Предложить пост
Наследие

Виртуальный Музей резных наличников Ивана Хафизова

«Оказавшись без памяти в каком-нибудь Балашове, Энгельсе, Чите, Томске или Иваново, можно безошибочно определить, где ты находишься, лишь взглянув на местные наличники», — любит повторять Иван Хафизов, создатель первого и единственного в мире Виртуального Музея Наличников. Что можно прочитать в узорах старинного русского окна? Когда зародилась и как чувствует себя традиция домовой резьбы сегодня?

Наличники — резные украшения окон деревянных домов, уникальное явление нашей культуры, появившееся в конце XVII века. Наличники вобрали в себя духовное наследие множества народов, населяющих страну. На их очельях встречается христианская и языческая символика, полумесяцы и звёзды Давида, карточные масти и серп с молотом, животные, птицы и рыбы, растения и многое, многое другое…

В действительности, наличник никто никогда не изучал и не рассматривал пристально как самостоятельный объект, а ведь в нём зашифрован огромный пласт информации: исторический контекст, верования, обережные символы, а иногда и род занятий хозяина дома. Учёные всегда считали, что это элемент низовой, неинтересной и безыскусной народной культуры. Иван Хафизов же первым обратил внимание общественности на то, что деревянные дома исчезают по всей стране с катастрофической скоростью, и важно хотя бы сфотографировать — с максимальным охватом географии и в максимальном качестве — подобные объекты. Важно сохранить хотя бы визуальный образ этой уходящей натуры. Так и появился Виртуальный Музей Наличников.

Интересно, что многие города обладают своим неповторимым «резным лицом». Например, очелья (то есть верхние части) наличников Иркутска — точь-в-точь спинки кроватей в стиле барокко. Раз увидев несколько подобных окошек, уже ни с чем их не спутаешь. Или, например, взять Балашов: ставни и очелья там в основном с имитацией тканевых ламбрекенов с кисточками. Единый городской стиль наличника формировался, должно быть, из-за того, что населённый пункт «обналичивал» один мастер, или артель мастеров, творивших в едином стиле. Но, конечно, города не существуют изолированно, поэтому редко все без исключения домики выполняются в едином стиле. Кому-то всегда хочется выделиться, кто-то приехал из мест с другими традициями резьбы, и хочет их воплотить в память о малой Родине…. Так что можно говорить лишь о «гнездовании», наибольшей концентрации тех или иных стилей в тех или иных городах, но у всего есть исключения.

Виртуальный музей наличников собирает снимки окон в коллажи, чтобы при взгляде на общую картину сразу бросались в глаза общие черты резьбы у разных домиков одного города.

Как и когда появились наличники?

Теорий на эту тему существует множество.

Например, известно, что на Руси резьбой украшали крыши жилищ уже тысячу лет назад — окон тогда еще просто не было. Двери и дымоходы считались некими порталами для нечистой силы — так же как и ворот и рукава одежды — именно поэтому было принято эти «опасные зоны» украшать защитными символами. А как появились окна — так появился и ещё один объект, нуждающийся в защите от нечисти.

Другую версию находим в стареньком номере «Вокруг Света»: «С XVI века барки и расшивы было принято украшать затейливой резьбой. Считалось, что она помогает кораблю подняться против течения. Лучшие в стране специалисты по топорной работе занимались именно украшением судов. Когда в 1870-е годы пароходы вытеснили с реки деревянные барки, мастера разбрелись в поисках заработка, и в деревянном зодчестве Средней России наступила тридцатилетняя эпоха великолепных резных наличников». И, действительно, до XIX века домовая резьба была значительно скромнее.

Какими бывают наличники?

Все ранние наличники выполнены в технике «глухой резьбы», то есть дерево прорезалось не насквозь — узоры были объёмными, как скульптура. С удорожанием древесины на смену этой технике пришла сквозная резьба: для неё достаточно доски, трафарета и усердия — особого мастерства не требовалось, что сделало наличники повсеместным явлением.

В Сибирь идею наличников, скорее всего, привезли декабристы, поэтому там много примеров барокко и классицизма — они стремились придать местам своего вынужденного пребывания более привычный европейский образ.

Архитектурные элементы старинного сруба могут многое рассказать о своем происхождении. Некоторые дома разбирали на их изначальных местах постройки, перевозили в другое место — и там повторно собирали. Иногда переезжал сам мастер-резчик и украшал свой дом нетипичными для нового места жительства деталями. Разгадывать символику, зашифрованную в резьбе, — настоящая детективная работа, ведь наличник — это и самопрезентация обитателей жилища, и предостережение чужаку.

Так, например, изображения драконов — это память о поверьях древних племён меря, живших между Окой и Волгой в первом тысячелетии новой эры; перекрестье якоря и топора — эмблема Министерства путей сообщения (до 1930-го); перекрестье молотка и французского ключа — обозначение пожарной службы СССР… Перекрестья различных инструментов вообще чаще всего являлись эмблемами родов войск или министерств, так что нанося их на дом, хозяева подчеркивали свою принадлежность к данным структурам.

Ставни же, традиционно изображаемые в мультфильмах и иллюстрациях к русским сказкам, встречаются только на севере, где их функция — защита от студеных ветров, или на юге, где они необходимы для сохранения прохлады в доме. В средней полосе России окон со ставнями практически не бывает.

Наличники в современном мире

У современного наличника принято оставлять фактуру и цвет дерева, покрывая его не краской, а морилкой или слоем лака. Ещё в 80-е годы прошлого века такой традиции не существовало, теперь же подобные новые русские наличники встречаются повсюду — от Калининграда до Иркутска.

Отрадно видеть, что, помимо тенденции к уничтожению резных артефактов (дома покрывают сайдингом, сжигают, меняют окна на пластиковые, выкидывая наличники), есть и тенденция к возрождению традиции. Сегодня есть и частные мастера-резчики, у кого можно заказать подобную работу, и различные современные дизайнеры, воплощающие образ наличника в принтах на одежде, в архитектуре, посуде и ювелирных изделиях.

На сайте Nalichniki.com хранится и постоянно пополняется самый большой в мире каталог этой невероятной красоты. Добавить свои фото в коллекцию можете и Вы! Только наше общее внимание убережёт традицию от исчезновения.


Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Также можно использовать свой аккаунт в социальных сетях:

Русские мотивы в мировой моде
Наследие
Русские мотивы в мировой моде

Обилие ажурной вышивки, строгие силуэты, этнические узоры и цветочные орнаменты, богатство меха и удивительная целостность образа — изящный, загадочный и притягательный «русский стиль» уже на протяжении 100 лет не покидает подиумы на модных показах.


Это придумали в России. Часть 3
Таланты
Это придумали в России. Часть 3

Прообраз современного компьютера «интеллектор», «радиоглаз», сделавший возможным телевидение, единственный в мире бесконтактный синтезатор… Что еще привнесли в историю мировой электроники и информационных технологий изобретатели из России?


Это придумали в России. Часть 2
Таланты
Это придумали в России. Часть 2

К началу Второй Мировой войны на Западе уже были изобретены антибиотики, но союзники отказались раскрыть формулу своим советским коллегам. Тогда советские ученые повторили открытие, добившись гораздо более внушительных результатов… О каких еще достижениях ученых из России должен знать каждый?


Это придумали в России
Таланты
Это придумали в России

Россия всегда была богата выдающимися талантами, а такие изобретения как велосипед, подводная лодка и прототип автомобиля и вовсе были созданы народными умельцами из крестьянской среды. Многие идеи российских гениев были позднее запатентованы их более практичными коллегами из других стран, но это не дает нам права забывать их славные имена.