Ретра – город древних славян на Балтике.
Древний храм в землях лютичей и редарей. Где находился город Ретра?
Дата обновления статьи: 01.01.2024
Древний храм в землях лютичей и редарей. Где находился город Ретра?
Дата обновления статьи: 01.01.2024
Значительную часть территории нынешней Германии (особенно в ее северных, восточных и центральных частях)
«здесь всё до магмы славянское!»
*Все ниженаписанное — это субъективные взгляды, мнения, версии, гипотезы, легенды. Они НЕ являются научными исследованиями и могут НЕ совпадать с общепризнанными концепциями.
Статья написана в рамках цикла «Азбука городов», цель которого возвратить из небытия некоторые забытые фрагменты нашей древней истории, которая, как нам кажется, простирается во времени и пространстве куда дальше, чем принято было считать. В текстах представлены собранные из открытых источников десятки увлекательных фактов, гипотез и легенд о целой россыпи городов, основанных нашими предками по всему континенту — от Полабской Руси до Сибири и Дальнего Востока. Верить представленным версиям или нет — мы оставляем на усмотрение читателей, никому не навязывая озвученных теорий и не утверждая, что они единственно верные.
Скифия, Русь (в самом широком географическом понятии этого слова), Великая Пермь/Парма, Урал, Причерноморье, Тартария (чем бы они не была) — все это составные фрагменты нашего общего наследия, каждый из которых ценен, значим и неразрывно связан с другими частями единой (!) истории. Все это — мы сегодняшние. Уникальная самобытная цивилизация Севера. Именно в таком ключе стоит воспринимать предложенные ниже легенды и теории.
Рассказывали они и о том как закапывают обратно в землю различные славянские артефакты «за ненадобностью», и о том, что запасники немецких музеев буквально ломятся от археологических артефактов и древнейших книг, написанных
Сегодня существование Полабской Руси не отрицается, но особо и не афишируется. Примерно в
Города Балтийской Руси и славян в целом выполняли прежде всего
«Все народонаселение области сосредоточивалось в деревнях и селах; центром же административным и религиозным был город… Город, в противоположность деревне, означал огороженное и укрепленное место. Города были деревянные (срубить город) и земляные (сметать город). Не имея постоянного народонаселения, города служили для окрестных жителей надежным убежищем в случае неприятельского нашествия. Сюда сходились также для поклонения и жертвоприношения богам, равно как и для общественных дел. Оттого в городе не было других построек кроме храма и княжеского двора. В особых пригородах жило торговое сословие. Впоследствии же пригороды слились с городом: таким образом произошли торговые города…. Города у Балтийских Славян постоянно сохраняли свой древний характер, служа сборным местом для сельского народа. Значение их религиозное и административное. Даже там, где была развита обширная торговля, город оставался незастроенной крепостью.»
Всеволод Иванов. Храм бога Хорса
Город Ретра (Ридегост, Радогост, Радогощ), также как и Аркона, являлся одним из ключевых, культовых городов Полабской Руси. Он был хорошо известен современникам и подробно описан немецкими же хронистами (Титмар Мерзебургский, Адам Бременский, Гельмольд из Босау). На основании этих свидетельств можно составить его собирательное описание. В своей книге «Божества древних славян»
«В земле Редарей находился город по имени Ридигост (Riedigost — Ретра), треугольной формы, снабженный тремя воротами, и со всех сторон окруженный тщательно сберегаемой местными жителями священной рощей. Двое из этих ворот были доступны каждому, кто желал войти в город, третьи же, расположенные с восточной стороны, обращены были к морю, представлявшему страшное зрелище. У этих ворот находилось искусно построенное из дерева святилище, покоившееся, вместо фундамента, на рогах зверей. Наружные стены храма украшены были чудесной резьбой, представлявшей изображения различных богов и богинь, внутри же храма стояли истуканы богов, страшные на вид, так как они были снабжены полным вооружением и одеты в шлемы и латы. На подножии каждого истукана было написано его имя. Главнейший из богов, по имени Сварожич (Zuarasici), пользовался, по словам летописца, между всеми язычниками особым обожанием и уважением. Здесь же находились и знамена, которые выносились из храма только в крайнем случае, когда народ отправлялся на битву — несли их пешие воины. Тщательный присмотр за всем этим поручаем был особенным, поставленным местными жителями, жрецам. Сколько было в стране областей — столько было и храмов и кумиров; но между всеми Ретрский храм пользовался предпочтительным уважением.»
Всеволод Иванов. В Храме воинов в городе Ретре. Призрак.
Из данного описания мы видим, что храм был пронизан военной атрибутикой и посвящен
Виктор Корольков. Радегаст.
Кстати, другое название города было «трехрогий Радегаст», что отражает его облик — с тремя приметными башнями. Интересно, что в некоторой степени этот признак перешел и на само божество, которое нередко изображалось рогатым. С другой стороны, возможно, что сама архитектура города (
Кстати, в этой связи стоит вспомнить и о скоморошеских колпаках, которые также часто имели именно три рога, что по мнению некоторых исследователей свидетельствует как бы о количестве открытых каналов — и эта информация, что «перед вами посвященный, НЕ спящий», как бы подсознательно передается зрителям и будит в свою очередь уже их.
Статуя «Радегаста» на горе Радхост в Чехии.
Адам Бременский, составлявший историю Гамбургской церкви примерно на сто лет после Титмара, также оставил описание Ретрского храма. Он пишет, что Ретра — город Редарей — являлась средоточием языческого богослужения, здесь был воздвигнут огромный храм Редигаста, внутри которого находилась его фигура выполненная из золота на ложе из пурпурной ткани. Сам город был окружен глубоким озером и имел девять ворот, а люди шли в него как для принесения жертв, так и для вопрошания оракула. Гельмонд (XII в.) также подчеркивает значение местного оракула, благодаря которому Ретрский храм и пользовался таким уважением. Здесь, аналогично Арконе, проводились различные гадания, а ответы на вопросы получали посредством жребия и толкования поведения священного коня, культ которого был неразрывно связано с культом
"…бросив жребий, узнают истину в делах, вызывающих сомнение. Окончив это, они покрывают жребий зелёным дёрном, и, воткнув в землю
крест-накрест 2 остроконечных копья, со смиренным послушанием проводят сквозь них коня, который считается наибольшим среди прочих и потому почитается, как священный; несмотря на брошенный уже жребий, наблюдаемый ими ранее, через это, якобы божественное животное они вторично проводят гадание. И если в обоих случаях выпадает одинаковый знак, задуманное приводится в исполнение; если же нет, опечаленный народ отказывается от затеи. Старинное, опутанное различными суевериями, предание свидетельствует, что когда им угрожает страшная опасность длительного мятежа, из названного моря выходит огромный вепрь с белыми, блестящими от пены, клыками, и с радостью валяясь в грязи, являет себя многим". (Титмар Мерзебургский, Хроника).
В 955 году при правлении Оттона I (император Священной Римской Империи) храм Ретры был полностью разрушен, а скульптура Радегаста была передана епископу Бранденбургскому. Затем при Генрихе Льве был полностью уничтожен и сам город — так что ученые до сих пор не определили его местоположение с полной уверенностью. Известно, что от Ретры до Гамбурга (последний был основан как форпост Священной Римской Империи на границе владений ободритов) было 3 дня пути.
По одной из версий Ретра локализована близ деревни Прилвиц на земле
Прилвицкие идолы.
P.S. Материалы сайта «Снегирь» носят развлекательный характер и представляют собой собрание личных субъективных мнений, наблюдений, теорий, гипотез и легенд, публикуемых в формате версий без претензии на то, чтобы считаться единственно верными.
______________________________
Читайте о других городах на территории России (и шире — на территории расселения наших славянских и скифских предков) в рамках спецпроекта «Азбука легендарных городов». Порой исчезнувшие, порой переименованные, порой известные преимущественно по старым картам, но все — реальные и с совершенно захватывающей историей, уходящей вглубь иногда на сотни, а иногда и на тысячи (!) лет.
Цель проекта — показать что наше прошлое не ограничено Золотым Кольцом, Москвой, Киевом и Новгородом — все это великие города, но в то же время крупицы в той бесконечной массе сокровищ, которая лежит за пределами учебников истории.
А. Аркона: город храм на острове Буяне
Б. Белоозеро – город, где творилась история Руси
В. Пермь Великая: забытая история
Г. Грустина подземная – доисторический Томск.
Д. Дедославль: тульские древности.
Е. Ергимал и другие древние города Сибири.
Ё. Вышний Волочёк – ворота из Балтийского моря в Персию.
Ж. ВщиЖ – защита, искусство и просвещение.
З. Зартый – земля радимичей и северян.
Й. БерестиЙ: земля дреговичей. Предшественник Бреста.
Л. Старая Ладога – первая столица Древней Руси.
М. Мангазея златокипящая: первый русский город за Полярный кругом.
Н. Наян – место рождения легендарного пресвитера Иоанна на р.Лене.
П. Заполярная Печора – город, которого нет.
Р. Ретра – «трехрогий Радегаст».
С. Серпонов – град лукоморский.
Т. Царственный Тартар – древняя столица.
У. Древний РУгодив – Нарва или Ивангород?
Ф. Форт звездный. Феномен звездных крепостей России.
Х. Ханбалык – столичный город Великого Хана.
Ц. Царица (Волгоград). Город неизвестной царицы.
Ч. Чердынь – город загадок, где время остановилось.
Ш. Блуждающий «ОреШек». Нева – не Нева.
Щ. Щетин – мудрость девятиста.
Ъ. СловенскЪ. Сказание о Словене и Русе.
Ы. ВолковЫск – под именем волка.
Э. Эзина. Царь русов Кинтал против Александра Македонского.