"Русский стиль" в мировой моде
История возникновения, развития и современные модельеры. "Русские сезоны" Дягилева.
Дата обновления статьи: 07.01.2024
История возникновения, развития и современные модельеры. "Русские сезоны" Дягилева.
Дата обновления статьи: 07.01.2024
Когда под залпы Октябрьской революции царский штандарт сменился на красное знамя, значительная часть уцелевших остатков дворян, включая представителей правящей династии, эмигрировала в Париж — с ними во французскую столицу пришла новая волна элегантного стиля и уточненного вкуса. Таки образом, Гражданская война в некотором роде поспособствовала зарождению на Западе русского стиля — яркого, колоритного, неисчерпаемого и вдохновляющего. «A la Russe» до сих пор продолжает пользоваться популярностью в дизайнерских коллекциях как русских, так и западных модельеров, рождая новые образы с характерными чертами.
Коллекция A la Russe дизайнера Анастасии Романцoвой
Хотя, стоит заметить, что интерес к русскому стилю в Европе как к модному явлению возник немного раньше — а именно благодаря «Русским сезонам» Дягилева (1908 год) и художественной русской элите того времени, объединившейся в «Мир искусства». Их декорации и костюмы взбудоражили умы европейской богемы — Пикассо, Дерена, Матисса, Коко Шанель… Во Франции даже появились в обиходе такие слова как kaftan и shapka.
Михаил и Вера Фокины в балете «Шахерезада», 1914
Балет
В тот момент далекая, недосягаемая и непонятная Россия немного приоткрылась и явила миру удивительный и загадочный образ славянской красавицы, в котором были и широта русской души и тоска по утерянной Родине.
Конечно, с парижской модой русские аристократки были знакомы еще задолго до эмиграции. Например, в свое время большой популярностью среди состоятельных дам Петербурга и Москвы пользовался известный французский дизайнер Чарльз Фредерик Ворт. У этого создателя Haute couture русские женщины из обеспеченных семей часто и с удовольствием заказывали платья, видя в его творениях образец моды и вкуса. Теперь же им самим пришлось выступать в роли законодателей мод.
Яркие сочные цвета, великолепные женственные фасоны, роскошные головные уборы, преподнесённые вкупе с благородной красотой русских эмигранток, никого не оставили равнодушным. Эти образы положили начало повальному увлечению русским стилем. Именно русские аристократки подняли на новый — престижный — уровень саму роль модели — изначально воспринимаемую в Европе как невзрачную и даже сомнительную.
Парижские кутюрье ценили утонченных русских дворянок и с большим удовольствием приглашали их участвовать в новых показах. Они работали в каждом модном доме Парижа. У Коко Шанель, к примеру, трудилось около 20 эмигранток. Эти девушки выгодно отличались от основной массы парижских моделей, которые чаще всего были актрисами или танцовщицами — то есть представителями низких малообразованных слоев. Русские красавицы — напротив — были знатного происхождения, прекрасно воспитаны, образованны, интеллигентны, знали по нескольку языков, включая французский, обладали безупречными манерами и художественным восприятием, и, конечно, были хороши собой. В этой нише им просто не было равных.
Княжна Натали Палей из рода Романовых.
До того как в Париже появились русские эмигрантки дворянского происхождения Чарльз Фредерик Ворт, Мадлен Вионне, Поль Пуаре и другие известные модельеры обычно проводили показы лишь для нескольких богатых клиенток. Остальные люди узнавали о новых веяниях моды из иллюстраций популярных журналов. Но после Первой мировой войны ситуация в корне изменилась.
Людмила Федосеева, Париж, 1937
Эмигрантки из России зачастую остро нуждались в средствах к существованию, поэтому охотно соглашались на роль манекенщиц, демонстрировали одежду на модных показах и светских раутах. Обладающие шармом и умением преподнести себя они вскоре стали не просто лицами брендов, но и образцом для подражания, эталоном изящества, красоты и вкуса. Именно благодаря русским дворянкам, модные парижские дома начали получать огромные доходы.
Тея Бобрикова, Париж, 1928
Вторым не менее значимым фактором, сыгравшим важную роль в популяризации на Западе тренда «A la Russe», стали русские модные дома. В
Ирина и Феликс Юсуповы.
Пожалуй, одним из самых известных эмигрантских модных домов был «IrFe». Основанный в 1921 году он получил своё название по первым буквам имен его владельцев. Супруги Ирина и Феликс Юсуповы вложили в это дело остатки своего некогда баснословного состояния. Он — скандально известный денди, гедонист и покровитель прекрасного, она — из рода Романовых, любимая племянница Николая II. Оба княжеского происхождения.
Первые вещи IrFe шились в маленьком ателье на Rue Obligado, а среди сотрудников были многие друзья Юсуповых по несчастью — княжны Оболенские, княгиня Елена Трубецкая, князь Никита Романов и другие русские аристократы.
Несмотря на то, что никакой особой рекламы не давалось, на первом же модном показе, что состоялся в парижском отеле «Ритц», Ирина Александровна со своими
«IrFe» просуществовал до 1931 года, пока его не подкосила Великая депрессия. В июле 2008 года он возродился под руководством Ольги Сорокиной, русской модели, его нынешней владелицы и креативного директора. Интересно, что в открытии обновленного модного дома принимала участие и графиня Сфирис, внучка основателей Ирины и Феликса Юсуповых. А уже в октябре 2013 года в рамках Парижской недели моды прошло первое дефиле коллекции «IrFe» приуроченное к
Ещё одним известным эмигрантским модным домом была вышивальная студия великой княгини Марии Павловны (младшей) — Kitmir. В отличие от Юсуповых успех ей дался нелёгкой ценой. На остатки средств, вырученных от продажи за бесценок фамильных бриллиантов, бывшая принцесса купила машинку для вышивания и стала посещать прилагаемые к ней курсы наравне с дочерями из бедных рабочих семей Парижа. Она была самой лучшей ученицей, её работы отличались от всех остальных тонким художественным вкусом. На первые же вырученные от рукоделия деньги княгиня сняла помещение. Там она трудилась и денно, и нощно, часто засыпая на полу от усталости. Открытию дела помогло случайное знакомство с Коко Шанель. Мадемуазель Коко быстро оценила изящество, красоту и тонкость мастерства Марии Павловны. Так началось их взаимовыгодное сотрудничество. Получив заказы от Шанель, княгиня наняла в помощницы несколько русских эмигранток, а через некоторое время в её студии трудилось уже пятьдесят вышивальщиц.
Карлу Лагерфельду, вот уже 33 года занимающему пост креативного директора в модном доме Chanel, тоже передалось увлечение русским стилем. Семь лет назад на сцене Малого театра Москвы прошел великолепный светский показ его коллекции —
Показ Карла Лагерфельда Paris — Moscou 2009/10
До этого, ещё в 1959 году Кристиан Диор привёз в Москву свою летнюю коллекцию. Своим платьям мастер даже дал имена: Татьяна, Таня и Надежда. На фоне скромно одетых советских граждан его позирующие в ГУМе и на Красной площади модели казались
1959, Модели Christian Dior в Москве
В 1976 году Ив
1976, Ives Saint Laurent
Kenzo, Valentino, Dolce&Gabbana, Anna Sui, Джон Гальяно, Кристиан Лакруа,
Коллекция дизайнера Ульяны Сергеенко.
Автор текста: Руслана Лебедева