Народные обычаи, традиции и приметы на 24 февраля Власьев день

Значимой датой в русском народном календаре считается Власьев день — праздник, отмечаемый 24 февраля. На Руси этот день величали также Морозником, Коровьим праздником, Спасом колотым, а все его обряды так или иначе были связаны с домашней скотиной и, косвенно, с успешными посевами на будущий год. Существовала даже присказка «Власий — скотий бог». Отсюда вопрос — не идут ли все эти обряды еще из дохристианской древности, ведь один из ключевых богов славянского пантеона Велес, чье имя близко созвучно Власию, также иносказательно именовался «скотьим богом»?

*На обложке фантазия нейросети Kandinsky

Христианская история праздника

Священномученик Власий, епископ Севастии в Армении, получил известность благодаря своей бескорыстной помощи людям и животным. Он жил в III–IV веках н. э. и, согласно преданиям, славился способностью исцелять заболевания при помощи молитв. Одна из самых известных легенд рассказывает о спасении им ребенка, чудом выжившего после того, как в его горле застряла рыбья кость.

Также в его житии немало эпизодов, связанных с животными. Например, известно, что Власий долгое время жил в уединении в пещере, куда нередко приходили дикие звери, привлеченные его святостью. Они не только не причиняли ему зла, но и как говорят сказания желали получить от него благословение.


Икона св. Власий

Еще один эпизод из жития святого рассказывает о вдове, которая пожаловалась Власию на то, что волк унес ее поросенка. Святой успокоил вдову, сказав, что скоро пропажа будет возвращена и — действительно — волк принес свою добычу хозяйке целой и невредимой.

Дохристианские корни и образ Велеса

Некоторые исследователи предполагают, что популярные представления Святого Власия частично могут найти свои корни в мифологии славян — в частности, в образе Волоса или Велеса, скотьего бога. Сонорное созвучие имен языческого божества и христианского мученика, возможно, сыграло ключевую роль в слиянии этих фигур в умах людей.

Этому есть реальные подтверждения — так, замечено, что с приходом христианства на Русь места, которые ранее ассоциировались с почитанием Волоса, зачастую выбирались для постройки храмов, освященных именно в честь святого Власия.

В этом контексте интересно подробнее остановится на Велесе (Волосе) и том кем он являлся в представлении людей (по сохранившимся этнографическим данным). Известно, что культ Велеса существовал еще со времен неолита, а на землях славян был распространен повсеместно. Этот бог почитался наравне с солнечным богом-громовержцем Перуном и по сути их пара и вечный круговорот противостояния, совпадающий с солнечной активностью, является центральной темой во всем славянской пантеоне. Косвенные свидетельства тому есть в византийских летописях, где сказано, что при заключении договоров славяне давали клятвы именем Перуна и Велеса — в этом случае они считались нерушимыми. То есть именно эти два имени и образа были наиболее важны.

Максим Сухарев. День и Ночь (Белобог и Чернобог)

Черты свойственные Велесу и Перуну говорят о том, что они буквально делят мироздание пополам, где каждому принадлежит одна половина некой целостности, а другому — вторая, часто являющаяся ее противоположностью. Так, Перун ассоциируется с солнцем, днем, грозой, победой, любыми активными энергичными энергиями и действиями, поэтому пик его могущества приходится на 21 июня (Купало) — день летнего солнцестояния. Кстати, тот самый мифический цветок папоротника, который по легендам, расцветает лишь в эту ночь — это также образ стрелы Перуна.

А Велес — это бог, господствующий в тот период года, когда день укорачивается с наивысшей точкой 21 декабря (Карачун). Он покровительствует ночи, луне, звездам, морозу, лесу, всему тайному, непроявленному, магическому, обладающему пассивной энергией.

Исходя из вышесказанного Перун чаще всего представлялся в образе Воина, а Велес — в образе Мудреца, при этом культ первого в некоторой степени ближе воинам/дружине (и возможно пришел вместе с воинскими традициями Арконы), а культ второго — это скорее удел крестьян-земледельцев, которые по характеру своей жизни больше взаимодействуют с лесом и скрытыми силами природы (земли, воды и проч.)

Андрей Гусельников. Велес

В то же время Велес является не только повелителем подземных вод, луны, звезд, ночи, но и хранителем Калинового моста — то есть перехода в мир мертвых. Отождествлялся Велес и с морозом — отсюда кстати интересная версия, озвученная советским историком-этнографом В. В. Ивановым, по которой наш традиционный Дед Мороз — это не кто иной как Велес. Кстати, сравните слова «мороз» и «смерть», «морена» — ведь по сути умереть равносильно понятию замерзнуть. Вспомним также, что наш «традиционный» Дед Мороз — каким он показан еще в старых детских сказках — облачен не в красную шубу, а в синюю, расписанную узорами наподобие тех что мороз рисует на окнах… Традиция же одаривания детей подарками — согласно некоторым версиям — идет от того, что волхвы Велеса в очередные дни его почитания, приходящиеся на конец декабря, ходили по домам и награждали хороших детей небольшими подарками…

Но почему Велес — «скотий бог»? Это также довольно логично — ведь бог-Мудрец олицетворяет вселенскую мудрость и силы природы (лес, животные, подземные воды), кроме того помогает накапливать богатства (=аккумулирование сил/энергии/потенциала/знаний в пассивный зимний период). То есть, с одной стороны — он защищает весь живой мир и хранит установленный порядок, а с другой — прямо покровительствует земледельцам, волхвам, искусству, торговле, наукам. В прошлом же домашние животные и были мерилом богатства и процветания, поэтому бог богатства = скотий бог.

Владислав Дзалба. Велес

Отсюда, кстати, и еще одно его наименование — Рогатый бог (такое божество, кстати, прослеживается в культуре практически всех индоевропейских народов). А главными животными ипостасями Велеса являются бык (олицетворение домашнего богатства) и медведь (олицетворение диких сил леса и природы). Впрочем, на признак рогатости можно посмотреть и с другой стороны — это не что иное, как символическое изображение луны (то есть Ночи), в противоположность символическому изображению Солнца-нимба-круга — оба вокруг головы, т. е. прямо указывают на место того или иного божества в координатах День/Ночь. Кстати, в этом, вполне возможно, кроется ответ почему с принятием новой религиозной системы вся нечисть стала изображаться рогатой — хотя, это явное искажение изначальных смыслов, ведь для наших предков Ночь, Луна и Зима никогда не были синонимами зла, а лишь представляли вторую равнозначимую и неотъемлемую половину реальности.

А что же святой Власий? В почитании этого христианского великомученика явно видно частичное продолжение прошлых традиций: так, святому Власию возносили молитвы о защите семейного благосостояния, успехе в бытовых и хозяйственных делах, а также об охране и здоровье скота.

«Святой Власий, дай счастья на гладких телушек, на толстых бычков, чтобы со двора шли-играли, а с поля шли-скакали».

Праздничные традиции и ритуалы на Власия

На Руси праздник отмечали очень широко и массово. Вся большая родня собиралась за торжественным столом, где главным блюдом было жаркое. Гуляли три дня и более.

Крестьяне водили рогатый скот к храму на «Власьевский молебен», где животных благословляли, окропляли освященной водой и угощали выпечкой с молочной кашей. Считалось, что такие ритуалы способствовали хорошему надою молока и здоровому приплоду. В божью обитель также приносили сливочное масло, размещали его перед образом святого Власия, приговаривая:

«У Власия и борода в масле».

В скотий праздник люди пекли блины, сладкую сдобу на молоке и булки в виде копытец, после чего освящали их, а потом ели сами и давали домашнему скоту. В северных областях коровушек в этот день потчевали ржаными караваями и баловали лучшим сеном.

Для защиты дома от нечисти, которая могла проникнуть внутрь и испортить торжество, прикрывали печную трубу блинами или окуривали веточками чертополоха. Дабы не прогневить скотьего бога и не накликать бедность, на Власа нельзя было резать коров, а также запрещалось детям смотреть на маленьких телят: считалось, что после этого телок может быстро околеть.

Чтобы уберечь домашних животных от худого, 24-го февраля избегали любой работы. А чтобы домовой не заездил лошадей, к ним привязывали варежки, хлыст и онучи.

Для хорошего ягнения овец выходили ночью на улицу и просили у звезд народить побольше белых ярок. Кстати, любопытно, что стойкую связь между звездами и овцами можно проследить в огромном количестве загадок. Связующим звеном здесь также подразумевается Велес, который одновременно является и звездным пастухом и покровителем домашних стад:

Поле не меряно, овцы не считаны, пастух рогат (небосвод, звезды и месяц).

Один пастух тысячи овец пасет (месяц и звезды).

Хозяин спит — овцы на выгоне,

Хозяин выглянет — овец не видно,

Хозяин спрячется — овцы опять обозначатся (солнце и звезды).

Бессмертная овечка черная вся в огне горит (звездная ночь).

Еще интересный момент — одно из самых ярких и необычных звездных скоплений — Плеяды, носило во многих регионах наименование Волосожары /Власичи /Власожельцы и, вероятно, также было связано с Велесом. То есть на небосводе славян ему было отведено, можно сказать, центральное место. Кстати, созвездие Большой Медведицы, чаще всего называлось в русской традиции Лось — а, согласно некоторым версиям, этот зверь также является ипостасью Рогатого бога.

Плеяды = Стожары или Волосожары

Читайте подробную статью о русских народных названиях созвездий.

Традиционно во Власьев день совершали сделки со скотом. Выгодной считали, как покупку, так и продажу животных. Любопытно, что во время торга часто клялись именем святого, поскольку верили, что тот, кто совершит обман на Власа, будет наказан судьбой — здесь, очевидно, узнаем клятвы славян именем Велеса в Византии…

Также имел место обычай улучшать урожайность семян. Он заключался в том, чтобы на рассвете после праздника Власия на три дня выносить их на стужу для «закалки» и будущего здорового роста. Подобное ритуальное действие проводили и с пряжей, в надежде на то, что в будущем она получится крепче и белее.

Обряд опахивания деревни от «Коровьей смерти»

Важным ритуалом на Власия было опахивание села от «Коровьей Смерти». По народным поверьям, это мифическое создание начинало бродить по заснеженным просторам сразу после праздника Сретения, охотясь за своей жертвой.

Обряд проводила группа женщин в темное время суток. Участвовали обязательно 2 вдовы и 9 незамужних непорочных девушек. Они распускали волосы и облачались в длинные одеяния. Помолившись перед образом святого Власия и взяв соху, женщины выходили за пределы села.

В соху «впрягалась» старшая по возрасту вдова, вторая несла икону. Самая бойкая и ловкая девушка занимала место пахаря. Остальные участницы обряда следили, чтобы отлетавшие от сохи земляные комья «отворачивалась» от деревни, и сыпали («сажали») в борозды песок. Во время действа напевали:

«Две бабы да восемь девок пахали, а девятая — песок рассевала. Когда песок взойдет, тогда и Коровья Смерть придет!» — что фактически означало никогда.

Виктор Корольков, Спасение от мора. На иллюстрации схожий обряд в летнее время при угрозе мора.

Процессия трижды обходила деревню, а девушки, которые не пели, создавали шум и гремели сковородами для отпугивания нечисти.

Считалось, что эта ночь таила в себе большую опасность, поэтому крестьяне прятали свой скот в хлеву и запирали ворота. Мужчинам также следовало возвратиться домой до наступления темноты и более не «показывать носа» на улицу — справиться с Коровьей Смертью могли только женские силы.

Приметы и поговорки на Власия

Наконец, связан день и с последними сильными морозами, которые в народе именовались «власьевскими» (вспомним, что и дохристианский Велес — покровитель мороза, причем довольно скоро — в день весеннего равноденствия — его силы сравняются с Перуном, то есть он постепенно уступает свои права).

Власьевские морозы считались самыми крепкими, но после них зима уступала место долгожданной весне. В народе существовало убеждение, что вокруг этой даты вертится 7 зимних холодов: три дня предшествуют празднику, один приходится на сам Власий день и еще три вереницей следуют за ним. Зачастую в последние дни поднималась вьюга. Про нее говорили:

«Зима дитя ищет».

Также, как и в другие знаковые дни, на Власия люди наблюдали за погодой, примечая различные закономерности в природе:

  • Деревья в лесу в мороз начали шуметь — жди оттепели.
  • Гром на Власа — к ураганным ветрам.
  • Обилие снега вокруг — значит, скоро весна наступит и в мае много зелени нарастет.
  • Ветви на деревьях плотно покрылись инеем — грядут морозы.
  • На Власа свиньи жмутся друг к дружке — к предстоящим холодам.
  • Оттепель пришлась на Власия — студеных дней больше не будет.
  • На крышах много длинных сосулек — к запоздалой весне.
  • Власий днем коровам бока греет, а ночью рога морозит.
  • Разлил Влас масло на дороги — пора зиме уносить ноги.
  • Пришел Власьев день, наступили и Власьевские морозы.

Имели смысл и сновидения. Считалось, что сон, привидевшийся в ночь на 23 февраля, может сбыться в течение 12 дней. А вот сновидения в сам праздник ни о чем не говорили.

P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.

При написании статьи использовалась следующая литература:
1. О. Г. Баранова, Т. А. Зимина, Е. Л. Мадлевская и др. «Русский праздник. Праздники и обряды народного земледельческого календаря», 2001 г.
2. А. А. Коринфский «Власьев день. Народная Русь: Круглый год сказаний, поверий, обычаев и пословиц русского народа», 1901 г.
3. С. В. Максимов «Власьев день. Нечистая, неведомая и крестная сила», 1903 г.

vkontakte telegram