Кто такие Баба-Яга, Кощей Бессмертный и Змей Горыныч в славянской мифологии?
Дата обновления статьи: 05.01.2024
Дата обновления статьи: 05.01.2024
Почти семьдесят лет назад российские исследователи выдвинули потрясающую гипотезу. В итоге проведенных ими фундаментальных исследований, они пришли к выводу, что русские народные сказки на самом деле не вымысел, а отражение реальных событий, обрядов и священных ритуалов, которые сотни лет назад практиковали наши далекие предки. Тогда о сенсационном исследовании просто «забыли», оставив к нему доступ только очень узкому кругу.
Возможно ли что за яркими мифическими персонажами скрываются реальные некогда существовавшие личности, а под вуалью мифа и преданий — древние знания и описание неких событий?
Так, например, существуют исследования, согласно которым, один из наиболее популярных и загадочных персонажей народных сказок Баба Яга и её избушка на курьих ножках являлись у славян олицетворением представителей царства мёртвых. Однако есть и другие предположения, согласно которым Баба Яга (Йога) — это искаженный образ славянской богини — Матушки Йогини — вечнопрекрасной, любящей, добросердечной покровительницы
Русский историк
«За рекою Полотою в поле находится озерко Воловое: о нем есть предание, будто бы в древности… при оном озере стояли капища Перуна и Бабы Яги».
Получается, что Баба Яга была полноправной богиней и почиталась нашими предками наравне с таким богом как Перун? По мнению исследователей, возможно та же легендарная Золотая Баба является ещё одним из её образов.
Согласно славянским преданиям, Баба Йога странствовала по всем землям, собирая беспризорных
Для всех присутствующих на огненном обряде это означало, что
Интересно, что само слово «йога» в словаре Фасмера имеет следующие определения: сила, состояние, мочь, быть в состоянии, смысл, разум. А вот в переводе с санскрита, родственного по мнению специалистов, с праславянским, слово «йогини» переводится как «просветленная женщина».
Любопытен и другой, не менее популярный персонаж русских народных сказок — Кощей Бессмертный.
По одной из версий, его прообразом является древнеславянский бог — Чернобог, имя которого упоминается в ряде летописей, но только после крещения Руси. Чернобога якобы называли Кощеем, или Черным змеем, повелевал он мертвыми в царстве тьмы, был богом холода, уничтожения, смерти и зла.
По другим предположениям, прототипом Кощея был половецкий хан Кончак, воевавший иногда с нашими предками. Хотя по большей части между славянами и половцами (кочевым народом) велась взаимовыгодная торговля, всё же в памяти славян он мог оставить и такой след.
А вот благодаря малоизвестной сказке «Про Кощея — богатыря» появилась версия о том, что это был русский богатырь, которого предали князья. После долгих лет заточения в башне о нём забыли и друзья, и враги, и сам он, забыв своё имя, стал называть себя Кощеем («пленником»). Но когда проржавевшие цепи дали свободу, богатырь подчинил себе армию врага, завоевал чужеземные города и вернулся на Русь, чтобы отомстить за предательство.
В настоящее время городок Старица Тверской области именует себя родиной Кощея Бессмертного, считая, что он был вполне исторической личностью. Согласно исследованиям
В последние годы среди ученых появилось даже мнение о внеземном происхождении Кощея. Высокий, худой, с очень длинными руками, без волос на голове и с серым цветом кожи. Видимо, добрым нравом он не отличался, потому и заслужил дурную славу. А вот железными доспехами он больше напоминает биоробота, замок его подобен космическому кораблю, а
Происхождение его имени тоже неоднозначное: в древнерусском языке слово «кошь» обозначало «стан», «обоз», а главу обоза и хранителя казны называли «кошевым»; имелось существительное «кощей» в значении раб, пленник, «Этимологический словарь» объясняет происхождение слова «кощей» от слова «кость»,
Интересные версии происхождения есть и у Змея Горыныча. Вот некоторые из них.
По мнению исследователей, прообразом этого сказочного персонажа мог быть вполне реальный человек. Во времена наших предков один варяг с севера со своею дружиной захватил глухую деревушку, где жили славяне, выбив всех её жителей. Место для лагеря было весьма удобным, располагалось оно как раз на пути «из варяг в греки»: по Припяти и по Горыни ходили челны купцов, которые везли диковинные и дорогие товары. Обнеся поселище дубовым частоколом, разбойники стали совершать набеги. Но предводитель их был настолько жадным, что не собирал подати за свободный проезд, а отбирая всё, убивал людей, за что и получил прозвище Змея. А так как захваченная им деревушка находилась на маленьком болотном островке между реками Припять и Горынь, то по расположению места его стали звать Змеем с Горыни, или Змеем Горынычем.
Два сына его, которые командовали дружиной вместе с отцом, были такими же жестокими и жадными, как и сам Змей. За что назвали их Змеенышами или Змейскими Головами. Вот и получился в сказках не просто Змей Горыныч, а еще и Трехглавый.
А вот согласно другому, весьма интересному мнению, прообразом сказочного персонажа могли послужить самые настоящие огнедышащие динозавры!
Этнограф и историк Иван Кириллов среди старинных рукописей собрал немало исторических документов и свидетельств очевидцев, подтверждающих это. Например, запись в личном дневнике австрийского посла Сигизмунда Герберштейна, работавшего в России в 1517 и в 1526 годах:
«Эта область изобилует рощами, лесами, в которых можно наблюдать страшные явления. Именно там и поныне очень много идолопоклонников, которые кормят у себя дома
каких-то змей с четырьмя короткими ногами, наподобие ящериц, с черным и жирным телом…»
Ученые признают, что теоретически это вполне возможно. Ведь в ископаемых черепах некоторых видов динозавров, обнаружены полости, схожие с теми, что использует в природе
История изучения русской народной сказки довольно богата: А. Афанасьев, Ф. Буслаев, А. Веселовский, А. Пушкин, М. Ломоносов и многие другие. С тех пор как Владимиром Проппом в 1946 году была написана книга «Исторические корни волшебной сказки», её не раз подвергали анализу в разрезе философии, психологии, педагогики и даже космоэнергетики.
______
Почему бы не предположить, что для доступности восприятия, понимания и лёгкости передачи
Автор текста: Руслана Лебедева
P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.