Азбука городов

Город Киров – бывшая Вятка или Хлынов? Город, носивший название Хлынов до 1780 г. Основание города Вятки. Жители Вятки (Хлынова), история и происхождение названия города. Центр дымковской игрушки.

Дата обновления статьи: 04.01.2022

Завершает наш спецпроект "Азбука легендарных городов" один из центров Приуралья, родина дымковской игрушки — город Вятка, ныне именуемый Киров. История города будет интересна как приверженцам официальной истории, так и искателям исторических нестыковок и тайн.

Город Вятка панормана

Город Вятка панорама

Если брать общепринятую картину прошлого, то Вятка основа в 1181 году новгородцами -то есть это один из старейших городов Древней Руси (если иметь в виду сферы влияния Новгорода и Московии), причем еще и самый восточный. Одно это уже достаточно любопытно, однако, в школьной истории Вятка если и упоминается, то настолько поверхностно и мельком, что можно сказать — не упоминается вовсе, будто такого города и не было или его прошлое не имеет особого значения.

При этом история Вятки описана в признанном официальными историками, но малоизвестном широкой публике документе конца XVII века под названием «Повесть о стране Вятской». Начинается он с уже известной нам легенды о Словене и Русе (см. Словенск), которая рассказывает о происхождении русов как таковых и их истории со времен потопа, Ноя и его потомков. Далее речь идет о становлении древнерусской государственности, причем центральное место там отводится именно Новгороду, а вот другие «привычные нам» стольные города Древней Руси там почти не упоминаются. Связано ли это с тем, что первыми поселенцами Вятки по имеющимся данным были именно новгородцы или с чем-то другим — неизвестно…

Новгородцы за Уралом - картина

Всеволод Иванов

Что касается непосредственно истории Вятской земли, то согласно данной «Повести» новгородцы начинают переселяться на реку Кама и строить первые укрепленные поселения с 1174 года (6682 лето):

В лето 6682 отделишася от предел Великаго Новаграда жители Новгородцы самовласцы дружиною своейю и шедше плавяху в судех на низ по Волге реке и дошедшие до реки Камы и пребыша ту не колико время и поставиша по Каме реке градец мал во обитание себе и слышаху о Вятке реке ин же по ней живущих Чуди Остяков обладающих многими землями и угодиями, построиша окопи и воля земляные…

В 1181 (6689 лето) в нелегкой битве, которая сравнивается с победой Александра Невской над шведами, новгородцы захватывают принадлежавший чуди (белоглазой?) Чудской городок. В летописи он именуется Болванский (очевидно — по количеству стоящих там храмов и идолов) и описывается как «крепкий». Впоследствии этот город получает новое название Никулицын. Другой чудской город — Коншаров (Какшаров), после бегства большей части чуди и отворения ворот новгородцам, становится Котельничем или Котельниным.

Николай Фомин. Княженика

Николай Фомин. Княженика

Наконец, новгородские переселенцы Никулицына и Котельнича принимают на общем сходе решение построить уже общий — третий город, между двумя отвоеванными у чуди, чтобы укрепить свою власть над этими землями. Место было выбрано на горе близ устья реки Хлыновицы:

…тако согласившиеся Новгородцы обладатели Бохванского городка и Кокшарова требу им устроити обще един град и замок крепкий… И избравше место прекрасно над рекою Вяткою близ устья Хлыновицы, инии же реша в то время по реке оной летевшие птицы и крычавше хлы и оттого назвася та река Хлыновица, на высокой горе иже ныне зовет Кикиморская место бо оно ко всеобщему вселению удобно и из тоя горы преславно источники истекающая многия. И по общему согласию во уреченную годину сошедшиеся народи мнози Новгородцев на оной горе начаша к созиданию града место устрояти древеса готовити располагающе како создати град…. и накероша его Хлынов град речки ради Хлыновицы.

Чудь белоглазая

Андрей Клименко

Кстати, кем являлась та самая чудь белоглазая и почему этот народ овеян таким количеством легенд с точностью неизвестно. Сами легенды также зачастую крайне противоречивы — то чудь — богатыри-великаны, то, напротив — низкорослый народ, который может внезапно исчезать под землей. Часто они описываются как сильные и свирепые воины, или как мудрецы, владеющие многими знаниями, неведомыми другим — от этого и «чудь» — то есть «чудной», «странный», «вызывающий удивление». «Белоглазый», по всей видимости, указывает на светлую (голубую?) радужку глаз. Ассоциируют чудь и с другим легендарным народом — сиртя, и с артефактами пермского звериного стиля, а главное — повсеместно на Севере и за Уралом хранятся легенды о том, что то здесь то там (нередко в пещерах) лежат остатки некого Чудского городка. Сами же они словно растворились где-то на дорогах истории. Считается, что чудское население полностью ассимилировалось с коми, русскими и вепсами. Большинство историков относят их в финно-уграм, однако, иные финно-угорские племена (коми-зыряне, пермяки) очень четко дистанцируются от чуди и родственным народом ее не считают, а, например, Светлана Жарникова — знаменитый этнограф, лингвист и знаток Русского Севера, уверенно говорила о том, что это народ славянского корня.

Чудь подземная

Н. К. Рерих. Чудь подземная

Управляется Вятка народным вече по модели Новгорода и не признает главенства каких бы то ни было других княжеств. Жители начинают именовать себя Вятчанами, а свою землю — страной (!) Вяткой.

И тако Новгородцы начаша обще жительствовати самовластвующе правами и обладаеми своими жители и нравы свои отеческия и законы и обычаи Новгородские имяху на лета многа до обладания великих князей Российских и прозвашася Вятчане реки ради Вятки.

Из текста летописи ясно, что Вятка была желанной территорией как для других русских княжеств, раздираемых междоусобицами, так и для соседних народов, однако несмотря на многократные нападения, Вятчане ни разу никем не были захвачены.

Во времена же тыя Российския князи имущия отданные грады прихождаху на Вятку с различными воинстей в великом собрании киждо хотяще страну Вятку взяти в подданство себе и ничто же успеваше наипаче же от Чуди Остяков и Черемис и бесурмян и Нагайцов снизу Волги реки и от Казанских Татар и из Закамских поселившияся тии Новгородцы Вятчане многое утеснение имуще и разорение воюеми многажды и никако же обладаеми бяху.

Новгородцы за Урадом - картина

Николай Фомин. Серия «Покорение Сибири»

В общерусских летописях Вятка впервые упоминается в 1374 году в связи с походом новгородских ушкуйников на Волжскую Булгарию.

В лето 6882 (1374) идоша на низ рекою Вяткою ушкунцы разбойницы, 90 ушкунцев, и грабиша Вятку и шедше взяша Болгары.

Похоже, что древняя Вятка располагала значительной военной мощью и нередко участвовала как в войнах между русскими княжествами, так и в битвах с Ордой. Известно, что в 1412 году между вятичами и устюжанами (Великий Устюг) состоялась некая крупная битва, в память о которой в Вятской губернии возник и укоренился праздник под названием «Свистопляска» (или «вятская свистунья»). Приходился он на четвертую субботу после Пасхи и представлял собой шумное веселье, с песнями, танцами, свистом в свистульки, катанием глиняных шаров с горы и кулачными боями. Организовывалась на праздник и ярмарка, где продавались игрушки в виде девушек, парней, медведей, лошадей, козлов и проч. с характерной дымковской росписью. Многие из них представляли собой именно свистульки, для использования на празднике.

Дымковская игрушка

Дымковская свистулька

В 1432–1453 Вятка выступала на стороне Галич-Мерьского княжества (Костромская обл.) против Московии. После поражения первого вятчане строят деревянный кремль и, вероятно (но не точно!), переименовывают свой город в Хлынов. Уже через пару лет — после походов московских князей (Василий Васильевич) на город в 1457 и 1459 — Вятка (Хлынов) формально переходит под контроль Москвы, а ее войска даже принимают участие в военных походах Московии против Новгорода. В 1471 году (6979 лета) вятчане шедшие по Волге на судах захватывают ханскую столицу Сарай.

Город Сарай-Бату

Город Cарай-Бату (этнографический музей-реконструкция созданный для съемок фильма «Орда» неподалеку от предположительного места расположения настоящего древнего города)

Затем в 1477 уже Казанский царь захватывает Вятку, разоряет город и пленит множество вятчан. При этом последние одновременно продолжают противостоять и московским князьям. В 1489-м при Иване III со второй попытки происходит окончательное подчинение города Московии и включение его в состав Московского государства. Стычки вятчан с Ханами прекращаются только со взятием Иваном Грозным Казани в 1552-м, в этот год хлыновцы уже принимали участие в походе в составе московского войска.

Н.К.Рерих. Покорение Казани

Н. К. Рерих. Покорение Казани

Название города Вятка - Хлынов - Киров

Так как же назывался этот город изначально? Поразительно, но историки не знают этого. В «Повести о Земле Вятской» (которая была написана уже в конце XVII) основанный новгородцами город сразу именуется Хлыновым, по реке на которой стоит. Однако, ни в каких иных исторических документах нигде до 1457 года (когда происходит «официальное» переименование Вятки в Хлынов), не значится название Хлынов — только Вятка.

Получается, что:

  • до 1457 город именовался Вяткой;
  • с 1457 по 1780 — это Хлынов;
  • затем — снова Вятка вплоть до 1934;
  • и наконец — с 1934 до н.в — Киров.

Переименование в Хлынов в 1457 году (если оно имело место) выглядит крайне странно — ведь происходит это в тот момент, когда город остается формально независимым, то есть событие не связано с тем, что он перешел под контроль новой силы, которая захотела предать забвению старое наименование. Более того, переименование какое-то «половинчатое», и в нормативно-правовых актах он продолжает именоваться Вяткой.

Старое архивное фото Вятки - Кирова

Старая Вятка. Фото конца XIX века.

Происхождение названия Вятка выводят, а) из удмуртского языка — считается что река называлась Ватка из-за большого количества водившихся здесь бобров (удмр. «вад — «выдра», «бобер»); б) от летописного народа «вада», либо от имени древнего славянского народа вятичей, которые могли расселиться далеко на восток. Впрочем, жители Вятки в летописях именуются «вятчанами», а не «вятичами»; в) от древне-русского слова «вяче» в значении «больше», «большой», «большая», что могло относиться к реке; г) от слова «ветка» (кстати, на некоторых картах город подписан именно так), что может обозначать как различные ответвления реки, так и «ответвление» новгородского народа, ушедшее/ответвившееся от изначальной своей родины.

Насчет происхождения названия Хлынов есть три версии — первые две озвучены в «Повести о стране Вятской»: по одной из них это связано с птичьим криком «хлы-хлы», или — по удмуртской легенде с криком коршуна «кылно-кылно». Вторая версия — название происходит от речки Хлыновицы (почему так назвали реку — неизвестно). И наконец, есть версия, что «хлын» — это «ушкуйник», соответственно город назван по преобладающему типу населения, коим являлись новгородцы-ушкуйники. Однако, все это может являться неким объяснением для названия только-только основанного города, но не его переименованием через несколько столетий после. Ни одна из этих версий не объясняет самого факта переименования в 1457-м.

Интересно, что если взглянуть на старые карты европейских мастеров — ситуация обратная. На наиболее ранних экземплярах до середины XVI в. (то есть как раз период когда город назывался Вяткой) — на картах отмечен Хлынов, а после его «переименования» на подавляющем их большинстве с 1457 по 1780 (а это целых 323 года, когда город назывался Хлынов!) отмечен только город Вятка.

Карта А.Вида 1544 г.

Карта А.Вида 1544 г. Фрагмент. Обозначен регион Вятка, река Вятка и город Хлынов. Обратите внимание: север - внизу, юг - вверху. Для ориентировка обозначены также Нижний Новгород, Владимир и Тула.

Карта Сигизмунда Герберштейна 1545 г.

Карта Герберштейна 1545 г. Фрагмент. Обозначен только город Хлынов.

Карта Энтони Дженкинсона 1562 г.

Карта Дженкинсона 1562 г. Фрагмент. Обозначен город и река Вятка.

Карта Г.Геррица 1613 г.

Карта Г. Геррица 1613 г. Фрагмент. Обозначен регион Вятка и город Ветка.

И тут пора дать слово альтернативным историкам, которые нередко находят в глубинах всеми забытых официальных документов какие-то «неудобные факты». Оказывается, современникам были известны два отдельных города — Вятка и Хлынов. Так, они оба перечисляются в одном ряду в таких источниках: «Списки городов, посадов и укрепленных монастырей России во второй половине XVII в.», «Le Grand dictionnaire geographique par M.Bruzen» (1737), «Введение в географию, служащее к изъяснению всех ландкарт земного шара с государственными гербами» (1771) и многие др. А самое главное — собираются налоги! — отдельно с Вятки и отдельно с Хлынова, о чем также сохранились записи в «Докладах и приговорах в царствование Петра Великого, изданных Императорскою академиею наук».

Более того, есть одна карта — Гийома де Лиля 1706-го — на которой обозначены оба города сразу…

Карта Гийома де Лилля 1706 г.

Карта Гийома де Лиля 1706 г. Обозначен регион Вятка и два города, расположенные поблизости, но на РАЗНЫХ реках — Хлынов и Вятка.

Примечательно еще и то, что «обратно» название Вятка было возвращено городу Екатериной II, которая питала особую любовь к переименованиям и, как правило отдавала соответствующие указы не без оснований, а ради сокрытия чего-либо неудобного. Читать подробнее про реку Яик, переименованную в Урал, ради «забвения» событий тут произошедших.

________________

Что тогда есть современный Киров? Является ли Вятка Хлыновым, или это два отдельных города — и если да, то когда и почему исчез один из них? Нет ответов…

Северная Двина – Великий торговый путь
Маршруты
Северная Двина – Великий торговый путь

«Заповедник» Русского Севера, где искали вдохновения Билибин, Верещагин и Грабарь, калейдоскоп народных росписей, родина М. В. Ломоносова, новгородцы-ушкуйники, полярные сияния, холмогорская резьба по кости, атомный ледокольный флот России — все это Северная Двина и ее история, история Великого торгового пути, бывшего когда-то единственной связью между Россией и Европой по воде.

Народные приметы и традиция декабря
Календарь
Народные приметы и традиция декабря

Какой будет предстоящая зима, когда начинаются зимние гадания на суженого, откуда идет бессмертный миф о воине-змееборце, когда медведь ложится в берлогу, зачем "слушают воду", как Николай Чудотворец связан с солнечными циклами и как в древности отмечали главный праздник года - рождение нового солнца Коляды на день зимнего солнцестояния. 


Матерь мира
Матерь мира Н.К.Рерих
Древний Ругодив: Нарва или Ивангород?
Азбука городов
Древний Ругодив: Нарва или Ивангород?

Как название Ругодив связано со славянским племенем ругов, с возделыванием ржи и пеньки? Кто такие руги и какой след они оставили в истории? Что говорят о Ругодиве летописи? Почему Нарву и Ивангород разделяют всего 300 метров и кто из них является летописным Ругодивом?

Приметы ноября: поворот на зиму
Календарь
Приметы ноября: поворот на зиму

Как наши предки готовились к наступлению самого темного и холодного времени года? Родительская неделя, «льняные смотрины», прилет синичек, солнечные петухи Кузнеца Сварога, охота на зайцев, ледостав, угощение домового. Переломное время.

Юмна (Винета) - Атландита Балтики
Азбука городов
Юмна (Винета) - Атландита Балтики

Град славянский, созданный венедами за несколько столетий до Троянской войны (как полагал М. В. Ломоносов). Крупнейший город Европы, отделанный мрамором, алебастром, цветными витражами и позолоченной черепицей, ушедший под воду за три дня. Факт ее существования бесспорен и зафиксирован в десятках летописей, но где искать ее сегодня?

Губернии Российской Империи в открытках 1856 г.
Наследие
Губернии Российской Империи в открытках 1856 г.

В год когда закончилась Русско-Крымская война, был коронован на царство Александр II и открылась Третьяковская галерея вышел подарочный набор открыток посвященный различным субъектам Российской Империи. Каждая карточка содержит в себе образную, емкую и детальную информацию по каждой отдельной губернии. Рассмотрим инфографику почти 200-летней давности.

Съезд русских князей
Съезд русских князей Иван Билибин
Дедославль: тульские древности
Азбука городов
Дедославль: тульские древности

«Лесные воины» вятичи — их обычаи, культура, ремесла, украшения и главный город Дедославль. Где ищут легендарный центр сильнейшего племенного союза Руси сегодня? Почему он назывался Дедославль? О чем говорит форма женских височных украшений вятичей?

Народные приметы и традиции октября
Календарь
Народные приметы и традиции октября

Как предсказывали осеннюю погоду по направлению ветра? Кто такой овинник? Почему Покров день особенный в народном календаре и что может значить само название праздника на разных информационных планах? Почему Сергия Радонежского часто изображают с медведем? Когда время заготавливать дрова? Что общего у Параскевы Пятницы и Макоши? Когда открываются границы междумирья?