Кошки в Древней Руси – приметы, обряды, поверья, происхождение названий.
Кошки у древних славян: значение, мифология, происхождение слова кошка. Фольклор о коте Баюне. Волшебный кот в русских народных сказках.
Дата обновления статьи: 07.01.2024
Кошки у древних славян: значение, мифология, происхождение слова кошка. Фольклор о коте Баюне. Волшебный кот в русских народных сказках.
Дата обновления статьи: 07.01.2024
Задумывались ли вы над значением и происхождением таких привычных слов как «кошка» и «кот»? Удивительно, но практически во всех индоевропейских (и не только) языках название этого давнего друга и спутника человека звучит практически одинаково и имеет корневую основу
Согласно наиболее распространенным этимологических версиям это слово было заимствовано либо из североафриканского (нубийск.) — kadis, либо из латинского — сattis (примечательно, что домашние кошки там же в латыни именуются felis). Это согласуется со старой теорией, согласно которой кошки были впервые одомашнены именно в Египте и Северной Африке, откуда затем (через территорию Римской Империи) распространились по всей Европе.
Фреска, Египет
Однако в последнее время такая гипотеза подвергается серьезной критике — новые найденные останки кошек в захоронениях на территории Европы (Германия) датируются уже II тысячелетием
Дикий лесной кот
То есть его вообще никто никогда ни у кого не заимствовал — оно всегда «было со всеми» — вопрос лишь в том, как его трактовать. И прочитать его мы вполне можем
Это вовсе не означает, что слово
Например, как многим известно, слогу «га» соответствует образ движения — телеГА, ноГА, ГАть, дороГА, кочерГА (нужна для того, чтобы пошевелить угольки), ГАрмонь (звук возникает благодаря движению), бродяГА… А, например, тайГА — это конец известной дороги или привычного мира, нечто неизведанное, где дороги еще не проложены — то есть тайная дорога… Или, скажем, слог «ра» соответствующий образу солнца: РАссвет (= «свет солнца»), РАдость (= «достаточно света»), маРА в смысле «наваждение» (= «смерть/мор солнца»)…
Удивительное совпадение (или нет?), что фамилию первого космонавта Юрия Гагарина можно согласно приведенным выше образам трактовать как «двойное/ускоренное движение к солнцу» ГА-ГА-РА И с этим также не поспоришь.
Попробуем прочитать слоговой азбукой смыслов слово «кошка» и посмотрим, чем и кем она являлась в повседневном и мифологическом мире древних славян.
Начнем с того, что в русском языке сразу два обозначения для этого животного в зависимости от его пола, довольно различные по звучанию — «кошка» и «кот». Причем, аналогичные пары неблизкие или совсем далекие по звуковому составу есть в русском языке для обозначения большинства домашних животных: корова и бык, баран и овца, собака и пес, конь и лошадь, петух и курица, селезень и утка… Все это принципиально разные слова, которые фиксируют некие принципиально разные смысловые значения — это вам совсем не то, что «слон» и «слониха» или «тигр» и «тигрица». Некоторым другим языкам, особенно славянским, такое явление также свойственно, в целом же далеко не во всех наречиях есть такое разнообразие слов, что является еще одним косвенным доказательством бОльшей близости русского к
М. Щрилёв. Даренкины мечты.
Возвращаясь, к коту и кошке — сказать кто их них первичен или более важен с этимологической точки зрения — невозможно. Поэтому рассмотрим отдельно и «кота» и «кошку».
Второй слог «ка» — отражает образ души (или в более сложных трактовках — одного из уровней тонких эфирных тел). Именно поэтому
Получается, что
И.Билибин. Кот ученый
А что же «кот»? В «Повести временных лет» он обозначается чуть
Остается разобраться с корнем «КОТ». Судя по всему он также указывает не некое «сохранение», «сбережение», «укрытие»
Интересно обратиться к похожим звуковым сочетаниям в санскрите. Так, корня «кош» там найти не удалось, а вот «koti» — это «острие, луч, десять миллионов», а «kotisah» — «десять тысяч миллионов» (как выражение бесчисленности
Существует, впрочем, и более «приземленная» версия, также опирающаяся на слоговое прочтение слова «кошка»/ «котька» как исконно русского. Согласно ей «кош» — это стан или часть уезда/удела, а также обоз, вереница повозок (заметьте, кочевники в повозках здесь — мы, а не мифические татаро-монголы), а «ка» — это некая живая сущность, что созвучно с трактовкой «душа», хотя и на более упрощенном плане восприятия. Получается,
Александр Угланов. Макошь
Еще один ряд интересных смысловых ассоциаций можно вывести из имени ключевой богини славянского пантеона — Макошь/Мокоши. В ее имени мы опять видим корень КОШ (и, конечно, начальный слог МА, очевидно, обозначающий Мать, Женщину, Женское начало). Будучи покровительницей всех женских,
Кошка, в этом контексте — это помощник Макоши и, опять же - животное-хранитель, которое обитает внутри дома, и в
Наиболее яркий сказочный образ кота в русской сказке — это Кот Баюн из сказки «Поди туда не знаю куда». Здесь он является объектом поиска, неким чудом и одновременно невыполнимой (почти) задачей, заданной главному герою. Кстати, Баюн (от слова «баять», то есть «рассказывать») в разных версиях этой сказки то является личным именем кота, то пишется через дефис с маленькой буквы, то есть просто указывает на его дар рассказчика.
Вообще это одна из самых необычных сказок русского фольклора, которая, кажется, существует сама по себе или же идет от несколько иного источника, чем большинство привычных нам с детства историй. Начать с того, что главным героем здесь является в разных версиях — Андрей-стрелец, Федот-стрелец, солдат Тарабанов или купеческий сын по прозванию Бездольный, но никогда (!) не Иван-дурак или царевич. Чаще всего он — царский охотник, поставляющий дичь к государеву столу. Другая «необычность» — красавица-жена достается герою не в конце истории, как некая награда, а в самом начале — ни за что ни про что, далее же сюжет строиться вокруг того, что Стрельцу приходится выполнять все более и более сложные задания царя, который просто-напросто хочет сжить его со свету, чтобы самому жениться на Марье-царевне.
Задания разнятся в разных версиях сказки (например, сходить узнать как живется на том свете умершему отцу царя, добыть оленя золотые рога, козу золотые рога, волшебную кобылицу…), . Обычно их три и самым важным и сложным является последнее — «то не знаю что». На деле же ситуация становится еще более странной, когда выясняется что это «то не знаю что» есть невидимый помощник или сила… по имени «сват Наум»! В других версиях это «Шмат-разум», «Саура» или просто Никто. Ни одно из этих имен не встречается в других русских сказках.
У версии записанной Алексеем Толстым одним из царских заданий как раз и является добыча
Скоро сказка сказывается, не скоро дело делается — пришел
Андрей-стрелок в тридесятое царство. За три версты стал его одолевать сон. Надевает Андрей на голову три колпака железных, руку за руку закидывает, ногу за ногу волочит — идет, а где и катком катится.Кое-как выдержал дремоту и очутился у высокого столба.Кот Баюн увидел Андрея, заворчал, зауркал да со столба прыг ему на голову — один колпак разбил и другой разбил, взялся было за третий. Тут
Андрей-стрелок ухватил кота клещами, сволок наземь и давай оглаживать прутьями…
Интересно, что хотя вначале кот дерется с героем не на жизнь, а насмерть, но, признав себя побежденным, полностью теряет свою враждебность и уже по доброй воле идет за стрелком туда куда он его ведет.
Г.С.Зубковский. Кот Баюн на столбе. 1951 год. «Поди туда, не знаю куда, принеси то, не знаю что».
В одной из версий сказки в записи Афанасьева (№ 215 из тома 2), а всего у него их четыре — кот-баюн является последним зданием, то есть даже более сложным, чем «то не знаю что», именно его поимкой и приручением заканчивается сказка. Причем, кот здесь не пассивный объект, а уже активное действующее лицо, которое в итоге помогает стрельцу одолеть его неприятеля — царского воеводу.
Шли-шли , и добрались куда надо; приходят во дворец, царь увидалкота-баюна и приказывает: «А ну,кот-баюн ! Покажи мне большую страсть». Кот свои когти точит, на царя их ладит; хочет у него белу грудь раздирать, из живого сердце вынимать. Царь испугался и стал молить Бездольного: «Уйми, пожалуйста,кота-баюна ! Все для тебя сделаю». — «Закопай воеводу живьем в землю, так сейчас уйму». Царь согласился; тотчас подхватили воеводу за руку да за ногу, потащили на двор и живьем закопали в сыру землю. А Бездольный остался жить при царе;кот-баюн их обоих слушался, Никто им прислуживал, и жили они долго и весело. Вот сказка вся, больше сказывать нельзя.
Автор картины неизвестен.
Образ ученого кота Александра Сергеевича Пушкина, по всей видимости, восходит именно к таким сказкам про волшебного рассказчика историй кота Баюна.
У лукоморья дуб зелёный;
Златая цепь на дубе том:
И днём и ночью кот учёный
Всё ходит по цепи кругом;
Идёт направо — песнь заводит,
Налево — сказку говорит...
В некоторых русских сказках эпизодически появляется кот, когда
Земляная кошка. Автор неизвестен. Земляная кошка встречается в уральских легендах, согласно которым она указывает на зарытые в земле клады.
К этому же образу часто относятся и коты из более «детских» поучительных историй, в которых действуют одни только животные и нет ни Ивана, ни девушек, ни
Котик-братик !Несет меня лиса
За темные леса
За высокие горы
В глубокую нору
Выручи меня!
Наконец, кот — как правило черный — является постоянным спутником
В этой связи важно отметить, что принадлежность к потустороннему миру сама по себе вовсе НЕ является в мировоззрении наших предков
Еще один потусторонний персонаж связанный с котом — это домовой. Народные предания указывают на то, что кот прекрасно его видит, общается с ним и является верным помощником домашнего хранителя.
Считалось, что видят кошки и все другие потусторонние сущности — русалок, леших, чертей. Не с этим ли связано странное шипение домашних любимцев на пустые углы, нередко наблюдаемое их хозяевами?
Всеволод Иванов. Домовой
Наконец, кот — самый частый персонаж в детских колыбельных песнях. Именно
Котя-котенька , коток,Котя сереникий лобок,
Ты приди к нам ночевать,
Мою деточку качать.
Кажется, что может быть проще и логичнее? Ведь именно кот является по сути единственным в полном смысле домашним животным в доме, да к тому же обладает прекрасной способностью усыпляюще мурлыкать. Но, возможно, наши предки понимали суть вещей гораздо лучше нас — и котиков приглашали к детским колыбельным еще и потому, что частота вибраций во время мурлыкания кошки (от 20 до 150 Гц) обладает целительным эффектом - именно такой диапазон частот используется сегодня в медицине при лечении физиотерапией. Кстати, как и зачем кошки мурлыкают - ученым неизвестно.
Автор картины неизвестен
Соединив все вышесказанное в единую картину, можно наконец выделить ключевые способности кота или кошки, которым наши предки придавали особое значение:
1. способность мурлыкать/рассказывать сказки/убаюкивать — которая в фольклоре гораздо важнее такой утилитарной функции как ловля мышей. Что за истории и зачем рассказывают коты — открытый вопрос. Лечат ли они нас? Хранят ли некие зашифрованные знания? (вспомним о корневой основе «кош/кощ»)? Является ли их сказки звуковым ключом для входа в «чистое поле», «вещий лес» или ноосферу?
2. способность «видеть» нечто недоступное людям, потустороннее — отсюда умение кота находить верную дорогу, предупреждать и оберегать хозяев от нечистой силы.
Мария Молодых. Картина
Именно поэтому:
Мы не слезли с деревьев. Мы пришли со звезд. Но как бы далеко вглубь тысяч тысячелетий не простиралась история звездного
P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.