Александр Македонский и Древняя Русь.
Сюжет "Вознесение или полет Александра Македонского на небо" в искусстве и на барельефах Дмитриевского собора.
Дата обновления статьи: 04.01.2024
Сюжет "Вознесение или полет Александра Македонского на небо" в искусстве и на барельефах Дмитриевского собора.
Дата обновления статьи: 04.01.2024
Недавно мы писали о различных письменных свидетельствах взаимодействия Александра Македонского с русами — есть они и в «Сказании о Словене и Русе», и в «Славянском царстве» Мавро Орбини и даже — что особенно поразительно — в персидской средневековой литературе. Так, практически половина поэмы XII века Низами
Но помимо письменных свидетельств, есть еще один интереснейший культурный феномен Руси, связанный с Александром Македонским. Среди различных артефактов, которые находят на территории Древней Руси (украшения, монеты, барельефы и проч.) очень часто встречается сюжет под условным названием «вознесение (или полет) Александра Македонского (с) птицами/грифонами на небо».
*Все ниженаписанное — это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Они НЕ являются научными исследованиями и могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями. Мы никому НЕ навязываем предложенных теорий и выводов и НЕ утверждаем, что они единственно верные — просто делимся наблюдениями, возникшими у нас после сбора и обработки информации из открытого доступа. Цель — обратить внимание на различные интересные явления и таким образом способствовать возрождению интереса к русской культуре и наследию.
Полет Александра на перстне и подвеске.
Деньга тверского князя Бориса Александровича
Встречается это изображение буквально повсюду — даже на оборотной стороне нательных крестов с распятиями!
Есть он и на блюдах, и на монетах, перстнях, на царских диадемах, в вышивках рубах, на каменных барельефах древних церквей. Так, наиболее прославленные и загадочные соборы так называемой домонгольской Руси - Дмитриевский во Владимире и Георгиевский в Юрьеве-Польском - имеют на своих стенах барельефы с полетом Александра. Например, на южном фасаде знаменитого Дмитриевского собора во Владимире он расположен в восточной закомаре — на одном из самых видных мест. Причем наименование «вознесение Александра Македонского» — это не
…Рельефы с изображением святых, скачущих всадников, сидящего на троне библейского царя Давида, Александра Македонского, вознесшего к небесам… (Официальный сайт Дмитриевского Собора)
Дмитриевский собор во Владимире, южный фасад.
Нужно признать, что этот сюжет свойственен не только артефактам Древней Руси, популярен он и во всей Европе. Например, схожее изображение есть на главном Соборе Венеции.
Рельеф с фасада Собора Сан Марко в Венеции
Бифорум (XII век) с рельефом воздушного полета Александра Великого, от церкви Святого Николая в Курьяне.
Франция (1444–1445) Alexander being carried up by griffins, by the Talbot Master. Historia de proelis in French (History of Alexander), in The Talbot Shrewsbury Book (Poems & Romances), British Library: Royal 15 E VI fol. 20v.
Как же все это объяснить? Откуда такая популярность сюжета с Александром Македонским (жившего в IV
Некоторое объяснение имеется, но судите сами, звучит ли оно убедительно. Сюжет, якобы, пришел на Русь из Византии, а там, в свою очередь — Александр Македонский уже долгое время воспринимался как некий символ божественной власти по причине того, что он был признан египетскими жрецами (!) сыном Бога (интересно, какого?).
Есть и реально существующий текст под названием «Александрия», написанный Псевдокаллисфеном примерно в III
«Я (Александр) приказал взять из числа птиц, (обитавших) в этом месте, двух. Это были огромные птицы, белые и ручные, ибо, увидев нас, они не убежали. Некоторые из воинов поднялись к ним на плечи, и они подняли их и взлетели. Они питались дикими зверями, а многие из птиц приходили к нам ради павших лошадей. Выбрав двух из этих птиц, я приказал не кормить их три дня. А на третий день я приказал изготовить из дерева род ярма и привязать его к их шеям. Затем я поручил принести бычью кожу и положить ее посреди ярма. Так, соорудив нечто вроде корзины, я вошел в ее середину, крепко держа копье в семь локтей длиной, на конце которого была лошадиная печень. Тотчас же птицы взлетели, чтобы съесть печень, и я поднялся вместе с ними в воздух, так что, казалось, я был близко от неба. Я сильно дрожал, ощущая холод воздуха и ветер, производимый крыльями птиц. Потом внезапно я увидел перед собой человекообразную птицу, которая сказала мне: „О Александр! Зачем, не познав земного, ты стремишься познать небесное? Возвращайся скорее на землю, пока ты не стал пищей птиц…“ И я повернул по высшей воле и спустился на землю, далеко от стана, в семи днях пути. Я был наполовину мертв».
Эрмитаж, блюдо
Текст, как можно видеть, престранный. Если изложить его коротко, то Александр решил для
Давайте посмотрим как трактуют эту легенду искусствоведы и историки:
«Эта фантастическая тема понималась в древности как символ прославления царской власти, ее апофеоз и хорошо отвечала общей идее образа дворцового собора Всеволода III» (Воронин
Н. Н. Владимир , Боголюбово, Суздаль,Юрьев-Польской .Книга-спутник по древним городам Владимирской земли).
«В Византии гораздо яснее, чем религиозное осмысление, проявилось отношение к Александру не как к персонажу нравоучительной истории, а как к героическому предшественнику собственных императоров. Так иконография вознесения царя македонян триумфальная с колесницей вместо корзины и часто с официальным императорским одеянием героя. Скорее всего, образ возник не как иллюстрация к рассказу, таких иллюстраций нет в византийской миниатюрной живописи, а как своего рода портрет, поскольку летящие грифоны и шесты с приманкой позволяли опознать именно Александра и отличить его от любого другого государя. Что же касается осуждения, которое, хотя и в мягкой форме, есть в византийской версии эпизода, то оно связано с отношением к героизму вообще. Истинный герой в эпосе часто стремится совершить то, что превосходит человеческие силы, и поэтому, оставаясь человеком, в конце концов обречён на трагическую неудачу. Средневековый человек, не снимая с героя вины, относился к нему с глубоким сочувствием и интересом, что и создало такую популярность сцене полёта Александра». (Фрагмент вводной статьи
Б. И. Маршака к каталогу выставки «Сокровища Приобъя»).
То есть Александр Македонский, сидящий в корзине и держащий в руках копья, на которых насажены куски мяса, и которую поднимают в воздух то ли птицы, то ли грифоны изображен на барельефах Дмитриевского (Владимир) и Георгиевского (Юрьев-Польский) соборов, на нательных крестах, перстнях и монетах потому, что средневековому человеку симпатичен образ героя, обреченного на неудачу? Или потому что столь необычное изображение наилучшим образом прославляет царскую власть?
А вот еще занятная трактовка сюжета и его невероятной популярности: мол, грифоны — это зло, а вознесение на небо — доброе дело, что означает, что представитель сакральной власти может совершать не вполне добропорядочные поступки, если они служат благой цели. Или другая гипотеза — Александр Македонский занял столь почетное место в искусстве, так как воспринимался как идеальный властитель (это еще почему? Покоритель мира — да, но есть ли
Александр Македонский - скульптура. Удивительное сходство с памятником Петру Первому в Санкт-Петербурге.
Вывод один — все это слишком сложно, неоднозначно и спорно. Но ведь нам традиционно внушают мысль, что средневековое изобразительное искусство — это своеобразная книга для тех, кто не умел читать. Там все должно быть просто, понятно, очевидно — иначе грош цена такой книге, которая неизвестно еще что в итоге донесет до своего зрителя. То ли Александр «дерзкий человече», который посягнул на небо (но не был наказан?), то ли он вершитель добрых дел, которому все позволено (почему же тогда небо его отвергло?) На это дополнительно накладывается абсолютная чужеродность фигуры Александра христианству — ведь он язычник, воин, дерзкий, амбициозный и самонадеянный, да еще и объявленный сыном бога в Египте. Как он вообще может попасть на стены соборов или на кресты? На стенах того же Дмитриевского собора множество необычных барельефов - например, фигура с гуслями считается царем Давидом (библейский персонаж), но по очевидным причинам мы не увидим там ни Ахилла, ни Одиссея, ни Аристотеля. Почему же Александр? И почему именно этот эпизод его жизни?
Царь Давид играет на гуслях. Барельеф Дмитриевского собора во Владимире.
Одним словом существующие объяснения данного сюжета и причин его невероятной популярности настолько нелепы, что даже отдельные представители духовенства настаивают на том, что за картиной «вознесения» стоит нечто совершенно иное, чему потом по неясным причинам приписали имя Александра. Действительно, хоть некоторые изображения и подписаны, но кто поручится, что это не было сделано уже позднее «поверх»? Или же изначально смысл был другим, но со временем ассоциации изменилась (или намеренно были изменены) и новые творцы уже сами не знали о перемене понятий.
Мозаика пола кафедрального собора в Отранто, XI в.
Так,
Гиацинт на колеснице, запряжённой лебедями. 380–360
Оставим пока установление личности персонажа в стороне и обратим внимание на некоторые другие интересные аспекты:
1. Несомненно положительная окраска. Герой изображения — кто бы он ни был — положительный персонаж в любой трактовке. Он достиг… попытался… имеет право… обладает возможностями/знаниями… или наделен определенными расширенными правами в силу особенностей своего происхождения
2. Копья и корзина. Элемент совершенно излишний и избыточно детализированный, если согласиться с тем, что суть изображения — это
Фрагмент диадемы XII века, обнаруженной на городище Девичья Гора (с. Сахновка). Хранится в Музее исторических драгоценностей Украины.
Византийский рельеф XII в. Karababa Fortress Sculpture Display, Chalkis.
Индийская Махабхарата пишет о летательных аппаратах древности виманах, так не потому ли Александр и стремился на восток? Не ради юношеского максимализма «покорить весь мир», а ради высоких технологий или абсолютного оружия, что в реальности могло бы эту власть над миром обеспечить. А если представить, что он нашел (хотя бы частично) то, что искал — не повод ли это помнить его поступок (полет!) еще спустя несколько столетий?
3. Грифоны — птицы. Примерно четверть изображений «вознесения» показывает как Александра возносят к небесам птицы, а ¾ отдают эту роль грифонам (мифическое
И если образ птиц в контексте связи с небом более понятен, то образ грифонов вызываем массу вопросов. В некоторых трактовках грифоны — это «собаки Зевса», проводники душ в мир иной — получается, что картина показывает путь Александра на небо после смерти. Действительно, некоторые гипотезы говорят именно об этом, но опять же — для чего тогда копья и корзина? Более того, в чем тогда назидательный смысл изображения или его примечательность, ведь рано или поздно путь с грифонами проделает каждый?
Александр с грифонами — рисунок
В христианской традиции грифон иногда трактуется как символ двойной природы Иисуса. Но ведь на картине вознесение… Александра!
Наконец, обратим внимание на то, что в геральдике грифон ассоциируется с Тартарией* (*чем бы она не была - рассматриваем ее как один из фрагментов нашего общего наследия, придерживаясь версии, что наша история простирается во времени и пространстве шире, чем было принято считать). На разных картах земли отмеченные этим термином простираются от Москвы/Зауралья до Тихого Океана и от Северного Ледовитого (который часто подписывается как ТаРтарское море) до Индии. Не туда ли и направлялся Александр в своем походе? (читать подробнее о том, что Македонский не закончил свой поход в Вавилоне, а пошел дальше в Скифию, и дальше — в страну Мрака).
Если мы на верном пути, то сюжет можно трактовать следующим образом: Александр, искавший нечто (знания, технологии) в Тартарии (Скифия, Индия, кипчакские степи, страна Мрака — все входит в это понятие, ведь Тартария — это почти что знак равенства с Евразией) нашел то, что искал/заключил союз/получил помощь/одобрение. И грифоны (как символ Тартарии) ведут его к наивысшей точке его славы и могущества.
Морские флага стран мира, 1709 г. Флаги Тартарии (грифон и сова) - черные на желтом фоне во 2-м ряду снизу, 3-й и 4-й справа.
Достоин ли такой сюжет того, чтобы быть запечатленным в камне? Очевидно да, если речь об эпохальном событии. Причем, так как он был непосредственно связан с историей
Карта Гийома де Лилля, XVIII в.
Что касается проникновения сюжета с грифонами в христианство, он мог остаться там как некое эпохальное событие (запуск ракеты?), сродни Великому Потопу — такое не убирают за скобки, независимо от мировоззрения действующих лиц.
Тот же самый Дмитриевский собор во Владимире (кстати, удивительным образом не имеющий аналогов, за единичными исключениями — нигде на Руси церкви не украшены такие резными барельефами да еще столь «нецерковной» тематики) был возведен в 1180 г. — почему бы не допустить, что он был построен, например, христианами Тартарии (судя по тем же картам, население было крайне многоконфессиональным, отдельно упоминаются целые города населенные
А далее уже спустя века, после гибели/распада/забвения Тартарии остались лишь необъяснимые, но устойчивые ассоциации «Александр = идеальный правитель = сделал нечто великое, выдающееся, достойное славы», что было переосмыслено и интегрировано в новую мировоззренческую парадигму как некий символ взаимосвязи земного и небесного.
Роспись, Древняя Индия
Наконец, в завершении хотелось бы вернуться к другим — письменным свидетельствам — взаимодействия Александра со скифами или русами (читать подробнее). Начинается оно, видимо, как противостояние, но завершается миром или даже союзом. «Вознесение Александра» подтверждает последнее. Каков бы ни был путь к этому, но в конце распри были забыты и народная память решила сохранить лишь образ героя и победителя в колеснице с грифонами, несущими его в небеса.
P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.