Домашние ужи на Руси, приметы и поверья с ними связанные.

«Мой умный уж в саду живёт.

Уж я ужа люблю ужасно.

Он молочко из блюдца пьёт.

Дружить с ужами не опасно!»

(В. П. Скиф)

В старину на Руси говорили: «На труса и уж — змея». Эта поговорка как нельзя лучше передаёт отношение наших предков к этой особенной рептилии. Ужей не боялись и даже более того — уважали, привечали и почитали за их полезные качества. И если к змеям в целом отношение у славян всегда было скорее подозрительно-негативное, то уж в этом плане стоит особняком. В народном мировоззрении он как бы не совсем змея, а нечто другое — совершенно полярное по своим ассоциациям: полезное, доброе, приносящее удачу.

Издревле эти змейки жили рядом с человеком — иногда их намеренно привлекали в дом, кормили молоком, содержали как домашнее животное. Считается, что кошки появились на Руси довольно поздно (хотя есть и противоположное мнение), а до этого их роль — охотника на грызунов — выполняли именно домашние ужи. Этот обычай был широко распространен во многих регионах Руси, Беларуси, Украины, Литвы и у южных славян как минимум до Средних веков, но отдельные упоминания о подкармливании ужей есть вплоть до XX века.

«Ужа считают неопасным змеем. Деpевенские жители говоpят, что он живет в южной России под полами жилых домов и выходит из-под полу в ту поpу, когда маленькие pебятишки, сложа ножки, едят с молоком кашу. Случалось слышать pассказы такого pода: pебятишки молоко на полу хлебают, а ужи в чашку к ним молоко пить залезают. Ребята, как пpивычный к ужам наpод, ужей то один, то дpугой, ложкой — хлоп! Hу вот ужи опять и скpылись под пол…»

(М. Забылин «Русский народ: его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»)


Древние славяне верили, что ужи приносят в дом благополучие и богатство. Возможно, это связанно во многом с тем, что уж — как охотник на мышей — помогал сохранить собранное зерно и другой урожай неприкосновенным, а, значит, автоматически становился своеобразным защитником благосостояния семьи. Именно поэтому этих змеек всячески старались привлечь в своё жилище. Убить рептилию или разорить её гнездо, пусть даже и случайно, считалось большим несчастьем, способным навлечь божественный гнев.

Золотые рожки - царская корона или отметка Бога?

Отличительной чертой ужа являются два ярких пятна жёлтого цвета на голове. В христианские времена считалось, что это божественные отметины, своего рода венец, которым Господь наградил рептилию за её помощь Ною. Так, существует легенда, согласно которой, уж своей головой заткнул дыру в Ковчеге, которую прогрызла мышь, и таким образом спас судно от затопления. За такой самоотверженный поступок Бог наградил змею золотым венцом, который она с тех пор носит на голове. По народному поверью, эти пятна защищают ужей от гнева Ильи-громовника, который, во время грозы, убивает всякую нечисть, в том числе и змей, но только не ужей.

В славянских представлениях, которые, скорее всего идут еще из дохристианских времен, уж являлся самым главным в своем царстве, властелином — Змеиным царем. Именно поэтому он и «коронован» золотым венцом.

«Тут выполз вперед самый большой уж. На голове у него была одета золотая корона, а шкурка его горела на солнце всеми цветами радуги»

(К. Плеханов «Почему у ели капают слёзы»)

Бытовало поверье, что именно по зову Змеиного Царя, все гады сползаются в одно место на Сдвиженье (Воздвиженье Животворящего Креста Господня — 27 сентября). В этот день нельзя ходить в лес. Старые люди говорят:

«Гад сдвигается… Будешь идтить, и оны прямо хапками, хапками. — И оны прямо вот дорогой идут.»

На самом деле, такая активность змей есть не что иное, как подготовка к зимней спячке. Однако от прогулок по лесу в это время лучше действительно воздержаться, так как агрессивность рептилий в данный период сильно повышена.

Христианские и дохристианские представления об ужах со временем переплелись в причудливый клубок. Так, считалось, что «золотые рожки» у ужа вырастают именно на поминальную Фомину неделю или праздник Троицы. Позднее он сбрасывает их где-то в зарослях хвоща (эта трава в народе так и называлась — «ужачка») и остаются лишь его характерные желтые пятнышки. Считалось, что если добыть эти рожки с соблюдением определенных обрядов, то можно получить мощнейший талисман. Поиски волшебных «золотых рожек» в чем-то схожи с поиском цветка папоротника в ночь на Ивана Купалу.

«Добыть» волшебные «золотые рожки» можно было и при непосредственной встрече с ужом — то есть Змеиным Царем. При встрече с ужом в лесу, следует обязательно бросить под ноги красный платок или тряпку. Если рептилия окажется не простой змейкой, а кровей царских, то обязательно скинет свою корону (золотые рожки). Кто ими завладеет, тому станут доступны все клады мира.

По другой версии, следует закопать эти рожки под корнями двух дубов, а затем дождаться, какое из этих деревьев засохнет, а какое зазеленеет. Ветками сухого дуба наводили различные порчи и проклятья, а ветви зелёного применяли для благих дел: врачевания и добрых обрядов.

Как и большинство представителей своего рода, уж периодически сбрасывает старую кожу. В народе эту кожу называют — роковый выползень. Процесс сбрасывания старой кожи породил представление, что уж перерождается вновь и вновь, поэтому его считали бессмертным. Эту сброшенную ужем старую кожу использовали в разных магических обрядах, а саму рептилию наделяли волшебными свойствами и могуществом, что опять же нашло отражение в преданиях о Змеином Царе.

Почитание ужей

Существует мнение, что языческие верования древних славян были основаны на равноправии трёх миров: Небо, Земля и Вода (их же можно обозначить как Правь, Явь и Навь — и, хоть слово «Правь» не встречается в этнографических источниках и, скорее, является современным «новоделом», тем не менее — оно хорошо подходит для обозначения комплекса реально существовавших понятий связанных с небом и миром богов. Что касается слов «навь» и «явь» — то последнее четко соответствует понятию «наяву», то есть «на самом деле», а «нави», «навий» относится к миру потустороннего, включая и воду, которая воспринималась как пограничная стихия). Уж олицетворял собой некого соединителя, который одинаково хорошо взаимодействовал со всеми стихиями, то есть находил равновесие между нами: он одинаково хорошо чувствует себя и на земле, и в воде. Что касается неба, то существовало поверье, что ужи могут вызывать дождь, то есть эта стихия также им подвластна.

Отчасти и поэтому (а не только чисто утилитарно — для ловли мышей) «живой оберег» в виде ужа должен был присутствовать в каждом жилище. Традиция приманивать этих змей в свой дом существовала не только на Руси, где их с уважением называли «домовик», но и у других славянских народов, что указывает на то, что это очень древнее представление единое для всех. Об уважительном отношении к ужам говорят сами их названия в славянских языках:

  • В Болгарии — «стопанин» (т. е. «хозяин»)
  • В Польше — «гад-господарик»
  • В Сербии — «домакин»
  • В Черногории — «чуваркуча» (т. е. «хранитель дома», кстати, также называется и первое окрашенное яйцо на Пасху, которое хранится до следующей Пасхи как оберег).

«И пока под печью или под порогом жил „старый хозяин“, домашний уж, счастье и процветание не покидали жилище»

(Алоис Ирасек, чешский писатель)

Амулеты-змеевики

Почитание ужей прослеживается и при анализе предметов быта, украшений, характерных узоров, которыми украшались различные предметы, в частности — обереги и талисманы. Так, изображение Змеиного Царя можно встретить на древних монетах, женских украшениях, домашних оберегах и даже в орнаменте народной вышивки. К примеру, существует целый пласт древнерусских амулетов, которые так и называются — «змеевики»: на них с одной стороны изображен некий христианский сюжет (архангел, Богородица, Троица и проч.), а с другой — голова человека в окружении сплетенных змей. Эта голова на амулете может быть как мужской, так и женской, а самих змей может быть от 6 до 14. Более того, иногда на амулете изображена даже не голова, а условный змеечеловек — туловище которого или ноги превращаются в змей.

Амулет змеевик

Такие амулеты змеевики находили в больших количествах по всей территории Руси. Считается, что они были широко распространены примерно до XII века. Многие из них выполнены из драгоценных металлов, некоторые приписываются в собственность конкретным князьям — например, Владимиру Мономаху.

Амулеты змеевики

«Что это было» и как эти, казалось бы, противоречащие друг другу символы уживались на одном обереге — до сих пор внятного объяснения не существует. Есть предположение, что это артефакт эпохи двоеверия, когда христианство и некоторые дохристианские верования существовали на одном отрезке. Вопрос — какие именно верования? 

Так, удивительным «совпадением» является то, что у скифов был распространен образ змееногой богини Табити, который практически идентичен «змеиной» части подобных амулетов. Впрочем, удивляться этому вовсе и не стоит — ведь скифы всегда испокон веков считались предками славян статью, что подтверждали даже учебники XVIII века и древние русские летописи («Сказание о Словене и Русе»), не говоря уж об античных авторах. В настоящее время это мнение пытаются опровергнуть (и объявить устаревшим) по причине того, что, якобы, в скифских курганах обнаружен иной генотип, не соответствующий славянскому, но до «окончательной точки» в вопросе — еще очень далеко. 

Скифский амулет — богиня Табити.

Важно понимать, что для античных авторов вся территория современной России была населена кем-то кого они называли «скифами» (тогда это понятие относилось к территории и образу жизни) — это четко видно в том числе и по восстановленным картам Птолемея. Речь шла НЕ о какой-то узкой полоске южных степей, а о всей территории Евразии к востоку от Днепра и до самого севера — вплоть до океана, который еще на картах XVI–XVIII века так и именовался Скифским. Никто НЕ утверждает, что на всей этой территории жил всего один народ с единым генотипом, который назывался «скифским» — скорее всего, напротив - к Великой Скифии относилось целое множество народов. Сегодня же, исследовав единицы самых южных (!) курганов, их объявляют «скифскими» и, обнаружив там неславянский генотип говорят, что, соответственно, и скифы не были славянами. Но по факту это просто жонглирование словами и подмена понятия, когда малую часть большого целого объявляют этим самым целым, исключая все иные части. Из серии «рыбы — это щуки, а окуни — не рыбы, потому что не щуки». А как насчет многочисленных курганов вдоль рек в центральной и северной России, да и просто захоронений некурганного типа? Почему и когда эпитет «скифский» перестал распространятся на них? Почему современные исследователи за древних авторов решают кого и как они называли? Кстати, украшения, узоры, оружие и конская сбруя в так называемых «скифских» курганах идентичны так называемым «славянским», что в частности наглядно показано в альбоме «Материалы по истории русских одежд» Прохорова и многих других источниках XIX века. И это опять же возвращает нас к исконному значению слова «скифы» в плане культуры, образа жизни и территории, а вовсе не генетики.

Но вернемся к ужам и амулетам. Можно предположить, что змеевидный рисунок вовсе НЕ носил религиозного смысла, а соответствовал какому-то другому понятию. Соответственно, он никоим образом не противоречил христианским сюжетам оборотной стороны. Например, как вариант — указывал на символическую принадлежность к скифской общности, выступая чем-то вроде современного двуглавого орла.

Еще одной точкой зрения на предмет смысла амулетов-змеевиков, является их связь с образом Медузы Горгоны. Представленная на амулетах-змеевиках голова в окружении змей действительно напоминает и ее. При этом исследователи отмечают широчайшее распространение изображений Медузы по всему древнему миру — часто на доспехах и/или в каменных барельефах на дверях и фронтонах храмов (так называемые «горгонейоны»). Официальная версия — ее изображали повсеместно потому, что волшебную эгиду, украшенную головой Медузы, носила Афина Паллада. Но можно предположить, что когда-то Медуза являлась неким универсальным индоевропейским символом охранения и защиты (а уж-хранитель — это отголосок этого культа и мифа?) и лишь потом — в поздние времена, ее образ был искажен греками и вошел в историю как образ чудовища, побежденного Персеем.

Кроме непосредственно характерных амулетов-змеевиков на Руси существовали и другие обереги, связанные со змеями — это различные сложные узлы, сплетенные в определенные узоры (не что иное как символическое изображение змея/ужа). Их принято относить к «наузам», оберегающим святыням и носить на груди, у сердца. Даже с появлением на Руси христианства ещё долго сохранялась традиция надевать их вместе с крестом. Примечательно, но священнослужители не видели в этом нарушения, так как уж, в отличие от змея-гада, не воспринимался как нечто плохое.

Уж / домовой

Наши предки неспроста почитали ужей за покровителей и защитников жилища.

В народных поверьях ужей часто отожествляли с добрыми домашними духами, хранителями и защитниками жилища (опять аналогия с доспехами горгонейонами, усиливающими защиту своего владельца?). Считалось, что домовой может оборачиваться змеёй, чтобы принять угощение, так как бестелесный дух сделать этого не в состоянии. Именно отсюда пошла традиция — ставить домовому блюдце с молоком в качестве подношения. И если полакомиться им выползал уж, то хозяева воспринимали это вполне нормально — считая, что домовой принял подношение.

Фантазия нейросети Kandinsky

Бытовало поверье, что ужи, как соединители трёх миров, всегда стремились к равновесию во всём, в том числе и к благополучию в людских жилищах. Порой они сами приходили к людям, если чувствовали такую необходимость:

«Один мужик, рыбак был заядлый, но неудачливый: ловил рыбу с лодки, ничего у него не клевало. Вдруг видит, плывет по реке уж, влезает в лодку и говорит: „Забери меня домой и посели там!“ И с тех пор он без рыбы ни разу не возвращался»

(Г. Базлов «Поверья об „огненном змее“ в Тверской области»)

Иногда случалось, что требовалось подманить ужа к себе «на хозяйство». Например, если построен новый дом или в жилище стало происходить что-то плохое (падёж скота, болезни, нашествие грызунов). Тогда хозяин старался принести ужика в дом со стороны, главное, чтобы тот сам этого захотел — ровно так же славяне «приглашали» в дом и домового духа, что наводит на мысль о том, что по сути они являются одним и тем же существом:

«Мужику сказали, как домового завести. Пошел он в поле и пахал плугом, вдруг ему уж на ногу намотался, так он с этим ужом и пришел домой, там он сполз и ушел в подпол, так у него и жил домовой в избе…»

(Г. Базлов «Поверья об „огненном змее“ в Тверской области»)

Уж против змея-гадюки

Уж и змей-гад (гадюка)- две противоположные символические фигуры в народной русской культуре, несмотря на внешнее сходство. На большей части территории России, чаще встречается чёрная гадюка, которую отличить от ужа можно лишь по отсутствию жёлтых пятен на голове.

  • Уж, как символ добра, ассоциируется с полезными и благостными качествами, такими как: защита, процветание, удача, обновление, жизненная сила, бессмертие. Он также часто воспринимается как созидательный и покровительствующий дух природы.
  • В отличие от ужа, гадюка, как символ зла, обычно ассоциируется с негативными и угрожающими понятиями, такими как: обман, коварство, ядовитость, порча. Змея-гадюка в русской культуре связана с дьяволом, смертью и опасностью, олицетворяя собой силы хаоса и разрушения.

Слева - гадюка (треугольный узор на шкуре, отсутствие желтых пятнышек на голове), справа - уж (золотые пятнышки на голове).

Если рассуждать логически — в таком противопоставлении нет ничего удивительного. Даже в современном мире встреча с гадюкой не сулит ничего хорошего, а в древности, при отсутствии противоядий, укус ядовитой змеи почти всегда приводил к смерти человека или животного. Отсюда и восприятие змей как серьезной угрозы — это, в свою очередь, породило немало заговоров и обрядов, нацеленных на отпугивание ядовитых змей. Вот как описывает один из них Михаил Забылин в книге «Русский народ, его обычаи, обряды, предания, суеверия и поэзия»:

«На море на Океане, на острове на Буяне стоит дуб. Под тем дубом стоит ракитов куст, под тем кустом лежит бел-камень Алатырь; на том камне лежит рунец, под тем рунцом лежит змея, скорпия; есть у ней сестры: Арина, Катерина. Мы Богу помолимся, на все четыре стороны поклонимся; возьмите свою лихость от раба (или от рабы, имярек) или от его скотины (сказать цвет шерсти), по сей день, по сей час. Крестообразно дунуть.»

Ужи редко живут с ядовитыми змеями бок о бок и даже способны их отпугивать. Эту их особенность издревле заприметили люди и стали с успехом её использовать. Уж, по представлениям наших предков, как бы «указывал» на безопасные места в лесу и в поле. К примеру, охотники всегда организовывали свой лесной ночлег в местах, где видели ужей — там вероятность встретить ядовитую змею ниже, чем в иных местах.

Змеиный царь - фантазия нейросети Kandinsky

Также на гнёзда ужей традиционно любили ставить стога. В данном случае уж выполнял двойную функцию: в таком стоге можно было относительно смело устраиваться на ночлег, ожидая, что защищающий свое гнездо и потомство уж отпугнет ядовитых змей. С другой стороны — такой стог будет лучше защищен и от грызунов, на которых уж любит охотиться.

В целом, уж и змея-гадюка в русской народной культуре выступают ярким примером дихотомии между добром и злом, жизнью и смертью, благоприятным и враждебным. На первый взгляд очень похожие, они олицетворяют совершенно полярные понятия и, таким образом, отражают и сложную палитру взаимодействия человека с миром природы, где относительно близко находятся и добро с процветанием и губительные опасности, и нужно уметь различать о чем идет речь в каждой конкретной ситуации.

Интересные факты про ужей

Страх перед змеями у многих людей до сих пор проявляется чуть ли не на подсознательном уровне и многократно усиливается еще и ввиду различных мифов с ними связанных, где змеи традиционно олицетворяют зло и опасность. Наши предки умели хорошо отличать ядовитых гадюк от безобидных и полезных ужей, никогда не убивали последних и не разоряли их гнезда, что всегда считалось крайне дурной приметой.
уж

Мы же сегодня часто путаем их из-за внешнего сходства (основной маркер различия — желтые пятнышки на голове ужа)- между тем, уж совершенно не угрожает человеку. Даже загнанный в угол, он предпочтёт притвориться мёртвым, вместо того чтобы проявить агрессию.

В целом уж — очень интересная рептилия, способная и к кооперации, и к самозащите, и к стоическому преодолению трудностей. Например, вот какие есть интересные факты про ужей:

  • Единственная защита ужа от врагов — вонючая субстанция, которую змея выделяет из клоакальных желез.
  • В случае недостатка пищи, ужи могут голодать до десяти месяцев без ущерба для своего здоровья.
  • При высокой популяции и ограниченном пространстве для кладок, самки могут объединяться и создавать коллективные гнёзда. Защищают потомство мамы-ужи тоже все вместе.
  • Ужи заглатывают свою добычу живьём. Если проглотить её по какой-то причине не удаётся, то жертву просто отрыгивают и она продолжает жить дальше.
  • Самки длиннее самцов и быстрее передвигаются. Иногда их скорость достигает — 5 км/ч.
  • У детёнышей ужей всего один зуб, но с рождения. Он им помогает выбраться из яйца.

Подводя итог

Ужи играли значительную роль в жизненном укладе наших предков — в практическом смысле они помогали оберегать жилище от грызунов и сохранять урожай, «указывали» на безопасные места, отпугивали ядовитых змей, а на символическом плане — олицетворяли мудрость, силу, мощную защиту, бессмертие, равновесие всех стихий, служили своеобразным живым оберегом от бед и напастей. Часто образ домашнего ужа перекликается или даже полностью совпадает с образом доброго домашнего духа хранителя — домового.

Ужи считались предвестниками перемен и преобразований. Прослеживается их связь с богом мудрости, богатства и власти Велесом.
Символическое противостояние ужа и гада-гадюки отражает двойственный характер природы, баланс и равновесие темного и светлого, характерный для дохристианских верований в целом.

vkontakte telegram