Балет в живописи: интересные картины.
Рассказ о творчестве художницы Анастасии Вострецовой.
Дата обновления статьи: 06.01.2024
Рассказ о творчестве художницы Анастасии Вострецовой.
Дата обновления статьи: 06.01.2024
«Давайте больше танцевать и постараемся обрести больше красоты в танце, также, как и в жизни. Истинный художник, танцует ли он или делает нечто
Анна Павлова
Моя история, связанная с балетом, началась 8 лет назад, в один новогодний праздник, когда под елкой была обнаружена коробка с пастельными мелками. В то время я уже была на последнем курсе Академии художеств, но рисовать пастелью никогда не пробовала. Первым сюжетом, который я выбрала для рисунка, стал портрет юной балерины. Кажется, в качестве модели, я взяла образ
Рисовать я начала с раннего детства, как только научилась держать в руке карандаш. Мои родители в то время были студентами Строгановского института, поэтому дома нас всегда окружали планшеты, банки с кистями и красками, холсты — мне ничего не оставалось кроме рисования. У меня был свой собственный художественный столик с красками, альбомами, фломастерами. Конечно, тогда я не осознавала, что изобразительное искусство станет моим призванием, скорее всего, я просто подражала родителям. После окончания института наша семья вернулась в Екатеринбург — в то время возрождалось церковное искусство, и родители стали заниматься изучением иконописи и росписью храмов. Я, помимо школы, посещала художественную, музыкальную и балетную студии. Особенных способностей к танцу у меня не было, но мне, как всем девочкам, нравилось танцевать, сочинять танцы к новогодним праздникам. Мама постоянно водила меня в театр, на балет. После каждого посещения спектакля я рисовала увиденное. Два года назад мы с мамой нашли старую папку с моими детскими рисунками. Какого же было мое удивление, когда я увидела целые серии балетных рисунков!
После окончания школы я поступила в Екатеринбургское художественное училище им. Шадра, а затем в Академию художеств в
Фиалковое настроение. 40×30 бумага пастель 2008
Одновременно я посещала уроки петербургского художника Василия Братанюка, он известен своими картинами на балетную тему. Василий давал советы по технике живописи, учил анализировать, критиковал! В то время мне очень сложно было научиться воспринимать критику и
Главная проблема, с которой я столкнулась — это сложность найти материал, попасть в репетиционный класс, ведь у меня не было знакомых в театральной среде. Моими первыми моделями стали подруги, костюмы пыталась шить я сама. За полтора года усилий у меня набралось немало пастельных рисунков и, вот, в 2009 году прошла моя первая персональная выставка в Петербурге, в галерее «Моховая 18», где была представлена серия пастелей на балетную тему. Когда я смотрю на те первые работы, они мне кажутся во многом смешными и непрофессиональными, так как никакая самая стройная модель не может подделать пластику балерины, к тому же на многих моих моделях неверно одета та или иная деталь костюма… Все это не заметно обывателю, но человек из мира балета это сразу видит. Я поняла, что необходимо повышать свой уровень и свои знания в этой области. И случай не замедлил представиться!
В гримерной. 30×40 бумага, пастель. 2010
Так сложилось, что меня познакомили с балериной Мариинского театра Ильмирой Багаутдиновой, которая сразу же согласилась на предложение стать героиней моих картин. Ильмира взяла на себя «ношу» в виде художника, которого нужно было всегда за собой водить — в гримерку, за кулисы… не каждый это выдержит, когда на тебя постоянно
Черная Снежинка. Балет «Щелкунчик» в постановке
Постепенно я изучала репертуар театра, появлялись работы с Ильмирой в разных ролях. Самой знаковой для нас обеих картиной стала «Ильмира в Роли Черной Снежинки». Работа сделана по балету «Щелкунчик» в постановке М, М, Шемякина. Балет много лет идет в Мариинском театре и привлекает оригинальностью костюмов и необыкновенной сказочностью героев Гофмана. В 2011 году я решила показать картину на всемирном художественном салоне «Salon Art en Capital» в Париже — это очень крупное мероприятие в художественной среде, куда стекается большое количество коллекционеров. Работе была присуждена бронзовая медаль. Для нас с Ильмирой это стало большим подарком, и означало то, что наши старания не прошли зря. Совместные творческие идеи, их осуществление и успех, или неудача, всегда дают стимул идти дальше, объединяют.
В ожидании праздника 40×50 х.м 2013
Для Ильмиры наше общение тоже имело свою роль. В 2012 году в АРБ им
Анна Павлова. «Ностальгия» 50×60х.м 2012 г.
Ильмира и по сей день остается моей балетной музой, с которой написана уже целая серия картин. Осенью 2014 года, во дворце князя Владимира в Петербурге состоялся творческий вечер Ильмиры, к которому была приурочена выставка «Очарованная танцем», на которой было представлено 17 картин с Ильмирой в разных балетных образах.
Сильфиды. 50×60 бумага, пастель 2012
Еще одна из моих муз — балерина Театра Консерватории Полина Артемьева. Полина явилась главной героиней вымышленных балетных сюжетов.
Одетта 30×25 х.м 2012 г.
Перед зеркалом 70×40 х.м 2012
В прошлом году я познакомилась с юной балериной, талантливой ученицей Академии Балета им. А.Я, Вагановой — Ксенией Андреенко. Ксения на сегодняшний день моя самая юная муза.
Девочки в костюмах кораллов. Балет «Конек Горбунок» 30×40х.м 2014
Получилось уже несколько картин с юной балериной. Мне очень нравится передавать молодость, прозрачность, хрупкость юной балерины, ведь балет он такой и есть — очень светлый и воздушный.
Мечты о будущем. 50×60 х.м 2014
Первые работы на балетную тему были выполнены пастелью. Они были достаточно простыми и реалистичными с незамысловатым сюжетом, чаще всего с изображением балерины в задумчивом состоянии, у окна и.т.д. Когда я стала чаще бывать в театре, попала в гримерные, то сюжеты расширились, стали появляться сценки из закулисья. Появились работы по тому или иному спектаклю.
Сложилась хорошая традиция к каждому новому году показывать новую картину по балету «Щелкунчик». За несколько лет получилась целая серия «Снежинок» из балетов «Щелкунчик» разных театров. Театралы знают, что в каждом театре свои костюмы, свои декорации. В этом году родилась новая серия «Петербургские Снежинки», состоящая пока из трех картин «Волшебство в Эрмитаже», «Царскосельские Снежинки», «Волшебство в Зимнем Дворце».
Волшебство в зимнем дворце. 60×60 х.м 2013
Во всех трех картинах изображены
Волшебство в Эрмитаже. 50×50 х.м 2013
Мне захотелось так или иначе отражать город, в котором я живу. Балет и Петербург очень связаны, но в реалистической картине сложно соединить и то и другое. Поэтому, Петербург ощущается по деталям, по виду из окна гримерной, по резной детали
А за окном весна. 90×40 х.м 2014
Два года назад, неожиданно для себя, я открыла новую тему «Балетные флорарии». Идея возникла во время длительного путешествия по
Девочки в костюмах маков. 70×85 х.м 2012 (серия «Балетные флорарии»)
Я сразу вспомнила виденный за кулисами эпизод, когда балерины готовятся к спектаклю и сидят на глянцевом полу линолеуме, напоминая кувшинок разбросанных по глади воды, или просто тростинок колышущихся на ветру. Когда я вернулась домой, новая серия не заставила долго ждать, получилось несколько картин с
В цветущем саду. 50×60х.м 2014. (Серия «Балетные флорарии»)
Среди многих современных художников, изображающих балет, лишь единицы посвящают свои сюжеты закулисью, а тем более конкретным спектаклям. На самом же деле это очень интересная и поистине безграничная тема для творчества. Зритель видит спектакль из зала, а то, что происходит за кулисами остается в тайне. Тайна закулисья манит, привлекает и будоражит воображение и фантазию. Закулисный мир не менее сказочен и живописен, чем оживающие сюжеты и сказки на сцене. По ту строну сцены можно увидеть сопоставление сказки и реальности, что не может оставить равнодушным глаз художника. Может быть поэтому, я часто обращаюсь в своем творчестве именно к закулисной теме и стараюсь передавать «сказочные моменты» из реального закулисья.
Лебединое озеро 75×100 х.м 2013
Жизнь театрального закулисья очень повлияла на меня.
Автопортрет в карнавальном костюме. 60×45 бумага, пастель 2011 г.
Еще, одним из моих любимых жанров всегда оставался портрет и автопортрет. Мне очень нравится изображать себя в разных образах, возможно, сказвается моя любовь к театру или просто в этом жанре мне нравится полное ощущение свободы в передаче образа.
Наверное, у каждого художника есть техника, в которой он чувствует себя наиболее уверенно. У меня это конечно же масляная живопись, и сухая пастель. Для моей балетной темы пастель подходит практически идеально, так как ее легкость и воздушность сродни балетным пачкам, а насыщенность и богатая цветовая палитра будто созданы для передачи световых эффектов театра. Мне нравится, что в пастели можно экспериментировать с цветами бумаги, с фактурами. Пастелью я работаю быстрее, чем маслом, это удобнее, когда срочно нужно воплотить идею. Конечно, недостаток пастельного рисунка в том, что он менее долговечен.
Поправляющая прическу. 40×30 бумага пастель 2012 г.
В масляной живописи мне нравится возможность нагружения фактур, лессировок. Обычно я работаю долго и чем дольше, тем сложнее получается зрительный эффект.
Старинная шаль 75×50 х.м 2010
Меня часто спрашивают, как я работаю над картиной. Работаю исключительно в мастерской, так как работать за кулисами совершенно невозможно по причине того, что там очень темно, к тому же там идет свой, строго просчитанный рабочий процесс. Ножка этюдника, поставленная не в том месте, рискует стать деталью,
Мне кажется, что Петербург — это идеальный город для моей профессии. Сейчас мне 33 года и я совсем недавно осознала, что то, чем я занимаюсь — действительно моё призвание и я чувствую себя на своем месте. После Академии прошло 7 лет, но только сейчас я начала чувствовать себя уверенно. К сожалению, наши творческие учебные заведения не дают полного осознания того, что значит быть художником. Ежегодно факультет живописи выпускает 30 молодых художников, большая часть из которых не знают, куда идти дальше, как самореализоваться. Поэтому, я благодарна судьбе и Богу, что мое творчество востребовано, что я живу в одном из красивейших городов России и имею возможность участвовать в выставках, путешествовать.
Я думаю, что в последнее время в искусстве много негатива, поскольку много негатива и в реальной жизни. Искусство всегда отражает реальность, даже если оно не реалистично.
Обилие негатива в живописи кажется мне потерей гармонии в мире, потерей гармонии в душах людей. И художник должен восстанавливать эту гармонию своими работами. Во всяком случае, мне ближе именно гармонизирующее начало в живописи.
Натюрморт с балетном классе. 70×50 х.м 2011
Автор текста: Анастасия Вострецова