Каргопольские вышивки месяцесловы: происхождение, особенности, символика.
Дата обновления статьи: 07.01.2024
Дата обновления статьи: 07.01.2024
Настоящее украшение севера России — каргопольская вышивка, которая по праву считается одним из наиболее узнаваемых и самобытных стилей народной вышивки. Однако, причудливые витиеватые узоры каргопольских мастериц — это не просто искусное украшение предметов быта, но и настоящий годовой календарь, на котором отмечены все ключевые праздники!
Вышивание — один из древнейших видов рукоделия. В России им занимались в основном крестьянские девушки долгими зимними вечерами — рукоделье брали на девичьи посиделки и вечерки, оно же в будущем должно было составить приданное выдаваемой замуж девушки.
Первое серьезное исследование, посвященное изучению русских вышивок, принадлежит
В каждом регионе складывались уникальные техники шитья, характерные именно для данной местности, ее культурных особенностей и традиций. На Русском Севере традиции вышивания узоров особенно богаты, что связано в том числе и с тем, что здесь не было распространено крепостное право. Центром северной вышивки по праву можно назвать Каргополь — древний город по названию которого она и получила свое наименование, хотя была распространена во многих волостях севера. Известно, что наибольшее распространение эта вышивка получила в Волосовской, Ошевенской, Усачёвской и Конёвской, волостях (Олонецк.губ — теперь Архангельск.обл). Реже она встречается в селах Заонежья и в Костромской губернии.
г. Каргополь
Каргопольская вышивка обладает рядом особенностей отличающих ее от других стилей, а именно:
Традиционно каргопольский рисунок создавался красными нитями на белом полотне. И наоборот — также распространено было вышивание бумажными белыми нитками по кумачу или
Расшивались узорами рубахи, полотенца, передники.
Примеры каргопольской вышивки
Среди всего многообразия каргопольских вышивальных сюжетов есть один, который сегодня хотелось бы рассмотреть подробнее. А именно — круговые вышивки с петельками и растительными орнаментами, именуемые в настоящее время «месяцами» или «месяцесловами». Местные вышивальщицы чаще именовали их «кругами».
Месяцеслов на переднике
Первым на
Отмечает он и то, что старшее поколение еще помнило о том, что это именно календарь, но уже не могло пояснить значение каждого отдельного элемента вышивки.
«Полотенца с кругами висели прежде вместо календарей. Их берегли, передавали из поколения в поколение…»
«...в первый день покоса повязывали холщевые передники с тремя «кругами», вышитыми «в ряд». Небольшие куски…с одним «кругом» прикрепляли к лучине и вешали на стену вместо календаря.»
Месяцеслов
Самые ранние образцы месяцесловов, которые дошли до наших дней датируют XIX в. В поздние времена юные мастерицы часто обращались к старинным образцам и сюжетам, копируя их в новых вышивках, но уже не вполне понимая значения всех элементов. Также со временем наблюдается утрата отдельных элементов композиции и деталей — в некоторых «кругах», вышитых уже ближе к нашему времени, остается лишь центральный элемент.
Стоит отметить, что те орнаменты на изделиях, что дошли до наших дней, выполнены более новым тамбурным швом, в то время как раньше использовался иной — двусторонний.
Этнографы проводят параллель между «месяцами» или кругами с резными деревянными календарями. Последние представляли собой бруски из дерева, на которых ежедневно делали зарубы. Напротив праздничных дней изображали специальные символы — чаще всего использовалось изображение креста, который испокон веков, еще до прихода христианства, всегда соответствовал солнцу и огню.
Вероятно, в основу первых деревянных календарей и вышивки положен один принцип исчисления, а отмеченные в нем праздники — это вовсе не церковные даты, а важные вехи, связанные с посевом и сбором ржи, прилетом птиц и проч. — все то, что имело первостепенную роль в жизни крестьянина. Впрочем, большинство из них так или иначе было впоследствии встроено и в церковный календарь, что породило целую плеяду
Итак, в традиционных
От центра расходится 12 лепестков — по количеству месяцев в году, которые затем обрамляются «кольцом» со счетом недель. А уже неделям соответствуют различные символичные элементы — крест в круге, сердце, петля, спираль, которые соответствуют определенным праздникам народного календаря. Верхний лепесток соответствует январю. Вся композиция в целом одновременно напоминает сюжеты вышивок иных регионов страны, посвященные «мировому древу».
«…счет идет посолонь («по часовой стрелке»), начиная января. На внешней стороне «месяца» размещено неравномерно несколько четко выполненных значков: круги с крестом внутри, сердечки, крупные спирали, маленькие петельки; всего 34 значка на всю окружность. На внутренней стороне обозначены четыре петельки, о которых автор статьи пишет, что «значения петелек 7, 11, 27, 33 не совсем ясны» (Борис Рыбаков, «Язычество древних славян».)
На сегодняшний день соответствие элементов вышивки некоторым ключевым датам и праздникам установлено довольно точно. Кроме того, при сравнении с резными деревянными календарями оказывается, что месяцесловы им полностью соответствуют — и те и другие фиксируют сроки проведения основных полевых работ непосредственно в Каргопольском районе. Также наблюдается сходство этих двух систем с орнаментами некоторых древних глиняных сосудов, принадлежавших славянским племенам, что говорит о том, что этому календарю как минимум несколько сотен (а, может, и тысяч?) лет.
Месяцеслов. Схема из книги Б.Рыбакова, «Язычество древних славян».
Хорошо «читаемы» следующие праздники (по Б.Рыбакову):
Знаки № 6-8 — около 24 марта — Комоедицы и Масленица (дохристианская).
Знаки № 10 и 11 — середина и конец апреля — Юрьев день и Ляльник.
Знак 33 — конец октября — праздник Макоши Пятницы.
По
№ 2 — Сретенье. Какова погода на Сретенье — такова и весна.
№ 4 —
№ 5 — озимые посевы полгода как взошли.
№ 8 — Не запаздывай с севом
№ 9 — Марья, зажги снега, заиграй овражки (окончательное таяние снега)
№ 12 — Егорий на белом коне (снег не сошел) — к неурожаю, на черном — к урожаю.
№ 17 — канун Митрофана (бывший Ярилин день).
№ 19 — Петров день.
№ 20 Казанская — разгар покоса
№ 21 — Илья лето кончает — рожь зачинает.
№ 22 — Первый Спас.
№ 23 — Второй Спас (между первым и вторым Спасом лучше всего сеять озимые)
№ 23 — Третий Спас
№ 28 — Воздвиженье, последняя копна с поля.
№ 30 — покров (снежный) землю покроет
№ 36 — иней на Николу — к урожаю
№ 37 —
Однако, к сожалению, значения многих других элементов вышивки уже не вполне понятны и не могут быть с абсолютной точностью соотнесены с теми или иными праздниками. Остается только искать их дальше и строить предположения.
Вот как обычно трактуются символы месяцеслова:
*********
Основная задача создания шитого календаря заключалась в том, чтобы обеспечить каждую семью наглядным подручным календарем, напоминающем о самых важных этапах и вехах крестьянского труда — причем, именно с учетом погодных особенностей севера и примет, характерных для данного региона, а также в привязке к солнечным и лунным циклам.
В наши дни на Русском Севере все еще можно встретить мастеров, хранящих секреты народной вышивки. А, значит, традиции до сих пор жива.
***********
Источники:
1.
2.Б.Рыбаков, «Язычество древних славян»
3.