Деревянные избы Русского Севера как символ русской культуры.

Дата обновления статьи: 01.01.2024

*На обложке фотография этнографа и художника Николая Шабунина. Экспедиция 1900—1904 гг.

Изучению северного крестьянского жилища посвящено немало работ, начиная от научных изысканий и, заканчивая поэтическими статьями. Интерес к его архитектуре не угасает до сих пор, ведь северная изба — это не просто жилище, но и уникальный символ русской культуры, воплощение стойкости и трудолюбия её народа. Величественные леса и суровый климат Архангельской области сформировали особенный стиль строительства, который позволял местным жителям противостоять природным вызовам и надежно сохранять тепло своих домов.

Роль крестьянского дома в культуре Архангельской области

Северное крестьянское жилище — настоящий культурный артефакт, отражающий историю, традиции и уникальные особенности жизни на Русском Севере. Это символ упорства и выносливости северян, их умения приспосабливаться к суровым условиям и создавать уют даже в самых непростых обстоятельствах. Каждая изба является свидетельством определенной эпохи и отражает особенности быта, экономических и социальных условий того времени, когда она была построена. Везде на Руси, но особенно здесь — где зима длится большую часть года, изба была не только местом проживания, но и центром социальной и культурной жизни. Здесь собирались родственники и соседи, проводились праздники, свадьбы, вечера, здесь же рождались народные песни, сказки и легенды.

Русский Север не зря называют «страной зодчих». Эта метафора как нельзя лучше характеризует высокую строительную культуру местных крестьян. Северные деревушки, приютившиеся на берегах рек и озер, расположенные в открытом поле или возвышающиеся на холме, всегда словно господствовали над окружающей местностью, становясь центром ландшафта, но при этом совершенно органичным и вписанным в красоту суровой северной природы.


Фотография этнографа и художника Николая Шабунина. Экспедиция 1900—1904 гг.

Характерной особенностью северных сельских поселений Архангельской области было деление деревень на концы и части — в каждой проживали определенные группы семей, а иногда целые рода. В них сохраняли сведения об основании поселения, его родоначальниках, первых домах и традициях домостроения.

Непосредственно слово «дом» рассматривалось в культуре северян как воплощение чего-то своего, родного, надежного и безопасного. Привязанность к этому пространству считалась добродетелью. При этом понятие дома включало не только «избу со всем домашним хозяйством», но и всю семью, а точнее даже несколько поколений семейства, и, конечно, хозяев с домочадцами. В мифическом представлении дом всегда сопоставлялся с материнским чревом, матерью, защищающей свое дитя. Обжитое пространство с такими атрибутами, как печь, кровать и прялка в фольклоре всегда воспринималось как нечто женское, в отличие от неуютного внешнего мира, где главная роль принадлежала мужчине — завоевателю, строителю, землепроходцу.

Владислав Дзалба. Макошь

История северной избы

Первые постройки, предшественники современной северной избы, появились несколько тысяч лет назад. Эти жилища были адаптированы к холодным погодным условиям, благодаря бревенчатым стенам, плотным крышам и маленьким окнам. С течением времени северная изба претерпевала изменения, становясь все более совершенной — от простых однокомнатных построек к большим многофункциональным домам с несколькими комнатами, печью и даже мансардой. В разных районах севера появились свои архитектурные традиции и декоративные элементы. Например, в Архангельской области избы часто украшались резьбой, а в Карелии преобладали каменные детали.

Длительное время на Севере были распространены «курные избы», в которых печь топилась без трубы, по-черному. Горячий дым при топке поступал в помещение, где отдавал свой жар, а затем порядком остывшим струился к потолку и уходил в специальное отверстие, имевшее вид небольшого окошка. По завершению топки его закрывали. Печь в таких избах давала больше тепла, требуя при этом намного меньше дров. От теплого, сухого воздуха, исходившего от нее, просыхали не только бытовые вещи и одежда, но и толстые домовые стены с потолком — а хорошо прокоптившееся дерево дезинфицировалось и не поддавалось гниению.

Дом с кошелем, Заонежье. Источник: Музей дерева онлайн.

Сегодня северные избы стали частью культурного наследия России. Многие из них превратились в музеи под открытым небом, где посетители могут узнать о традициях и истории северян. Немало старинных домов находится под угрозой исчезновения из-за естественного старения и неблагоприятных внешних факторов. Однако, благодаря совместным усилиям активистов, исследователей и государственных органов, ведется серьезная работа по сохранению и восстановлению этих замечательных памятников зодчества.

Характерные особенности северных изб, продиктованные местным климатом и культурой

Утепление

Северное крестьянское жилище — это уникальное архитектурное творение, созданное в ответ на специфические климатические и культурные особенности региона. Толстые деревянные бревна, тщательная утеплительная система и специфическая планировка помещений позволяли обеспечивать северянам максимально комфортные условия для жизни даже в лютые морозы. В некоторых случаях для дополнительной изоляции между бревнами использовали мох или лен.

Н. К. Рерих. Сергий строитель

Испокон веков основным материалом для строительства крестьянских изб на севере служило дерево — лесные просторы предоставляли богатый выбор древесины. Бревенчатые стены обеспечивали надежную защиту от холода. Из-за суровых климатических условий многие дома строились на возвышенных подпорках или столбах, что предотвращало промерзание земли под срубом зимой и уменьшало воздействие влаги.

Без гвоздей

Одна из характерных особенностей северных изб — их складывали без единого гвоздя от подклета (нижней домовой части, где хранился инвентарь, продукты питания или содержался скот) до самой кровли. Благодаря врубкам и потайным пазам, бревна настолько плотно прилегали друг к другу, что между ними невозможно было просунуть даже лезвие ножа.

Дом-двор А. В. Попова в селе Кузьминское. Тарногский район. Вологодская область

Срубы ставили, соединяя между собой четыре бревна, образовывая венец, а назывался такой сруб «клетью». Избы строили как из одного, так и из нескольких срубов. Комбинирование позволяло создавать разнообразные форматы жилища с разным количеством стен: крестовые-шестистенные, четырех- или пятистенные.

В некоторых районах возводили летнюю и зимнюю избы с отдельной печью — это была часть дома в подклете или отдельная пристройка. Если строительство велось вдоль рек, дополнительно предусматривали защитные сооружения для предохранения усадьбы от затоплений.


Ветряная мельница Русского Севера

Обшивка и конструкция

Дома покрывали прочным деревом — тесом и дранью, которые закреплялись на каркасе конька и обрешетке. Для гидроизоляции часто использовали бересту. Крыши северных изб обычно имели крутой уклон, чтобы снег зимой не накапливался. Крыльцо всегда ставилось высокое. Пол часто был деревянным двойным, а в некоторых местах — земляным, что создавало дополнительное тепло. Сохранению тепла внутри помещения способствовали и относительно низкие потолки.

Дом Н. И. Бибина в селе Село. Каргапольский район. Архангельская область. Источник: Музей дерева.


Планировка северной усадьбы

Дом-усадьбу Русского Севера отличают внушительные габариты, поскольку под одной крышей с жильем находился и двор. В комплексе было собрано все крестьянское хозяйство: хлев со скотом, мастерская, сарай, конюшня и сеновал. Отдельно располагалась баня, а в зажиточных подворьях еще амбары, гумно и прочие хозяйственные постройки, необходимые для ведения сельского хозяйства или рыбного промысла. В такой усадьбе жила лишь одна семья, которая могла включать до двух поколений.

В отношении жилых и хозяйственных зон северные дома имели несколько типов планировок: «кошель», «брус» и «глаголь».

Дом — «кошель». Дом Ошевнева. Музей «Кижи». Фото из книги А. В. Ополовникова и Г. С. Островского.

  • Первый тип характеризовался расположением жилой и хозяйственной зоны параллельно друг другу под единой кровлей. Скаты крыши у такого дома разнились: один делался коротким и крутым, а другой — более длинным и пологим. В конструктивном плане готовое жилище образовывало квадрат и походило на «кошель». Их строили в Поморье и Заонежье.

Дом -«брус». Фото из книги А. В. Ополовникова и Г. С. Островского.

  • В северном доме типа — «брус» основная площадь отводилась хозяйственной части, которая выходила во двор, в то время как меньшая жилая зона размещалась на главном фасаде с выходом на улицу. По планировке жилище представляло собой длинный прямоугольник с последовательно расположенными жилыми и хозяйственными помещениями под общей крышей с двумя одинаковыми скатами.
  • В домах, возведенных по типу «глаголь», хозчасть находилась сбоку от жилой, прилегая к ней под углом 90 градусов, поэтому план строения напоминал букву «Г», а кровля делалась разноскатной. В Каргополье были распространены Т-образные усадьбы, в которых хозяйственная зона примыкала к жилым помещениям с обеих сторон.

В основе планировки любого дома лежал принцип простоты и удобства. Традиционное северное жилище состояло из нескольких комнат: предбанника или тамбура, большой нарядной горницы и более мелких помещений, предназначенных для сна и хранения вещей. Такое продуманное разделение позволяло сохранять тепло и создавать уют в доме.

Интерьер деревенской избы

Печь играла основную роль, определяя расположение других составляющих внутреннего пространства избы. Она не только обогревала дом, но и служила местом для приготовления пищи. Печь занимала значительную часть жилища и быть украшена различными декоративными элементами, в том числе росписью. Рядом с ней у противоположной стены находился прилуб с кухонной посудой и утварью. Вдоль стен устанавливались тяжелые деревянные лавки или скамьи, а сверху — полки-воронцы. Они прилегали к печному столбу и разделяли жилое пространство на две половины: общую и женскую.

В горнице стояли кровати с горой подушек. Пол устилали домотканые дорожки. В диагональном направлении от печи располагался «красный угол» с иконами. Тут же размещался массивный стол. За ним трапезничала вся большая семья. Также здесь праздновали все торжественные даты и важные события.

Внешнее убранство и росписи

Немало внимания северяне уделяли и красоте своих домов. Резные наличники, оконные рамы, цветные стекла и другие элементы декора придавали каждой избе уникальный внешний вид. Причем каждый узор или резьба имели сакральный смысл, порой, известный лишь жителям поселения.

Дом М. И. Бурмагиной в селе Бредовицы. Виноградовский район. Архангельская область. Источник: Музей дерева.

Главным художественным элементом кровли был охлупень или конек. Его мастерили из цельного бревна, в котором делали выруб в виде буквы V в. сечении. На конце вырубалась фигура головы животного, чаще всего коня, но иногда вырезались и изображения птиц, например, лебедя, утки и других. К примеру, на Мезени охлупень украшали резной головой оленя либо настоящими оленьими рогами. В Виноградовском, Верхнетоемском и Красноборском районах Архангельской области на охлупене часто делали парных коньков — две головы коня на одном конце бревна.

Во внешнем убранстве северной усадьбы также встречается такое уникальное явление, как домовая роспись. Она стала завершающим этапом в развитии народного жилища и его художественно-декоративного оформления. Рисунки выполнялись на переднем фронтоне избы, ставнях наличников, подшивке свесов кровли, нижней части мезонина и балконе. Они были сделаны в красочной палитре контрастных оттенков: красного, синего, зеленого, желтого, белого. Травный орнамент, изображения коней, райской птицы Сирин, львов, единорога, уходящие корнями еще в Древнюю Русь, «жили» в народном искусстве до начала XX века. Наносилась архитектурная живопись профессиональными мастерами, чьи услуги стоили недешево. Небогатые семьи и семьи среднего достатка долго копили денежные средства, чтобы пригласить такого мастера.

Так поэтапно зарождалась особенная архитектура северного жилища, объединяющая в себе практические потребности поморов с традиционным укладом крестьянской семьи.

При написании статьи использовалась следующая литература:
1. Лисенко Л.М. «Дерево в архитектуре и скульптуре славян», 1987 г.
2. Ополовников А. «Русь деревянная, образы русского деревянного зодчества», 1970 г.
3. Пермиловская А.Б. «Декоративное убранство и символика народной архитектуры Русского Севера», 2011 г.

vkontakte telegram