Таланты

Выдающийся советский ученый Юрий Кнорозов: расшифровка древней письменности майя. Как Юрий Кнорозов расшифровал иероглифы индейцев майя.

Наиболее известной и самый старой работой по теме письменности майя была рукопись второго епископа Юкатана (современная Мексика) Диего де Ланда «Сообщения о делах в Юкатане», 1566 год. Там Де Ланда приводит азбуку майя и указывает, что, по его мнению, письменность майя носит фонетический характер и связана со звучанием, то есть — представлена в виде букв или слов. В 1862 году эту рукопись обнаружил в Мадриде известный майянист Шарль Этьен Брассёр де Бурбур, который опубликовал его с собственным переводом на французский.

Следующим авторитетным исследователем письменности майя стал Эрик Томпсон (1898–1975) — английский археолог и эпиграфист, один из ведущих специалистов по цивилизации майя в первой половине XX века. Он раскритиковал идеи де Ланда и пришел к выводу, что иероглифы майя — это абстрактные понятия, то есть категорически отверг мысль о том, что они представляют собой слова или буквы. Для Томпсона письменность майя состояла из картинок и символов, идей и абстракций. Такой взгляд на проблему в общем-то делал дальнейшее изучение письменности майя невозможным и бессмысленным. А из-за мирового авторитета ученого попыток освоить иероглифику становилось все меньше и меньше.

В 1945 году советский лингвист-старшекурсник Юрий Кнорозов прочитал статью немецкого ученого Пауля Шелльхаса под названием «Дешифровка письма майя — неразрешимая проблема» и принял вызов:

«Как это неразрешимая проблема? То, что создано одним человеческим умом не может не быть разгадано другим. С этой точки зрения, неразрешимых проблем не существует и не может существовать ни в одной из областей науки!», — так прокомментировал статью Юрий и решительно погрузился в проблему, не обращая внимания на авторитетные мнения. Тщательно изучив имеющиеся у него письменные источники он пришел к выводу, что прав был именно де Ланда и письменность майя — это фонетическое письмо, в котором каждый графический символ связан со звучанием. В своей диссертации он доказал это неоспоримо, предоставив ключи к расшифровкам текстов древних майя, а к 1975 году перевел все существующие тексты майя в полном объеме.

Иероглифы майя

Биография и жизненный путь Юрия Валентиновича Кнорозова, приведший его к дешифровке письменности майя

Детство и воспитание

Юрий, владелец редкой фамилии, происходил из рода русских интеллигентов. Он стал пятым и последним ребенком в семье Валентина Кнорозова и Александры Макаровой, которые на момент его рождения (1922 г.) проживали в Харькове.

Родители еще до женитьбы решили, что будут воспитывать детей «по Бехтерову». Например, они старались определить склонности и таланты детей с младенчества, развивали у них амбидекстрию (способность одинаково хорошо владеть правой и левой руками) и аналитическое мышление. Такой подход был эффективным — все пятеро детей стали выдающимися учеными. Однако, сосредоточившись на интеллектуальном развитии детей, родители несколько упускали эмоциональную часть, проявляли мало тепла, доброты, сердечного участия. В результате у всех детей, включая Юрия, сформировался достаточно скрытный замкнутый характер, порой окружающим они казались угрюмыми и «неколлективными людьми» (на эту манеру держаться отстраненно и ее связь с детским воспитанием указывали в последующих интервью племенники и ученица Кнорозова Г. Г. Ершова, впоследствии ставшая руководителем учебно-научного Мезоамериканского центра им. Ю. В. Кнорозова). При этом близкие люди знали его как необычайно доброго и мягкого человека, а дети всегда просто обожали — причем не только собственные, но и просто юные посетители музея, где работал Юрий Кнорозов.

В пятилетнем возрасте Юрий, играя, получил сильный удар по голове после чего на некоторое время потерял зрение. Уже во взрослой жизни Кнорозов неоднократно вспоминал о том эпизоде, считая, что именно он стал «спусковым крючком» его выдающихся способностей.

Первое знакомство с иероглификой

В школе Юрий учился на «отлично». Исключение составляли только украинский язык и литература. После окончания школы юноша намеревался стать психиатром. Однако в 1939 году большинство медицинских университетов готовили только военных врачей. Альтернативой Кнорозов выбрал исторический факультет Харьковского университета. Именно там берет начало его увлеченность загадками письменности — благодаря лекциям профессора психологии Платонова Кнорозов увлекся шаманскими практиками, египетским языком и иероглификой. Впрочем, его изначальный интерес к шаманизму связан был с некоторыми собственными паранормальными способностями, в которых Кнорозов хотел разобраться — так, родственники отмечали, что он владел гипнозом и мог лечить головную боль наложением рук.

Военные годы

Когда началась война, Юрий успел закончить только два курса. Он получил статус «нестроевого», но был отправлен в составе строительного отряда под Чернигов, где попал в «котел». Чудом выбравшись, Юрий нашел семью под Харьковом. Оказалось, что их прежний дом оккупировали, и ему вместе с родными пришлось жить в сарае. В этот период Юрий узнает, что его девушка, с которой он встречался до войны, была убита.

Изучение Мексики в МГУ. Сенсационная Диссертация

После тяжелого периода скитаний, Юрий приезжает в Москву и не без сложностей поступает сразу на 3-й курс истфака МГУ. Совсем скоро перед начинающим ученым встает вопрос аспирантуры. Он был намерен продолжать изучать Мексику, но тот факт, что он в 1941—1943 гг. находился на оккупированной фашистами территории, не позволил ему получить место в аспирантуре ни в 1948 г. (сразу после окончания университета), ни при повторной попытке — в 1950 г.

Карта расселения цивилизации майя

Карта расселения цивилизации майя

Несмотря на то, что ученого не взяли в аспирантуру, он активно работал над диссертацией по расшифровке письменности майя. Его научный покровитель — профессор С. А. Токарев — был уверен, что работа Кнорозова — ключ к чтению древних письмен:

«Эта работа, когда она будет доведена до конца, составит славу советской науки и подтвердит наглядным образом её превосходство над зарубежной буржуазной наукой даже в такой области как изучение древнеамериканской письменности, над которой десятилетиями работают лучшие американские специалисты» (С. А. Токарев)

Юрий Валентинович Кнорозов расшифровка письменности майя

Об увлеченности Юрия наукой и главной загадкой всей его жизни — письменностью майя, свидетельствует воспоминание его соседа по общежитию:

«Со мной в комнате, между прочим, жил Юра Кнорозов. Он всё отдавал науке, всё. Получал стипендию и немедленно покупал книги, а потом у всех одалживал на еду. Питался водой и хлебом. Занимался расшифровкой письменности майя. Это ему удалось, и он стал всемирно известным учёным.»  (Севьян Вайштейн, советский этнограф, археолог, востоковед-тюрколог).

Только в 1955 году Кнорозова допустили, как соискателя, к защите кандидатской диссертации. В ходе защиты Юрий, продемонстрировавший свои ключи к разгадке «нечитаемой» письменности майя, показал настолько блестящие результаты, что комиссией было принято решение присудить ученому сразу докторскую степень, минуя степень кандидата. При этом защита длилась всего три минуты.

Юрий Валентинович Кнорозов за работой

Выводы Юрия и его доклад стали настоящей сенсацией как в масштабах Советского Союза, так и в мировом масштабе. Впоследствии разработанный Кнорозовым метод дешифровки получил название «метода позиционной статистики» и использовался еще многократно для прочтения других древних текстов — например, так прочли письмена острова Пасхи, монгольские и некоторое протоиндийские тексты. Все эти дешифровки были выполнены учениками Кнорозова под его руководством.

Международное и Всесоюзное признание

В 1956 г. Юрий Кнорозов был включен в состав советской делегации на XXXII Международном конгрессе американистов в Копенгагене, куда съехались 328 ученых из 34 стран. Доклад советского ученого вызвал оживленные споры, протесты и нелепые обвинения «нарушении научной этики» со стороны оппонентов. Как бы то ни было доклад Кнорозова на английском языке был опубликован не только в сборнике работ конгресса, но и «Журнале Общества американистов», то есть получил широчайшую огласку.

В 1975 г. Юрий Валентинович опубликовал полный перевод имеющихся рукописей майя. За эту работу он был награжден Государственной премией СССР.

Юрий Кнорозов. Почтовая марка

Семья и любимая кошка

В 1952 году Юрий Валентинович женился на Валентине Михайловне Самковой — филологе-русисте. У них родилась одна дочь — Екатерина, которая также посвятила себя лингвистике.

Выдающийся ученый был необычайно привязан к своей кошке Асе (Аспид). Это любовь доходила до такой степени, что он признавал ее своим соавтором. Редакторы из раза в раз вычеркивали кошачью кличку из перечня причастных к написанию научных работ.

«Соавторство» впрочем не лишено определенного смысла — именно наблюдение за общением Аси с ее котенком («сигнал» — «ответ») натолкнуло ученого на интересные мысли по поводу работы человеческого мозга. Кстати, изначально он хотел заниматься именно этими вопросами — поэтому и намеревался получить образование в сфере психиатрии. А теме работы мозга он все же посвятил отдельное исследование «К вопросам о классификации сигнализации» (статья была опубликована по знакомству в не совсем подходящем теме журнале «Вопросы африканистики»).

Юрий Валентинович Кнорозов с любимой кошкой Асей

Самая известная фотография Кнорозова — как раз с любимой кошкой Асей на руках. Именно ее он сам предоставлял везде, где требовалась его официальная фотография.

Как Юрий Кнорозов расшифровал иероглифы индейцев майя

Главным источником, от которого отталкивался Юрий Валентинович в своих исследованиях, стала та сама рукопись епископа Диего де Ланда XVI века, где была зафиксирована азбука майя из 29 знаков (точнее - запись испанской азбуки майянскими иероглифами), отринутая майянистом Эриком Томпсоном. Юрий перевел текст де Ланда со старо-испанского и понял, что именно эти 29 знаков и станут ключом к разгадке тайны древнего языка.

Кстати сам вопрос того как к Юрию попал текст Диего де Ланда стал предметом споров и оброс огромным количеством легенд. Бытовало мнение, что Юрий сам в составе Красной Армии дошел до Берлина, где из охваченной огнем библиотеки спас два текста «Сообщение о делах в Юкатане» Диего де Ланда и «Кодексы майя» братьев Вильякорта. Сам ученый называл эту версию полным бредом и говорил, что книги передали ему другие советские офицеры. Впрочем, не ясно почему они вообще решили взять эти книги, как они определили их историческую ценность и почему переданы они были именно Кнорозову — на тот момент совершенно неизвестному.

Письменность майя

Как бы то ни было, Юрий Кнорозов, обладавший выдающимися аналитическими способностями, разработал собственный метод дешифровки древних текстов, получивший название «позиционная статистика». Его суть в том, что перед тем, как начать дешифровку нужно определить, к какому типу письма принадлежит текст:

  • фонетический (знак = звук; русский и все европейские языки)
  • слоговый (знак = слог; древнеиндийское письмо)
  • образный (знак = слово/корневая основа/образ; китайские и прочие иероглифические языки)

У каждого типа письменности разное количество неповторяющихся самостоятельных элементов. В фонетических азбуках их порядка 30–40, в слоговых около 300–350, а в иероглифических языках для полноценного чтения и понимания текстов нужно знать как минимум 5 000 знаков с точным значением. Чтобы определить тип письма, необходимо иметь единый связанный текст, не менее 5000 знаков длиной.

Письменность майя

Подобные майянские тексты, к счастью, сохранились в иероглифических рукописях майя (Парижская, Мадридская и Дрезденская), которые Юрий Кнорозов и использовал для дешифровки. Он обнаружил, что во всех текстах майя встречается лишь 355 самостоятельных знаков, следовательно, данную письменность следует считать слоговой. Затем, он выделил наиболее часто встречающиеся знаки — т. е. служебные слова (предлоги, союзы, частицы), с помощью азбуки де Ланда установил фонетическое чтение некоторых слогов, а далее — получил структуру текста. А это означало, во-первых, прорыв и открытие, и, во-вторых, полную дешифровку.

Кстати, тут стоит подробнее сказать о том, что собой представляла сама азбука де Ланда. Де Ланда вовсе не стремился сохранить наследие майянской культуры и даже более того - сжег большинство существовавших книг майя. Приведенная азбука была создана непосредственно им же для ускорения христианизация майя: при помощи грамотных индейцев он составил так называемый «алфавит майя», где каждой испанской букве в соответствие были поставлены некоторые иероглифы майя. При записи возникла некоторая путаница связанная с тем, что в ряде случаев майянские писцы записывали не «звук» испанской буквы, а ее «название». В итоге получилась довольно сложная конструкция, которую никто до Юрия Кнорозова не мог разобрать, потому что никому не приходила мысль о том, что данное письмо является слоговым. А прочитать ее по принципу фонетической не представлялось возможным, как и по принципу иероглифической.

Юрий Валентинович доказал, что письменность майя подвергается наращиванию символов, а значит — расшифровке и чтению. Доклад Кнорозова на защите был настолько хорош, что у Эрика Томпсона (ведущий майянист — сторонник иероглифической версии), когда он услышал о результатах исследования, поднялось давление. Ученый настаивал, что Кнорозов неправ и это не иероглифическое письмо и продолжал вести свою «борьбу» против теории Кнорозова на протяжении всей своей жизни. Однако к тому времени весь мир уже признал авторитет Кнорозова и неоспоримость его выводов.

Интересно, что Эрик Томпсон в 1957 году отправил послание известному археологу-майянисту Майклу Ко с просьбой в далеком 2000 году рассудить, кто оказался прав в их споре с Юрием Кнорозовым. В 2000-м Ко сказал:

«Томпсон был не прав. Прав оказался Кнорозов и теперь мы все, занимающиеся майя являемся кнорозовистами».

Юрий Кнорозов о цивилизации майя

Сумев расшифровать тексты древних индейцев, Юрий Кнорозов одновременно развенчал и множество мифов, связанных с их цивилизацией, а также выдвинул свои объяснения касательно причины ее гибели.

Так Кнорозов считал, что все цивилизации гибнут при утрате культурной традиции, когда они достигают расцвета, замедляются и перестают развиваться. Так произошло и с цивилизацией майя, которая незадолго до своего заката была величайшей на континенте, а затем (X в.) — замедление, остановка… изменение климата… нарушение социальной организации, нападения диких племен... прерывание линий наследования (по крови)… утрата письменности, календаря… исчезновение городов… переход на более низкий уровень хозяйствования (простое земледелие, охота)… И, наконец — появление испанцев, которые не встретив достойного отпора, легко завоевали земли, оставшиеся фактически без хозяев еще до их приезда в Америку.

Пирамиды майя в Мексике

Юрий Кнорозов опроверг широко растиражированный миф о многочисленных кровавых и зверских жертвоприношениях религии майя. В действительности в этом плане майя ничем не отличались от других древних цивилизаций — то есть это ни в коей мере не было «нормальным повседневным» обрядом и если и практиковалось, то в самый крайних случаях при наступлении из ряда вон выходящих драматических событиях (испепеляющая засуха, вторжение сильного врага и проч.) По текстам видно, что со временем человеческие жертвы и вовсе заменяются «символическими жертвами» — т. е. животными, или частями тела (например, ухо). Суть обряда — получить хотя бы каплю «жертвенной крови». А вот племена более низкого уровня развития, нападавшие на майя с севера, не понимали смысла обряда и слепо копировали его — именно у них и практиковались массовые «религиозные» (в кавычках!) человеческие казни.

Календарь майя

Еще один обросший мифами «артефакт» — это календарь майя, который, якобы должен был закончиться в 2012 году, что в определенных кругах породило целый психоз ожидания конца света. В действительность календарь майя — это бесконечное движение по кругу. Древние астрономы подсчитали, что примерно каждые 2000 лет Солнце «переходит» в новое зодиакальное созвездие (то есть в день весеннего равноденствия его восход на небе совпадает с другим небесным знаком). Если 2000 лет назад это были, к примеру, Рыбы, то потом — Водолей, еще через 2000 лет Солнце сместиться в Козерог и так далее. Нетрудно подсчитать, что полный оборот солнца по зодиакальному кругу осуществляется в течение 24 000 лет. Одна из подобных «круглых дат» перехода как раз совпала с 2012 годом.

Юрий Кнорозов за границей

Долгое время Юрию Валентиновичу не разрешали выезд за границу. В 1990 в возрасте 68 лет он совершил свое первое с 1956 г. (копенгагенский Конгресс) заграничное путешествие. На этот раз — в Гватемалу, по личному приглашению Президента страны, переданному по линии МИДа. Наконец он смог увидеть свои глазами то, о чем так много писал и исследованию чего посвятил всю свою жизнь. В этой стране Юрий провел около двух месяцев. За это время ученый посетил все достопримечательности страны и получил Большую Золотую президентскую медаль за достижения в изучении гватемальской культуры. На земле майя ученый смог подняться на вершину пирамиды Большого Ягуара в Тикале.

Затем — уже в Мексике — он побывал и во всех других знаковых местах связанных с культурой майя: в Паленке, Бонампаке, Йашчилане, Чичен-Ице, Ла-Венте, Монте-Альбане, Теотиуакане, Шочикалько.

Пирамиды майя в Мексике

В 1995 году Кнорозову был вручен серебряный Орден Ацтекского Орла в посольстве Мексики в Москве. Эта награда выдается иностранцам, которые сделали значительный вклад в историю Мексики. Когда Кнорозов получал Орден, он сказал по-испански: «Сердцем я навсегда мексиканец».

Памятник Юрию Кнорозову

Первый памятник гениальному ученому был открыт в Мексике в г. Канкуне в 2012 году.

Затем в 2018 году в Мексике (г. Мерида) был открыт еще один памятник — непосредственно у входа в конгресс-центр Siglo XXI, рядом с Большим музеем Майя, что крайне символично. На нем он изображен вместе со совей знаменитой кошкой Аспид, которую держит на руках.

Памятник Юрию Кнорозову в Мексике

Памятник Юрию Кнорозову в г. Мерида (Мексика). Автор фото: Yodigo. Лицензия: Creative Commons

Народные приметы и праздники марта
Календарь
Народные приметы и праздники марта

О чем нам расскажет погода и поведение птиц в марте? Как и когда славяне праздновали Масленицу по исконному солнечному календарю? Почему на праздник сОроки выпекали жаворонков и закликали весну? Когда в народном календаре день кикиморы?

О чем рассказывает сказка "Курочка Ряба"?
Слово
О чем рассказывает сказка "Курочка Ряба"?

Кто такие Дед, Бабка, Мышь, Курочка и Яйцо? Когда впервые была записана сказка о Курочке Рябе? Есть ли ее аналоги в других культурах? Рассмотрим разные варианты текстов, все основные трактовки и возможные смыслы — от житейско-поучительного до космогонического и сакрального.

Аркона - город-храм на острове Буяне
Азбука городов
Аркона - город-храм на острове Буяне

Образ солнечного бога-воина, разящего врагов, культ белого богатырского коня и обычай вешать подкову на счастье — что еще пришло к нам из Арконы, легендарного города-храма балтийских славян, известного во всем древнем мире точностью предсказаний своего оракула и воинскими традициями?

Народные приметы и обычаи февраля
Календарь
Народные приметы и обычаи февраля

Когда в феврале ждать тимофеевских да власьевских морозов, что на Руси делали 14 февраля, кто такой скотий бог и какой святой в народной традиции получил прозвание «злопамятный?»

Заполярная Печора - город, которого нет
Азбука городов
Заполярная Печора - город, которого нет

Русское Заполярье на древних картах пестрит городами. От каких-то сохранились лишь отрывочные воспоминания, о каких-то нам сегодня вообще ничего не известно. Попробуем найти свидетельства о древней Печоре и Пустозерске — двух городах «спутниках», располагавшихся в районе современного Нарьян-Мара.

Очарование природы Урала в картинах Н.С.Лагуткина
Таланты
Очарование природы Урала в картинах Н.С.Лагуткина

Интервью с уральским художником-пейзажистом Николаем Степановичем Лагуткиным и его внучкой И. И. Зыряновой — о жизненном пути, вдохновении, любимых местах в окрестностях Каменск-Уральского, родных березках и мире, наполненном добротой и светом.

Тайна крещенской воды
Наследие
Тайна крещенской воды

Ученые зафиксировали реальное ежегодное изменение свойств воды 18-19 января, делающее ее целебной и устойчивой к внешним воздействиям. Так что же происходит с водой на Крещение и как это можно объяснить с научной точки зрения?

Феномен звездных крепостей России
Азбука городов
Феномен звездных крепостей России

По всей территории нашей страны от «южных морей до полярного края» — и по всему миру также — расположены бесчисленные крепости-звезды, хорошо просматриваемые со спутниковых карт. Тысячи! Как получилось, что по всей Земле они построены по «единому стандарту»? Почему порой они стоят буквально «в чистом поле»? Когда в действительности они были построены и могут ли они быть чем-то иным, чем фортификационными сооружениями?

Откуда пошел Старый Новый Год
Календарь
Откуда пошел Старый Новый Год

Почему праздник отмечается с 13 на 14 января? Откуда взялась разница в 13 дней с Новым Годом? Как именно это связано с юлианским и григорианским календарями? И в чем смысл сохранения старой традиции исчисления?