Касьян 29 февраля и високосный год: приметы, обряды, народный фольклор, традиции и представления

Касьянов день — народный и христианский праздник, приходившийся на 29 февраля по юлианскому календарю. Он отмечался только в високосный год, то есть 1 раз в 4 года, отличаясь таким образом от всех остальных дней в году. Поэтому, по крестьянским поверьям, Касьян то ли обозлился на целый свет, то ли неблаговидным поведением «заслужил» такой неудачный памятный день. Сегодня — с учетом разницы календарей — день Касьяна перешел на 13 марта, т. к. именно этот день в григорианском исчислении соответствует юлианскому 29-му февраля. Однако, народные представления так или иначе связывали Касьяна с тем самым «особенным», выпадающим днем, поэтому 29 февраля все же уместно вспомнить о нем.

Почему Касьяну достался такой день?

В народном фольклоре существовала легенда, о том как повели себя Касьян-угодник и Николай-угодник, встретив на своем пути мужика, увязшего с возом на дороге. Первый отмахнулся от попавшего в беду, не захотев пачкаться, второй же тут же пришел мужику на помощь. В итоге Бог, разбирая их поступки, постановил:

«Ты, Касьян, не помог мужику. За то будут тебе через 3 года служить молебны. А тебе, Николай-угодник за то, что помог мужику воз вытащить, будут служить молебны 2 раза в год.»

Соответственно Касьян приходится на 29 февраля и отмечается только раз в 4 года (так было до смены календаря на григорианский), а у Николы два дня в году — зимний и летний. Впрочем, на церковные службы это никогда не имело особого влияния, так как традиционно выпадающие на 29 февраля богослужения просто переносились на 28-е и так или иначе проводились.


В целом же среди всех восточных славян этот особый день считался крайне неблагоприятным и был издревле окружен мистическими предубеждениями связанными, в том числе, с демоническими силами. Дата носила множество названий: Касьян-Високос, Кривой Касьян, Касьянья, Касьян Завистливый, Касьян Остудный, Глаз Касьяна и другие.

Святой Кассиан в христианстве

В истории христианской церкви Касьянов день является датой памяти Святого Кассиана — основателя монашества в Галлии и одного из главных теоретиков аскетизма. Родился он в Скифии около 360 года н. э., а первые шаги в монашескую жизнь сделал в Вифлеемском монастыре в Палестине.

Кассиан долго путешествовал по Египту, изучая уклад и правила монастырской жизни среди монахов и отшельников. Около 400 г. он был посвящен в сан диакона, а через несколько лет представлял в Риме константинопольскую церковь с целью защиты церковного оратора Иоанна Златоуста.

Св. Кассиан

Затем, обосновавшись в Массилии, основал две монастырские обители — одну для мужчин и одну для женщин — моделировав их по образцу египетского монастырского уклада. Кроме того, святой оставил христианскому миру свое наследие в виде 12 томов, исследующих и описывающих уставы монахов Палестины и Египта, и 24 «Собеседования», посвященных моральным аспектам христианской доктрины и жизни отшельников.

Образ Кощея в народной культуре

В народной культуре образ Касьяна кардинально разошелся с наследием Иоанна Кассиана и ассоциировался… с Кощеем. Так появился парадоксальный и прямо скажем немыслимый образ «злопамятного святого»: местные предания приписывали ему такие негативные черты характера, как зависть, злопамятство, злоба, корысть, скупость… Особенно ярко это проявилось в Саранском уезде Пензенской области, где Касьян, по народным суевериям, вовсе не считался святым (или даже человеком).

Иван Билибин, Кощей

«Экий ты Касьян! Видно в тебе и крови человеческой нет».

В представлении простого люда он был близок к гоголевскому Вию — демон с огромными веками, доходящими до колен, длинными ресницами и косящим смертоносным взором, от которого все живое болело и чахло. Считалось, что ему подчинялись все ветры, включая моровые, приносящее с собой эпидемии чумы и холеры. Кроем того Касьян символизировал зиму как таковую.

В целом на Руси его имя в народном сознании трансформировалось в эпитет для описания унылых и мрачных людей, что породило выражения типа «смотрит как Касьян» в отношении угрюмых или нелюдимых особ. Также существовала ассоциативная связь между «взглядом Касьяна» и некой порчей или сглазом, настолько мощными, что снять их практически невозможно. В целом считалось, что если 29 февраля случалось что-то плохое, например, какой-то человек неожиданно захворал, скоропостижно скончался или просто что-то поломалось — это Касьян «постарался».

Игорь Ожиганов, Чернобог

Касьян на что не взглянет — все вянет.

Касьян все косой косит.

Касьян на народ — народу тяжело;

Касьян на траву — трава сохнет;

Касьян на скот — скот дохнет.

Худ приплод в високосный год.

Многие исследователи полагают, что до крещения Руси день 29 февраля* являлся днем Кощного Бога — представителя темных сил в славянской мифологии, который владычествовал в царстве Смерти. После принятия христианства образ злого Кощея и связанные с ним верования частично переложились на Святого Кассиана, день памяти которого приходится на ту же дату.

Кстати, в выпадающее 29 февраля поминали не только святого Касьяна, но и других — Иоанна Дамасского и Феостирикта Мидикийского, однако, последним почему-то не досталось нкиакая «дурная» слава в народной молве. Вероятно, ответ кроется в созвучии имен КАЩей/КАСьян, а также в ассоциациях, которые на слух возникают при имени Касьян — здесь можно предположить что-то косое, нездоровое, а как неоднократно отмечали исследователи народного фольклора, любая асимметрия (одноглазость, одноногость, хромота, горб) и неправильность (одежда наизнанку, перепутанные левый и правый ботинок и проч.) — это всегда первый «маркер» потустороннего существа.

Андрей Клименко, Кащей Бессмертный

*Практика введения в календарь високосных годов как таковых существует еще со времен Цезаря (45 г. до н. э.), так что на Руси, очевидно, также издревле существовал день, который «то есть — то нет» и с ним, несомненны, должны были быть связаны некие представления. По логике традиционного дохристианского мировоззрения такой день должен быть опасным, пограничным между мирами реального и потустороннего.

Обряды и обычаи на Касьяна-високоса

День недели, на который выпадал праздник, в простонародье слыл несчастливым, в него не затевали никаких масштабных работ. Крестьяне откладывали все дела 29 февраля и старались вовсе не покидать жилища вплоть до наступления утра 1 марта. Домашний скот тоже не выпускали на двор, чтобы не попал под глаз Касьяна.

Считалось, что любой труд, сделка или начинание могут обернуться бедой. Полагалось сидеть дома под защитой родных стен и очага, чтобы беды прошли стороной. Накануне заранее стряпали праздничный ужин (так как в сам этот день трудится не следовало) и все домочадцы собирались за совместной трапезой — если этого не сделать, Касьян мог разобидеться и напустить на семью ссоры и невзгоды.

Всеволод Иванов, В царстве Кощея

Интересно, что традиционно в этот день проводили разные ритуалы с яйцом на избавление от сглаза и порчи, а также на убийство Кощея (Касьяна) — ведь по народным поверьям его смерть хранится в яйце. Для этого куриное яйцо (желательно от черной курицы) разбивали об угол дома и до рассвета к нему не прикасались, а, выйдя поутру на улицу, трижды крестились.

С помощью яйца также пытались излечить разные недуги. Так, если в доме был больной, по его телу катали сырое яйцо, которое затем раздавливали руками и выбрасывали. Затяжную болезнь прогоняли в Кощеево царство следующим образом: снимали одежду с больного и стирали в проруби, приговаривая:

«Ты, водица, все недуги забери, силы рабу Божиему (имя) верни. Неси их за тридевять земель, к Кощею-Кощеюшке, он их себе возьмет и к нечисти снесет. Пусть свои подарки берут, а от (имя больного) уйдут».

После этого одежду сушили на свежем воздухе.

Гадания на Касьяна

По сложившейся традиции в Касьянов день принято было гадать на свою судьбу в грядущем високосном году, а также на суженого и исполнение желаний. То есть опять мы видим, что в этот день, по народным представлениям, как бы «истончаются» границы между мирами и можно заглянуть «за кромку».

Z. H. Field. «Смерть Кощея»

Для гадания о судьбе в целом девушки ходили в курятник и считали, сколько яиц снесли пеструшки:

  • если курица оставила 1 яичко, значит весь год пройдет в одиночестве;
  • пара яиц предсказывала скорую встречу с женихом;
  • 3 служили обозначением года, проведенного в кругу семьи;
  • 4 обещали радостные события;
  • 5 являлись символом предстоящего везения;
  • 6 предупреждали о финансовых трудностях;
  • 7 предвещали прибавление в семействе;
  • 8 служила знаком общего счастья;
  • 9 обещала год в радости и веселье.

Для гадания на будущего мужа пекли кексы с добавлением в тесто большого количества яиц и в каждый прятали сюрприз со значением. Например:

  • попавшийся изюм указывал на мудрого мужа, стремящегося к профессиональному росту;
  • мак символизировал богатство и власть;
  • корица говорила о придирчивости и занудстве в характере суженого;
  • вишня предсказывала веселого и легкого на подъем супруга;
  • абрикосы обещали нежность и любовь;
  • малина намекала на склонность к тратам;
  • клубника означала страстного возлюбленного.

На исполнение желаний гадали за столом, подбрасывая вверх 29 монет и рассматривая на какую сторону упадет большая их часть: если выпало больше решек, значит, желание не осуществится, а если больше орлов — сбудется.

Приметы и суеверия

В народном календаре Касьянов день был также связан с рядом примет и поверий:

  • с утра не небе видны высокие облака — ожидай скорого потепления и ясного дня;
  • в лесу слышно, как деревья «гудят» — грядет похолодание;
  • утренний туман на Касьянью — к хорошему урожаю;
  • начавшаяся капель — к затяжной весне;
  • если на Касьяна-Високоса не слышно ни собачьего лая, ни пения птиц и стоит гробовая тишина — в ближайшее время придет эпидемия болезни.

Виктор Васнецов

Еще бытовало суеверие, что в Касьянью нельзя приглашать в дом гостей, оставлять кого-то ночевать и открывать дверь незнакомым людям, ибо в образе незнакомца в дом может прийти Холера. Нельзя надевать и чужие вещи, чтобы не передать своего счастья другому.

P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.

Литература, использованная при написании статьи:

1. Т. А. Агапкина «Мифопоэтические основы славянского народного календаря», 2002 г.
2. О. В. Белова «Касьян: Славянские древности», 1999 г.
3. В. Колесникова «Русь православная. Праздники и обряды», 2005 г.
4. И. И. Шаньгина Русский народ: будни и праздники», 2003 г.

vkontakte telegram