Календарь

Народные приметы на июль 2021. Обряды, поверья, традиции и народные праздники июля 2021 на каждый день. Приметы на 2, 3, 6, 7, 8, 9, 10, 12, 14, 18, 21, 24, 25, 29 июля.

Страдник (пора страды, сенокоса, убора урожая), сенозарник, липень или липец (месяц цветения липы), грозник (месяц летних гроз), червень (от «червленый» — красный, красивый), макушка лета — так именовался месяц июль у наших предков славян. Июль — «краса лета, середка цвета», то есть месяц цветов, ягод, когда все наливается соками и красками, а «солнце без огня горит». Но в то же время это и месяц самой напряженной работы, обеспечивающий процветание крестьянского хозяйства на весь будущий год. Сравниться с ним может разве что май — но если в мае все еще только засевают, то в июле приходит пора собирать готовый урожай. Соответственно, большинство примет, пословиц и обрядов июля связано с темой работы и сбора урожая.

Июль — макушка лета — устали не знает, все прибирает.

Плясала б баба, плясала, да макушка лета настала.

Не топор кормит мужика, а июльская работа.

В июле на дворе пусто, а в поле густо.

Сбил сенозарник спесь, что некогда на палати лечь.

Собьет спесь, как неколи присесть.

Июль — месяц ягод, зеленая страда.

Картина А.Г.Венецианова, Жатва

А. Г. Венецианов. Жатва

2 июля — Зосима-пчельник.

Не только у людей, но и у пчел наступает время сбора урожая.

Зосима — пчелы меда запасают.

Особых обрядов с этим днем не связно, но традиционно в детских играх и песнях взрослых на Зосиму люди обращались к пчелам. Так, дети играли в «ульи»: игра заключалась в том, что двое водящих «ульи» стояли неподвижно, другие участники игры водили вокруг них хоровод, припевая:

Пчелки яровые, крылья золотые,

Что вы сидите, не поле не летите?

Аль вас солнышко печет? Аль вас дождичек сечет?

Летите за горы высокие,

За леса зеленые.

— после чего все разбегаются в стороны, а водящие их ловят. «Ужаленные» вновь в круг уже не становятся.

Пчелы летят за медом, пчелиный рой, лето

3 июля — Мефодий-перепелятник

По Мефодию определяют будущую погоду:

На Мефодия дождь — будут идти сорок дней.

Если муравьи прячутся в кучи — жди сильного ветра, дождя, грозы.

Лягушки расквакались — перед дождем.

Если лебеди вечером раскричались — завтра будет дождь.

Перепел в поле

Кроме того этот день можно считать праздником охотников — начинается пора лова перепелов, откормившихся на созревших хлебах. Так, в «Записках ружейного охотника» С. Т. Аксакова (автор сказки про «Аленький цветочек») сказано:

«Как скоро начнут поспевать хлеба, особенно проса, перепела сбегаются к ним со всех сторон и постоянно около них держатся. На таком привольном и сытном корме не только старые, но и молодые перепелки жиреют с изумительной скоростью… В это время они уже весьма неохотно поднимаются с земли: летят очень тяжело и медленно и, отлетев несколько сажен, опять садятся».

6 июля — Аграфена-купальница, лютые коренья

В целом день неразрывно связан с днем Ивана Купалы, который следует за ним. Тут, однако, следует сделать оговорку, что Иван Купала в разные периоды отмечался в разные даты. Изначально это языческий праздник, привязанный к циклу солнца, поэтому приходился он на дни около 21—24 июня (дни летнего солнцестояния), позднее же (в частности в послепетровские времена), когда он оказался интегрирован в христианский календарь — его празднование было «совмещено» с днем Рождества Иоанна Предтечи (24 июня по старому стилю или по юлианскому календарю). Церковь так и продолжает отмечать день Рождества Иоанна Предтечи 24 июня (по своему внутрицерковному исчислению), однако, так как этот календарь с течением времени все дальше расходится с григорианским (который точнее привязан к обороту земли вокруг солнца), принятым для общегражданского оборота с 1918 года, то сегодня церковной юлианской дате «24 июня» на «обычном» то есть григорианском календаре соответствует дата «7 июля». Если же Ивана Купалу отмечать исходя из сути этого праздника — как день славления Солнца, то придется он НЕ на 7 июля, а на 21 июня, в этом случае и Аграфену-купальницу стоит отмечать накануне — то есть 20 июня (а не 6 июля). Подробнее о датах праздника Иван Купала — здесь.

На Аграфену начинают купаться, «закупываются», совершают различные обряды связанные с водой, умыванием росой, общими купаниями, заготавливают веники, парятся в банях.

Девушки в венках на Аграфену-купальницу или на Иван Купала

Повсеместно были распространены походы в лес за травами — как целебными, так и для венков и украшения домов. Так, в Архангельской губернии на Аграфену-купальницу устилали пол в банях свежей травой и парились вениками из целебных трав, а в Тверской области парились вениками украшенными цветами. Сами веники, кстати, делали не только березовыми — часто в них включали по одной ветке от каждого дерева, что должно было усилить оздоровительный эффект.

Отмечается, что на сбор трав люди выходили вовсе без одежды, что свойственно и многим другим дохристианским обрядам, связанным с плодородием и культом Земли:

«Лихие мужики и бабы в глухую полночь снимают с себя все рубахи и до утренней зари роют коренья или ищут в заветных местах клады».

сбор трав в лесу

Особая роль в эти дни отводится и различным обрядовым действиям связанным с крапивой. Так, где-то ее запасали и раскладывали на подоконниках как защиту от нечистой силы, где-то устраивали шутливые игры со стеганием крапивой, призванные отогнать хвори.

На Аграфену-купальницу — то есть накануне Ивана Купалы, когда складывались пары (молодые танцевали, прыгали через костры, уговаривались о будущей женитьбе) — девушки гадали по травам: собирались 12 особых трав (папоротник и чертополох — обязательно), которые нужно было положить под подушку, чтобы во сне увидеть суженого. 

«Суженый-ряженый, приходи в мой сад гулять!»

7 июля (или 21 июня) Иван Купала, Иванов день, Купальская ночь, Иван цветной, Рождество Иоанна Предтечи

Иван Купала был самым важным праздником в году у наших предков славян. Наиболее массовый, веселый, значимый, поворотный во всех смыслах — он в некоторым смысле вмещает в себя все аспекты мировоззрения наших предков, которое строилось на цикличности «дыхания Вселенной». Каждый год побеждающий бог-громовержец одолевает ведающего бога-мудреца, Мертвая Вода превращается в Живую, День одерживает победу над Ночью, Солнце над Тьмой, Лето над Зимой, Жизнь над Смертью и все эти процессы сходятся в единой точке — дне летнего солнцестояния на Купалу 21 июня.

Всеволод Иванов. Купальская ночь

Всеволод Иванов. Купальская ночь

Споры о том когда стоит отмечать Купалу не утихают по сей день. «Официальная», если можно так выразится, дата этого праздника сегодня — 7 июля. Впрочем, стоит отметить, что совершенно никакого сакрального смысла она не имеет ни в какой традиции — она возникла в результате «пересчета» даты юлианского («церковного») календаря на григорианский (по которому весь мир живет сегодня). По церковному исчислению времени этот день соответствует 24-му июня и отмечается как Рождество Иоанна Предтечи.

Само название праздника Иван Купала является неким «компромиссом» между христианством (Иван=Иоанн) и исконным мировоззрением предков (Купала). Что касается сути и наполнения этого праздника — то, совершенно очевидно, что он — с его прыжками через костры, умываниями росой, хороводами, поисками цветка папоротника и кладов — насквозь языческий (или ведический), поэтому и дата его должна отталкиваться от поворотной точки солнечного цикла — дня летнего солнцестояния, как и было раньше испокон веков. 7-го же июля уместно отмечать Рождество Иоанна Предтечи — как то и велит церковный календарь, но с таким смысловым наполнением народные купальские гуляния уже слабо совместимы.

Подробнее о дне и ночи на Ивана Купалу, традициях и обрядах этого праздника читайте в отдельной статье.

8 июля — Петр и Феврония

Муромский князь Петр и его жена Феврония — символ верной, сильной и красивой любви. Они были канонизированы церковью на соборе 1547 года. Каноническая легенда гласит, что Феврония избавила князя от болезни, взяв с него обещание жениться на ней. Выздоровев, князь забыл об обещании и недуг вернулся. Раскаявшись, он воссоединился со своей спасительницей уже навсегда и прожил счастливую жизнь.

Народная молва передавала несколько иной вариант предания, согласно которому, влюбленные были верны друг другу несмотря на все козни окружавших их недоброжелателей и жизненные трудности. Считалось, что они умерли в одно и то же время и хотя сначала были похоронены в разных местах, но чудесным образом оказались в одном гробу, не пожелав расставаться и после смерти.

Простев Александр. Житие Петра и Февронии

Простев Александр / Житие Петра и Февронии (Прощание с Муромом)

9 июля — Давид-земляничник

Земляника девок в лес зовет.

Существует поверье: кто хочет занять деньги, должен положить в карман травы земляники — отказа не будет.

Перву ягодку в рот кладут, а вторую домой несут.

Собирай по ягодке, наберешь кузовок.

Николай Фомин. Ягоды наших лесов. Земляника

Николай Фомин. Серия «Ягоды наших лесов». Земляника

10 июля — Самсон-сеногной

На Самсона дождь — через семь недель то ж.

На Самсона-сеногноя дождь — до бабьего лета мокро.

Ладь косы и серпы.

На Самсона идет подготовка к покосу и распахивают поля под будущие посевы — часть из них отведут под озимую рожь, часть — будут засеяны яровым хлебом уже будущей весной.

12 июля — Петры и Павлы, Петров день, Петровки

В земледельческом календаре этот день считался одним из краеугольных, точкой в которой сходятся разные процессы, что-то заканчивается, а что-то начинается. Так, ночи становятся ощутимо «чернее», начинают падать и желтеть первые листья, умолкают уже до новой весны некоторые птицы (кукушка, соловей) но при этом жара нарастает; приходит пора покоса и подготовки к озимому севу. Совпадает этот день и со значимой датой православного календаря — ведь наступает конец Петровского поста.

Из церковной традиции при этом идет еще один ряд ассоциаций — так как апостол Петр почитался покровителем рыбного промысла, Петров день стал негласным праздником рыбаков. На Петра-рыболова последние служат ему молебны и собирают на «мирскую» свечу, которая ставится всем миром к иконе Петра.

Г.Г.Мясоедов

Г. Г. Мясоедов. Страдная пора (Косцы)

Как придет Петро так будет и тепло.

Петр-Павел жару прибавил.

День убывает, жара прибывает.

Начинают темнеть ночи: Петр и Павел день убавил.

К Петрову дню вода в реках умежениться.

Придет Петрок — сорвет листок.

С Петрова дня — красное лето, зеленый покос.

Доставай косы и серпы к Петрову дню.

Не хвались, баба, что зелено, а гляди каков день Петров.

До Петрова вспахать, до Ильина заборонить, до Спаса посеять.

После Петрова дня кукушка перестает куковать

Недалече кукушечке до Петрова дня.

Кукушечка ячменным колосом давится — умолкает. Когда заколоситься житарь (ячмень).

Соловей поет до Петрова дня.

В обрядах этого дня вновь можно увидеть пронизывающее всю народную культуру переплетение христианских и дохристианских обычаев. Так, с одной стороны — заканчивается церковный Петровский пост, что как бы дает старт праздничным застольям, походам в гости, встречам с родственниками из дальних деревень. С другой стороны — не забывают и о предках, после трапезы принято было (Калуж.губ) оставлять им еду на столе, чтобы все умершие также собрались в доме живущих.

Костер в поле на петровские гуляния

Деревенская молодежь и вовсе отмечает Петров день разве что не с тем же размахом, что Купалу, только теперь уже не в лесу, а в полях — «еще с вечера уходит в поле и здесь проводит всю ночь, „карауля солнце“: по народному понятию, солнце в день Петра и Павла играет какими-то особенными цветами, которые переливаются и искрятся как радуга». Приносят в поля горшки смолы, соломы, огонь, лавочки, жгут костры и гуляют всю ночь, вновь собирают «12 трав с 12 полей», чтобы как на Аграфену-купальницу положить под подушку и увидеть во сне суженого.

Скорый уход лета накладывает оттенок легкой печали и на традиционные петровские песни — в них часто поют про березу, измену старому нелюбимому мужу, тоску, гибель или отъезд мужа, часто встречаются песни про кукушку, которая в этот день умолкает.

14 июля — Кузьма и Демьян. Летние кузьминки

Кузьмы и Демьяны пришли — на покос пошли.

В огороде гряды полют, вырывают корневые овощи.

После сенокоса и работ по огороду, за который отвечали женщины, в этот день было принято собираться на посиделки в женском кругу. Праздник отмечался сугубо растительной пищей, которая собиралась и готовилась вскладчину («женские братчины»).

Федот Сычков. За работой

Федот Сычков. За работой.

18 июля — Афанасий Афонский

На Афанасия месяц вечером «играет» — к урожаю.

Как медь желты облака — к дождю.

Хороши игры месяца — хорош урожай и уборка его.

Выражение «месяц играет» указывает на его «игру» с облаками — он то тускнеет, то становится ярче, то прячется, то выныривает — создается впечатление, что он движется, прыгает с места на место.

Месяц играет в облаках в летнюю ночь

21 июля — Прокопий, Явление Казанской иконы Богоматери

День знаменуется такими событиями как: начало сбора сена в валы, наступление самой сильной жары, поспевание первой черники, приготовление к жатве.

Прокопий — жнец, жатвенник, жатву начинает.

На Казанскую черника поспевает.

Черница-ягода поспела — поспела и рожь.

Жатва поспела и серп изострен.

На Казанскую — зажин ржи.

Что касается черники, ее ягоды и листья считались в народе целебным средством от множества болезней, включая сахарную, ревматизм, расстройства желудка. Многовековой опыт подсказывал, что очень полезно есть чернику в больших количества в жаркое летнее время.

Черника из леса

22 июля — Панкратий и Кирилл

Пробуют первые огурцы.

24 июля — Ефимьи-стожарницы

Сияние Стожар предвещает удачную охоту на медведя.

Стожарами (или Волосожарами, Волосинами, Влашичами, Власожельцами, Власами) на Руси называли созвездие Плеяд, которое является одним из самых заметных на небе. Примечательно оно тем, что если смотреть прямо на него, то оно не кажется таким уж ярким, но если глядеть краем глаза, то выглядит настоящим световым пятном — это связано с тем, что состоит оно из скопления небольших, но многочисленных звезд.

Созвездие Стожары на Руси

Созвездие Плеяды (Стожары, Волосожары)

Славяне почитали это созвездие как одно из важнейших на небосводе и связывали его с богом Велесом («ведающим богом»), который вместе с Перуном («побеждающий бог») составляет центральный божественный тандем-противостояние:

  • Перун — олицетворял собой активную, кипящую, яростную энергию (Яр), энергию Света и Солнца и управлял силами грозы, неба, ветра, дождя. Его могущество растет вместе с увеличением продолжительности светового дня и достигает своей кульминации на Купалу (21 июня — день летнего солнцестояния).
  • Велес или Волос — олицетворял собой пассивную, непроявленную энергию, энергию Ночи и Луны, управлял силами земли, леса, подземных вод, снега, мороза, сковывающими, скрывающими, укутывающими. Его могущество достигает своего пика 21 декабря — в день зимнего солнцестояния.

Помимо прочего Велес почитался покровителем земледелия, домашнего скота («скотий бог», «рогатый бог»), а также искусств и ремесел. Он — персонифицированное олицетворение вселенской мудрости (Дед), сакральных знаний о мироздании, скрытых от глаз, но могущественных сил.

Примечательно, что и Перун и Велес почитались среди всех славянских племен, одновременные клятвы их именами зафиксированы даже в договорах славян с византийцами. При этом у воинов преобладал культ бога-победителя Перуна (западные славяне, Аркона как центр воинской традиции, так называемые «варяги-русь»), а у земледельцев (восточные славяне) — культ бога-мудреца Велеса.

Владислав Дзалба. Велес

Владислав Дзалба. Велес

Как же с главным богом мудрости связано созвездие Плеяды-Волосожары? В первую очередь, весеннее появление Велесовых звезд и Плуга (созвездие Тельца) на небе, приходящееся на начало мая, знаменует собой начало нового посевного цикла — а Велес/Волос, как мы помним — покровитель земледелия. Связь с медведями (в указанной выше примете) также не случайна — ведь медведь является одной из ипостасей бога Велеса. Появляясь на небе ранней весной, Плеяды видны летом, осенью и зимой, а вот ранней весной — уходят за горизонт. В это время как раз просыпаются от зимней спячки голодные медведи и встреча с ними особенно опасна. Поэтому народные приметы рекомендовали идти на медвежью охоту только при появлении на небе Стожар (то есть по сути весь год, кроме ранней весны).

Само название Волосожары («звезды/огни Волоса») прямо указывает на упомянутого бога. Все другие названия от корневой основы «волос», вероятно, являются производными от него. Название СТОЖАРЫ, вероятно, является одним из наиболее молодых, но именно оно стало самым распространенным в те времена, когда имя Велеса оказалось под запретом. Прочем, и оно косвенно указывает на покровителя земледелия, ведь «стожар» или «стожарь» согласно словарю В.Даля — это «шест, втыкаемый твердо в землю, посреди стога, чтоб он не клонился…»

Больше интересных фактов о небосводе и названиях созвездий на Руси читайте здесь.

25 июля — Прокл — великие росы

На Прокла поле от росы промокло.

Начинается время туманов и обильных утренних рос, которые губительны для сена. Поэтому чтобы оно не загнило, рекомендовалось до Прокла его высушить.
С другой стороны — росы считались полезными для роста трав, поэтому в это время продолжается сбор целебных трав и растений по лесам.

Трава в росе ранним утром

28 июля — Кирик и Улита

Не жни на Кирика и Улиту — увидишь видения (мороки).

Кирики-мокрыдники.

Кириков день, да все мокро, он льет дождь.

29 июля — Афиноген

На Афиногена замолкают птицы.

На Афиногена пташки задумываются.

Считалось, что лето начинает клонится к закату и пора жать поспевший урожай. Сжатие первого снопа было обставлено целым рядом обрядов и ритуалов, носило сакральный характер. Первый сжатый сноп назывался именинником, зажинать его полагалось старшей в роде женщине. Его украшали цветами, несли с песнями в дом и ставили на видное место. Именно с него осенью начинали молотьбу, а зерна этого первого снопа считались целебными и потом использовались всю зиму для лечения хворей и у людей и у домашних животных.

Константин Васильев. Жница

Константин Васильев. Жница

____________

 В статье использовались материалы из книги: «Круглый год, русский земледельческий календарь». Москва, издательство Правда, 1989 г.
Волшебные травы славян
Наследие
Волшебные травы славян

Перелет-трава, разрыв-трава, сон-трава, жар-цвет — соответствуют ли эти названия реальным растениям или это сугубо сказочно-мифологические образы? Откуда они идут, что означают и почему существуют в фольклоре всех индоевропейских народов?

Иван Купала – ночь воды и огня
Календарь
Иван Купала – ночь воды и огня

Умывание росой, купание в реке, прыжки через костры, пускание зажженных колес, сбор целебных трав и поиски волшебного цветка папоротника, открывающего клады. Что стоит за древними обрядами? Почему Иван Купала отмечается именно в день летнего солнцестояния?

Кошка - древняя душа
Наследие
Кошка - древняя душа

Кем была кошка в представлениях славян? Почему кошка именуется кошкой, а кот — котом? В каких русских сказках встречаются коты и какова их роль там? Коты мурлыкающие у колыбельных, указующие путь, пересекающие границу миров и рассказывающие сказки.

Народные приметы и традиции июня
Календарь
Народные приметы и традиции июня

Сев огурцов, льна, гречихи, «змеиные свадьбы», «величание ржи», мирские каши и главный праздник года — Иван Купала на день летнего солнцестояния.

Мегалиты Соловецких
Азбука городов
Мегалиты Соловецких

Сейчас Соловки известны, в первую очередь как монастырь, или же как бывший исправительно-трудовой лагерь. Однако, это далеко не все, чем примечательны эти острова и одноименная крепость. Предлагаем обратиться к древнейшей истории этого места, а также некоторым малоизвестным фактам.

Великие памятники Победы
Наследие
Великие памятники Победы

По местам боевой славы и драматических событий Великой Отечественной вместе с памятниками, увековечивающими образы советских воинов-защитников, тружеников тыла и простых граждан. От Заполярья до Севастополя, от обороны Москвы и прорыва блокады Ленинграда до Сталинградской битвы. Помним каждого.

Странности пугачевского восстания
Наследие
Странности пугачевского восстания

Войска Емельяна Пугачева была настолько хорошо организованы, что имели собственные пушки, военный штаб, чеканили свою монету. Был ли этот человек, всколыхнувший все Поволжье и Западную Сибирь, всего лишь самозванцем, или неспроста города сдавались ему без боя и люди выходили встречать с иконами? Рассмотрим его портреты, подпись и что думал о восстании А. С. Пушкин.