Культ лося, оленя и тура у славян, финно-угров и индоевропейцев. Одноименное созвездие. Сказки и приметы про сохатого.
Дата обновления статьи: 20.01.2024
Дата обновления статьи: 20.01.2024
Лось — одно из самых распространенных и одновременно величественных животных наших лесов. Живет он повсеместно на территории России, от Кольского полуострова до южных степей. Всего на данный момент по официальным данным в России насчитывается порядка 605 000 особей лосей. Неприметным животным его также не назовешь — с его почти
При этом в русском фольклоре лось как таковой… отсутствует. Судите сами — и поправьте нас в комментариях, если у вас есть другие данные:
o Лоси уходят с опушки вглубь леса — к бурану через несколько часов.
o Пробегающий по полю или среди деревьев Лось — хорошая примета, но только в том случае, если он двигается в стороне от вас.
Первой в голову приходит мысль, о том, что наши предки, скажем, не различали лося и оленя, представляя их как некое единое рогатое животное из леса. На это как бы намекают некоторые исследователи фольклора, когда рассказывая про оленей берут лосей в скобки. Однако, такие упоминания также единичны — по факту культа оленя как такового мы также не наблюдаем. Единственное, он встречается в паре сказок и в сюжетах вышивки. В последних он всегда неразрывно связан с солнцем — как олень «приносящий солнце на своих рогах», либо с рожаницами, причем чаще всего такие сюжеты встречаются на Русском Севере.
Впрочем, согласитесь, что даже ребенок, не будучи охотником или натуралистом, легко отличит лося от оленя даже по силуэту, не говоря уж о специфических лопатообразных рогах лося. Это примерно то же самое, как если бы люди «не различали» лису и волка, либо белку и куницу.
Но есть и более весомый довод в пользу того, что наши предки «знали» лося именно под именем «лось» — это древнее русское название созвездия Большой Медведицы , которое является наиболее ярким, приметным и соответственно «важным» на всем северном небосклоне. В подавляющем большинстве регионов России это созвездие в прежние времена носило название «Лось» (и различные его производные):
Ареал распространения этого астронима охватывает всю Россию, за исключением самых южных областей и в целом совпадает с ареалом обитания лосей как таковых. Заметьте, НИ В ОДНОЙ ОБЛАСТИ созвездие Большой Медведицы НЕ носило названия «ОЛЕНЬ».
Так почему же на небосводе лосю отведено самое почетное и главное место, а «на Земле» упоминаний о нем практически нет?
Дополнительную таинственность добавляет тот факт, что истинное название лося, по всей видимости часто табуировано и вместо него используется
Попытаемся разобраться как лось может быть одновременно невероятно важным (созвездие Большой Медведицы и табуированное название) и при этом как бы напрочь замалчиваемым (сказки, приметы, обряды и проч.).
Как уже было упомянуто выше, практически единственные вещественные свидетельства связанные с оленем (лосем) в русском фольклоре — это северные вышивки.
Советский академик, археолог и известный исследователь славянской культуры Борис Рыбаков (1908 -2001) посвятил целое исследование связи вышивок с мифологией, причем разбор начал именно с этого оленьего сюжета. Что же ему удалось установить?
Он считает, что изображения оленей (лосей) на вышивках связаны с наиболее архаичными неолитическими культами охотников, где центральная роль отводилась женщинам(-лосихам) — Небесным Хозяйкам, рожавшим оленей и других полезных животных:
«В умах первобытных охотников весь круговорот природы сводился к тому, что
где-то на небе, в непосредственном соседстве с солнцем, две рогатые богини полузвериного облика рождали источник благосостояния людей. Богини эти отождествлялись с двумя северными созвездиями — Большой Медведицей и Малой, первое созвездие на Руси носило имя Лось».
В доказательство он приводит неолитические изображения рожающих женщин (с раскинутыми руками и ногами), окруженных маленькими оленями/лосятами, которые практически повторяются в некоторых сюжетах северных вышивок (особенно свадебных):
На рисунках выше: неолитические петроглифы, примеры северной вышивки
Любопытно, что в большинстве подобных сюжетов женщины изображаются рогатыми — кое-где это огромные ветвистые рога, кое-где - едва заметные, но все же обозначенные.
Примеры северных русских вышивок
Также нередко изображение рожаницы становится больше похоже на некий запутанный вензель (или шестиногого кентавра), вписанный в трехчастную композицию: в центре — женщина, в верхнем ярусе она держит в распростертых руках птиц, а снизу ее фигура заканчивается четырьмя лосиными конечностями. Иногда она опускает на землю двух новорожденных оленят. Птицы здесь вероятно указывают на небесное происхождение Рожаниц.
Впоследствии — вероятно с переходом от охотничьего образа жизни к земледельческому — миф о лосихах-рожаницах стал либо забываться, либо потерял актуальность — ведь в изменившемся мире стада оленей уже не были залогом богатства, процветания и счастья. В более близкие к нам времена картинка трансформируется, теряет ряд деталей — в том числе связанных с оленями — и становится больше похожей на ветвистое дерево. Именно так этот сюжет и именуют этнографы в поздних вышивках: «дерево сложной конфигурации», «женщина-дерево», «женщина-вазон».
Пять вариантов Рожаниц на одной вышивке
«Иногда искажение пеpвичной схемы дополнительными завитками доходит до того, что вся фигypа pожаницы пpевpащается в подобие скифской змееногой богини» — пишет Рыбаков, впрочем сам он не разделяет такое отождествление и считает это сходство следствие искажение «первоначальной» картины
Впоследствии «распластанная фигура рожаницы» (уже непонятная вышивальщицам) все чаще заменяется двуглавым орлом (!), или же вместо лосей появляются кони/всадники. На сегодняшний день наибольший массив вышивок с женскими изображениями — это именно «поздние» женщины с птицами, всадниками, деревьями, теремами и ладьями. Мужские фигуры в северной вышивке практически не встречаются.
Итак, суммируя можно предположить, что с уходом матриархального культа Матери/Рожаницы и выдвижением на первый план фигур мужских богов Творцов и Воинов (Сварог, Перун, Велес), почитание оленей/лосей также стало уходить в прошлое или же вовсе было табуировано/нежелательно. Соответственно, в противовес лосихе на передний план выдвинулись «мужские» тотемы — медведя, волка, тура, орла, которые олицетворяли именно мужских богов. Они же заняли и центральные места в народных сказках, дошедших до наших дней.
Парадоксально, но если у славян образ лося в фольклоре чуть ли не отсутствует (за исключением рассмотренных вышивок), то у соседних
Иллюстрации к Калевале. Автор неизвестен
Также с лосем связан и мифе о конце времен — когда громовник
Неолитические петроглифы, изображающие посохи в форме головы лося. Аналогичные предметы были найдены археологами на Кольском полуострове.
В мифологии
У лопарей лось — тотемное животное. У мари в образе лося предстает один из
Петроглифы Сикачи Аляна.
В мансийской сказке «Отчего у Зайца длинные уши?» именно лось является своеобразным хозяином мира, который решает какого зверя чем наградить.
Отдельного упоминания заслуживают находки пермского звериного стиля, где зооморфная фигура
Пермский звериный стиль
Аналогично широчайшее распространение имеет фигура лося в шаманизме и сибирской традиции. Академик Алексей Павлович Окладников, описывая космологию северных народов СССР, подчеркивает важнейшую роль лося:
Охотники тайги поэтически образно представляли и солнце в виде живого существа — гигантского лося, за день пробегающего по всему небосклону и к ночи погружающегося в преисподнюю, в бесконечное подземное море.
Шаман-лось, гравюра
Итак, суммируя вышесказанное, можно предположить, что те этносы, которые в бОльшей степени сохранили стиль жизни охотников, нежели земледельцев, сохранили и культ лося. Кроме того, со временем между
Наконец последняя версия про феномен «сакрального», но как бы ускользающего Лося, которого обошли молчанием народные сказки и обряды славян, связана с фигурой Рогатого Бога. Подобный персонаж есть практически у всех народов Евразии, а его «следы» сохранились в большинстве индоевропейских языков в виде названий производных от ТУР (а также ВАЛ/ВОЛ).
Подвиги Геракла. Автор неизвестен
Некоторые примеры:
В тем же общим смыслам восходят такие явления как культ быков Аписов в Египте, изображения рогатых египетских богинь (Исида, Хатхор), крылатые быки Ассирии, рогатые шлемы викингов и самураев, легендарный золотой шлем Александра Македонского с рогами, которого на Востоке именовали Искандер Зулкарнайн (
Исида /крылатый бык/ шлем самурая
Очевидно, что чаще всего происходит смысловая привязка к туру — огромному быку, который
Охота на тура. Автор неизвестен.
Именно тур является предком домашней коровы и животной ипостасью того самого Рогатого бога. Однако, очевидно, что смысл образа гораздо глубже, чем примитивное поклонение
Но почему этот бог непременно должен быть рогатым? Тут за разгадкой стоит обратится к образу славянского Велеса, который также рогат. Он —
Перун / Велес
В мире языческого мировоззрения все имеет подобие
Месяц под косой блестит,
А во лбу звезда горит.
То есть Рогатый бог — это Лунный бог непроявленных скрытых энергий. И судя во всему с приходом христианства этот образ был демонизирован (отсюда рога у черта, рогатый Бафомет и проч.), так как в новой центричной концепции мироздания не возможна была никакая дуальность, а все связанное с ночью, тьмой и непроявленными силами было однозначно отнесено за черту зла, хотя изначально никто из языческих рогатых богов синонимом зла как такового не являлся. Отрицательную окраску получила и сама идея БОГатства и процветания, которая будучи естественной для языческого мировоззрения (с условием — все в меру и не в ущерб другим жизненным аспектам), стала доведена до крайности и получила ярлык греховного и бездуховного стяжательства.
Но вернемся к животным олицетворяющим этого Рогатого бога. Очевидно, что в каждой конкретной местности люди отождествляли его с тем зверем, рога которого больше всего напоминали серп луны; а если такового не было — то просто с наиболее внушительным и величественным рогатым в данной местности. И если в степных и южных зонах однозначный претендент на эту роль тур, то в северных лесах, где популяция туров не столь велика или вовсе отсутствует, «главный» Рогатый — это лось.
Кстати, подтверждение этому есть в фольклоре у кельтов, где рогатый бог Кернунн или Цернуннос как раз представлен в образе оленя (лося). Причем, совершенно ясно, что по сути это тот же самый бог, ведь кельтский Кернунн — это также лесной бог, покровитель плодородия и животного мира. Почти всегда он изображается с мешком монет (или зерна) и рогом изобилия, то есть как и Велес считался среди прочего покровителем богатства и процветания.
Рогатый бог, на котле Гундеструпа, Национальный музей Дании в Копенгагене
Стоит предположить, что у восточных славян Рогатогый бог так же как и у кельтов скорее ассоциировался с лосем, нежели с туром. То есть именно Лось был живым воплощением Рогатого Велеса. Именно поэтому на ночном небосводе ему отведено столь почетное место в созвездии Большой Медведицы (кстати, другое важнейшее для славян созвездие Плеяд также было связано с Велесом, что отражено в названии Волосожары), ведь он и сам Хозяин ночи, пасущий стада звезд. Кстати, в русских загадках звезды почти всегда отождествляются с барашками или другими копытными, которых пасет некий небесный пастух — чаще всего Месяц. А вот в сказках, присказках и приметах напротив — его имя, возможно, не упоминалось вовсе как раз
Велес, Владислав Дзалба
Наконец, обращаясь к самому названию «лось» нельзя не заметить того, что именно эта словоформа используется для придания действиям законченности и завершенности в глаголах: сделалось, подумалось, вспомнилось, свершилось… А значит, вполне возможно, что исконный смысл слова «лось» следует искать
В статье использовались материалы:
1) Борис Рыбаков «Язычество древних славян»
2)