Художник Елизавета Бем: открытки, силуэты, открытки, картины, иллюстрации, азбука.

Елизавета Меркурьевна Бем - биография и творчество.

Дата обновления статьи: 04.01.2024

Жившая на рубежа XIX–XX веков Елизавета Меркурьевна Бём получила широкое признание еще при жизни даже при том, что никогда не писала больших картин, а работала преимущественно с открытками, иллюстрациями, силуэтными зарисовками. Ее миниатюры — большая часть которых посвящена детям — быстро завоевали известность как в высшем обществе, так и в крестьянской среде.


Биография

Художница родилась в Санкт-Петербурге в 1843 году в состоятельной дворянской семье с древними золотоордынскими корнями. Считается, что изначально ее предки носили фамилию Индигир, что означало «индийский петух», а позже были дарованы грамотой Ивана III и переименованы в Эндауровых.

Азбука Елизаветы Бем. Б - Буки.

Азбука Елизаветы Бем. Б - Буки.

В своих воспоминаниях Бём пишет, что с детства любила рисовать и делала это буквально на всех клочках бумаги, которые попадали к ней в руки. В том числе свои письма подругам и знакомым она всегда дополняла небольшими рисунками, что в дальнейшем способствовало тому, что знающие люди заметили ее одаренность и рекомендовали заняться рисованием серьезно. Семья Елизаветы одобрила ее стремления, так что уже в 14 лет она поступила в Рисовальную школу Общества художников, которую закончила блистательно с золотой медалью.

Азбука Елизаветы Бем. З - Земля

Азбука Елизветы Бем. З - Земля.

Вскоре после завершения учебы она вышла замуж за известного скрипача Людвига Бёма, с которым счастливо прожила всю свою жизнь и родила нескольких детей, но семейная жизнь не охладила ее любовь к творчеству. Елизавета писала: 

«Установилось мнение, что с замужеством женщина всегда или большей частью кончает свои занятия искусством, всё равно, музыка это или живопись или что другое, не находя для этого достаточно времени. Вспоминаю при этом слова нашего великого писателя Л. Н. Толстого, который говорил, что у кого есть призвание действительное, то для этого найдётся время, как находишь его для того, чтобы пить и есть. И это совершенная истина; чувствую это по опыту. Любя всей душой своё занятие, я и по выходе замуж и после того, как родила ребёнка, всё так же, если ещё не более, занимаюсь любимым делом».

Открытки Елизаветы Бем

Открытки Елизаветы Бем


Открытки и иллюстрации

И действительно, невозможно отрицать, что у Елизаветы Меркурьевны было призвание — ее открытки расходились по всей стране многотысячными тиражами и пользовались неизменной всеобщей любовью как в высшем обществе, так и в крестьянской среде. Всего она создала их более 300 — к праздникам, с загадками, с пословицами, с иллюстрацией национальных костюмов…

Открытки Елизаветы Бем. Народы России

Открытки Елизаветы Бем. Народы России.

Кроме того, она создала целый ряд иллюстраций для произведений И. Тургенева, Л. Толстого, А. Крылова, В. Гаршина, Н. Лескова, а также проиллюстрировала русские народные сказки, пословицы и поговорки.

Иллюстрации Елизаветы Бем к И.С.Тургеневу

Иллюстрации Елизиветы Бем к И.С.Тургеневу "Записки охотника"

С точки зрения техники Елизавета Меркурьевна предпочитала работать с акварелью и силуэтами (литографиями) — именно на эти два основных направления можно условно разделить все ее творчество. По факту она возродила искусство литографии в России. Если описать процесс литографии в нескольких словах — то это создание контрастного изображения с применением каменной скрижали, на которую художник изначально наносит отзеркаленное изображение масляными мелками. Далее оно покрывается чернилами, а пробеленные участки — напротив — отражают типографскую тушь. В результате получается «штамп» удобный для многократного использования, например, в домашней типографии.

Иллюстрация Елизаветы Бем к сказке

Иллюстрация Елизаветы Бем к сказке "Репка"


Эта техника позволяла Елизавете Меркурьевне добиваться необычайной точности проработки деталей, которая была бы невозможна при вырезании силуэтов ножницами. Удивительно — казалось бы, силуэт — это лишь контур изображения, с его помощью невозможно отразить выражение глаз, мимику лица, улыбку — но каким-то невероятным образом силуэты Елизаветы Меркурьевны отлично справляются с передачей целой гаммы чувств и эмоций. Будто за этим самым контуром зритель угадывает нечто недоговоренное, сокровенное, может поймать и рассмотреть мгновение во всех детялях — от мельчайших кудрявых завитков на голове ребенка до перышек птички или кружешного платья — и «дофантазировать» его самостоятельно.

Силуэты детей. Елизавета Бем

Силуэты детей кисти Елизаветы Бем.

Многие известные художники того времени не стесняясь выражали свой искренний восторг от работ Бём. Так, ее учитель Крамской писал: 

«И что за совершенство были эти силуэты! В них угадывалось даже выражение на лицах маленьких чернышей». 

А Илья Репин, в свою очередь говорил о работах художницы: 

«Ее „черненьких“ я люблю больше многих-многих беленьких».

Открытки Елизаветы Бем

Открытки Елизаветы Бем

Именно Елизавета Бём стала создательницей первого русского комикса. В 1880-м она издала книгу «Пирог», рассказывающую в картинках историю о том, как дети испекли пирог, а затем уронили его на пол на радость собаке. Значительная часть сюжетов ее творчества посвящена именно детям, но любовь к ним не ограничивалась страницами альбомов — приезжая в родное имение в Ярославской области Елизавета Меркурьевна неизменно привозила с собой гостинцы для крестьянских детей — пряники, ленты, платки и игрушки. Там же, наблюдая за ними, она черпала идеи и вдохновения для своих рисунков.


Ковш в русском стиле из стекла. Автор: Елизавета Бем

Стеклянный ковш в русском стиле авторства Елизаветы Бем

В определенный период жизни художница заинтересовалась изготовлением стеклянной посуды и нанесением росписей на эмали. Познакомившись с процессами рождения хрустальной посуды на Мальцевских заводах, она принялась за создание форм по образу старинных русских предметов — братин, ковшей, чарок. Ее работы в этом направлении — в частности по росписи фарфора, эмалей, а также рисунки выполненные для нанесения на стекло и хрусталь — неоднократно занимали призовые места на международных выставках.

Эскиз для росписи стеклянного набора. Елизавета Бем.

Интересно, что позднее ее традиционные «бумажные» рисунки также начали переносится на эмали, фарфоровую и деревянную посуду уже ее подражателями. Таким образом, к началу XX века, еще при ее жизни, сложился так называемый «бёмовский стиль», который получил широчайшее распространение в прикладном искусстве.

Азбука Елизаветы Бем. К - како.

Азбука Елизаветы Бем. К - Како.

Азбука Елизаветы Бем 1913-1914 гг.

В последние годы жизни Елизавета работала над набором иллюстраций для детской азбуки, которая, пожалуй, стала самой известной работой художницы — концентрированным выражением всего ее творческого и жизненного опыта, художественных устремлений и идей. Выполненная в традиционном русском стиле, с учётом тысячелетних традиций, поверий, обычаев нашего народа, она и по сей день не потеряла своей актуальности и может быть использована для обучения и воспитания детей в духе русской культуры и наследия.

Азбука Елизаветы Бем. М - Мыслите

Азбука Елизаветы Бем. М - Мыслите.

Елизавету Меркурьевну Бём, ушедшую из жизни в 1914 году, можно по праву назвать известнейшей русской художницей рубежа XIX–XX веков. Она издала 14 альбомов с иллюстрациями, которые затем неоднократно переиздавались, в том числе и за границей, получила широкое признание на художественных выставках в Париже (1870, 1900), Мюнхене (1902), Милане (1906) и других городах. Чуть ли не на с каждой выставки, на которой были представлены ее работы, она привозила «золото» в соответствующей номинации. Ее акварели и силуэты еще при жизни художницы пополнили коллекции Павла Михайловича Третьякова, а также многих других коллекционеров и членов царской семьи.

Азбука Елизаветы Бем. Е - Есть

Азбука Елизаветы Бем. Е - Есть.

Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!

vkontakte telegram