Кресты-голубцы: откуда идет традиция, смысл символа, происхождение названия.
Дата обновления статьи: 03.01.2024
Дата обновления статьи: 03.01.2024
Узнаваемый и весьма характерный элемент русского пейзажа — это своеобразный высокий крест, накрытый
При этом сегодня мало кто догадывается, с какой целью подобные кресты установлены. Трактовки разнятся и, кажется, что объяснений великое множество. Более того, даже в среде церковных служителей не все знают, как возникла традиция ставить кресты за пределами храмов и погостов. Попробуем распутать клубок и найти изначальный смысл этих символов, а также то, как их значение трансформировалось со временем.
Придорожные или межевые кресты, часто называемые голубцами (голбецами), являются разновидностью поклонных крестов и имеют характерную конструкцию. Они достигают в высоту нескольких метров, а сверху обычно венчаются двускатной «крышей» из пары дощечек, под которой часто установлен киот с иконой и лампадой (свечой). Такая конструкция препятствует попаданию влаги на средокрестие, защищая святыню от гниения или растрескивания.
Русский Север
Крест может быть выполнен из камня или дерева и украшен различными декоративными элементами, такими как резьба, пышные орнаменты, каменные выступы и даже стеклянные вставки. На придорожных
Деревянные
Так, ими обозначали границы крупных земельных угодий, помечали свободные от завоевателей города и селенья, также их ставили на перекрестках дорог для защиты от потусторонних сил или в качестве доброго напутствия для странников. Любой идущий мимо них человек мог испросить и получить благословение Божие на дальнюю дорогу с добрым исходом или воздать молитву Всевышнему за окончание трудного пути.
Отдельно следует упомянуть старообрядческие кладбища, где кресты описываемой формы часто ставились непосредственно на могилах.
Иногда голбецы устанавливали в местах, окруженных дурной славой. Например, там, где люди сталкивались с
Изначально голбецом или голубцом на Руси называли и надгробные столбцы с крышами, служившие своеобразным «домом» умершим. Название подобных могильных памятников пошло от придорожных столбов, на которые в старину ставили емкости с прахом покойных, а потом приходили помянуть умершего. Считалось, что души, обитавшие в
Русский Север
Само понятие «голбец» (от слова «голубь», «голубчик»), по всей вероятности, было тесно связано, с одной стороны, с деревянными печными голбцами в форме ступенек для захода на полати, закрывавшими спуск в подпол (см.у В.Даля), где по народным поверьям обитал один из духов загробного мира — домовой, а с другой стороны — с такими понятиями, как «яма» и «глубина» (сравните с названием знаменитого духовного стиха «Голубиная книга» в значении «глубинная», «мудрая»).
Всеволод Иванов, Алтарь леса
То есть подобные кресты существовали и ставились еще задолго до прихода на наши земли христианства. Более того сам символ креста как такового также существовал во всех дохристианских культурах испокон веков — к символ солнца или огня («крес»). Отсюда же, по одной из версий, происходит и слово «крестьянин» — то есть человек, чтущий солнечный огонь, живущий по правде, по заветам предков.
Килевидный голубец над фреской «Древо Иессеево». Успенский собор Московского кремля
Со временем слово «голбец» трансформировалось в «голубец» и просто стало обозначать архитектурный элемент. К примеру, в архитектуре оно характеризует крышу, которая защищает фрески и иконы на фасаде храма или церкви от непогоды. Раньше такие крыши также сооружались в избах над окнами и дверными проемами.
Сама традиция установки голбецов появилась еще до крещения Руси в 988 году. Впоследствии церковь запретила значительное число языческих (ведических) обрядов, но некоторые из них, включая устройство
Голубцы на старообрядческом кладбище. Архангельская губерния, г. Кемь.
Данная традиция особенно сильно была развита на Севере, вдоль берегов Белого моря: в Карелии, Архангельской, Мурманской областях и других. Почему именно здесь — сказать трудно, однако, сложно не заметить, что Русский Север во всем связанным с народными традициями является
Исследователи крестов на Русском Севере, в том числе у
Таким образом, кресты, установленные в этих местах, служили неким силовым прикрытием, не пропуская «лешаков» и прочую нечисть, «ходячих» покойников, болезни людей и скота — с их помощью как бы «освящалось» окружающее пространство. При этом смысл как именно и почему это происходило получается двоякий: с одной стороны, здесь виден явный пример обращения за защитой к Предкам (прах которых изначально и захоранивался в подобных конструкциях) — именно они, посредники между мирами живым и мертвых, хранили Род от нечистых сил и недругов как в Яви, так и в Нави. С другой стороны, изгоняющий бесов, болезни и беды потенциал легко можно приписать и силе православного креста.
Также есть указания на то, что первые Поклонные кресты воздвигались по указу княгини Ольги в местах уничтоженных языческих капищ. В своей «Повести временных лет» Нестор Летописец описывал, как святая равноапостольная княгиня Ольга «нача требища и кумиры сокрушати и на тех местах нача кресты Христовы поставляти; кресты же Христовы знамения и чудеса творят и до сего дня, идеже святая поставила». Здесь мы получаем уже новый и во многом парадоксальный смысл: поклонный крест как символ победы новой веры над старой, при том что и там и там знак креста — краеугольный элемент культа.
Впоследствии
Сегодня подобные кресты в несколько упрощенной форме — без домиков, но с характерными перекладинами поверх креста, вновь часто используются — на въездах в города, у святых источников и прочих мест.
Придорожные кресты остаются важной частью русской народной культуры. В русской литературе
Упоминание о них есть и в стихотворении
В лесу, в горе, родник, живой и звонкий
Над родником старинный голубец
С лубочной почерневшею иконкой,
А в роднике березовый корец.
Придорожные кресты часто изображаются в живописи и графике, особенно в работах северных художников. В российском кино и телевидении они часто используются в качестве декора для создания атмосферы старины и определенного настроения в сцене.
Всеволод Иванов. В царстве Овсенича. Вечер
Наверное,
P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.
При написании статьи использовалась следующая литература:
1.
2.
3.
4.