утра поставить в церкви свечу — кто раньше поставит — тот раньше замуж и выйдет. Само название праздника в этом контексте приобретало еще один смысл — Покров как появление на голове покрова замужней женщины.
Бел снег землю покрывает, не меня ли, молоду, замуж снаряжает.
Мать-Покров! Покрой землю снежком, меня, молоду, платком.
17 октября — Ерофей
С Ерофея холода сильнее.
С Ерофея зима шубу надевает.
Считалось, что на Ерофея буйствуют лешие. Они «дурят в лесах»: бродят, хохочут, хлопают в ладоши, ломают деревья, гоняют зверей. Поэтому ходить в лес в этот день никому не рекомендовалось. Зато уже на следующий день лешие исчезали полностью — до следующей весны.
Подробнее про образ лешего с связанные с ним приметы — в статье про приметы и праздники сентября (см. 4 сентября Агафон-огуменник).
Всеволод Иванов. Царь леса
20 октября — Сергий
С Сергия зима начинается.
Сергий — заиндеви дубравы, обели травы.
Если Сергий снежком покроется, то с ноябрьской Матрены зима встанет на ноги.
Первый прочный снег выпадает с ночи.
22 октября — Яков
Яков, брат божий, крупицу (град, крупу) пошлет.
Позже всех до сего дня растут сыроежки.
Яков — древопилец.
Заготавливают дрова для русской печи.
23 октября — Евлампий и Евлампия (Лампея)
На Евлампия рога месяца кажут на ту сторону, откуда быть ветрам.
Если на Лампею рога месяца на полночь — быть скорой зиме, снег ляжет посуху; если на полдень — скорой зимы не жди, будет грязь да слякоть до самой Казанской (4 ноября) осень снегом не умоется, а белый кафтан не нарядится.
25 октября — Пров
На мученика Прова наблюдают звезды и гадают по ним о погоде и урожае.
Яркие звезды — к морозу, тусклые — к оттепели.
Сильное мерцание звезд преимущественно синими оттенками — к снегу.
Много ярких звезд — к урожаю гороха.
27 октября — Параскева — грязниха, льняница, порошиха. Параскева Пятница.
На грязнуху не бывает сухо.
На грязниху большая грязь — четыре седмицы до зимы.
Если грязь велика, лошадиное копыто заливается водой, то выпавший снег сразу устанавливает зимний путь.
На Паракеву-льняницу начинают мять и трепать лен.
Образ христианской великомученицы Параскевы в народном сознании слился воедино с остатками культа богини Макоши. Последняя (на бытовом уровне) традиционно покровительствовала браку, родам, хорошему урожаю, достатку, домашнему уюту, прядению, различным женским занятиям, и днем ее почитания считалась именно пятница. Христианская традиция объясняет прозвание святой Пятница тем, что «параскева» именно так и переводится с греческого — родители назвали девочку в память о дне, когда Христос претерпевал самые страшные мучения на кресте.
Владислав Дзалба. Макошь
Параскева Пятница считалась покровительницей зимнего женского рукоделья, а с днем ее почитания связано множество строгих запретов и историй о женщинах, их нарушивших.
В пятницу нельзя прясть, а шить можно.
В пятницу не только нельзя прясть, но даже иметь в доме конопель.
Кто прядет в пятницу, у того на том свете слепы будут отец с матерью.
Кто в пятницу много смеется, тот в старости будет много плакать.
Бытовали поверья о том, что Параскева превращает прявших по пятницам «женщин-непочетниц» в лягушек — именно от этого и пошли на земле лягушки. Иных же, не оказывающих ей должного почета может заколоть спицами.
С другой стороны, люди верили, что святая Пятница не только наказывает, но и помогает, награждает: она ходит по земле в образе молодой женщины, примечает кто как живет и как соблюдает обычаи, помогает добрым благочестивым людям. Ей же молились девушки об удачном замужестве, что опять же сближает образ Параскевы с древней богиней Макошью — хранительницей семьи, дарительницей достатка и Великой пряхой, ткущей саму ткань мироздания со всеми людскими судьбами. Важнейшие символы, сопутствующие Макоши — это веретено, нить и ее спутник — кот (или кошка). По одной из версии само слово КОШ-ка связано с именем богини МаКОШь.
Подробнее об образе Макоши как создательнице ткани мироздания в сказке «Курочка Ряба».
Подробнее о спутнике Макоши кошке (версии происхождения слова, образ кошки в сказках).
Александр Угланов. Макошь.
30 октября — Осий.
На пророка Осию колесо прощается с осью (то есть происходит окончательное пересаживание с телег на сани).
31 октября — Лука. Деды.
В православном календаре день посвящен евангелисту Луке — покровителю иконной живописи.
Однако, вероятно, в древности этот день повсеместно среди индоевропейских народов был как-то связан с переходом в потустороннее, смертью и предками. Так, в западной традиции этот день широко известен как Хэллоуин — современная коммерциализированная атрибутика праздника далеко ушла от своего первоначального смысла и приобрела совершенно иные оттенки и акценты. Однако, истоки его идут от кельтского праздника Самейн, который изначально являлся праздником урожая и завершения годового цикла сельскохозяйственных работ. Народные праздники урожая, в свою очередь, всегда связаны с благодарением богов и предков (см. Оспожинки в приметах сентября).
Деды. Автор неизвестен.
Поразительно, но до сих пор в Беларуси на третью неделю после Покрова в субботу (то есть как раз в районе 1—10 ноября) принято отмечать Деды (Дзяды) — то есть это день поминовения предков. Считается, что в этот день духи умерших близких приходят прямо домой, чтобы посмотреть на живых — поэтому не принято даже ходить на кладбища. Для духов предков оставляют угощение, веники в бане, и проч. — то есть и славяне издревле верили, что в темные ночи на рубеже октября и ноября истончаются границы между мирами и можно встретиться со своими умершими родными как наяву. Несомненно, это одновременно и радостное событие, так как предки всегда считались хранителями, но и опасное время, так как в Явь могут проникнуть и иные — враждебные сущности.
_____________________________
*В заметке использовались материалы из книги «Круглый год, русский земледельческий календарь». Москва, издательство Правда, 1989 г.
Друзья, поделитесь материалом в социальных сетях: