Предложить пост
Таланты

Историческое фехтование на мечах - экипировка, клубы, турниры.

Интервью с Максом Найзовым, призёром множества турниров по Историческому Фехтованию. Максим занимается историческим средневековым боем с 2009 года и знает все про этот одновременно жестокий и романтичный вид спорта изнутри — в чем секрет притягательности этого набирающего популярность явления, в каких местах нашей Родины проходят подобные бои, как бойцы готовят свои доспехи и сколько они весят, сколько часов необходимо тратить на тренировки, чтобы выйти на международные соревнования и что все это дает в плане личностного развития.

Максим, что же такое бои по историческому фехтованию? Какое оружие и доспехи используются?

Историческое фехтование (или исторический средневековый бой) — это полноконтактные бои в стальных доспехах на стальных не заточенных мечах. Используется снаряжение созданное своими руками или заказанное в мастерских, которых сейчас немало. Как правило, это стилизованные комплекты защитного и наступательного вооружения XIV–XV веков, условно делящееся на «Европу», «Русь» и «Восток». Почему условно и почему стилизованного? Всё просто и одновременно сложно.

Дело в том, что у нашего движения есть два «подразделения»: историческая реконструкция и исторический средневековый бой. Если первое больше история, то второе — больше спорт. Если в первом случае важна точная историческая достоверность каждой детали доспеха, или костюма, то во втором важнее его безопасность и функциональность в реалиях ИСБ, при максимально выдержанном общем виде снаряжения. Простой пример — делая реконструкцию доспеха, никто не станет использовать титан, потому что это современный материал и он не был известен в XIV веке, а вот при изготовлении «спортивного» доспеха как раз выберут титан — ведь он легче и практичнее. Вообще споры между «реконструкторами» и «бойцами» ведутся постоянно и все по-своему правы. Я, со своей стороны, буду больше говорить о спортивном аспекте.

Исторический средневековый бой как вид спорта — это довольно новое явление, еще не очень на слуху. Насколько масштабно это движение? Проводятся ли какие-то соревнования?

Движение исторической реконструкции, которое долгое время было нераздельным с историческими боями, зародилось у нас лет 30 назад, точно говорить не берусь. Если же рассматривать непосредственно самостоятельную жизнь именно средневекового боя, то некий прорыв действительно был совершён совсем недавно — лишь в 2010 году после первого официального Чемпионата Мира — «Битвы Наций». Интерес к этому событию довольно серьезный и ряды «добровольцев» ширятся год от года. Судите сами — на первой «Битве Наций» были представлены сборные от 4 стран участниц, а на шестой — сборных было уже более 30. В следующем году ожидаются новые рекорды по количеству участников. При этом растут и уровень подготовки бойцов и уровень организации мероприятия.

А в конце 2014 года — начале 2015 года, благодаря сотрудничеству молодого талантливого организатора Артемия Гершвальда с организацией «M-1 Global» был запущен проект «M-1 Medieval», бои которого проходят в рамках чемпионата по боям без правил «M-1 Challenge». Поясню, М-1 Global — это первая и самая мощная организация по смешанным единоборствам в России, в мире идет сразу за такими монстрами как UFС и Strikeforce.Так что включение средневековых боев в турнирную сетку чемпионата такого масштаба выводит их на абсолютно новый уровень и обеспечивает доступ к многомиллионной аудитории.

Как вообще проходят такие соревнования? Расскажи о своих ощущениях от самого запомнившегося своего боя.

В октябре 2014 года, на одном из турниров M-1 Challenge, Юнус-бек Баматгиреевич Евкуров, глава республики Ингушетия, лично подписал указ о создании федерации Исторического Фехтования в республике. А в первые выходные лета 2015 года, в рамках ежегодного турнира M-1 Challenge 58: «Битва в Горах» прошло два «стальных» боя по версии M-1 Medieval. Организация была на высоте, команда М-1 поистине профессионалы своего дела. Очень понравилась Ингушетия, величественный и невероятно красивый край, пейзажи — просто дух захватывает! Мало что может сравниться с красотой Кавказских гор. Описать словами это невозможно, надо видеть своими глазами. Бои проходили в горном поселении Таргим, что в 100 км от Магаса, где оборудовали трибуны на 3500 сидячих мест, вертолетные площадки и сам рейдж. В моей карьере это был второй турнир такого масштаба и первый в таком древнем и красивом месте — на фоне ингушских боевых башен и громадных снежных вершин.

Честно сказать свой план на бой я так и не реализовал — все с самого начала не заладилось. Ждал своего выхода и включения трансляции 10 минут под проливным ливнем, доспех и поддоспешник набрали несколько литров воды, которая, стекая с меня на настил рейджа, сделав его настоящим катком и окончательно лишив нас обоих возможности активно двигаться и маневрировать. Мой противник потерял преимущество в ударной технике ног, а я не мог разрывать дистанцию и фехтовать когда это было необходимо. Мы оба скользили и любое резкое движение закончилось бы падением на настил. Бой превратился в постоянный клинч и борьбу в стойке, где мой соперник опытнее и мощнее меня. Всё, что мне удавалось делать, это держаться на ногах и наносить контратаки, о перехвате инициативы в том бою речи уже не было.

В первом раунде я вышел с большим кулачным щитом, тогда я еще надеялся, что у меня получится держаться на дистанции и бить мечом, однако щит разлетелся под ударами моего соперника и дальше бился уже с малым круглым щитом. Пару раз получилось зацепить щитом лицевую маску шлема, которая, как выяснится уже после боя, была расположена слишком близко к лицу, что привело к сколу зуба у моего оппонента. В итоге я проиграл по очкам единогласным решением судей. У меня можно выиграть бой, но победить меня нельзя. Я стараюсь воспринимать поражения сдержанно, это опыт и порой он необходим для роста. Никто не любит проигрывать, но если хочешь чего-то добиться, то стоит быть готовым и к неудачам тоже. Конечно, я не доволен таким результатом, однако бой показал явные провалы в моей подготовке, это позволило мне переосмыслить весь тренировочный процесс в целом и сделать ряд выводов. Впрочем выводы сделали и организаторы, уже к следующим боям ММА и еще одному «стальному» бою настил как следует вытерли и «фехтования на льду» больше не было.

В чем, на твой взгляд, основные отличия между российскими и международными клубами/командами по историческому фехтованию?

Я думаю, что основное отличие российских команд от всех остальных — это опыт. Россия всегда была на шаг впереди от остального мира в этом виде спорта, особенно в командных форматах 5×5. Во всяком случае до определённого времени — точно. Однако, наши бойцы постоянно отмечают движение, стремление и рост сборных других стран, что не может не радовать — чем серьезнее конкуренция — тем интереснее бой.

Видели бы вы тех ребят, что фехтуют за нашу Cтрану Чемпионате Мира, каждый из них — легенда этого спорта! В командных боях также лидируют команды из России. У этих мужчин и женщин за спиной много лет стальных боёв, это по-настоящему жёсткие, мотивированные и стойкие ребята, которые уже на протяжении 6 лет отстаивают честь нашей Страны на всех международных соревнованиях.

Бойцы разных номинаций, как правило, не совмещают разные фехтовальные дисциплины. Дело в том, что поединки 1×1 и бои 5×5 требуют разной подготовки и снаряжения, а также проводятся по разным правилам. И для достижения определённых высот в какой-либо номинации, бойцам необходимо полностью отдаваться тренировкам в этой конкретной номинации.

Как проходят Ваши тренировки? Много ли часов в неделю бойцы тратят на подготовку? На что надо обращать особое внимание?

Средневековые бои — это серьёзный спорт, несмотря на всю романтику действия и антураж. Подготовка бойцов не менее ответственная, чем в любых других видах. Большинство соревнующихся ребят кроме фехтования занимаются еще и другими дисциплинами — это единоборства, тренажёрные залы и кросс-фит. Многие ребята являются профессиональными и титулованными спортсменами в других видах единоборств, некоторые пришли в фехтование уже имея за плечами некий соревновательный опыт. И планка, задаваемая ими, с каждым годом становится всё выше.

Я бы не называл историческое фехтование словом хобби. Если Вы хотите по-настоящему прогрессировать в исторических средневековых боях — это увлечение должно стать образом жизни. Нужно быть готовым тренироваться серьёзно и отдавать себе отчёт в том, сколько потребуется сил, времени, пота и крови, чтобы вот так лихо сражаться на международных соревнованиях, как это делают наши парни и девчонки в белых накидках с гербом России. В среднем бойцы тренируются около 5 дней в неделю, во время подготовки к соревнованиям график тренировок может уплотняться.

Как ты думаешь, чем могут пригодится полученные во время тренировок навыки в повседневной жизни? Какая философия стоит за этим действом? Что это увлечение дало тебе?

Надеюсь, что полученные практические навыки владения оружием в повседневной жизни мне не пригодятся. Предпочитаю всё же фехтовать на ристалище. Ну, а если рассуждать сугубо теоретически, то любая палка в руках опытного ИСБ бойца может стать мечом, случись такая необходимость — но это всё крайние меры исключительно в случае угрозы жизни, чести и достоинству.

В целом же тренировки дисциплинируют, воспитывают тело и дух, а также прививают те качества, которыми не мешало бы обладать мужчине. Философия — это уже более тонкий вопрос. Для большинства бойцов фехтование — это Путь, но не всегда он выражен в осознанную философию. Знаю одно, что бывших бойцов не бывает, стало быть — это Путь длиною в жизнь.

У всех бойцов разные доспехи. Расскажи про свои — может быть откроешь пару профессиональных секретов? Или объяснишь, что значат выбранные символы?

У меня восточный тип доспеха, не точная реконструкция, а скорее стилизация образа воина «Золотой Орды». Доспех функционален, очень подвижен и сравнительно лёгок, весит около 30 кг. Секретов особых нет, я не использовал современные материалы — такие как титан. Вся броня собрана из стали 45Г и 65Г, все элементы защиты, кроме шлема, закалены. Толщина элементов защиты от 0,8 мм до 1,2 мм, толщина шлема — 2 мм. При правильной закалке такой толщины достаточно для обеспечения надёжной защиты. В качестве поддоспешника одеваю тонкий льняной халат, простёганный одним слоем ватина. В шлем вшит стёганный подшлемник, усиленный войлоком, очень удобный, не разнашивается и прекрасно гасит даже самые сильные удары.

Символы? Вы имеете в виду круглые штуки на спине и груди с рунами? Это рондели, тоже элемент защиты, который одновременно может быть и украшением. На моих ронделях изображён шанырак — это такой конструктивный элемент в куполе юрты кочевников, имеет вид решётчатой крестовины заключённой в круг. Можно сказать, что шанырак — это символ всех номадов. А также на мои доспехи нанесены руны образующие слово «Тенгри» — Небесный Бог. Это руны древнего мира, древней, но не забытой Веры степных народов. Но это уже другая история. =)


Комментарии

Чтобы оставить свой комментарий, авторизуйтесь или зарегистрируйтесь.
Также можно использовать свой аккаунт в социальных сетях: