"Русский стиль" в картинах Сергея Соломко
Дата обновления статьи: 04.01.2024
Дата обновления статьи: 04.01.2024
Соломко Сергей Сергеевич (
«Лебедь белая»
«Забава Путятична»
«Писец»
«В догонку»
Неизвестная картина (борзая)
Выходец из потомственных дворян Черниговской губернии, Сергей Соломко получил великолепное художественное образование: сначала в Московском училище живописи, ваяния и зодчества, а потом в
Сергей Соломко, фото
Соломко был современником таких великих художников, как Илья Репин и Василий Суриков, а потому его работы находились в определенной степени под их влиянием. Однако, ему удалось разработать свой собственный художественный стиль, который выделял его среди современников.
Парадоксально, но он одновременно являлся и одним из известнейших иллюстраторов дореволюционной России, активно сотрудничавшим с большим количеством журналов и издательств, и при этом — оставался практически полностью вне поля зрения критиков и искусствоведов, которые не воспринимали его серьезно.
Центральная тема его творчества — повседневная жизнь русского общества, и особенно допетровской эпохи. Соломко славился мастерством в изображении старорусской жизни с ее былинными мотивами и сказочным духом, разнообразными яркими костюмами на персонажах. Сами костюмы не являются строго реалистичными — автор не копировал их с музейных образцов, а создавал сам,
«Настасья Королевишна»
«Василиса Микулишна»
«Разговор»
Художник создал множество произведений, воспевающих сельскую и городскую жизнь, быт русских крестьян, бояр и дворян, важные семейные события и обряды. Его картины стали живописным отражением богатства русской культуры и разнообразия ее аспектов.
«Вечерняя прогулка»
Однако, Соломко не ограничивался лишь передачей визуальных аспектов быта. Ему удавалось уловить и передать эмоциональную составляющую сцен, изображенных на его холстах. Персонажи на его картинах словно оживали, и перед зрителем разворачивалась целая история в динамике — с предысторией и вероятными вариантами будущего. Особенно тонко художнику удавалось передать эмоции влюбленных пар, моменты связанные со свиданиями, сватовством и свадьбами.
«Соблазнитель»
«В погоне за счастьем»
Многие из работ Соломко содержали сцены с двумя персонажами — то есть в фокусе был не просто портрет, а именно активное взаимодействие между людьми: из взгляды направленные друг на друга, эмоции, мысли, надежды… Художник умело передавал жизненные ситуации, знакомые каждому. Такие произведения, как «В ожидании ответа», «Вопрос», «Серьезный вопрос», «Объяснение в любви», «У забора», «Шутник» и другие, будто прикасались к чувствам и воспоминаниям зрителя, возвращали того в похожие моменты его собственной жизни. При этом облачение героев в допетровские одежды, а также своеобразный романтизм и идеализация, как бы повышало значимость данных моментов, представляя их частью нашей многовековой истории.
«Серьезный вопрос»
«В ожидании ответа»
Однако, обращался художник и к иным темам и сюжетам — так, он создавал символические аллегории, посвященные историческим событиям времен династии Романовых, рекламные плакаты, а также злободневные акварели на темы близкие его современникам. Примером последнего может служить акварельная открытка под названием «Эко чучело! (Новая мода)», в которой художник выразительно показал сколь разные эмоции может вызывать у разных людей и сословий то, что именуется «модой». Именно эти особенности его искусства идеально соответствовали потребностям общества и были восторженно приняты публикой.
«Эко чучело!»
Соломко успешно сотрудничал с художественными журналами и книжными издательствами, иллюстрируя произведения
«За чтением»
Отдельная тема творчества: эскизы ювелирных изделий и костюмов, так, Сергей Сергеевич создавал модели для Императорского фарфорового завода и сотрудничал с компанией Фаберже, рисовал эскизы театральных костюмов для Анной Павловой и Матильдой Кшесинской.
А в 1903 году художник создал эскизы костюмов в «неорусском стиле» для знаменитого Русского бала в Зимнем дворце. Этот бал оказался невероятно успешным, а фотографии императорской семьи и выдающихся общественных личностей в костюмах
Фото, костюмированный бал 1903 г.
Карточная колода "Русский стиль"
Интересно, что этими же изображениями вдохновлялись и создатели футуристичных костюмов Падме Амидалы из фильма «Звездные войны. Эпизод 2».
В 1910 г. художник переехал в Париж, где продолжал творческую деятельность в сотрудничестве в российскими галереями и художественными институтами, писал портреты кавалеров ордена Русского экспедиционного корпуса во Франции. Умер в 1928 г.
Основной чертой творчества Соломко была уникальная атмосфера — романтическая, идиллическая и сказочная. Именно это одновременно очень нравилось широкой публике и в то же время вызывало уничижительную критику со стороны искусствоведов, которые называли подобные работы вульгарными, упадническими, созданными в стремлении «потрафить вкусам толпы». Иные именовали работы Соломко «галантерейным реализмом», призванным развлекать невзыскательную публику — как бы в пику реализму «настоящему», который непременно должен нести некий философский или символический подтекст, а также изображать всю жизнь в ее полноте и противоречии, не приукрашивая неприглядных черт и не замалчивая темных моментов.
«Высокомерие»
Все эти обвинения звучат довольно высокомерно, отражая сомнительную идею, что истинное искусство всегда элитарно и не может быть интересным и понятным широкой публике (к которой, критики, видимо относили и императорскую семью, заказавшую у Соломко эскизы костюмов для своего эпохального бала?), а воспевание красоты будто бы
«Светлячок»
Те же «установки» нередко главенствуют в искусствоведческой среде и по сей день. В результате творческое наследие Соломко осталось малоизученным, а большинство созданных им иллюстраций сохранились лишь в дореволюционных изданиях и старых почтовых открытках, доступных только коллекционерам. Впрочем, время неизбежно расставляет все по своим местам и работы художника все чаще вновь начинают мелькать в общественном пространстве, а интерес к ним растет по мере того как люди о них узнают.
«Птица Сирин»
Сергей Соломко не боялся быть оригинальным и воспевать прекрасное, невзирая на оценки критиков, в результате он оставил наследие, которое продолжает вдохновлять и увлекать. Его работы призывают нас остановиться и окунуться в