Фоторепортаж о путешествии за Полярный Круг по маршруту Усинск-Нарьян-Мар по зимнику.

Дата обновления статьи: 03.01.2024

Все года и века и эпохи подряд
Все стремится к теплу от морозов и вьюг.
Почему ж эти птицы на север летят,
Если птицам положено только на юг?

В. С. Высоцкий

Собственно, эти строчки и сопровождали нас на протяжении всего нашего пути на Север. В конце января — начале февраля 2016 года двое отчаянных путешественников отправились покорять просторы Белого Безмолвия. Мечты о Крайнем Севере не отпускали нас уже давно. Он казался каким-то запредельно далеким местом, куда суждено попасть отнюдь не каждому. Но ни минусовые температуры, ни ураганные ветры, ни занесенные пургой зимники ничуть не пугали нас, а, напротив, подогревали интерес. Пройти испытание Севером, проверить себя на прочность, проверить на прочность человеческие отношения в суровых арктических условиях — вот в чем состояла наша главная задача. У нас не было какой-то особой техники и снаряжения: всего-то собственные ноги и два походных рюкзака, но этот нехитрый набор помогал с каждым днем приблизить нашу мечту.

Вдохновители

Осенью мы узнали про показ фильма «Бросок в Заполярье» от команды «Градусы открытий» в ДК МГУ (интервью с командой "Градусы открытий") . И так получилось, что нам посчастливилось оказаться на его премьере. Благо, мы жители Владимира, и добраться до Москвы не составляет огромной трудности. Мы бросили все дела (а это был рабочий день) и двинулись в столицу. Сказать, что фильм произвел на нас неизгладимое впечатление — ничего не сказать. Такие фильмы как этот, да и вообще рассказы ребят из «Градусов» и вдохновляют людей совершать безумные путешествия в самые, казалось бы, недоступные уголки нашей страны и открывать новые горизонты!

О маршруте

Наш маршрут был составлен таким образом, чтобы за две недели нашего путешествия можно было объехать и посетить наибольшее количество территориальных субъектов (учитывая то, что за неимением собственного прокаченного внедорожника, мы передвигались на автобусах, поездах и автостопом).

Нитка маршрута включала следующие города: Владимир — Ярославль — Вологда — Тотьма — Великий Устюг — Котлас — Микунь — Сыктывкар — Усинск — Нарьян-Мар. На обратном пути нам удалось посетить еще Печору и Киров, но это отдельная тема. Естественно, самый интересный отрезок пути был Усинск — Нарьян-Мар, так как мы и понятия не имели на чем нам туда добираться. Хотя, вопрос о том, на чем, нас волновал, наверное, меньше всего. Главной проблемой был закрытый уже как неделю зимник.

О поиске транспорта. Усинск. День 1

Мы прибыли в Усинск на поезде из Сыктывкара в 5 часов утра. В этот момент время потеряло свою значимость, потому что дальше нам некуда было спешить: ни билетов, ни поездов, ни автобусов. Мы свободны. На вокзале сели в автобус, битком заполненный суровыми вахтовиками. Он довез нас прямо до центра города. 5:30. До рассвета еще долго. Прогулка по центру Усинска. Памятник комару, памятник нефтянику, цветные домики и агитвывески на крышах, вроде «Больше усинской нефти Родине». На улицах стали появляться немногочисленные местные жители — им пора на работу. Выйдя на окраину города, мы встретили рассвет. Первый северный рассвет. Поразительное разнообразие красок…

Вернемся непосредственно к поиску транспорта в Нарьян-Мар. Начитавшись статей и блогов, мы знали, что большинство водителей выезжают на зимник в ночь, чтобы снег не слепил глаза, и дорогу можно было разглядеть лучше, чем днем. Мы решили, что как минимум полдня в запасе у нас есть, чтобы посмотреть город и, возможно, съездить в Усть-Усу. На карте нашли автовокзал Усинска и двинулись по направлению к нему. В итоге прошли 3 лишних километра вдоль трассы, проваливаясь почти по пояс в сугробы, и дошли почти что до ЖД вокзала. Вернулись обратно. Нашли наконец автовокзал.

Как оказалось, он был построен для вахтовиков, а точнее — бывший склад в 2001 году перестроили под автовокзал для вахтовых перевозок на дальние и ближние промыслы и другие объекты нефтедобывающего комплекса. Автобусы ездят по определенному расписанию и возят рабочих на буровые скважины. Про то, как добраться до Усть-Усы, а тем более до Нарьян-Мара на вокзале никто не знает, да и вообще, в целом Усинске не нашлось ни одного человека, кто определенно знал бы, на чем туда возможно доехать. По-видимому, обычные местные жители не имеют никакой надобности в поездках в Нарьян-Мар.

В итоге, мы решили не терять время и вместо того, чтобы сидеть бесцельно на, сходить в местный Краеведческий музей, а потом где-нибудь перекусить. Усинский городской историко-краеведческий музей был открыт всего 20 лет назад. По-видимому, посетителей там совсем не много, а учитывая то, что мы решили посетить его в первый месяц нового года, новую партию входных билетов еще даже не выпустили, так что нам посчастливилось побывать там бесплатно.

Перекусив, решили отправиться на поиски транспорта прямо на улицах города, спрашивая об этом у местных жителей. Как мы поняли, большинство из них — приезжие, и, кажется, впервые слышат про Нарьян-Мар. Бытует мнение, что люди с Севера довольно скрытные и неохотно идут на контакт, но нам так не показалось. Напротив, каждый старался помочь. Например, нам посчастливилось встретить одного мужчину (сам он тоже приезжий, но работает на скважинах уже не один год), который посоветовал нам сходить на продуктовую базу, откуда в зимний период ежедневно отправляются грузовики с продуктами в Нарьян-Мар. Мужчина проводил нас прямо до базы и все подробно разъяснил. Попав туда, мы с энтузиазмом и надеждой стали искать машины с номером 83 и проситься к водителям в качестве попутчиков. Но, увы, наши поиски не увенчались успехом. Большинство водителей отказывались по причине отсутствия свободного места в кабине, некоторые вовсе не собирались ехать в Нарьян-Мар. Уже на выезде с базы мы встретили молодого человека на внедорожнике, который сообщил, что сам уже которые сутки сидит в Усинске и ждет, пока откроется зимник. Он же обнадежил нас тем, что иногда с базы отправляется вахтовка в Нарьян-Мар, на которой и едут самые обычные люди (не вахтовики, и не рабочие). Итак, появилась хоть какая-то надежда уехать более-менее цивилизованным способом.

Немного поразмыслив, решили снова пойти на частный автовокзал и поспрашивать у водителей автобусов про состояние зимника и про наличие какого-нибудь «общественного» транспорта хотя бы до Харьяги. Вокзал был пуст, на стоянке не было ни одного автобуса. Ждать пришлось около часа. Мой друг оставил меня с вещами, а сам пошел разговаривать с водителем. Через некоторое время вернулись вдвоем. Водитель оказался открытым и добродушным мужчиной, который всем сердцем захотел помочь нам добраться до Нарьян-Мара. Связался с диспетчером, но никакого толкового ответа ему не дали. Недолго думая, водитель посадил нас в свой автобус и повез непосредственно в диспетчерскую, по дороге расспрашивая о том, кто мы и откуда. Кстати говоря, многие очень удивлялись тому, что мы путешественники и едем в Нарьян-Мар не по работе, а самостоятельно — просто так. Говорили, что мы сумасшедшие, что мы легко одеты, что зимы там суровые, что зимник закрыт, но все равно, в итоге, искренне желали нам добраться до своей цели.

Честно говоря, в диспетчерской на нас посмотрели, как на дураков, а у водителя спросили что-то вроде «где ты их нашел вообще? и «зачем ты их сюда привез?». В общем, уверяли, что сейчас туда путь закрыт, и вероятность нашего попадания в Нарьян-Мар почти нулевая. В конце концов водителю автобуса удалось узнать, что на следующий день в полшестого вечера ожидается отправление автобуса до Харьяги. Он отвез нас обратно на вокзал. Был уже поздний вечер. Нам не оставалось ничего делать, как найти жилье и переночевать в Усинске. Почти без проблем сняли однокомнатную квартиру за приемлемую цену, составили четкий план действий на следующий день и заснули, как убитые.

Усинск. День 2

Проснулись с осознанием того, что нужно быстрее бежать на продуктовую базу, ибо вахтовка может уехать без нас. Быстро собрались и через полчаса уже прибыли на место. Была суббота. Сегодня продуктовая база выглядела куда более уныло, чем вчера. Оживленность упала в разы, машин практически не было. А вахтовки — так и в помине. Еще раз обошли территорию в поисках машины. Проехало несколько больших машин, но и те явно были не на Нарьян-Мар. Что ж, терять еще один день в Усинске у нас желания не было, поэтому, недолго думая, приняли решение ловить попутки хотя бы до Харьяги. Не добраться даже до Харьяги — стыдно и обидно, подумали мы. Доехали до ЖД вокзала на такси, так как с городским транспортом у них там проблемы (автобус ждали около часа — так и не дождались). И вот, едва вышли на трассу, как остановился серый УАЗ, водитель которого согласился подвезти нас в сторону Харьяги, правда, только до какой-то там скважины, но нам уже было наплевать, главное — на Север.

Водитель буханки, Василий, вызвался провести нам мини-экскурсию по дороге на Харьягинский. Мы увидели многочисленные газовые факелы, где-то вдалеке видневшиеся буровые, несколько раз пересекли реку Колва. Василий остановился, чтобы дать нам возможность сделать фото со знаком пересечения Северного Полярного круга. И вот, проехав всего 50 км по направлению к Харьяге, водителю нужно было нас высадить, так как сам он поворачивал в другую сторону. Он остановился на участке дороги, где стояло несколько грузовиков с Нарьян-Марскими номерами, и посоветовал поспрашивать у них. Так мы и сделали. Не дождавшись положительного ответа ни от одного из водителей фур, мы принялись стопить дальше. Казалось, здесь мы застрянем надолго. Но не прошло и пяти минут, как перед нами затормозил черный внедорожник. За рулем — молодой парень, который согласился подбросить нас до Харьяги. Как потом оказалось, ехал он до поста ДПС, что на границе Коми и НАО.

Выходим из машины, видим кафешку, несколько фур, и думаем: «Наверное, это и есть кафе-ориентир «Наташа». Зашли погреться, так как на улице дул ураганный ветер. Поняли, что никакая это не «Наташа» (фур мало, вывески нет — странное место). Ничего не остается делать, как идти вперед по дороге в темноту, в тундру, в ураганный ветер и метель. Вдалеке горят харьягинские факелы. Километра 3, не больше, думали мы.

Пройдя порядка полутора часов по заснеженной дороге, мы услышали, как нам сигналит фура. Вероятно, чтобы мы прижались к обочине, ибо ему не проехать, думали мы. Но водитель пригласил нас в кабину Камаза и спросил, что мы тут вообще делаем. Мы рассказали ему свою историю, на что в ответ получили следующее: «Да тут вы бы и к утру пешком не дошли. Тут километров 20. Расстояния здесь очень обманчивы. Кажется, близко, а еще ехать и ехать. А про зимник сказать не могу. Сам на Варандей еду. Взял бы вас с собой, да не разрешат, по пропускам там только." То, что дальнобойщик ехал на Варандей, поразило нас больше всего. Нам и самим очень хотелось бы туда попасть, но на этот раз мы преследовали все-таки другую цель. Водитель высадил нас у «Наташи», а сам отправился на зимник, который должен был привести его к самому берегу Баренцева моря…

Харьяга

Когда мы высадились у «Наташи», было примерно 6 вечера. Многочисленных фур мы здесь также не наблюдали, как и у кафешки на границе Ненецкого АО. В кафе поинтересовались у продавца про состояние зимника, на что нам ответили: «Зимник закрыт. Только что водитель один оттуда приехал, сказал. Когда откроют — никто не знает." Но мы не падали духом.

Проведя на улице еще пару часов, мы поняли, что целый день ничего не ели, поэтому зашли в уютную столовую. Согревшись и набравшись сил, мы снова продолжили искать возможности добраться до цели. Один из водителей посоветовал нам дойти до поворота на зимник. Там больше вероятности поймать машину. Так мы и сделали. Пешком до этого поворота примерно три километра. Поначалу дорога казалась нетрудной (ветер дул в спину). И, вот, наконец-то и заветный поворот на Нарьян-Мар!!! Ура! Мы добрались! Но за все время нашего голосования на повороте проехала лишь пара внедорожников и одна фура. Ураганный ветер сбивал с ног, на нем практически можно было лежать. Дорогу из Харьяги было видно на несколько километров вперед, и с каждой приближающейся вдали машиной, мы гадали, завернет — не завернет…

В итоге, изрядно подморозив ноги и носы, мы двинулись обратно к «Наташе». На этот раз три километра навстречу ветру пришлось преодолевать с большим трудом. Кажется, надежда на то, что мы попадем в Нарьян-Мар, окончательно испарилась. Оказавшись в очередной раз у «Наташи», мы зашли туда погреться, но долго там стоять, ничего не покупая, было как-то неудобно, поэтому мы снова вышли на дорогу. В этот раз решили, что будем пытаться уехать хотя бы в Усинск. Ночевать у «Наташи», конечно, можно было, но нам не особо хотелось.

Простояв еще пару часов на ветру, и затормозив около пяти машин, мы поняли, что в Усинск сейчас никто не едет. Время близилось к полуночи, зимник закрыт, откуда им ехать??? Продрогнув до кончиков пальцев и отчаявшись, снова зашли в кафе, поставили рюкзаки и сели отдыхать, думать, как быть дальше. Заходило несколько водителей: один из них поинтересовался, куда мы направляемся, а узнав, сообщил: «Ребят, так там на заправке стоит машина МЧС, которая в Нарьян-Мар сейчас поедет. Идите, может возьмут вас». Это было настолько неожиданно, что сначала даже не поверилось! О таком можно было только мечтать! Мы переглянулись, и чуть ли не бегом рванули на заправку, боясь, что Камаз уедет без нас.

Постучавшись в дверь машины, спросили у водителя, возьмет ли он нас с собой в Нарьян-Мар. Он был приятно удивлен нашему неожиданному появлению и нашему отчаянному путешествию, поэтому с удовольствием предоставил место в кузове машины (она была по типу вахтовки — внутри рассчитана на 8 человек). Мы забрались в кунг, где сидело уже четверо мужчин. Все они оставили свои машины в Харьяге и спешили, кто домой, кто на службу. Пообщавшись с ними, мы узнали, что МЧС ждет прохождения встречной колонны на зимнике, иначе, нам не проехать.

Безумно устав за целый день, мы попытались уснуть, но спать там было жутко неудобно. Около 6 часов утра на заправку подъехал Трэкол, и мы незамедлительно пересели в него. Я много слышала о них, но никогда не думала, что когда-нибудь в жизни мне посчастливится на нем проехать. Официально зимник был закрыт. Служба спасателей НАО выполняла свою отважную работу, заключающуюся в помощи людям, находящимся в чрезвычайных ситуациях. Мы выехали. Первые ощущения от езды на Трэколе — непередаваемы.

Зимник

А точнее, его отсутствие. Теперь мы поняли, насколько ошибочным был наш план застопить фуру до Нарьян-Мара. Колонна из машин, длиной, наверное, около километра, а может и больше, растянулась по заснеженной тундре. Камазы с трудом пробивались через суровые снежные переметы на дороге. Все они выехали на зимник на свой страх и риск, хотя официально он был закрыт. Трэкол же без особых усилий мог ехать по переметам, благодаря его большим колесам низкого давления. Но в салоне трясло, покруче, чем на американских горках! Все время приходилось держаться за поручни, иначе, неожиданная кочка — и ты летишь в лобовое стекло.

Сутки без сна сказались на нашем состоянии, и мы готовы были заснуть даже в таких нереальных условиях. По пути встречались многочисленные брошенные машины, застрявшие в снегу. Водители ушли пережидать метель и ждать помощи в пункт дорожников, который представляет собой большую стоянку для машин и несколько жилых фургончиков для отдыха уставших водителей — прямо посреди тундры.

Через некоторое время, мы вдруг остановились. Посреди дороги расположилось большое стадо северных оленей, которое преградило нам путь и мешало двигаться дальше. Водитель Трэкола — спасатель Александр и его помощник Андрей с удовольствием дали нам возможность выйти на несколько минут из машины и сделать пару кадров. Но олени такие пугливые) Как только мы стали к ним приближаться, они повскакивали со своих мест и побежали в противоположном направлении, громко звеня колокольчиками на шее. По другую сторону дороги мы заметили нарты, в которых ночевали ненцы, поэтому решили поскорее вернуться обратно в машину, чтобы не нарваться на неприятности.

Наш путь по заснеженной тундре продолжался. Через пару часов мы подъезжали к отсыпке, которая вела уже непосредственно в Нарьян-Мар. Наступило утро. Лучи солнца освещали белоснежную пустыню, заставляя снег безжалостно сверкать. На горизонте мы заметили несколько машин, отчаянно пытавшихся вырваться из колеи, оставленной КАМАЗами. Спасатели приняли решение остановиться и разведать обстановку. Андрей сообщил нам, что это те самые ребята из экспедиции «Варандей-2016», которые снимают свой фильм про Север.

В конце концов, было принято решение помочь застрявшим экипажам и втащить «Соболей» на гору, на относительно чистое место. По сути, Трэкол не рассчитан на такое, но не оставлять же ребят в беде. Поэтому, одну за другой, мы вытянули все три машины из снежной колеи. На самом деле, процесс трудоемкий и занял порядка часа, так как машины прочно засели в снегу. Но благодаря нашему опытному спасателю Александру, и не менее опытным экипажам «Соболей», мы справились с этой задачей довольно быстро. Естественно, не обошлось и без интервью, которое операторы взяли у спасателей для создания фильма, и без дружных фотографий с участниками экспедиции. Поблагодарив друг друга, мы поехали в сторону города, а команда «Варандея» отправилась дальше преодолевать зимник.

Кстати говоря, мобильной связи на зимнике совсем нет, сколько не лови, появится она только на отсыпке (по сути, эта насыпь, которая продолжается около 80 км — основа строящейся дороги Усинск — Нарьян-Мар).

Наконец, когда время уже близилось к обеду, мы прибыли в Нарьян-Мар. Спасатели провели нам краткий экскурс по местам, которые стоит посетить, и высадили нас у кафе, где посоветовали пообедать. Когда мы вышли на улицу, уже стемнело, хоть и было всего 4 часа. Уставшие, счастливые, переполненные эмоциями — мы достигли своей цели. МЫ БЫЛИ НА СЕВЕРЕ.