В каком году основана Москва? Происхождение и значение названия города
Дата обновления статьи: 05.01.2024
Дата обновления статьи: 05.01.2024
*На Обложке: В.М.Васнецов, Встреча Олега с волхвом
Сегодня каждый знает, что Москва основана в 1147 году Юрием Долгоруким — эта дата укоренилась в общественном сознании, к ней привязывают юбилейные празднования столицы, она отчеканена на сотнях памятных марок, плакатов, открыток и проч., а князь превратился в один из неизменных символов города.
Но знаете ли вы, что 1147 год как год основания Москвы был утвержден уже во времена СССР? Сама дата была взата из Ипатьевской летописи, однако — как это бывает практически со всеми другими городами — это вовсе НЕ дата основания, а дата первого упоминания города. То есть к моменту своего упоминания там он уже превратился в город. Согласно Ипатьевской летописи Суздальский князь Юрий Долгорукий был там проездом и пригласил на встречу своего троюродного брата
«И послал Юрий к Святославу, и так сказал: „Приди ко мне, брат, в Московь“… И так любезно расцеловались с Юрием в день пятницу, на Похвалу Святой Богородице, и возвеселились. Наутро повелел Юрий устроить обед силен».
Строительство древнего города, автор неизвестен
А от какой же даты отсчитывали основание города до этого? Неужели в летописях существуют и иные варианты? У многих читателей это может вызвать шок, но до XX в. в Российской Империи официально использовалась совершенно иная дата, которая отодвигает основание Москвы на 267 лет назад! Считалось, что Москву основал в 880 году… Вещий Олег.
Князь Олег, Гравюра.
Эта дата также четко зафиксирована как минимум в нескольких официальных исторических документах:
1) «Хронограф Пахомия» составленный в 1649–51 гг. астраханским архиепископом Пахомием на основании древних документов и летописей. Ниже выдержка из него за 880 г:
«Вышеупомянутый Олег, имея в дозорстве князя Игоря, обладал странами многими по всей земли Российской. При княжении же своем Олег пришел на
Москву-реку , в которую текут Неглинна да Яуза, и поставил тут град и нарек Москва, и посадил тут князя, сродника своего, и иные многие грады поставил во странах Российских».
А.Клименко «Триумф князя Олега»
2) «Зерцало российских государей с 862 по 1789 год» Тимофея Мальгина где написано ровно следующее:
3) Более того существует целая серия памятных медалей, посвященная Вещему Олегу, которые были отчеканены при Екатерине II. На одной из них есть подпись «Олег основал Москву 880».
Фото памятных медалей в честь князя Олега, выпущенных при Екатерине II. Обратите внимание на облик князя Олега на изображении справа - точно так же выглядят римские легионеры и именно такие фигуры мы видим на всех "античных" памятниках. И кто это еще у него за плечом стоит?
Кстати, данная медаль по сей день хранится в музее ростовского кремля и любой желающий может увидеть ее своими глазами и убедиться в том, что это не новодел и не фотомонтаж.
Но как могло получиться, что мы намеренно укоротили историю своей столицы в XX веке в то время как всегда и во всех государствах используют любые малейшие поводы и зацепки чтобы — напротив, собственную историю удлинить и представить более древней? Нам же даже ничего не нужно сочинять и подгонять факты — более древняя дата просто есть и всегда была известна!
Ольшанский Б.М. «В лето 907. Идущие на Царьград»
И вопрос номер два — куда исчезли все упоминания о князе Олеге в истории Москвы? Почему он не считается ни символом, ни покровителем города, при том, что основания для этого есть самые весомые? Информации на этот счет найти не удалось, но в голову приходят следующие версии (напишите в комментариях если у вас есть
При ревизии летописей в XX веке некоторые могли быть уже утеряны и историки просто взяли дату из тех документов, которые были у них в руках;
Над историками довлели оценки признанных корифеев прошлых времен. Так например,
«Юрий же, ач име княгиню и любляше ю, да и другия жены многи приводя, веселяся почасту, ночи играя на скомонех и пия со дружиною; и мнози оскорбляхуся о сем. тысяцкого же кучка жена, красоты ея деля, им толико овладела, яко все по ея устрояя. и егда иде Юрий ко торжку, кучко, не моги срама от людей терпети, а более подстрекаем княгинею, иде во свое село, и жену ят с собою, и посади ю во истопце, и умысли бежати ко изяславу во киев. Юрий же, слыша о сем, остави воевати волость новогородскую, взем мало дружины, иде наспех на реку Москву, иде же кучко живяше. и пришед, убий кучка и дщерь его вдаде за сына своего андрея. Улюби же место то и заложи град (298), остася строити, даже ожени сына. и посла ко святославу Ольговичю, рек: «Приди ко мне в Москву».
Князь Юрий Долгорукий у боярина Кучки, автор неизвестен
Также у Татищева в примечаниях находим:
«Москва в разных и древних манускрыптах Кучково имяновано от прежняго владетеля кучка. но князь великий Юрий, построя город, имяновал от реки Москва».
Впрочем, к истории
В истории с переносом даты основания Москвы, возможно,
Но и это еще не все версии, касающиеся основания Москвы. Так, в прошлые столетия широкое распространение в России имело предание об основании Москвы внуком Ноя и сыном Иафета Мосохом от которого город и получил свое название. Сегодня этот текст — с интереснейшими деталями — есть в открытом доступе в следующем источнике: Ф.Гиляров, «Предания русской изначальной летописи» (по 969 г.). Давайте прочитаем выдержки из него.
Предание рассказывает, что третьему сыну Ноя — Иафету по жребию достались в наследство все западные и северные земли вплоть до полуночи, именуемые Скифией. После смерти Иафета его шестой сын — Месех или Мосох и стал первым, кто отправился в эти северные земли со своими родами, которые до этого жилив Аравии.
Скифия по Птолемею
«Афету же досташася тогда во жребий его третия часть всего света всея вселенная, западныя и северные страны даже и до полуночи, сиречь, сия наша земля первоименуемая Скифия, предвеликая и пространная.»
Скифия, согласно Преданию, и до Потопа была мало населена, а после него жителей там практически не было, при этом «зверским родом предплодовита… и доброплодна и хлебна и рыбна».
«Прииде же Мосох Иафетович, шестый сын Иафетов, господарь наш и князь первый, во страну Скифскую великую и землю нашу сию тако предименуемую на места селения сего Московского на ней же и ныне жительствуем».
То есть Мосох назван первым князем и государем Скифской страны. Напомним, что до XX века официально считалось, что скифы — это предки русов и славян, и историю России отсчитывали НЕ от Рюрика, а от скифских царей. Эта информация зафиксирована и в учебниках для дворянских детей XVIII в., и в трудах Ломоносова, и в
А.Клименко, скифская серия
Вернемся к Мосоху — в тексте указано, что он назвал основанный им город по названию протекавшей через него реки, а название реки, в свою очередь, составлено из его собственного имени (Мос) и имени его жены (Ква). Аналогичным образом дано название и для впадавшей в нее Яузы — от имен княжеских дочерей Я и Вуза. Кстати, тот же принцип именования городов и рек по именам князей и членов их семей описан в «Сказании о Словене и Русе».
Далее читаем:
«Сей же Мосох князь Московский бысть и началородный нам и первый отец не токмо же Скифомоскославенороссийским людям, но и всем нашим своесродным государствам премногим и народам и землям и племенам и коленам Скифским».
Здесь обратим внимание на интереснейшее слово «Скифомосковославенороссийские люди» — его можно смело приводить в качестве аргумента там где начинаются споры о том именовались ли наши предки славенами, кто есть россияне, а кто — скифы. Как видите — спорить здесь совершенно не о чем, так как все слова (включая и московитов) одинаковы уместны и значат по сути одно и то же — потомки первого скифского князя Мосоха.
А.Клименко, Сыновья Ареса
Хотелось бы также уточнить, что говоря о том, что скифы являются прямыми предками словен и русов, никто нисколько не умаляет других народов и не пытается «отобрать их историю», как порой любят говорить противники
А мы возвращаемся к тексту Предания. Далее идет информация о том как мир был поделен на сферы влияния между Александром Македонским и скифами. Примечательно, что это крайне расхожая и популярная легенда (а, значит, быль?), которая встречается в десятках (!) русских летописей с разной степенью детализации. Мы также писали о ней неоднократно и особенно разбирая текст «Сказания о Словене и Русе». Здесь все ровно то же самое за исключением действующего с нашей стороны лица — если в «Сказании о Словене и Русе» это триумфират скифских князей Асана, Авесхасана и Великосана, то в «Предании» — это все тот же легендарный Мосох.
Кстати, о тех самых князьях Словене и Русе речь также идет далее по тексту — согласно «Преданию» они прибыли в наши земли уже после разделения языков после потопа и после Мосоха, следуя его примеру. По сути были они теми же самыми скифами из рода Иафета, только двинулись на север не из Аравии, а от Причерноморья, но ровно по той же причине — а) перенаселенность южных регионов; б) заветы предков и право владеть западными и северными землями в качестве потомков Иафета.
Любопытная деталь — к моменту прибытия Словена и Руса в окрестности современного Новгорода, озеро уже имело название и именовалось Мойско. Предание объясняет это именно тем, что до них здесь уже прошел Мосох, в честь которого и было названо данное озеро. Ильменем же его прозвали уже новые князья в честь своей сестры Ирмеры (или по другой версии — жены Словена).
Всеволод Иванов. В городе Словенске.
«И оттоль тогда прозвался и преименовался вторым своим и новым званием вся Скифская страна и земля и Московская держава в ново и во второе со всеми своими людьми суще, и наречеся она тако во имя сих князей своих новопришедших тогда, днесь же и преддревних сущих, Словена, глаголю, и Руса, Словенороссийская земля, вместо Скифския земля… Итако она даже и доныне завется тем их именем общекупным Словенороссия Великая или рещи Словенороссийская держава предвеликая и предцарствующая во веки своя предвечныя и предбесконечныя. Аминь»
«Сей же убо род наш Московский, Скифский, сиречь, Славенороссийский разделился на семнадцать орд, то есть родов или рещи колен и земель…в них же бяше 25 уседков, особых родов… инородных или назвать пришельцов к нам иноплеменных и чюжеколенных сих бывших.»
Итак, выше мы детально рассмотрели легенду повествующую о первом
Но, давайте, изучим и другие гипотезы происхождения слова «Москва»:
Всеволод Иванов, Ночь на Ивана Купала
Наконец, следует отметить, что древнейшая зафиксированная в летописях форма — «Москъвь» — звучит скорее как «Москов», а не как «Москва». Кстати, именно поэтому в иностранные языки оно так и вошло (Moscow, Moskau). Получается, что версии, основанные на трактовке именно окончании -ва (чаще всего в значении «вода» или «влага») менее состоятельны. Предпочтение следует отдавать тем версиям, где основной смысл заложен в первом слоге, а второй читается как -ku или -kov.
Наконец, в качестве завершающего штриха позвольте еще рассказать вам о минерале мусковите, информация о котором попалась нам совершенно случайно при поиске фактов на другую тему, связанную с минералами. Оказалось, что он тоже теснейшим образом связан с Москвой.
Сначала пару слов о самом камне — это калиевая слюда (она же силикат калия, белая слюда, серицит или лейкофиллит) с характерным перламутровым блеском. Именно из нее в Средние века (а может и раньше?) изготавливали легкие прозрачные пластины для окон, повозок и фонарей. Имея свойство расщепляться на тонкие пласты, сохраняющие гибкость и прочность, мусковит как нельзя лучше для этого подходит.
"Слюда пропускает свет изнутри и снаружи, она прозрачнее и чище, нежели стекло, и поэтому заслуживает преимущество перед стеклом и рогом, что не трескается, как первое, и не горит, как последний". (английский дипломат Дж.Флетчер "О государстве русском", XVI век)
И Москва (в иностранных источниках Русь нередко именовалась Московией) была главным поставщиком слюды на европейский рынок, в связи с чем данный материал и получил название «московская слюда» или еще «московская звезда». В 1747 г. шведским ученым Валлериусом камню было присвоено официальное название Muscovite, которое используется во всем мире по сей день.
Мусковит
Считается, что добычу мусковита на Руси начали еще как минимум с X—XI вв. на побережье Баренцева моря, территории Кольского полуострова и Карелии (там и сейчас имеются обширные залежи) по рекам Кемь и Кереть. Свидетельство тому — первые примеры практического применения слюды в Новгороде XI–XII века: ей заменяли более дорогостоящее и хрупкое стекло, а также использовали в качестве эмалей и инкрустаций для украшения различных предметов быта и повседневного обихода.
Слюдяные окна
Добыча материала была очень трудна и опасна: русские слюдяники вручную пробивали в каменной породе наклонные ямы до нескольких десятков метров глубиной, разогревали породу, а затем резко охлаждали ее подаваемой по деревянным трубкам ледяной водой, после чего извлекали слюду с помощью молотов.
Впоследствии организаторами добычи слюды выступали различные северные монастыри — Соловецкий, Кандалакшский, Киренский. С
Только к концу XIX в. активная добыча слюды прекращается по причине распространения листового стекла. Однако, сегодня интерес к минералу — уже как к диэлектрику — вспыхнул с новой силой. По всему миру восстанавливают старые заброшенные месторождения. Сегодня мусковит активно применяется в приборостроении, радио- и электротехнике, входит в состав огнеупорных эмалей, обоев и картона, а в косметической промышленности применяется в качестве органических блесток.
Александр Угланов, Посреди зимы
Не станем утверждать, что название Москва произошло от названия этого минерала, по логике как раз наоборот — это мусковит должен был получить свое название от региона где он добывался или обрабатывался, то есть от Московии (так на западе именовали Русь в целом). Однако, тот факт, что в сознании европейцев этот дорогой и можно сказать технологичный материал так прочно ассоциировался с Москвой, что даже получил соответствующее название, говорит о том, что наша страна и в Средние века и в Новое время находилась на высочайшем уровне технологического развития. Вспомните об этом когда
P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.
При подготовке статьи использовались следующие источники:
1.Ф.Гиляров, «Предания русской изначальной летописи» (по 969 г.);
2. «Зерцало российских государей с 862 по 1789 год» Тимофея Мальгина;
3.
4. «Сказание о Словене и Русе» (из «Повести о стране Вятской»);
5.Анатолий Мармазов, «
6. Материалы выставки «Московское стекло» в Коломенском.