Кострома: что посмотреть самостоятельно за 1 или 2 дня

Достопримечательности, маршруты по городу, фото с описаниями

Дата обновления статьи: 05.01.2024

Монастырь, основанный татарским мурзой, запрещенные церковью объемные изображения святых, «избушки на курьих ножках», берестяные самовары — мы на родине Ивана Сусанина и Островского — в Костроме.

Ипатьевский монастырь

Ипатьевский монастырь — главная достопримечательность Костромы. На самом деле он имеет облик белокаменного кремля и, что немаловажно, находится в превосходной сохранности, а также может предложить путешественнику прикоснуться к некоторым древним сокровищам иконописи, причудливо переплетенным историям Годуновых и Романовых и многочисленным легендам.


Мы попали в обитель в интересное время — когда зима напала на осень преждевременно и неожиданно, запорошив толстым слоем снега еще неувядшие цветы… Есть что-то особенно красивое, пронзительное и хрупкое в такой картине.

Но вернемся к истории самого монастыря — удивительно, Ипатьевский монастырь относится к столпам российской государственности и духовности, а при этом никто толком не знает, кем и когда он был основан. То ли братом Александра Невского — Василием Ярославичем в 1275 году, то ли татарским мурзой Четом в 1330 году, бежавшим из Орды и принявшим христианство. Звучит немного сомнительно, как и многие другие исторические версии связанные с «татаро-монгольством». Как бы то ни было, первое документально подтвержденное свидетельство о существовании обители относится к 1432 году. А вот знаменитая Ипатьевская летопись, как ни странно, не имеет никакого отношения к самому монастырю — свое название она получила только потому, что была найдена в библиотеке этой обители. Ни слова не упоминается в ней и про саму Кострому — за что местные экскурсоводы не слишком жалуют этот литературный артефакт.

В музеях монастыря стоит прибегнуть к услугам экскурсовода — экспонаты, мимо которых вы бы могли ненароком пройти без внимания, просто оживают и приобретают особый смысл, если они сопровождены увлекательными рассказами местных хранителей.

Интересно, что монастырь причисляли к своим культовым семейным местам и Годуновы и Романовы, обе эти династии в свое время покровительствовали обители и щедро ее финансировали, а при вступлении на престол все наши цари вплоть до Николая II считали своим долгом посетить это место.

Современное политическое руководство также отметилось визитами в монастырь. Наше внимание привлекли оставленные ими памятные записи. Пояснительные таблички отсвечивают от электрических ламп и плохо читаются, так что экскурсовод имеет возможность загадать загадку — где текст написанный рукой Д. А. Медведева, а где В. В. Путина.

И что удивительно — по характеру почерка это сразу отлично угадывается! Вот он - яркий пример силы графологии…

Перейдем внутрь Троицкого Собора — поразглядывайте внимательнее фрески на стенах, там много интересных деталей и необычных сюжетов. В глаза сразу бросился грифон, который, как известно, является основным символом Великой Тартарии — именно под таким названием значится наша страна и немалые сопредельные территории на всех старинных картах. Экскурсовод тем временем продолжала начатый рассказ и тоже остановилась на этой фреске: по церковной трактовке мы видим здесь гербы четырех крупнейших погибших языческих империй.

А вот еще один любопытный экспонат — «объемная икона святого». Такие мини-скульптуры из дерева получили на некотором отрезке времени невероятное распространение, особенно в небольших и удаленных приходах. В итоге Церковь усмотрела в них намек на возврат к старой вере, вследствие чего они были полностью и повсеместно запрещены как идолопоклоннические. Кострома — одно из немногих мест, где такие оригинальные артефакты сохранились.

Костромская слобода

Следующей точкой на нашем пути был музей деревянного зодчества. Нет, на картинке выше не он, этот дом из деревянного кружева всего лишь чье-то частное владение и стоит на противоположной стороне улицы от ворот музея, но мы, не уверенные точно, куда ехать, невольно притормозили в поисках таблички.

Сам же музей — это обширная территория под открытым небом, где собраны и сберегаются от исчезновения различные образцы деревянной архитектуры не столь уж и далекого прошлого — церкви, избы, мельницы.


Таких аутентичных деревянных строений за пределами музеев остается все меньше и меньше, так что невольно приходят мысли об их недолговечности — сырость, огонь, быстрое обветшание под воздействием времени… Сколько могут простоять такие дома — 300 лет? 400? А что было до них? Как же нам узнать, в каких домах или, может, теремах жили наши предки, скажем 500, 1000 или 3000 лет назад, если они по характеру выбранного материала не могли дожить до наших дней? Не потому ли, кстати, они и строились из экологичного дерева? — не было целей «оставить след», «воздвигнуть», «увековечить», «преобразовать» — был простой, и в то же время необыкновенно глубокий, красивый, ответственный и мудрый образ жизни в гармонии с природой. Человек берет дерево у леса, оно служит ему, а потом растворяется в окружающей пейзаже без следа и вновь становится лесом… Современному обществу еще далеко до того, чтобы осознать такую поистине космическую философию.

Вернемся в день сегодняшний… Бродить по улицам такого деревянного поселения очень приятно, кроме того в каждый дом можно заглянуть и рассмотреть предметы интерьера в домах разных назначений, сословий и регионов.

Вот, например, традиционный набор сельскохозяйственной утвари.

Без кота — фото-репортаж не был бы законченным! Вот он — толстый, пушистый, с помятым в боях ухом — лениво развалившись, глядит на посетителей с крылечка, но стоит им только зайти в избу, стремглав бежит за ними и пристально следит, подобающим ли образом пришельцы ведут себя в его владениях.

Обратите внимание на внешнее убранство простых крестьянских домов — наличники, коньки, откосы… причудливые и тонкие переплетения букв, удивительных животных, древних славянских символов — настоящее деревянное кружево!

Это фото просто оставим тут, чтобы вы ощутили таинственную атмосферу места, вспомнили пару любимых сказок и поразмышляли о том, где в них ложь, а где намек…

Музей льна и бересты


Мы в Музее Льна и Бересты. Так выглядит копна льна.

Из колких травянистых волокон нужно скрутить цельную нить — для этого вам потребуется веретено. Кстати, есть версия, что веретено — это и есть та самая волшебная палочка из сказок и легенд, которая при правильном обращении выравнивает энергетику и лечит болезни.

Осталось выкрасить мотки нитей в нужные цвета и можно прясть разноцветное полотно. Посетители музея могут попробовать свои силы в этом деле за настоящим ткацким станком.

На втором этаже музея вас ждут удивительные вещи повседневного обихода из бересты — скорее даже «берестяное кружево».

Иными словами такие тарелочки и не назвать!

А этот шедевр местного мастера нас и вовсе потряс до глубины души — самовар из бересты! Он не декоративный, а самый что ни на есть настоящий — в нем правда можно заваривать кипяток, он не течет, не деформируется и служит довольно долго, как и прилагаемые к набору берестяные чашки.

Центр города

Пора пройтись по центру самого города — это одно из самых известных зданий Костромы, пожарная каланча архитектора Фурсова 1827 года. Даже Николай I во время своего визита в город был под впечатлением от строения и по легенде воскликнул: «Такой даже у меня в Петербурге нет»!

А вот и памятник самому главному герою Костромы — Ивану Сусанину. Кстати, в Ипатьевском монастыре экскурсовод рассказала нам интереснейшую вещь: в то время как Иван Сусанин повсеместно известен тем, что завел интервентов в глухое болото, этой интерпретации нет совершенно никаких документальных доказательств. Доподлинно известно другое — деревенский староста Сусанин в 1613 г. «оказал какую-то неоценимую услугу молодому наследнику престола Михаилу Федоровичу Романову» в тот период когда тот — еще не будучи царем — скрывался на костромской земле от польских захватчиков. Спрятал ли он его в подвале, помог ли укрыться в лесу, увел ли поляков на ложный след или сделал что-то еще — важно, что сам Сусанин погиб, а Михаил Романов остался жив. За это весь род крестьян Сусаниных получил невероятные привилегии неприкосновенности и полностью освобождался от податей, а о подвиге Сусанина русские цари помнили и через несколько сотен лет. Когда его потомкам перестало хватать выделенной земли, и они обратились к государю с просьбой увеличить надел — им было выделено в десятки раз больше гектаров, чем они просили.

Отчасти поэтому, а также и потому, что мать Михаила Фёдоровича сама была родом из этих мест, Кострома считается «колыбелью» династии Романовых. Именно сюда, а точнее в Ипатьевский монастырь прибыло посольство из Москвы, чтобы просить 16-го Михаила взять на себя бразды правления Российским Государством после Смуты. По легенде он трижды отказывался, убедило же его многочасовое стояние народа и бояр у стен обители, которые не хотели расходиться, пока Михаил не даст согласие.

В советские времена Кострома была закрытым городом — здесь располагалось большое количество секретных производств и военных гарнизонов. Времена поменялись, а люди по большей части остались, равно как и особая культура поведения присущая семьям военных: в Костроме Вы и сегодня почти наверняка не увидите нетрезвых граждан и не услышите на улицах нецензурную речь. Интеллигентность, самоконтроль, высокая мораль — это визитные карточки горожан.

Закончим прогулку по Костроме в беседке Островского. Во времена самого писателя ее еще не было, но именно отсюда, с остатков городских земляных валов, ему нравилось любоваться на Волгу. И правда — с этой возвышенности открывается лучший в городе вид на нашу великую реку, которая, кстати сказать, в Костроме достигает в ширину порядка 800 метров — захватывающий дух величественный пейзаж!

Приезжайте в Кострому! Удобнее всего сделать это на машине. По пути можно также посетить Переславль-Залесский, Ростов и Ярославль — все они расположены друг за другом на одной трассе. Мы приехали в Кострому вечером, провели там полный день и продолжили путь утром следующего дня.

Распорядок в городе был такой:

  • Ипатьевский Монастырь (3 часа)
  • Легкий перекус в монастырском кафе местными пирогами и травяным чаем
  • Музей Деревянного Зодчества (1,5 часа)
  • Музей Льна и Бересты (40 минут)
  • Прогулка по центру города до пожарной каланчи, далее мимо памятника Ивану Сусанину к набережной, по набережной — до беседки Островского.

Понравилась статья? Подпишитесь на наш Telegram канал t.me/snegir_media и мы будем ненавязчиво уведомлять вас о новых статьях, чтобы вы не пропустили ничего интересного. Будем на связи!

vkontakte telegram