Когда и в каком месяце медведь ложится в спячку? Берлога и ее устройство, народные приметы
Дата обновления статьи: 03.01.2024
Дата обновления статьи: 03.01.2024
На бескрайних просторах дикой природы, скрытый от человеческого глаза, обитает один из самых величественных и сильных зверей на планете — медведь. Но, даже он иногда нуждается в отдыхе. Залегание в берлогу на зимнюю спячку — это глубоко укорененное поведение медведя, которое оказывает неоценимое влияние на его жизнедеятельность, помогая ему, с одной стороны, пережить холодные и голодные месяцы, а с другой — набраться сил после месяцев повышенной активности.
Основное назначение берлоги для медведя — место, где он может отдохнуть. Весной, летом и осенью зверь ведёт активный образ жизни, тратя много сил и энергии на поиски пищи и защиту своей территории, так что длительный сон ему жизненно необходим.
Залегание животного на несколько месяцев под толстый слой земли и снега в народе принято называть «спячкой». Однако, учёные не согласны с таким определением, они предпочитают называть зимний отдых медведя «гибернация», так как зверь может проснуться в любой момент — например, в случае опасности, и быстро восстановить функционал своего организма.
Вот как описывает зимнее состояние медведя научный сотрудник
«Замёрзнуть даже в сильные холода ему не дают слой жира и толстая шкура с густым мехом. Они выступают в качестве хорошего „одеяла“. Медведь в берлоге, как правило, подворачивает под себя лапы (через голые подушечки как раз и уходит тепло), прячет голову. Теплопотери у него незначительные. Так что при температуре -15 даже при отсутствии снега он чувствует себя вполне комфортно»
(ТИА Новости «Биологи рассказали, как спят и что делают зимой медведи в Тверской области»)
Берлога также играет важную роль в размножении. Зима — время, когда
Когда же медведи ложатся в берлогу? Время, когда следует готовиться ко сну, медведи выбирают инстинктивно. Оно зависит от погоды и региона, где обитает животное. В средней полосе России это, обычно, конец ноября. Случалось, что мишки не могли заснуть вплоть до конца декабря
Photo by Adam Willoughby-Knox on Unsplash
О времени залегания медведей в берлогу подробно рассказал, доктор биологических наук, заслуженный эколог России, Валентин Пажетнов:
«Несмотря на погодные аномалии, которые в принципе наблюдаются последние лет 15–20, косолапые залегают в берлоги в свои сроки. Самки и молодые медведи до четырёх лет засыпают раньше, зачастую ещё без снега. Самцы же, если есть корм, могут ходить до середины декабря. Основная причина залегания в берлогу — биоритм животного. При этом шатунов в европейской части России почти не зарегистрировано. Они, как правило, возникают в Сибири, да и то в неурожайные на кедровые орехи годы».
(Аргументы и факты «„Я не люблю медведей“. Валентин Пажетнов — о чувствах, шатунах и Мансуре»)
Если со временем залегания на зимний сон всё более или менее ясно, то с выбором и обустройством берлоги у мишек иногда возникают проблемы. Всё дело в том, что у них попросту отсутствует генетическая память как это делать, так что данную науку косолапым приходится постигать с опытом. Чем старше медведь, тем этого опыта больше. Тяжелее всего первогодкам, они с лёгкостью могут «завалиться» в уже готовую яму.
«А есть безалаберные медведи, которые в целом не обременяют себя заботами об излишнем комфорте. Их берлоги обустроены по принципу — и так сойдёт, то есть, сделаны на авось. Ну,
что-то там накидано, поддувает, в оттепель промокает, крыша течёт. Но это их не сильно заботит. Иногда ёлка над ямкой есть — и то хорошо.»Сергей Огурцов. (ТИА Новости «Биологи рассказали, как спят и что делают зимой медведи в Тверской области»)
Интересный факт: примерно за две недели до ухода в спячку медведи перестают есть. Им требуется заблаговременно подготовить пищевой тракт к долгому пребыванию в тесном пространстве. А вот то, что мишка зимой сосёт лапу вместо еды — не совсем верно. Учёные выяснили, что лапу он не сосёт, а инстинктивно скусывает загрубевшую и ссохшуюся кожу на её подушечках.
Медведь — одно из самых мощных созданий природы, всегда вызывал почтение и интерес у людей. Его символика была неотъемлемой частью многих культур и народных верований. На Руси зверь и вовсе воспринимался как особенный, священный — именно он считался Хозяином Леса и животной ипостасью бога Велеса, покровительствующего всему, что связано с природой, богатством, искусством, а также в целом с различными пассивными, тайными, непроявленными энергиями (ночи, зимы, луны, звезд, снега, подземных вод и проч.)
Владислав Дзалба. Велес
Часто в народной молве его ставят на одну ступень разума с человеком, проводят прямые родственные аналогии между ними. Охотники отмечают, что на человека и медведя собаки лают одинаково — не так как на других зверей. Похожи у нас и следы и общее строение тела, мышц.
В сказках часто встречаются упоминания о медвежьих сыновьях, рожденных от медведей и человеческих женщин — они наделенные волшебными свойствами, острым умом и недюжинной силой. Множество эпизодов повествуют и о том, как человеческие дети живут у медведей.
По словам Александра Пыжикова (доктор исторических наук, профессор, зам.министра образования РФ
Отдельной темой идут скоморохи — медведь всегда был их постоянным спутником. Причем водили они по городам и весям как живых медведей, так и при отсутствии оных — использовали маски и шкуры медведей в качестве костюмов. Очень вероятно, что само слово
Бытовало устойчивое представление (озвучено А.Пыжиковым), что только через медведя — как некий мост связующий миры живым и мертвых — можно получить информацию из потустороннего мира о самочувствии родителей и других предков, чтобы было необычайно важно в жизни русских крестьян и именно вокруг этой связи живых и мертвых построена значительная часть всех народных праздников и обрядов. Соответственно люди водившие медведей (они же — скоморохи) были в огромном почете, их зазывали на ночлег в каждый дом, считая это честью для семьи.
Таким образом, сами скоморохи в народной культуре по сути были близки к понятию святых — «вышел из лесу с медведем». Священные звери ходят с ними рядом, чувствуя своей душой их особую ауру, не выказывая агрессии и даже напротив — расположение и дружбу. «Ходящий с медведем» это уже равноценно тому, чтобы считаться «ходящим между мирами» — такое подвластно только ведающему человеку, волхву и мудрецу. Подробнее о скоморохах и всех приметах с ними связанных.
Лубок «Медведь и коза»
Неудивительно, что издревле существует и множество народных примет, связанных с медведем, в том числе и относящиеся к периоду его зимней спячки. Некоторые из них нашли свое отражение и упоминание в литературных произведениях.
На Михайлов день нельзя делать никакую работу.
Особое внимание наши предки уделяли Михайлову дню (21 ноября). Считалось, что именно тогда последний медведь залегает в берлогу. На столах, в каждом доме, ставилось угощение, и отменялись все дела. Нужно было задобрить хозяина леса, что бы тот спал сытым и крепким сном всю зиму. Что произойдёт, если этого не сделать, с юмором описал в своей повести
В этнографических источниках есть свидетельства также о том, что медведи окончательно засыпают на Егория Холодного (Зимнего), что по современному летоисчислению соответствует 9 декабря. Таким разночтениям удивляться не стоит — связаны они с тем, что на юге и севере России разный климат, и, соответственно — медведи ложатся в спячку в разное время.
Photo by Brian Hiew on Unsplash
«Медведь вылез из берлоги посреди зимы — жди беды».
Эта примета обусловлена тем, что медведи «шатуны», в поисках пищи, часто заходили в поселения людей. Таскали собак, разбирали крыши хлевов и убивали скотину. Для крестьянского подворья такой набег косолапого был истинным бедствием.
«Пока он не перевернется, солнце на лето не повернет».
(Н. Сладков «Как медведя переворачивали»).
Наши предки верили, что именно этот величественный зверь пробуждает весну. Пока он спит без движения — морозы не отступят. Но, стоит ему зашевелиться, так и вся природа начнёт просыпаться.
В марте, на шестнадцатый день, нельзя ходить в лес.
Предполагалось, что именно на Евтропиев день (16 марта) медведь выходит из берлоги. Встреча с голодным зверем не сулила человеку ничего хорошего. Однако именно этот день считался началом весны. Возможно, поэтому многие авторы посвящали ему свои произведения:
«Медведь поднялся из берлоги,
Как говорили, в этот день.
Свежо, а тени так пологи,
Перешагнув через плетень.
Быть, видно, завтра дню ненастным —
Садилось солнце в облака.
Те опасенья не напрасны —
Досель сбывалось всё пока»
(В. Костюк «Народный календарь Руси, маленькая энциклопедия в стихах»)
Очень странная, но интересная примета существует у охотников. Считалось, что каждому человеку, кто занимается этим промыслом, на жизнь отмеряно определённое количество медведей, а, если точнее — 39.
Встреча с
40-овым зверем предвещала охотнику смерть.
При этом совсем не обязательно, что погибель наступит в лесу или от медведя. Человек мог запросто заболеть и умереть у себя дома. Именно поэтому старые охотники всегда стараются свернуть с медвежьей тропы.
Наконец, «медвежья тема» прослеживается и на звездном небе славян. Впрочем, сразу оговоримся, что это касается вовсе не Большой Медведицы, которую чаще всего именовали Лосем, а созвездия Плеяд, которое на Руси во многих регионах называли Стожары, Висожары, Волосожары (=звезды Волоса), Волосины, Влашичи (дети Власа/Волоса).
Плеяды — это ключевое созвездие в фольклоре наших предков, превосходящее, возможно, по своему значению даже Большую Медведицу. Оно представляет собой один из ярчайших и при этом самых необычных объектов звездного неба. Интерсено, что особо крупных звезд в нем нет — эффект «яркости» достигается за счет близкого расположения звезд в скоплении и поэтому лучше всего созвездие заметно не прямым взглядом, а боковым зрением. По всей видимости эта особенность, ассоциирующаяся с некой ускользающей от глаза тайной и послужила причиной по которой это созвездие связывали все с тем же богом знаний и магии Велесом (животный образ которого — медведь). Именно отсюда идут названия Влашичи и Волосожары. Велес/Волос же в свою очередь может являться вариантом табуированного названия медведя «волосатый».
В этом свете интересен этнографический отрывок записанный И.Сахаровым, в котором описываются народные поверья, связанные с неким неустановленным созвездием САХАРЫ:
«Они (крестьяне) думают, что это созвездие благоприятствует охотникам отыскивать зверей, и что медведи живут под его защитой. За воровство и кражу Сахары наводят сон на медведей на всю зиму. Когда Сахары глядят на землю, тогда медведи бывают смирны и не нападают на человека. Основываясь на этом предании, охотники пускаются в лес только при появлении Сахар.»
Исследователь считал, что речь идет о созвездии Большой Медведицы, но в этом случае поверье не имеет особого смысла — ведь Большая Медведица в наших широтах видна в ясное время в любое время года.
Кстати, само слово САХАРЫ во многом созвучно наименованию СТОЖАРЫ, что может служить дополнительным подтверждением этой версии. Второе подтверждение — схожая примета записанная в словаре Даля и непосредственно связанная с созвездием Стожар (Плеяд):
«Коли звездисто и стожар (созвезд. Плеяд) горит — иди смело на медведя».
(из словаря В.Даля)
Читать подробную статью про названия созвездий на Руси.
Медведь — величественный и могучий лесной зверь. На Руси он был особо почитаем, и не только за ум и силу. В старину добыча такого зверя могла обеспечить семью на всю зиму: мясо употребляли в пищу, жир использовался в лекарственных целях, а шкура не позволяла замёрзнуть зимой. Сегодня охота на него строго регулируется государством.
Герб г.п. Волосово, Ленинградская обл.
Медведь как и раньше остается негласным символом России, нашим главным тотемным животным. Его образ часто присутствует на государственной символике. А народные приметы, связанные с этим животным, до сих пор передаются из уст в уста.