Город Ругодив: история, летописи, кто основал.

Ругодив - это Нарва или Ивангород? Упоминания о ругах в летописях, происхождение названия города.

Дата обновления статьи: 04.01.2024

Считается, что наследник Ругодива — это сегодняшний приграничный эстонский город Нарва. Он третий по численности в стране, а население на 80% составляют русские. Но так ли это на самом деле? Или древний Ругодив — это совершенно другой город? Попытаемся разобраться.

*Все ниженаписанное — это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Они НЕ являются научными исследованиями и могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями.

Статья написана в рамках цикла «Азбука городов», цель которого возвратить из небытия некоторые забытые фрагменты нашей древней истории, которая, как нам кажется, простирается во времени и пространстве куда дальше, чем принято было считать. В текстах представлены собранные из открытых источников десятки увлекательных фактов, гипотез и легенд о целой россыпи городов, основанных нашими предками по всему континенту — от Полабской Руси до Сибири и Дальнего Востока. Верить представленным версиям или нет — мы оставляем на усмотрение читателей, никому не навязывая озвученных теорий и не утверждая, что они единственно верные.

Скифия, Русь (в самом широком географическом понятии этого слова), Великая Пермь/Парма, Урал, Причерноморье, Тартария (чем бы они не была) — все это составные фрагменты нашего общего наследия, каждый из которых ценен, значим и неразрывно связан с другими частями единой (!) истории. Все это — мы сегодняшние. Уникальная самобытная цивилизация Севера. Именно в таком ключе стоит воспринимать предложенные ниже легенды и теории.

«Официальной» датой основания города согласно ливонским летописям считается 1223 год. Однако, речь там идет именно о Нарве, а не о Ругодиве. В русскоязычной статье на Википедии о городе Нарве она также отождествляется с Ругодивом, а в качестве первого упоминания в русских летописях значится следующее:

В лѣто 6764 (прим. — то есть в 1256 г.). Приидоша Свѣя и Емь и Сумъ и Дидманъ со своею волостью и множество рати и начаша чинити город на Наровѣ»

— Новгородская первая летопись

То есть название «Ругодив» как таковое отсутствует и здесь — речь идет о неком безымянном городе на Нарве.

Нарва, замок

Нарвский замок Германа

Этимологический словарь русского языка М.Фасмера (1964—1973 гг.), со ссылкой на Новгородские летописи 1344, 1420 и грамоту новгородских наместников ганзейским послам 1392 г. пишет, что «Ругодив» — это старое название крепости Нарва, в основе же его лежит имя финно-угорского божества Rukotivo, что означает «покровитель ржи». Однако, если мы откроем указанные летописи, то и там НЕ найдем точных указаний на связь Ругодива и Нарвы. Да, само название «Ругодив», там есть, но вот в каком контексте:

В лѣто 6852 [1344]. Бысть мятежь за Наровою 27 великъ: избиша Чюдь своихъ бояръ земьскых, и въ Колываньскои 28 земли и в Ругодивьскои, А 29 волости, 300 30 их 30; потомВперёдних велневицѣ 31 съ юрьевци и избиша Чюди 14000, а избытокъ убѣжа в Островьскую 32 землю; тамо по них ходиша велневици 33 въ Островьскую 32 землю, их же не взяша, но 34 сами биты отъидоша.

То есть этот текст о Ругодивской волости (!) и мятежах чуди, а про город Ругодив либо Нарву в этом отрывке не говорится ни слова.


Книга

А.В.Петров. "Город Нарва и его прошлое"

Наконец, в 1901 году А. В. Петров издал 550-страничный труд на тему «Город Нарва. Его прошлое и достопримечательности», где он детально описывает историю города с момента его основания. Соглашаясь с тем, что город основан датчанами, он пишет, что «дата построения города Нарвы датчанами не может быть установлена с полной точностью» (Глава 2), а также приводит народное предание, которое рассказывает «что там, где теперь находится нарвский вышгород, жили в стародавние времена, до построения города безстрашные разбойники. Они делали набеги на окрестные места, грабили на суше и на море, а награбленные сокровища прятали в своей неприступной скале. Недаром эстонская народная фантазия создала легенду о том, будто Нарва построена на трех пластах золота.»

Что касается название Ругодив, то по данным автора, оно используется в поздних русских летописях, а также «сам Петр Великий называет еще Нарву во многих случаях Ругодивом и Ругодевом». В поисках трактовки названия, А. В. Петров даже не упоминает версию о финно-угорском божестве: «не имея никаких других данных для объяснению этого слова, мы склонны сблизить его со словом ругодей, т. е.производитель руги, пеньки. Действительно, пенька, доставлявшаяся из псковской губернии, составляла одну из важнейших отраслей нарвской вывозной торговли». Также он озвучивает версию, предложенную в 1893 году в статье некого г. Трусмана, который писал, что «Ругодив» в переводе с лопарского наречия означает «остров защиты». А. В. Петров продолжает: «мы склонны видеть в приведенном наименовании русский корень, так как если производить это слово из лопарского лексикона, то покажется странным, почему-же русские усвоили кличку лопарей, неизвестно как сюда попавших, а не получившее права гражданства название Нарва».

Ровно то же самое можно сказать по поводу «общепринятой» сегодня версии. Если Нарву (якобы Ругодив) основали датчане, то почему они дали городу название финно-угорского божества?


Вообще, согласитесь, что «Ругодив» по звучанию слово славянское. Более того, на побережье Балтики (читать подробнее про другие города Полабской Руси — Аркону, Винету) в былые времена проживали многочисленные славянские племена, одно из которых носило имя руги (или руяне, ружане — все от коренных основ «руж», «ryth», «rug», «rog» — что на разные языках означает «рожь» — ключевую культуру этих племен). Об этом писал еще в I веке древнеримский историк Тацит, описывая народы на побережье «Океана» к востоку от Ютландского полуострова:

«Далее, у самого Океана, — ругии и лемовии; отличительная особенность всех этих племен — круглые щиты, короткие мечи и покорность царям» (Тацит)

Борис Клементьев. Северные воины Святослава

Борис Клементьев. Северные воины Святослава.

Согласно древним летописям руги основывают свое королевство Ругиланд где-то на территории современной Австрии, встречаются они и на территории Италии. В более поздние времена — к XII веку слово «руги» употребляется в европейских источниках применительно к Руси. В исследованиях Э.Цельнера и А. Г. Кузьмина, указывается на существование королевства ругов-русов (Ругиланд) на Дунае в эпоху Великого переселения народов. Более того, есть весомые основания отнести время создания ключевых русских былин именно к этому времени и территории — V век, Дунай, войны русов-ругов с готами и гуннами Аттилы. Читать подробнее про малоизвестные факты о русских былинах.

В этой связи наиболее логичной представляется гипотеза, что Ругодив — это город ругов. «Див» же однозначно читается как «дивный».


На официальном сайте Союза русских ганзейских городов (hansarus.org) можно найти следующие сведения:

«Ругодив — в прямой развёртке „Дивный город ругов“: древний славянский город, основанный на Нарове-реке ещё до нашей эры близ устья ругами… Главный храм в Ругодиве был посвящён верховному богу военной славы балтийских славян в Варяжской Руси, в частности руян-ругов грозному богу-воину Ругевиту — символу непобедимости славянского воинства и нерушимости союза, отсюда и слово „ругаться“ — то есть военная брань, „вита“ — знание, жизнь. Он изображался в виде статуи витязя с мечом и шестью мечами за поясом, в шлеме на большой голове и шестью ликами, зрящими в разные стороны — символ шести братских народов Венедии. С Ругевитом связано и название города — Ругодив, который заложили воинственные руги. У реки обитало другое родственное ругам (руянам) славянское племя — нерева или нарова, от которого река и получила своё имя.

Виктор Корольков. Световид

Виктор Корольков. Световид

Тогда территорию нынешней Эстонии занимали венеды (общее название западных славян) со столицей в Колывани, ставшей после завоевания данами (датчанами), а затем германцами Ревелем, а ныне Таллином: последнее, собственно и означает „датский город“. Колывань — так часто по-старому именовали этот город русские вплоть до XIX века, что в переводе с венедского „Колыбель“. Однако после завоевания данами сначала в XIII веке Колывани, а затем Ругодива, названия городов переменились — даны к тому времени приняли христианство. Новый, уже датский Ругодив в середине XIII века получил название по реке — Нарва. Это был уже другой город, точнее укреплённый замок, поскольку основная часть славянского Ругодива с крепостью и храмом находились напротив — на Девичьей горе, где ныне располагается Иван-город. (*В дореволюционной России Иван-город писался через дефис, то есть город Ивана III). Старый Ругодив был разрушен и сожжён, датский, а затем ливонский замок и город были построены на другом, левом — эстонском берегу: для завоевателей так было безопасней, ибо рядом Новгородское и Псковское княжества, а так Нарву уже отделяла водная преграда».

Ивангород, крепость

Ивангород, крепость

То есть получается, что изначальный Ругодив — это Ивангород, а вовсе не Нарва! (Кстати, это опять же очень логично с точки зрения рельефа местности — именно Девичья Гора на которой расположена крепость Ивангород с трех сторон защищена изгибом реки). Хотя историю этих мест, конечно, невозможно разорвать на части, а рассматривать нужно именно в комплексе. Нарва-Ивангород — это по сути уникальное явление — когда два укрепленных города крепости, принадлежавших разным государствам стоят прямо друг напротив друга (расстояние менее 300 метров!!!) и разделены только рекой. Ивангородская крепость и была основана (ну, то есть как мы теперь понимаем — не на пустом месте — а на месте разрушенного Ругодива) в 1492 Иваном III для противостояния ливонской Нарве. Их история практически зеркальна — обе они захватывались то одной, то другой стороной, а при начале новых наступлений использовались как форпосты для стягивания войск.

Крепости Нарва и Ивангород

Крепости Нарва (слева) и Ивангород (справа), разделенные рекой Нарвой

С 1223 по 1346 гг. Нарва принадлежала Дании, а затем до 1558 года — Ливонскому ордену. В это время строится замок Германа (XIII—XVI вв.), являющийся наглядным свидетельством стратегической важности города.

Во время Ливонской войны Нарва была взята русскими войсками 11 мая 1558 года и оставалась в русском владении 23 года. Иван Грозный (больше фактов о результатах его правления) планировал сделать Нарву крупным торговым и военным портом Руси на Балтийском море — по сути это и было «первым окном в Европу». В городе были построены православные храмы, в него переселилось немало русских купцов и ремесленников. Нарвская торговля с городами Северной Германии, Дании, Голландии, Франции и Англии стала очень прибыльной и быстро развивалась. Однако для Шведского королевства и Речи Посполитой появление русских в Балтийском море было крайне нежелательным, из-за чего оба государства вступили в войну. После нескольких неудачных попыток овладеть городом, шведы наконец захватили его в 1581.


Нарва и Ивангород на старой гравюре

Нарва и Ивангород на гравюре. Обратите внимание, как на старом рисунке отчетливо видно, что Нарва — это классическая "звездная крепость". Сегодня на картах со спутника этого уже почти не видно.

В 1700-м для отвоевания города Петр I начал Северную войну по результатам которой в 1704 г. Эстония и Лифляндия отошли во владения России. Нарва была приписана Петербургской губернии. Смотреть набор открыток 1856 года с описанием всех Российских губерний. После основании крепости Кронштадт Нарва утратила стратегическое значение.

В период распада СССР в регионе широкое распространение получили идеи о создании отдельной Наровской республики (Принаровской ССР), которым не суждено было сбыться.

P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.

______________________________

Читайте о других городах на территории России (и шире — на территории расселения наших славянских и скифских предков) в рамках спецпроекта «Азбука легендарных городов». Порой исчезнувшие, порой переименованные, порой известные преимущественно по старым картам, но все — реальные и с совершенно захватывающей историей, уходящей вглубь иногда на сотни, а иногда и на тысячи (!) лет.

Цель проекта — показать что наше прошлое не ограничено Золотым Кольцом, Москвой, Киевом и Новгородом — все это великие города, но в то же время крупицы в той бесконечной массе сокровищ, которая лежит за пределами учебников истории.

А. Аркона: город храм на острове Буяне

Б. Белоозеро – город, где творилась история Руси

В. Пермь Великая: забытая история

Г. Грустина подземная – доисторический Томск.

Д. Дедославль: тульские древности.

Е. Ергимал и другие древние города Сибири.

Ё . Вышний Волочёк – ворота из Балтийского моря в Персию.

Ж. ВщиЖ – защита, искусство и просвещение.

З. Зартый – земля радимичей и северян.

И. Изборск – «железный град».

Й. БерестиЙ: земля дреговичей. Предшественник Бреста.

К. Кордно – столица вятичей.

Л. Старая Ладога – первая столица Древней Руси.

М. Мангазея златокипящая: первый русский город за Полярный кругом.

Н. Наян – место рождения легендарного пресвитера Иоанна на р.Лене.

О. Мегалиты СОлОвецких.

П. Заполярная Печора – город, которого нет.

Р. Ретра – «трехрогий Радегаст».

С. Серпонов – град лукоморский.

Т. Царственный Тартар – древняя столица.

У. Древний РУгодив – Нарва или Ивангород?

Ф. Форт звездный. Феномен звездных крепостей России.

Х. Ханбалык – столичный город Великого Хана.

Ц. Царица (Волгоград). Город неизвестной царицы.

Ч. Чердынь – город загадок, где время остановилось.

Ш. Блуждающий «ОреШек». Нева – не Нева.

Щ. Щетин – мудрость девятиста.

Ъ. СловенскЪ. Сказание о Словене и Русе.

Ы. ВолковЫск – под именем волка.

Ь. ТоболЬск – сердце Сибири.

Э. Эзина. Царь русов Кинтал против Александра Македонского.

Ю. Юмна (Винета) – Атлантида Балтики.

Я. ВЯтка – исторический центр Приуралья.

vkontakte telegram