Месяц сентябрь: русские народные праздники, традиции и приметы на каждый день.

Народные обычаи и приметы на 1, 3, 4, 5, 7, 10, 11, 13, 14, 17, 21, 23, 24, 27, 28 сентября. Праздник Осенины на Руси (день осеннего равноденствия). Воздвижение.

Дата обновления статьи: 05.01.2024

Сентябрь у славян назывался хмурень (портится погода, приходят дожди, дни становятся короче), ревун, рюен, рюин (гон оленей), зоревник, зоревик, коловоз («перевозит» год на другую сторону — с 21 сентября ночь становится равна дню, а потом все более увеличивается), венич, вересен (цветение вереска — одного из немногих растений, которые расцветают осенью), жовтень (листва желтеет), листопад.

Современное название месяца происходит от латинского слова «septem» — то есть «седьмой». В римском календаре этот месяц изначально был седьмым по счету, пока не была проведена календарная реформа.

Сентябрь — это «вечер года» — время, когда все, с одной стороны, угасает, клонится к закату, а с другой — время изобилия, завершенности и получения заслуженной награды за все весенне-летние труды. Именно поэтому месяц одновременно наполнен и светлой грустью, и радостью, и спокойствием. И если начало сентября еще проходило в заботах, связанных со сбором урожая, то конец сентября — это пора великих праздников урожая и начало свадебной поры. Красной нитью через все обряды и праздники месяца проходит тема угощений (дары богам, предкам-хранителям, угощения для бедных и нищих).


Присказки, посвященные сентябрю, в основном подчеркивают стремительное похолодание:

Холоден сентябрь, да сыт.

Холоден батюшка-сентябрь, да кормить горазд.

Что июль с августом не сварят, того не зажарит и сентябрь.

В сентябре синица просит осень в гости.

Понеслись ветерки с полуночи, ай да сентябрь!

Сентябрь птиц в дорогу торопит.

С сентября лес реже и птичий голос тише.

В сентябре держись крепче за кафтан.

В сентябре шуба за кафтаном тянется.

В сентябре и лист на дереве не держится.

В сентябре днём погоже, а по утрам негоже.

Пришел сентябрь, подули ветерки с полуночи (т. е. с севера).

Всеволод Иванов. Терем у озера

Всеволод Иванов. Терем у озера.

Приметы же традиционно посвящены предсказанию погоды в краткосрочном и долгосрочном периоде:

Гром в сентябре предвещает теплую осень.

Пока лист с вишни не опал, сколько бы снегу не выпало, оттепель его сгонит.

Паутина стелется по растениям — к теплу.

Много желудей в сентябре на дубу — к лютой зиме.

Если в этом месяце на дубах будет много желудей, то ожидай и много снегу перед рождеством.

Частые и сильные туманы, бывающие в сентябре, особенно без ветра, причиняют болезни людям слабого здоровья.

На деревьях безвременно появляются желтые листья — к ранней осени.

Влажное лето и теплая осень — к долгой зиме.

Если бурьяны очень высоко растут, то будет много снега.

Если осенью с деревьев опадают не все листья, то зима будет холодной.

Если журавли летят высоко, не спеша и «разговаривают» — будет стоять хорошая осень.

Журавли улетают на юг, журавли в небе


1 сентября — Андрей Стратилат — тепляк.

В отдельных регионах поспевает овес, в других его «готовность» определяют по направлению ветра:

Если ветер дует с юга, тогда говорят: «Пошли овсы на спех».

Ветер, дующий с юга обещает хороший урожай овса.

Стратилатов день приспел — овес поспел.

Осень, овес поспел

3 сентября — Фаддей

День определяет погоду на долгое время вперед: если на Фаддея ясно — то еще четыре недели будет хорошая погода.

4 сентября — Агафон-огуменник

Считалось, что в ночь на Агафона из лесу выходит Леший, который может раскидать готовые снопы, что-то испортить, начудить. Поэтому мужики даже выходили в поле стеречь гумна, причем непременно надев одежду на изнаночную сторону. Это связано с тем, что и сам Леший, всегда показывается «непривычно» одетым — наизнанку, правое перепутано с левым:

«Видом своим напоминает человека, может принять облик знакомого, родственника. Но если внимательно приглядеться, можно узнать его: на нем почти всегда красный кушак, «левая пола кафтана запахнута за правую, а не наоборот, как все обычно носят; обувь перепутана — правый лапоть надет на левую ногу, левый — на правую. Глаза у лешего зеленые и горят, как угли." (Ярославское Пошехонье)

Леший - картина, иллюстрация

Леший. Автор неизвестен

Интересно, что с "изнаночной стороной" связан не только образ самого Лешего, но и способ противостояния ему. Так, считалось, что если кто-то заблудился в лесу, "Леший кругами водит", то следует одеть кафтан наизнанку и поменять местами обувь, а также рукавицы — и тогда хождение по кругу закончится и можно будет легко найти дорогу. Вероятно, это связано с тем, что Леший воспринимался как пограничное существо, находящееся в Нави — именно поэтому он приходит как бы "отзеркаленным". В то же время, если следуя за Лешим человек пересек эту черту междумирья, то и ему нужно "отзеркалить" самого себя, чтобы вернуться обратно в Явный мир. Кстати, близкие черты "изнаночной" стороны, пограничья хорошо видны в образе Бабы Яги — "костяная нога" у нее одна потому, что она живет на границе миров, являясь как бы наполовину мертвой. Другой признак принадлежности к потустороннему — одноглазость (так, у скандинавов верховный бог Один имеет только один глаз).

В новгородских землях Лешего описывали по-другому, хотя и тут есть приоритет левого(=изнаночного) над правым и необычная распоясанность: он является „стариком в белой одежде и белой большой шляпе, никогда не подпоясанным; всегда когда садиться, закидывает левую ногу на правую“. В иным местах верили, что у лешего нет бровей и ресниц и только одно ухо — левое (=изнаночная сторона, аналог — одноглазость).

Повсеместно было распространено поверье, что Леший не терпит, когда путники в лесу ложатся ночевать или разводят костер на тропе. Непременно им будет чудиться, что кто-то свистит, кричит, мчится через лес и звенят колокольчики. Может Леший и разбросать головешки в костре.

Виктор Корольков. Боголесье

Виктор Корольков. Боголесье.

Но Леший не только "кружит" путников, пугает и проказит — если относится к нему с почтением, он может стать и добрым проводником, помочь, отвести беду. Изначально он скорее нейтрален — он не добрый и не злой. Он — другой, чужой, настороженный, он — лицо Леса и Мира Природы, с которым не всегда просто, но можно найти общий язык. Иногда его образ сближается с образом Велеса — бога-мудреца, покровителя животных, ночи, текучей воды, льда и снега.


5 сентября — Луппа-брусничник

Начинаются первые заморозки, „утренники“, вредные для овса и льна, поэтому их непременно старались убрать до этого дня:

Святого Луппа — мороз овсы лупит.

Луппы льны или овсе лупят.

Прозвание „брусничник“ отражает другую характерную примету дня — поспевание брусники:

На Луппа брусника поспела, и овес отбронел (дошел).

Если доспевает брусника, то и со жнитвом овса надо торопиться.

Спелая брусника, ягоды брусники в лесу

Кроме того, на Луппу наблюдают за журавлями и по их поведению предсказывают грядущие погодные изменения:

Если журавли летят низко, то зима теплая, если высоко — то холодная.

Журавли летят низко, быстро, молчком — жди скорого ненастья.

7 сентября — Тит и Варфаломей

Грибное время, пора собирать урожай лесных даров.

Гриб в лесу, сбор грибов осенью

Святой Тит последний гриб растит.

Кто пораньше встает — тот грибов наберет, а сонливый да ленивый идут после за крапивой.

Большой урожай грибов (в течение лета) предвещает продолжительную зиму.

Грибы грибами, а молотьба за плечами.

Бояться волков — быть без грибков.

Не всякий гриб в лукошко кладут.

При царе Косаре, когда грибы воевали.

8 сентября — Наталья-овсянница

Все начало сентября так или иначе связано со сбором урожая овса, но, в зависимости от широты — где-то его только закашивают, а где-то уборка уже оканчивается.

На Наталью-овсянницу варят овсяный кисель и пекут блины.

Не вырастет овес — наглотаешься слез.

Не кони везут, овес везет.

Не погоняй кнутом, погоняй мешком!

У сытого коня восемь ног.

Овес поспел

А вот и загадки про овес:

На кургане-варгане стоит курочка с серьгами. (Овес).

В поле сережки на тоненькой ножке. (Овес).

10 сентября — Анна и Савва скирдники.

Спешат убрать хлеб в скирды.

Хлеб складывают в одонья, клади, скирды.

11 сентября — Иван-постный, полетний, полетовщик.

В церковной традиции отмечается день Усекновения главы Иоанна Крестителя. Соблюдается строгий пост, во время которого нельзя употреблять даже яблоки, картофель, капусту, лук, репу — то есть практически никакие овощи. Связано это с запретом на употребление „круглого“ — всего, что похоже на голову. Также под запретом все красные плоды и напитки - напоминающие своим цветом кровь. Кроме того существовал запрет брать в руки нож или что-либо резать, и запрет на песни и веселье (так как дочь Ирода именно с помощью песен и плясок добилась того, чтобы Иоанну Крестителю отрубили голову).

В народном создании все это нашло отражение в „просторечном“ названии дня — Иван постный, Иван полетний. Присказки и приметы указывают на то, что дыхание осени начинает ощущаться совершенно отчетливо, улетают птицы:

Иван постный пришел, лето красное увел.

Иван постный — осени отец крестный.

С постного Ивана не выходит мужик без кафтана.

Иван Предтеча гонит птицу за море далече.

На Ивана Крестителя журавли пошли на юг — к ранней зиме.

С Ивана постного убирали репу. „Репный“ праздник отмечался без шумных песен и гуляний (по обозначенным причинам), зато с обильным угощением для бедных, неимущих и странников.

Иван Билибин. У Ильи Муромца. Калики перехожие

Иван Билибин. У Ильи Муромца. Калики перехожие.


13 сентября — Куприян

На Куприяна начинали собирать корнеплоды, в частности картофель. Речь, конечно, идет о временах после Петра, так как до XVIII века картофель на Руси не употребляли, выращивая в основном злаковые, репу, амарант.

14 сентября — Симеон Столпник. Семен-летопроводец. Семен-день. Марфа.

С середины XIV века до 1700 года отсчет Нового года на Руси начинали с 1 сентября, причем по старому стилю 1-е сентября как раз приходилось на день Симеона Столпника, по этой причине с ним связано множество различных начинаний и завершений.

Что начинали:

  • Начинались засидки — то есть работа в избах при огне, посиделки с рукодельем;
  • Накануне праздника огонь в доме тушили и на Симеона разводили новый путем трения дерева;
  • Начинали мочить коноплю, сушить и мять лен;
  • Начинали копать картофель;
  • Открывали ворота для домашнего скота, чтобы он уходил пастись в поле (до Симеона еще много работ и скотину на вольный выпас не пускают);
  • Символически закапывали с землю мух, тараканов, других вредных насекомых — чтобы они пропали;
  • Солили огурцы;
  • Начиналась свадебная пора (с Семен-дня до Гурия — 28 ноября);
  • Переходили в новый дом, на новоселье;
  • Существовал обычай на Симеона сажать на коня мальчика „при переходе от младенчества к четвертому году“ — для него этот день становился своеобразным посвящением, началом жизни в несколько ином статусе: уже не младенец, а мальчик. Также мальчика стригли и вывозили в поле на символическую первую охоту;
  • Псарные охотники на Семен-день в первый раз выезжали в поле, также на Семена начинали ловить зайцев. Считалось, что для успешной ловли зайца нужно знать „словинку“ — особый заговор, именно поэтому не так уж многие умели добывать косого.

Заяц осенью в лесу

С Семенова-дня начинался отсчет так называемого „бабьего лета“, которое продлиться до осеннего равноденствия 21 сентября. Так как день во всех смыслах „поворотный“ применительно к нему особенно много погодных примет:

Если первый день бабьего лета будет ясный и теплый, то и вся осень будет теплая и ведреная, и наоборот.

Бабье лето ненастно — осень сухая.

На Семен-день ясно — бабье лето теплое.

Что завершали:

  • Уборку ярового: „коли на Семен-день не убрали колосовые, считай, пропал урожай: зерно выпало наземь“;
  • В южных районах на Симеона снимали с бахчи арбузы и дыни;
  • Все торговые и хозяйственные договоры и сделки заканчивались на Симеона, прекращались все оговоренные условия и договоры (об аренде земли в наем, о вылове рыбы и проч.);
  • На Симеона — последний день внесения податей, оброков и пошлин за прошлый год;
  • Судебные разбирательства: день известен как день царского суда — так, грамоты свидетельствуют, что крестьяне и монастырский люд три раза в году могли обратиться за судом лично к царю — на Рождество, на Троицу и на Семен-день.

17 сентября — Богородица Неопалимая Купина. Луков день.

Неопалимая Купина — это икона, написанная по определенному канону. Она представляет собой либо объятый пламенем куст над которым возвышается изображение Богородицы с младенцем, либо Богородицу в центре восьмилучевой звезды.

Икона Неопалимая Купина

Икона Неопалимая Купина

В народном фольклоре она приобретает некую самостоятельность, как отдельный персонаж, а не просто сюжет посвященный Богородице. Считалось, что Неопалимая Купина является охранительницей дома от пожара и молнии, но в то же время крестьяне верили, что прогневавшись, она может и, наоборот — наслать их, что сближает ее образ с народным образом Ильи-пророка, в котором угадывается множество черт дохристианского бога воина и громовержца — Перуна. Также образ близок дохристианской Перунице (или Деве-Додоле, чье имя засвидетельствовано в том числе у всех южных славян) — спутнице Перуна, которой молились о дожде. Само слово Перуница означает молнию.

Виктор Корольков. Перуница

Виктор Корольков. Перуница

Возвращаясь к самому дню 17 сентября — именовался он еще и Луковым, так как „на Неопалимую Купину начинали выкапывать лук из гряд“.


21 сентября — Рождество Богородицы. Осенины. Оспожинки.

Поразительно, как в этом дне — на который приходится осеннее равноденствие (день равен ночи) как в точке пересечения вновь сошлись христианские и дохристианские традиции. Православная церковь 21 сентября отмечает праздник Рождества Богородицы, но ведь и задолго до прихода христианства на наши земли этот день был связан с праздником чествования Великой Матери, Матери Сырой-Земли, щедрой дарительницы урожая и всех жизненных благ.

Виктор Корольков. Макошь

Виктор Корольков. Макошь

Более того, по характеру древних праздников можно достаточно четко разделить год на женскую и мужскую половину, на время господства женских и мужских энергий. Во всех индоевропейских культурах первые связаны с темным, ночным, пассивным, а последние — со светлым, солнечным, активным. Так, время господствования женских энергий начинается как раз с 21 сентября — когда ночь становится равна дню, а затем побеждает его. Начинается этот период с великих праздников урожая и почитания предков, на которых женское начало проявляется и чествуется в образе щедрой, доброй и величественной Матери, а заканчивается ровно через полгода — 21 марта на день весеннего равноденствия, когда традиционно праздновали Масленицу, то есть провожали Зиму и встречали Ярилу (солнечного юношу, несущего Весну). Именно Зиму или Марену сжигают в виде чучела в этот день, когда женские энергии в образе уже злобной дряхлой Старухи уступают время энергиям мужским.

Максим Кулешов. Макошь

Максим Кулешов. Макошь

И если „мужская“ половина года направлена вовне, на „преобразование“ мира, проявление в нем — пахота, сев, работы в поле от зари до зари, а также веселые хороводы, то „женская“ половина года — это направленность внутрь, в себя, на тихие домашние работы (веретено, прялка, починка инвентаря), время подумать, получить новые знания (учеба детей зимними вечерами), а также время посиделок, когда будут рассказывать таинственные истории и петь тихие песни.

Осенний праздник урожая — по-другому „Оспожинки“ отмечали обычно не менее недели. Причем чем урожайнее было лето — тем продолжительнее и праздник. В то же время, этому может быть и иное объяснение, так Станислав Ермаков (в книге „Тропою забытого волшебства“) пишет, что наши предки отмечали ключевые праздники не только в привязке к солнечному циклу, но одновременно (!) и к лунному. „Сильными праздниками“ (Велик-днями?), вероятно, считались те, в которые „одинаковые по направленности“ фазы солнца и луны сходились в одной точке. Так как это явление довольно редкое, то праздник мог и намеренно затянуться на неделю, чтобы захватить и солнечную и лунную точку нужного перехода. Применительно к Осеннему равноденствию — когда женская энергия, традиционно ассоциирующаяся с Луной, начинала преобладать над мужской — соответствующей Солнцу, эта солнечно-лунная взаимосвязь, вероятно, имела особенно важно значение.

Солнце и Луна на небосводе, цикл смены времен года и зодиакальных знаков

Но как понять в чем заключается соответствие фаз и циклов? Это вовсе не сложно — важен принцип подобия. И день, и месяц, и лунный цикл, и год и человеческую жизнь можно условно разделить на четыре четверти:

  • Утро — молодое солнце — весна — 1-я четверть луны (растущая половина) — юноша — Ярило — весеннее равноденствие (21 марта);
  • День — зрелое солнце — лето — полнолуние — мужчина — Купала — летнее солнцестояние (21 июня);
  • Вечер — угасающее солнце — осень — 3-я четверть луны (убывающая половина) — старик — Авсень — осеннее равноденствие (21 сентября);
  • Ночь — зарождающееся солнце — зима — новолуние — ребенок — Коляда — зимнее солнцестояние (21 декабря).

Соответственно, „сильным праздником“ считался бы Праздник урожая (Матери-земли, Осенины), когда на 21 сентября (солнечный цикл — точка равноденствия) приходилась бы точно 3-я четверть луны (лунный цикл). Если 3-я четверть луны приходится, скажем, на 25 сентября (или в иной срок в пределах недели до или после солнечной точки), то праздник, предположительно, начинался раньше или продлялся соответственно.

На день осеннего равноденствия в некоторых регионах также гасили старый и возжигали новый огонь (возможно, аналогичный обряд на Семен-день — это именно отголосок данного изначального „солнечного“ праздника, совмещенный с празднованием Нового Года), ходили в гости (особенно молодые к родителям), угощали всех близких, соседей и родственников. Внуки часто оставались у бабашек и дедушек на неделю и дольше после праздника. Убирали пчел с пасек и пчельников.


23 сентября — Петр и Павел — рябинники

День посвящен сбору ягод рябины — их срывали и вешали под крышу, при этом — что характерно — обязательно оставляли часть урожая на кусте для птиц. Человек живший в согласии с Природой и ощущавший себя ее частью никогда не брал больше, чем ему необходимо и заботился как о возобновлении урожая чего бы то ни было, так и о других живых существах.

Красная рябина с птицами, дрозды и ягоды рябины, рябина осенью

Если рябины в лесу много — осень дождливая, если же мало — сухая.

Как рябины много уродилось, то сыра осень будет, а как нет горазно, то суха осень живет.

Много ягод на рябине предвещает строгую зиму, посему и заготавливают тогда рябиновый квас, предсказывая на зиму воспалительные болезни, неразлучные со строгою зимою.

24 сентября Федора-обдера, замочи хвосты.

День считался очередным ощутимым переходом к осени — теперь уж не просто желтеют листья, укорачиваются и холодают дни, но и начинаются затяжные дожди, а „всякому делу — конец“, в том смысле, что если чего-то не успел за прошедший сельскохозяйственный цикл — то уже не наверстаешь.

В Федору лето кончается, осень начинается.

Не каждое лето до Федоры дотянет.

Становится слякотно, все чаще идут дожди.

Федоры-обдеры: обивается оставшийся на корню хлеб.

В этот день осень ездит на гнедой кобыле.

Преподобная Федора — всякому делу аминь.

26 сентября — Корнилий

С Корнилья корень в земле не растет, а зябнет.

Убирают все корневые овощи — картофель, брюкву, морковь, хрен, кроме репы.

27 сентября — Воздвиженье, Здвиженье

Приметы, присказки и народные рекомендации, связанные с этим днем, все связаны с темой „движения“ — вероятно именно с этим понятием связывалось само название этого праздника в народной среде. Впрочем, разного рода движение, перемены действительно явственно наблюдаются в этот день, так что трудно сказать, что было изначальным.

  • Хлеб с полей:

Здвиженье — хлеб с поля на гумно движется.

Воздвиженье — последняя копна с поля двинулась.

  • Перемена одежды:

Воздвиженье здвинет зипун, подвинет шубу.

Воздвиженье кафтан с плеч сдвинет, тулуп надвинет.

  • Улетают птицы, залегают в зимнюю спячку звери:

На Воздвиженье птица в отлет двинулась.

В этот день медведь залегает в берлогу.

Ласточки улетают в ирий/ вирий (так именовался Высший мир богов в дохристианские времена).

Первой улетает в обетованную страну и последнюю возвращается оттуда — кукушка, которая поэтому и зовется ключницей Вирая.

Виктор Корольков. Сад Ирий

Виктор Корольков. Сад Ирий.

  • Змеи и гады уходят в леса, либо в неведомые теплые страны:

На Воздвиженье ни змеи и никакой гад по земле не движется.

Змеи, сбившись клубками, под трухлявые пни попрятались, в спячку впадают.

Змея и гад не движется (обмирает или лезет по деревьям в вырай, в теплый край — а которая укусила человека — остается на земле).

На Воздвиженье, если змея ужалит кого-либо, то ей не уползти, так как в наказание она останется мерзнуть в холодные дни.

На Воздвиженье в лес ходить нельзя, так как тогда ужи в вирий идут.

Считалось, что змеи уползают уже не всю зиму — пока не грянет первый весенний гром, который как бы станет сигналом, позволяющим им вернуться на землю. В некоторых областях особенно тщательно следили за тем, чтобы на Воздвиженье были плотно закрыты все ворота и двери — дабы змеи по ошибке не заползли на двор.

Всеволод Иванов. Царь леса

Всеволод Иванов. Царь леса

  • Леший и лесные духи шалят:

Бытовало поверье, что на Воздвиженье Лешие сгонят в одно место всех подвластных им зверей — как бы устраивают символический смотр "своих войск" перед грядущей зимой. С этим также связан запрет ходить в лес на Воздвиженье.

А вот касательно других действий человека этнографы зафиксировали противоположные советы: где-то считалось, что никакое новое дело не следует начинать на Воздвиженье. «Подвижность», «нестабильность» как бы заложенная в этом дне станет плохой точкой отсчета, ничего не будет ладиться. С другой стороны, есть свидетельства, что именно на Воздвиженье воздвигали новые часовни и ставили кресты.

Наконец, на Воздвиженье рубят капусту и начинаются двухнедельные праздники капустники или капустенские вечера — с пирогами, встречами, веселыми молодежными посиделками (именно с тех давних пор веселые собрания с играми, песнями и прибаутками именуются капустниками).

28 сентября Никита-гусепролет, гусарь, гусятник, репорез.

Начинают срезать репу и бить домашних гусей, а дикие гуси отправляются в теплые края на зимовье. Именно это время считается и лучшим временем для охоты на гусей, с одной стороны они нагуляли жирку, а с другой «хватили ледку». Считалось, что заморозки придают гусиному мясу более тонкий вкус, а чем позднее осень — тем вкуснее гусь.

Гуси летят в отлет.

Гуси летят — зимушку на хвосте тащат.

Гуси улетают осенью на юг, гусиный клин в небе, отлет гусей в теплые края

Одного гуся без головы бросали в реку или озеро, чтобы задобрить водяного, гусиную же голову отдавали домовому.

Также на Никиту стригли овец. До зимы и холодов они как раз успеют обрасти новой шерстью, достаточной, чтобы их согреть, и в то же время — у людей будет время сделать новые валенки или шерстяные онучи.

Наконец, резали репу — последней среди всех овощных культур. Ее употребляли в свежем, вареном и вяленом виде, пекли с репой пироги, варили кашу и делали репный квас.

vkontakte telegram