Культ ящера в Древней Руси.
Крокодилы на Руси – миф или реальность? Летописи, археологические находки и другие свидетельства.
Дата обновления статьи: 06.01.2024
Крокодилы на Руси – миф или реальность? Летописи, археологические находки и другие свидетельства.
Дата обновления статьи: 06.01.2024
И сидит ящер,
ладу-ладу
Орешки лущит,ладу-ладу
Веретёно точит,ладу-ладу
И жениться хочет,ладу-ладу …
(Из текста песни «Иван Купало»)
В том или ином виде культ некого ящера отчетливо прослеживается во всех
«Культ владыки
подводно-подземного мира был мало связан с земледельческим мировоззрением славянских племен лесостепного юга… Зато в озерном севере образ ящера част и устойчив… Но и в славянских древностях ящер встречается, особенно в северном регионе…» (Б. А. Рыбаков )
Всеволод Иванов. Хозяин озера
Добавим сюда сказки про Змея Горыныча или
Озеро Ладога
Что же это все — фантазии, отражающие подсознательный страх человека перед чуждой ему морской стихией, образный культ потустороннего мира подземных вод, или же следствие того, что некие ящеры действительно обитали бок о бок с людьми? Обратимся к летописным свидетельствам.
Начнем со знаменитого «Сказания о Словене и Русе» — оно сохранилось в нескольких вариантах записи в Мазуринском летописце, в «Повести о стране Вятской» и других летописных документах датируемых разными веками. В самом же сказании речь идет об истории Руси с древнейших времен до наших дней. Летопись начинается со второго лета после потопа (3264 год
В контексте разбора темы про ящеров нам будет интересен отрывок, посвященный старшему сыну князя Словена — Волхову. В тексте он описывается как волхв и чародей, который умел превращаться в «лютого зверя коркодила». Княжич Волхов «постави…градок мал на месте некоем, зовомо Перыня», что есть не что иное как капище Перынь неподалеку от сегодняшнего Великого Новгорода. Самого княжича люди, согласно «Сказанию» «сущимъ богомъ (окаянпаго того) нарицйху». Далее:
«…удавлен от бесов в реке Волхов…окаянное его тело несено бысть вверх по оной реке Волхову и извержено на брег противу Волховного его градка, идеже ныне зовется Перыня. И со многим плачем тут от невегласи (прим. — термин „невегласи“ в летописях обозначают язычников, поклонников дохристианской веры) погребен бысть окаянный, с великою тризною поганскою, и могилу ссыпаша над ним велми высоку, якож обычай есть поганым».
Всеволод Иванов. Два лика Перыни
Слова древнего текста хоть и довольно ясны, но смысл от нас ускользает — когда именно произошло «свержение прежних кумиров» и о ком именно здесь идет речь — о реальном
1068 год — в «Беседах Григория Богослова об испытании града», где он проповедует против языческих обрядов есть строки из которых следует, что в реке
«…Ов (некто, который) пожьре новоду своему, имъшю мъного (благодарственная жертва за богатый улов)… бога створьшаго небо и землю раздрожаеть. Ов реку богыню нарицает, и зверь, живущь в ней, яко бога нарицая, требу творить».
1549 год — тогда были впервые опубликованы «Записки о Московии» Сигизмунда фон Герберштейна, дипломата Священной Римской империи, долгое время проживавшего на Руси и немало путешествовавшего по ней. Это один из ценнейших и наиболее уважаемых источников посвященных Древней и Средневековой Руси. Описывая свой проезд через Самогитию («Ближайшая область к Литве, Самогития, лежит на севере у Балтийского моря и на пространстве четырёх герм. миль тянется между Пруссией и Ливонией») он упоминает неких «домашних» змеев с четырьмя лапами длиной примерно 60–70 см:
«Эта область изобилует рощами, и лесами, в которых иногда происходят страшные сцены. Ибо гам много язычников, которые содержат у себя в домах, как пенатов,
каких-то змей, с четырьмя короткими ногами на подобие ящериц, с чёрным и толстым телом, имеющих не более трёх пядей в длину и называемых гивоитами (Givuoites); в положенные дни, очистив свой дом и поставив пищу, они всей семьёй, вкаком-то ужасе покланяются этим змеям, пока, нажравшись, те не уползут в своё место. Если им приключитсячто-либо дурное, [170]то они это приписывают тому, что домашнее божество, змея, было худо принято и накормлено». (Сигизмунд фон Герберштейн. «Записки о Московии». Глава: О зверях. Стр 170).
1582 год — в Псковской летописи (30
«В лета 7090 (1582 год) изыдоша коркодили лютии звери из реки и путь затвориша; людей много поядоша. И
ужаса-ша людие и молиша бога по всей земли. И паки спряташася, а иных избиша».
Официальное объяснение этому
Крестьяне села Безродное отбиваются от крокодилов, напавших на скот. Из книги 1768 г.
1589 г. — английский дипломат Джером Горсей в книге «Записки о России» описал интересный случай, приключившийся с ним на границе современных Польши и Беларуси:
Я выехал из Варшавы вечером, переехал через реку, где на берегу лежал ядовитый мёртвый крокодил, crocodileserpent, которому мои люди разорвали брюхо копьями. При этом распространилось такое зловоние, что я был им отравлен и пролежал больной в ближайшей деревне, где встретил такое сочувствие и христианскую помощь мне, иноземцу, что чудесно поправился.
1719 г. — в летописи г. Арзамас, засвидетельствованной земским комиссаром Василием Штыковым есть описание змееподобного монстра упавшего с неба, которого позднее отправили в
«Лета 1719 июня 4 дня в уезде буря великая, и смерчь, и град, и многие скоты и всякая живность погибли. И упал с неба змий, Божиим гневом опаленный, и смердел отвратительно. И помня Указ Божией милостью Государя нашего Всероссийского Петра Алексеевича от лета 1718 Куншткамере и сбору для ея диковин разных, монструзов и уродов всяких, каменьев небесных и прочих чудес, змия сего бросили в бочку с крепким двойным вином…»
1770 —
«По известиям, которыя мне сообщил недалеко от Елабуги живущий заводчик Красильников, в сем месте бывал храм древних язычников, обитавших в сей стране. Он славен был вещуном или Оракулом, который будто бы в нем находился и ответы, от него подаваемые были столько почитаемы, что со всех сторон народ стекался к нему для вопрошения. Повествуют еще, что внутри храма сего обитал ужасной величины змей, котораго безчеловечные жрецы обыкновенно умилостивляли приношением ему в жертву людей иноплеменных, и сим его питали. Пред тем, как разрушенну царству Болгарскому, сие чудовище неведомо куда пропало».
Елабуга, Чертово городище
Об
«Оракул (Елабужский) был настолько известен, что даже казанская царица Цумбека (или Сюхнибека) послала туда своего вельможу узнать от оракула о будущей судьбе Казанского царства».
Герб Казани со змеем Зилантом образца 1781 года
26 июня 1889 г. — уездный исправник
Наконец, уже в XIX веке — в описи имущества одной из белорусских церквей упоминается скелет «крокодильца»:
"Как вскрыли мы погребок церковный, так увидели шкилеты, древние очень, потому что уже не желтые были, а
белые-белые . Один шкилет как будто мужчины, только росту огромного, другой — некий звериный, яко крокодилец. Лежали рядышком, а меж ними много кралей рассыпано".
На это можно было бы возразить, что это никак не доказывает сам факт того, что крокодил именно жил на территории Беларуси — может, его скелет привезли из дальних стран и сохранили как диковинку? Однако, легенды о крокодилах, еще недавно обитавших прямо в пригородах Минска действительно существуют — их связывают с Татарскими болотами (сейчас здесь расположен городской Дворец Спорта), где якобы водились некие рептилии черного цвета длиной до полуметра (что как раз согласуется с размером четырехлапых ящериц Сигизмунда Герберштейна). Считалось, что они были довольно агрессивны, а в периоды разлива Свислочи выползали из болота непосредственно на улицы города. Сохранились даже сведения о том, что «последний» минский крокодил был убит в 1885 году, после чего его чучело еще долгое время хранилось в одном из городских училищ вплоть до Первой Мировой, когда артефакт был утерян.
Есть также пара косвенных свидетельств о крокодилах в летописях, которые хоть и не описывают реальные события с ними, но указывают на то, что в крокодилов «верили», а само слово «коркодил» было на Руси прекрасно известно, причем настолько хорошо, что его уместно было использовать для описания качеств князя.
Так, в послании митрополита Киевского Никифора Владимиру Мономаху (XII в.) есть такие строки:
«И вероваша в животныя, в коркодилы, и в козлы, и в змие».
В Ипатьевской летописи Роман Мстиславович Галицкий сравнивается со львом, рысью, туром и крокодилом, где последний выступает символом неукротимого напора:
«…устремил бо ся бяше на поганыя яко и лев, сердит же бысть яко и рысь, и губяше яко и коркодил, и прехожаше землю их яко и орел, храбор бо бе яко и тур».
В русских летописях обычно используется слово «КОРКОдил», — именно в такой форме и транскрипции. Не ящер и не змей, а именно коркодил. Официальная версия его появления гласит, что это неточная транслитерация греческого названия КРОкодила.
Впрочем, если включить фантазию, то легко догадаться, что
В
Ручка ковша в форме головы дракона. Дерево, резьба. Конец XIII в. Новгород.
Накладная бляха с изображением дракона XIII в. Новгород.
Накладная бляха с изображением дракона XIII в. Новгород.
Накладная бляха с изображением дракона. XIV в. Новгород.
Дракон. Накладная пластина. Кость. XIV в. Новгород
Головы ящеров на конструкциях домов и ручках ковшей. Новгород
Но особенно устойчива связь Ящера с гуслями. Эту тематику детально изучал еще известный советский академик
«В связи с…(темой ящера) особый интерес представляют подлинные гусли первой половины XII века из раскопок в Новгороде.
Гусли представляют собой плоское корытце с пазами для шести колков. Левая (от гусляра) сторона инструмента оформлена скульптурно, как голова и часть туловища ящера. Под головой ящера нарисованы две маленькие головки „ящерят“.
На оборотной стороне гусель изображены лев и птица. Таким образом в орнаментации гусель присутствует все три жизненных зоны: небо (птица), земля (конь, лев) и подводный мир (ящер). Ящер господствует над всем и благодаря своей трехмерной скульптурности объединяет обе плоскости инструмента. Такие украшенные гусли изображены у гусляра на браслете
XII–XIII веков.Есть гусли с изображением двух конских голов (конь — обычная жертва водяному); есть гусли, на которых, подобно орнаменту на украинских бандурах, изображены волны (гусли XIV века)… Орнаментика новгородских гусель
XI–XIV веков прямо указывает на связь этого подводного царства с ящером. Все это вполне соотносится с архаичным вариантом былины: гусляр угождает подводному божеству, и божество изменяет уровень жизни бедного, но хитроумного гусляра». (Б. А. Рыбаков . «Язычество Древней Руси»).
Особенно интересно в описанных гуслях то, что «мифический» — на наш сегодняшний взгляд — ящер соседствует с реальными животными — львом и конем. Читать подробнее про образы гусляров в русской культуре и очаге гусельной традиции на северо-западе Руси.
Более того, устойчивое использование образа Ящера на гуслях позволяет связать ритуальную игру на этом инструменте с культом Морского царя и объяснить многие части былины о Садко. После того, как Садко порадовал Морского властелина игрой на гуслях на берегу
«…не пошлины Поддонный царь требует, А требует он голову человеческу».
Далее из текста ясно, что Морской царь жаждет навсегда оставить Садко в своем подводном царстве. Интересно, что облик Морского Царя в былине никак не описывается — в действительности им может быть кто угодно, но в нашем воображении — благодаря многим известным картинам — закрепилось именно антропоморфное его изображение.
Борис Ольшанский. Садко в подводном царстве.
Но может быть, Морской или Поддонный царь — это и есть тот самый Ящер или Змей?
Крайне любопытное изображение некого крокодилоподобного существа можно увидеть на фреске «Чудо Георгия о змие» Георгиевской церкви в Старой Ладоге (ок.1167 г.).
В ней исследователей удивляет то, что здесь нет и намека на поединок: Георгий здесь вовсе не пронзает змея копьем — более того, хрупкая женщина справа от воина спокойно ведет «коркодила» за собой на поводке, как домашнее животное.
«Пермский звериный стиль» («шаманские изображения», «чудские образки», «культовое литьё») — собирательное название, характеризующее стиль самобытных археологических находок, которые находят повсеместно от Урала до Енисея. Наибольшая концентрации их в Верхнем Прикамье. Большинство найденных предметов — это литые бронзовые пластины размером примерно с человеческую ладонь.
Считается, что подобные пластины изготовлены в VII — XII
Один из характерных сюжетов пермского звериного стиля — наряду с
«Среди приуральской чуди было широко распространено представление о
каком-то мифическом звере с некоторыми признаками гада с удлиненной головой, вооруженной рогом и напоминающей отчасти крокодилью или носорожью, с вытянутым туловищем, покрытым чешуями вдоль спины и оканчивающимся более или менее коротким хвостом». (академикД. Н. Анучин )
Сегодня в музеях представлены в основном только бронзовые пластины и фигурки, однако есть множество свидетельств о том, как аналогичные серебряные и золотые предметы с Урала отправляли на переплавку и продажу буквально тоннами. При этом специалисты XIX отмечали, что качество этого серебра гораздо выше, чем у современных мастеров. Есть также сведения о высоком уровне знаний народа чуди в горнодобывающем деле — так, Д.
«…все наши уральские горные заводы выстроены на местах бывшей чудской работы — руду искали именно по этим чудским местам».
Читать подробную статью про пермский звериный стиль.
Изображение Ящера, Змея или Дракона нередко встречается на наличниках
Так на одном из барельефов храма Покрова на Нерли 1165 г. изображены крокодильи морды.
Фото Покрова на Нерли
Есть изображения ящеров и на находках сделанных при раскопках Вщижского городища XII века, в частности на главном артефакте — металлических арках «напрестольной сени», которая воздвигалась над алтарем во время торжественных богослужений.
Интересно, что здесь ящер также расположен как бы в фундаменте всей системы — «на нем держится» мир земной и небесный, а само расположение ящера таково, что он одновременно находятся и рядом с восходящим солнцем и рядом с заходящим.
Считается, что такой «языческий образ» оказался на христианской арке именно в силу «неистребимости» представлений о ящере, как о неотъемлемой части мироздания у славян.
Вщижские арки, XII в.
Этнограф
«Крестьяне покупают миром лошадь, три дня ее откармливают хлебом, потом надевают ей на шею два жернова, голову обмазывают медом, в гриву вплетают красные ленты и в полночь опускают в прорубь».
Это ни что иное как отправка своеобразной «дани» Морскому царю. Стоит только поражаться, насколько «живым» он должен был быть в представлениях крестьян, если они считали необходимым отправить под воду
Любопытно, что описанный обряд проводился именно в зимнее время (зимой Ящер испытывает затруднения с добычей пропитания?). А вот другой этнограф —
«Каждый год накануне зимнего Николы пред всенощной из каждой рыбацкой семьи к известному месту собираются старики. На берегу ими делается человеческое чучело и в дырявой лодке отправляется в озеро, где, конечно, и тонет.
Два-три старика поют песню, где просят Онего (озеро) взять чучело соломенное… И для большей вразумительности призывают имя Николы Морского».
Кстати, в некоторых версиях былины о Садко, последний, после своего спасения из подводного царства, ставит
Наталья Буканова
Своеобразную «жертву» воде можно увидеть и в известной легенде о том как Стенька Разин бросил в Волгу персидскую княжну — крайне ценный подарок, с которым атаману, исходя из начала песни, вероятно, было жаль расставаться:
«Волга, Волга, мать родная,
Волга — русская река,
Не видала ты подарка
От донского казака.
Чтобы не было раздора
Между вольными людьми,
Волга, Волга, мать родная,
На, красавицу возьми!»
Мощным взмахом подымает
Он красавицу княжну
И за борт ее бросает
В набежавшую волну…
(русская народная песня, «Из-за острова на стрежень»)
Иван Билибин, Степан Разин
А былинный богатырь
Наконец, до наших дней сохранилась народная песня про Ящера (или Яшу), которую в 2002 году «воскресил»
Суть игры заключалась в том, что из мальчиков выбирается «Яша», который сидит на условном постаменте в центре хороводного круга и выбирает себе «невесту». Хоровод поет:
Сиди-сиди , Яша, под ореховым кустом,
Грызи-грызи , Яша, орешки каленые, милою дареные.
Чок-чок , пятачок, вставай, Яша, дурачок,
Где твоя невеста, в чем она одета?
Как ее зовут? И откуда привезут?
Поразительно то, что повсеместно в самых разных регионах страны
Сядить Ящер У золотым кресле,
У оряховым кусте
Орешачки луще.
— Жанитися хочу,
— Возьми собе панну,
Котораю хочешь,
Котораю любишь…Сяде Ящер под пирялущем
На ореховым кусте,
Где ореховая лусна,
— Возьми собе девку,
Котораю хочешь…
То есть Яша — это все тот же Ящер, имя которого было «скрыто» путем небольшого видоизменения. Он сидит на золотом троне, хочет жениться и выбирает себе «красную девку», которая, очевидно, и станет его
Автор картины неизвестен
Впрочем, не стоит думать, что Змей, Ящер, Полоз — это олицетворение некого абсолютного зла и кровожадности. Например, известно, что во многих регионах Руси, а также в Беларуси, Украине, Литве и у многих южных славян был крайне распространен обычай держать дома ужей для отпугивания мышей — как минимум до Средних веков, но отдельные упоминания о подкармливании ужей есть вплоть до XX века. Не отсюда ли свидетельство Сигизмунда Гербершнейна о неких домашних змееподобных существах? В его тексте у них, правда, имеется 4 лапы, а размер достигает около 60–70 см — так что остается вопрос были ли там и иные существа или же путешественник
Что касается ужей, то их приманивали к домам специально, кормили молоком, ценили, оберегали. Убивать их запрещалось — считалось, что они приносят удачу, а вот человека убившего ужа постигнет или смерть или разорение. Домашних ужей нередко ассоциировали с домовым, кстати, на Украине его и называли «домовик», а в Болгарии — «стопанин» (то есть «хозяин»), в Сербии — «чувар» (то есть «хранитель дома»). Сохранились сказки, в которых уж прилетает через трубу по ночам — впоследствии именно таким образом стали описывать и нечистую силу.
Бытовало поверье, что на поминальную Фомину неделю или праздник Троицы у ужа вырастают «золотые рожки» (корона хозяина?) — затем он сбрасывает их где-то в зарослях хвоща (=трава-«ужачка») и остаются лишь его характерные желтые пятнышки. Считалось, что если добыть эти рожки с соблюдением определенных обрядов, то можно получить мощнейший талисман. Поиски волшебных «золотых рожек» в
Хвощ
Нередко змеи, и в частности ужи, именовались солнечными существами — потому что они просыпаются весной именно тогда, когда солнце начинает прогревать землю, светить теплее и ярче, то есть являются предвестниками солнца. Это наводит на мысль, что
Кстати, есть еще один крайне загадочный исторический феномен, связанный со змеями и — возможно, именно с «солнечными» ужами — это так называемый амулет-«змеевик». Он выбивается из привычной картины мира тем, что на одной стороне этого медальона всегда изображался
Такие амулеты змеевики находили в больших количествах по всей территории Руси. Считается, что они имели хождение примерно до XII века. Некоторые из них выполнены из серебра или золота и даже приписываются в собственность князьям — например, Владимиру Мономаху.
Змеевик Владимира Мономаха
Как же головы в кольце змей могут уживаться на одном амулете с христианскими сюжетами? Объяснить столь необычное соседство никто не берется. Интересно, что в музейных экспозициях подобные артефакты оказываются то на стендах языческих амулетов (если развернуты вперед змеями), то на стендах с христианскими (если развернуты стороной со святым).
Различные варианты амулетов змеевиков Древней Руси
Но может статься, что мы просто мало знаем не только об исконном дохристианском мировоззрении своих предков, но и о ранних веках христианства на Руси. Что осталось за гранью раскола и никонианских реформ XVII века? Почему люди массово шли на смерть за веру или уходили целыми старообрядческими общинами за Урал, в Сибирь? Возможно, на
«Будьте мудры как змии и кротки как голуби» (Мф. 10:16)
Интересно, что мотив змееборчества был присущ мировоззренческой парадигме наших предков изначально в составе дуалистичной концепции восприятия мира:
При этом, хотя главными животными ипостасями Велеса являются медведь и волк, он же — именно во время поединка с Перуном — может представляться в образе Змея. Причем аналогичный сюжет борьбы солнечного бога Громовержца со Змеем есть почти во всем индоевропейских культурах: в Индии — это Индра побеждающий змея Вритру, в Греции — Зевс побеждающий Тифона, в Скандинавии — Тор побеждающий Ермунганда, в хеттской культуре — Бог Грозы противостоящий Иллуянке.
Важно понимать, что в этой паре Велес вовсе не является воплощенным Злом или
Максим Сухарев. День и Ночь (Белобог и Чернобог)
Нескончаемый поединок
21 декабря на Коляду/Солнцеворот силы начинают возвращаться к Перуну, его светлые энергии вместе с ростом продолжительности дня будут набирать силу вплоть до 21 июня — дня Ивана Купалы.
после Ивана Купалы начинается пора Велеса, который достигает пика могущества в темные декабрьские ночи перед новой Колядой.
И если тема «побеждающего бога» впоследствии органично совпала с темой борьбы
________________
Так, может быть, почитание Змея или Ящера — это ничто иное, как дань уважения славянскому богу Велесу, проявление его культа? Вопрос в том, что было первично. Может быть, наоборот —
И если
P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.