Наследие

Деревья и Древняя Русь: дуб, береза, калина, липа, яблоня, ива, клен. Образ дерева в русских сказках. Свадебное дерево на Руси. Деревья оберегающие дом, семью, здоровье. Из какого дерева делали на Руси дома, посуду, детские колыбельки?

«Леса украшают землю, (…) они учат человека понимать прекрасное».

А. П. Чехов, «Дядя Ваня»

Жизнь человека неразрывно связана с природой. Утратив эту связь, затерявшись в каменных джунглях городов, мы будто упускаем из рук невидимую ниточку, соединяющую нас с окружающим миром, перестаем замечать красоту Природы, становимся потерянными и одинокими.

Наши предки умели «дружить» с растениями и животными, обращаться и прислушиваться к ним. Само их мировоззрение предполагало тесную взаимосвязь всех живых существ, ведь в каждой частичке мироздания живет Бог, иными словами — все вокруг им и является (см. описание творения мира из тела Бога в древнейшем памятнике русской словесности "Голубиной книге"). Особенно тесной была связь славян с деревьями — их наделяли душой, характером, волшебными свойствами, они становились героями сказок наравне с людьми и животными. Невозможно представить жизнь, обряды, праздники и песни наших предков без милых сердцу березок, дубов, яблонь, рябинок, ивушек. Что же шепчут они нам, шелестя листвой? Давайте прислушаемся…

Н.К.Рерих. Весна священнаяй. Поцелуй земле

Н. К. Рерих. Декорации к балету «Весна священная». Поцелуй земле.

Отношение к деревьям в Древней Руси

Деревья воспринимались славянами как одушевленные существа, с которыми можно общаться, взаимодействовать. Природа для наших предков была живой в полном смысле этого слова — она дышала, разговаривала, защищала, печалилась и радовалась. Вот как об этом пишет русский историк, литературовед и поэт Николай Иванович Костомаров (1817–1885) в своем труде «Славянская мифология», ссылаясь на русский фольклор:

«Деревья и травы часто говорят и меж собою, и с птицами, и людьми, и имеют символическое применение к человеку».

Деревья часто становятся пусть и не главными, но значимыми героями русских сказок. Зачастую они играют ключевую роль в развитии сюжета и помогают людям добрым, игнорируя злых. Деревья справедливы и беспристрастны, мудры и величественны.

Лес, свод деревьев

Углубляясь в историю, можно говорить о целом культе деревьев: для наших предков они были объектом восхищения и поклонения, в частности, дуб — священное дерево громовержца Перуна. Об этом дереве-символе мы поговорим ниже. Впрочем, не стоит примитивизировать такое поклонение и возводить его к поклонению какому-то конкретному дереву (или камню) как божеству — все гораздо сложнее, тоньше и мудрее. Проводя определенные обряды у священных деревьев наши предки прежде всего отдавали дань уважения той Силе, которая в них проявляется или связана с ними. Например, в лице Перуна и в его древесном проявлении дубе — славяне чтили активную, яростную, кипящую и созидательную энергию (читать подробнее о дуальном противостоянии активной и пассивной силы — бога-воина и бога-мудреца - здесь).

В Древней Руси существовали священные рощи, о которых, к сожалению, сохранились лишь косвенные сведения. Так, Елена Евгеньевна Левкиевская (род. 1963), российский лингвист, мифолог и фольклорист, упоминает в книге «Мифы русского народа» о «моленьях в рощеньи». Еще в прошлом и позапрошлом веках священные рощи встречались в северорусских землях и Белоруссии. Вырубать деревья и даже рубить бурелом и сухостой здесь строго-настрого запрещалось — нарушителя ждала страшная кара, мучительная смерть.

Всеволод Иванов. В царстве Овсенича. Вечер

Всеволод Иванов. В царстве Овсенича. Вечер

Ветви священных деревьев по традиции украшались ленточками, платками, полотенцами. Так крестьяне молили священное древо об избавлении от болезни или благодарили за исцеление. Особо почитались старые деревья с расщепленными стволами и выступающими из-под земли корнями, с наростами и дуплами. Все так же, как у людей: чем старше человек, тем он опытнее, мудрее, тем больше может поведать остальным.

Вплоть до конца XIX века в русских деревнях наблюдался обычай ритуального кормления деревьев, корни которого уходят в историю Древней Руси. Жены и девицы собирались «под древа, под березы» и приносили «яко жертвы пироги и каши и яичницы». Об этом читаем у Левкиевской: автор приводит в пример челобитную нижегородских священников 1636 года.

Примечание: впрочем, есть и иное мнение — о полном неприятии самого культа поклонения чему-либо у наших предков и о гораздо более глубоких знаниях о природе вещей, нежели мы себе представляем. Так, доктор исторических наук профессор Александр Владимирович Пыжиков (2003–2004 зам.министра образования РФ), исследуя обряды разных регионов страны, связанные с травами и деревьями, обратил (в одном из своих видео) внимание на такой: для того, чтобы помочь молодой девушке излечиться от бесплодия, часто использовалась береза. Группа женщин уходила в лес, где наиболее мудрая и пожилая выбирала нужное дерево по… вибрациям (!), прислоняясь к нему спиной. Затем она уступала место девушке, мечтавшей о ребенке, остальные заключали ее и березу в круг хоровода и пели песни определенной тональности. Можно предположить, что вибрации песни и вибрации березы создавали определенный резонанс, необходимый и достаточный для того, чтобы решить женскую проблему. Но самое интересное заключается в том, что после успешно выполненного обряда — данное дерево обязательно срубалось. Для чего? Чтобы неразумные люди впоследствии не создали из него объект поклонения! Будет другая девушка — для нее в нужный день непременно найдут другую березу. Потому что Сила заключена не в данном конкретном дереве, а в Природе и в Знании.

Интересен и всеобъемлющий образ Древа жизни, который красочно живописал русский историк и фольклорист Александр Николаевич Афанасьев (1826–1871).

«Дождевые тучи, потемняющие небесный свод широко раскинутою и многоветвистою сенью, в глубочайшей, незапамятной древности были уподоблены дереву-великану, обнимающему собою весь мир, — дереву, ветви которого обращены вниз — к земле, а корни простираются до самого высокого неба».

Вековая сосна, сосна великан, величественное мудрое дерево, древо мира

Деревья в русских сказках

Вспомним, например, «Крошечку-Хаврошечку». Главная героиня — девочка-сиротка, попавшая в услужение к недобрым людям. Сначала трудолюбивой девочке помогала справляться с непосильной работой добрая коровушка, а когда ее зарезали, Хаврошечка схоронила косточки в саду. И выросла из них чудесная яблонька с золотыми листочками и серебряными веточками.

Тут-то и начинается самое интересное. Ехал мимо молодой человек. Стал он заигрывать с Хаврошечкой и ее сводными сестрами: мол, кто «мне яблочко поднесет, та за меня замуж пойдет» (пересказ Алексея Толстого).

О.Миронова. Крошечка-хаврошечка, иллюстрация к сказке

О.Миронова. Иллюстрация к сказке «Крошечка-хаврошечка»

Несмотря на то, что яблочки висели совсем низко, злым девицам они никак не давались: «сестры хотели их сбить — листья глаза засыпают, хотели сорвать — сучки косы расплетают». Но стоило подойти к дереву Хаврошечке, которая ухаживала за коровушкой и за яблонькой, как веточки сами к ней приклонились. Она угостила молодца, он на ней женился и «стала она в добре поживать, лиха не знать». Так дерево вознаградило сиротку за честный труд и доброту и наказало самолюбивых сестер. Интересно, кстати и то, что яблонька в сказке является как бы новым перерождением коровушки, то есть в дереве продолжается жизнь доброй помощницы, сохраняется ее дух и даже память — та заранее предупреждает Хаврошечку о своей смерти, о том как нужно закопать ее косточки и о том, что из них вырастет чудесная яблонька.

К слову, в славянских преданиях наделенные чудодейственной силой деревья зачастую вырастали на именно на месте захоронения: таким образом душа усопшего переселялась в растения. Таким деревьям даже давали имена. Например, Левкиевская вспоминает любопытную легенду XIX века: некогда в Пензенской губернии росла священная липа Исколена, которая выросла из колена убитой на этом месте юной девушки.

Гуси-лебеди, лаковая миниатюра

«Гуси-лебеди», лаковая миниатюра

Мотив помощи деревьев людям прослеживается и в другой известной русской сказке — «Гуси-лебеди». Здесь тоже встречаем яблоню-спасительницу: она заслоняет своими ветвями девочку, которая вызволила своего братца из плена Бабы-яги, прячет ее от коварных гусей-лебедей. Как мы видим, деревья в русских сказках наделяются большой силой: они вершат людские судьбы, восстанавливают справедливость.

В сказке «Белая уточка» (в пересказе А. Н. Афанасьева) появляется другой персонаж — березка. И снова дерево чудесным образом содействует человеку, на сей раз князю: белая береза становится у него позади, а красная девица впереди. И — о чудо: к заколдованной ведьмой княгине, белой уточке, возвращается человеческий облик. Волшебные силы природы помогают семье вновь обрести счастье.

Русские песни, былички, предания пестрят обращениями к деревьям. Так, в сборнике «Русский фольклор», составленном филологом-фольклористом Владимиром Прокопьевичем Акининым (1924–2018), читаем следующие строки из лирической любовной песни:

«Ты дуброва, моя дубровушка,

Ты дуброва моя зеленая,

Ты к чему рано зашумела,

Приклонила ты свои ветви?»

Там же — ласковое обращение к иве:

«Ивушка, ивушка зеленая моя!

Что же ты, ивушка, не зелена стоишь?

Или те, ивушку, солнышком печет!

Солнышком печет, частым дождичком сечет…»

Люди и деревья у наших предков — добрые друзья и соседи, к которым можно обратиться за советом, помощью. В этой поэтической взаимосвязи человека и природы заключается особое обаяние фольклорного наследия славян.

Деревья оберегающие

Особую роль в нашей культуре играют и деревья в роли оберегов или защитников дома, семьи, здоровья, счастья. Например, славяне верили, что с их помощью можно защитить семью и жилище от нечистой силы. Существовал целый ряд обрядов — например, при рождении нового человека или постройке нового дома, во время которых помимо прочего полагалось в том числе и посадить определенное дерево. Своевременное и точное выполнение обрядов, по замыслу древнего человека, упорядочивает течение жизни как в обществе, так и в природе — нужным ему образом формирует пространство-мир, в котором он живет.

Джозефин Волл, Древо жизни

Josephine Wall. Древо жизни.

Деревья воспринимались как символ новой жизни. Поэтому при рождении ребенка перед домом и сажали деревце-оберегМальчикам предназначались «мужские» растения — священный для славян дуб, клен или ясень, а девочек оберегали «женские» деревья — липа или береза. С этого момента дерево и новорожденный считались связанными друг с другом неразрывно, поэтому бережно относились как к ребенку, так и к самому дереву.

Образ дуба на Руси

С особым благоговением славяне относились к дубу, дереву которое традиционно ассоциировалось именно с Перуном — богом-воином, богом-громовержцем, олицетворяющем кипучую, активную, яростную энергию жизни, пробуждения, солнца, ветра и грозы. В честь бога-громовержца «содержали неугасимый ни днем, ни ночью огонь, раскладываемый из дубового леса». Об этом вспоминает путешественник Адам Олеарий, побывавший в России в 1654 году.

Андрей Клименко. Перун

Андрей Клименко. Перун

Предание о мировом древе, по Афанасьеву, славяне также относили преимущественно к дубу, сохранилось и сказание о дубах, существовавших еще до сотворения мира.

В сказках о смерти Кощеевой, сундук с иглой-яйцом-уткой-зайцем также обычно привязан именно к ветвям великого дуба, возможно потому, что в самой этой истории заключен некоторый символический смысл, связанный с междумирьем и мировым древом. Есть свидетельства (также у Афанасьева), что раньше дубом у славян называлось любое дерево вообще, отсюда и слова «дубец», «дубчик», «дубина» в значении палки.

О культовой роли дуба у восточных славян, рассказывает Левкиевская, свидетельствуют и археологические находки. Так, в 1975 году на дне реки Днепр обнаружили огромный древний дуб, в стволе которого нашли девять челюстей кабанов.

Обратившись к приметам: срубить дуб — значило накликать на себя беду.

Образ березы на Руси

Береза, поэтический символ России, в представлении славян воплощала образ чистой матери-природы, о чем свидетельствует Костомаров.

Любопытно рассказывает о березе и славист Валерия Васильевна Усачева (род.1938). Береза — это благословенное дерево с мощной защитной силой, в которое никогда не ударяет молния, это доброе дерево: белая кора сближает березу с понятиями «чистый», «здоровый». Она имела не меньшее значение в культовых славянских практиках, чем дуб и липа, часто высаживалась у дома и приносила людям добро. Считалось, что души умерших девушек вселяются именно в эти «хорошие» светлые деревья.

Н.К.Рерих. Ункрада

Н. К. Рерих. Ункрада

В то же время береза связывалась и с нижним миром посредством хтонических животных. Русское поверье, по Далю, гласит: если убитую змею повесить на березу, пойдет дождь. Также береза способна противостоять нечистым силам.

Образ яблони на Руси

Яблоня на Руси, согласно Агапкиной, всегда соотносилась с комплексом положительных образов. Она символизировала плодородие, счастье, красоту и любовь. В песенном фольклоре яблоня — наряду с дубом — предстает как одно из воплощений Мирового Древа. В то же время, если дуб — сугубо «мужское» дерево, то «яблоня» — женское, символ Матери, а ее плод — яблоко одновременно символизирует и ребенка, и новую жизнь, и новый мир, а значит — и бессмертие.

С яблоками связаны волшебные птицы — Сирин, Алконост и Жар-птица (читать подробнее про волшебных птиц в русском фольклоре). Так, в русских сказках пение Жар-птицы возвращает зрение ослепшим, питается же она молодильными яблоками, которые даруют вечную молодость, здоровье, красоту и бессмертие.

Виктор Корольков. Сад Ирий

Виктор Корольков. Сад Ирий

Считалось, что накануне Яблочного Спаса (19 августа  см. статью про приметы августа) в сады прилетают из мира Прави (то есть мира Богов и Правды) волшебные птицы Сирин и Алконост. Сирин — считается, что она поет песни печали — прилетает первой, поэтому сначала яблоки наполнены горем ее песен и есть их нельзя. А как раз 19 августа (Яблочный Спас) прилетает птица Алконост, поющая песни радости и счастья. Яблоки становятся напитанными энергией жизни, света и любви, буквально приобретают целительные свойства. Именно поэтому их рекомендуется собирать точно на Яблочный Спас. Люди дарят их друзьям, родственникам и просто людям в качестве пожелания добра — как бы делятся частицами божественного света и благодати.

Виктор Корольков. Дары Алконоста

Виктор Корольков. Дары Алконоста

Именно яблонька становилась обязательным участником славянских ритуалов, связанных с продолжением рода. Например, во время беременности женщинам полагалось любоваться этим деревом, чтобы родить здорового румяного малыша. А при первых шагах крохи мать «вынимала» следы его ступней из земли и зарывала под яблоней — чтобы ребенок вырос красивым.

Н.В.Родионовы. Яблочный Спас

Родионовы Н. и В. Яблочный Спас

Образ калины на Руси — дерево любви, лада и радости. Свадебное дерево. Калина у погребений.

Калина издавна считалась на Руси свадебным деревом, деревом лада, любви и радости. Не потому ли, что ее ярко-красные ягоды и зимой под снегом горят огнем и сохраняют все свои свойства? Перед свадьбой невеста вручала жениху расшитое полотенце с ягодами и листьями калины. Цветами этого дерева украшали девичьи венки, праздничные столы и караваи. Пучки ярко-красных плодов связывали алой лентой и клали на свадебные угощения.

Ягоды калины зимой

Алексей Анатольевич Кононенко (род. 1957), писатель, заслуженный деятель искусств Украины, цитирует слова свадебной песни, посвященной калине:

— Где ты, калина, росла,

Что такая красная,

Тонкая, высокая,

Листом широкая? —

В луге у криницы,

У студеной водицы…

Очевидно, что со свадебными ритуалами тема любви и лада в жизни не заканчивается, поэтому перед избой всегда сажали калину, как символ счастья и согласия, призванный уберечь семью от сглаза и несчастий. Ее же, как рассказывает Костомаров, «селили» и на кладбищах: алые гроздья калины над усыпальницей символизировали любовь в широком смысле этого слова.

Здесь стоит сказать несколько слов о погребальных обрядах наших предков. Бытует мнение, что в древнейшие времена на Руси умерших всегда сжигали и только с принятием православия обряд сожжения был заменен на погребение — однако, это не совсем так. Хотя сожжение и было более массовым ритуалом у славян, но и погребения также встречались в древний период — свидетельство тому сохранились в былинах, где для умерших нередко строят избу-сруб, достаточно просторную, где можно «и лежа лежать, и сидя сидеть, и стоя стоять» (былина "Михайло Потык") — затем ее засыпают землей. Опять же в каждой местности непременно найдется несколько курганов, где по преданиям покоятся либо богатыри, либо великие воины или правители.

Н.Н.Каразин. Михайло Потык

Н. Н. Каразин. Михайло Потык (прим. - внутри сруба с умершей женой)

Наконец, интереснейшую аналогию, которая проливает свет на то кого сжигали, а кого хоронили можно найти в скандинавских источниках, а именно в «Саге об Инглингах»: там, указывается, что сожжение придумал бог Один (полный аналог славянского Перуна), чтобы душа наиболее быстрым и легким путем смогла перейти в высшие миры, где живут боги. Погребение же придумал Ингве-Фрейр, скандинавский бог любви и плодородия — чтобы сила этой души сохранилась на земле и обеспечила защиту целому племени или роду. Именно поэтому хоронили в земле особые, можно сказать Великие души. Именно поэтому курганы единичны и всегда ассоциируются с героями.

Впрочем, стоит добавить еще и то, что после традиционного сожжения прах нередко собирался и закапывался — такое место называлось жальником и состояло из множества небольших холмиков. На подобных жальниках в отведенные для этого дни всем родом проводились обряды угощения предков или тризны, причем это всегда был радостный праздник с песнями и плясками, так как считалось, что «мертвые любят, когда вспоминая о них люди веселятся». В иных регионах прах мог быть развеян по ветру, или сам погребальный костер представлял собой ладью (деревянную колоду), которую отправляли в море. Наконец, еще один способ захоронения сожженного праха — в небольшом домике на приподнятых сваях, который есть ни что иное как избушка на курьих ножках. Видимо, изначальное ее назначение — уберечь прах от диких животных и дождя, а Бабу Ягу «определили» в такой домик именно потому, что она и есть наполовину мертвец — посредник между Явью, миром живых, и Навью, миром Мертвых.

Всеволод Иванов. Алтарь леса

Всеволод Иванов. Алтарь леса

Возвращаясь к деревьям и к калине в частности, подытожим, что обычай сажать у погребений предков это дерево вряд ли возник после Крещения, гораздо вероятнее, что он существовал издревле — как видим, даже при преобладании в древности обрядов сжигания, было множество мест, где наши предки могли бы посадить калину на радость предкам. А обычай сажать ее перед домом в качестве оберега, обеспечивающего семье лад и любовь, и стойкая связь со свадебными обрядами, является еще одним косвенным свидетельством того, что на могилах калина появилась не в поздние времена как «дерево печали», а в самые стародавние, как «дерево радости», когда по ушедшим предкам не плакали, а устраивали веселые тризны, когда люди на бытовом уровне ощущали тесную связь между мирами Яви и Нави и твердо знали, что со всеми умершими близкими они не только увидятся после смерти, но могут общаться и при жизни.

Образы других деревьев в представлении славян

Не обходили вниманием на Руси и другие деревья, с каждым были связаны определенные силы, обряды, поверья.

Так, ель фигурирует в свадебных обрядах наряду с калиной. Она считалась символом супружеской верности. Из еловых веточек изготавливали свадебное деревце, которое украшали и ставили на праздничный стол.

Николай Фомин. Деревья в женских образах. Рябина

Николай Фомин. Серия «Деревья в женских образах». Рябина

Фольклорный образ рябины, рассказывает Агапкина, в древних преданиях часто встречается в сюжетах о превращении человека в дерево после смерти. В то же время, кудрявая тонкая рябина ассоциируется, в первую очередь, с женским началом и красотой. Поэтому возле домов, где подрастала девушка, нередко сажали это деревце — чтобы красавица была стройной.

Ива (верба) — дерево, символизирующее плодовитость, способное передавать ее женщине, земле, домашней птице и скотине. Коров погоняли веточками ивы, чтобы они давали больше молока. Ими же опоясывались девушки в Юрьев день, чтобы вскоре забеременеть.

Николай Фомин. Деревья в женских образах. Ива

Николай Фомин. Серия «Деревья в женских образах». Ива

Клен и липа воспринимались славянами как брачная чета, пишет Костомаров. Клен (явор) связывался с реинкарнацией, а также считался деревом правды. Если к сухому клену прикасался честный добрый человек, он расцветал. Делать гробы и складывать погребальные костры из клена строго-настрого запрещалось.

Липу особо почитали южные славяне, она считалась чудотворной и играла особую роль в народной медицине. Так, больному туберкулезом полагалось 40 дней по утрам ходить под липу, чтобы исцелиться. Татьяна Алексеевна Агапкина (род. 1958), российский фольклорист-славист, в работе «Символика деревьев в традиционной культуре славян» пишет, что липа чаще других деревьев выполняла культовые функции на Руси. Кстати, уже после прихода христианства, молодые липы сажали близ церквей и наоборот — около многолетних деревьев ставили кресты или возводили храмы. Часто у лип-долгожителей проводили общественные собрания, отмечали праздники. Но корни этого почитания дерева, несомненно, идут из глубокой древности.

Старые липы, липовые аллеи

Липовая аллея

Сосна появляется в фольклоре на могилах праведников и несчастных влюбленных — об этом упоминает Усачева. Это дерево — символ души и вечности. Священные сосны встречались преимущественно на Русском Севере — в Карелии, Архангельской губернии. Часто они становились частью культовых комплексов, в которых также участвовали камни и источники. (Читать подробнее — мегалиты Соловецких островов).

На кладбищах нередко встречался можжевельник, правда, это дерево связывалось в представлении наших предков с «особенными» покойниками: под ним хоронили некрещеных детей.

Дерево в быту славян

Деревья помогали славянам не только духовно — они неизменно окружали наших предков и в быту — из дерева изготавливали буквально все от жилищ до предметов повседневного обихода: лавки, детские колыбельки, посуда, посохи, сельскохозяйственный инвентарь, обувь…

Дома славяне возводили в «чистых» местах, неподалеку от леса и питьевых источников. Одни деревья считались пригодными для строительства, другие приносили беду. Традиционные верования смешивались с чисто практическими соображениями: имело значение, какими особенностями обладает древесина, легко ли обрабатывается, не боится ли влаги.

В строительстве применялись преимущественно деревья хвойные — лиственница, сосна. Для возведения дома использовали разные породы древесины. Культовые постройки возводились из священного дуба. А осину, напротив, строители никогда не трогали.

Всеволод Иванов. Афанасий Никитин. Ширков погост

Всеволод Иванов. Цикл «Афанасий Никитин». Ширков погост.

Посуду на Руси изготавливали из осины или дуба: считалось, что эта древесина сохраняет целебные свойства лекарственных отваров.

Люльки и колыбельки славяне сплетали из ивовых прутиков, или других быстрорастущих деревьев — например, ореха, чтобы ребенок хорошо подрастал, или боярышника, сулящего долгую жизнь. Очеп, то есть шест, с помощью которого колыбель крепили к потолку, делали из березы, чтобы сон у крохи был крепким. Брать для него ель избегали, иначе ребенок мог покрыться коростой, рассказывает российский лингвист Софья Михайловна Толстая (род.1938).

_______________

Подведем итог — как мы видим, деревья играли важнейшую роль в жизни славян: они сопровождали наших предков в радости и горе, в повседневности и в праздничные дни, в здравии и болезни. Можно сказать, что у людей и деревьев были одни корни.

Вспомним басню И. А. Крылова «Листы и корни», в которой сказано: «А если корень иссушится, не станет дерева, ни вас». 

Так будем же чтить свой Род и бережно растить Дерево своей души — так, как испокон веков делали наши мудрые предки.

Любимые советские фантасты через призму их биографий
Слово
Любимые советские фантасты через призму их биографий

Советская фантастика, воспевающая устремленность в космос, торжество науки, синтез внешней и внутренней красоты человека, идеалы справедливости и гуманизма по праву считается отдельным направлением в литературе. В чем секрет успеха знаменитых мастеров пера советской школы? И как профессиональные познания в геологии, физике, военном деле, палеонтологии и других науках помогали им писать?

Съезд русских князей
Съезд русских князей Иван Билибин
Народные приметы и традиции августа
Календарь
Народные приметы и традиции августа

Сбор урожая. Поворот на осень — осенины. Три Спаса — Медовый, Яблочный и Ореховый. Птицы Сирин и Алконост и яблоки. Илья Пророк или Громовержец Перун. Приметы будущей осени и зимы.

"Полет Александра Македонского" - излюбленный сюжет на Руси
Наследие
"Полет Александра Македонского" - излюбленный сюжет на Руси

Картины с вознесением Александра Македонского грифонами (или птицами) на небо были настолько популярны на Руси, что изображались на барельефах соборов, на оборотной стороне нательных крестиков, на перстнях и на монетах. Как это объясняют историки? Точно ли это Александр? И что может стоять за необычной символикой?

Эзина. Царь русов Кинтал против Александра Македонского
Азбука городов
Эзина. Царь русов Кинтал против Александра Македонского

Ровно половина текста персидской поэмы XII века «Искандер-наме» посвящена эпической битве между войсками Александра Македонского и русами под предводительством царя Кинтала. Слово «рус» встречается в тексте 90 (!) раз, а имя царя русов Кинтала — 15. Что знали о взаимоотношениях русов с Македонским древние, чего не знаем мы? Разбираем тексты по цитатам.

Словенск. Сказание о Словене и Русе
Азбука городов
Словенск. Сказание о Словене и Русе

Разбираем с цитатами из оригинальных рукописей одно из известнейших сказаний Руси — о Словене и Русе. Текст утверждает, что скифы и словено-русы — это одно и то же, что город Словенск на месте современного Великого Новгорода был основан еще в 2423  г. до н. э., а Александр Македонский, не решившись воевать со словено-русами, сам предложил им зафиксировать разделение мира на сферы влияния. Что еще мы не знаем о собственной истории?

Трактир и почтовая станция на Волге (литография, 1839 г.)
Трактир и почтовая станция на Волге (литография, 1839 г.) Андре Дюран
Народные приметы и традиции июля
Календарь
Народные приметы и традиции июля

Чем отмечена в народном календаре «макушка лета» — июль? Земляника да черника, ловля перепелов, прощание с кукушкой и летом, Петровские гулянья в поле, женские посиделки «кузьминки», великие росы, наблюдение за созвездием Стожар, «игрой» месяца и солнца, зажин первого снопа-именинника.

Волшебные травы славян
Наследие
Волшебные травы славян

Перелет-трава, разрыв-трава, сон-трава, жар-цвет — соответствуют ли эти названия реальным растениям или это сугубо сказочно-мифологические образы? Откуда они идут, что означают и почему существуют в фольклоре всех индоевропейских народов?